Эсне. Общая характеристика
теогоний и космогоний
сне
находится на западном берегу Нила, к
югу от Арманта, примерно на полпути
между Армантом и Эдфу. По-египетски
место называлось Инует или Та-Сни -
отсюда коптское Сне и арабское Эсне,
греческий Латополис. Главными
божествами в Эсне были бог Хнум и его
жена богиня Небту (или Небу), что
значит "владычица округа". Здесь
поклонялись также локальной богине
Менхет. Когда и каким образом
утвердился в Эсне культ саисской
богини - неизвестно, но она оттеснила
богиню Небту и стала считаться женой
Хнума.
Храм в Эсне, посвященный этим
божествам, построен в греко-римское
время. Тексты этого храма относятся к
I-II вв. н.э. и, следовательно, в
значительной степени отражают
воззрения этого времени. Тексты храма
еще не исследованы и не изданы. Над
ними работает компетентный
французский египтолог С. Сонерон. Пока
он опубликовал предварительное
сообщение о своих изысканиях и
частичный перевод некоторых текстов
храма Эсне. Хнум, издавна слывший
главным богом на этой территории,
считался богом плодовитости; его
воплощением был овн. Вместе с тем Хнум
был богом-гончаром, создавшем на своем
гончарном круге людей. Как и другие
"знатные" боги, он был
отождествлен с богом Ра и стал
демиургом. Появление на территории
Эсне культа Нейт из Саиса, которая
сама по себе была демиургом, привело к
ограничению функций Хнума-Ра. За ним
осталось лишь создание на гончарном
кругу живых существ, все остальное
было сотворено богиней. Тем не менее
Хнума-Ра сопоставляют с Пта и с Шу, и
временами ему отводится значительная
роль в сотворении мира. Так, например,
в одном тексте о нем говорится: "Он
создал города, разделил поля, создал
Обе Земли, он создал на [гончарном]
круге всех людей, он родил богов, чтобы
заселить землю». Обращает на себя
внимание фраза: "Незамедлительно
осуществляется все вышедшее из его
уст".
В другом тексте храма Эсне в
обращении к богу сказано: "Ты
владыка [гончарного] круга, по своему
желанию творящий на круге,
благодетельный бог,
благоустраивающий страну и
соединяющий зародыши земли... ты
всемогущ... и ты создал людей на [гончарном]
круге, ты создал богов, мелкий и
крупный скот, ты придаешь форму всему
на своем круге ежедневно, твое имя
Хнум, гончар".
Еще в одном тексте содержится
следующее обращение к богу: "Ты
владыка Эсне, бог, создавший на круге
богов, людей и всех животных..."
Здесь же говорится о том, что Хнум
вышел из океана Нуна, что "сладостное
дуновение севера выходит из него для
ноздрей богов и людей..." В этом Хнум
явно сближается с "царем богов"
Амоном, который был богом воздуха и
света. В храме Эсне сохранился очень
большой текст, повествующий о
празднике города Саиса - тринадцатого
числа месяца епифи и о том, как богиня
Нейт создала мир посредством
изречения слов (ср. Тот, Ра, Пта, Хнум).
Нейт - древняя богиня, упоминаемая уже
в "Текстах пирамид" как мать
Себека. Ее эмблемой, а ранее,
несомненно, и фетишем, были две
перекрещенные стрелы. Ее имя входило в
состав теофорных имен двух цариц
тинисского времени - Меритнейт и
Хетепнейт. Греки, в частности Геродот,
отождествляли египетскую Нейт с
греческой Афиной. Само собой понятно,
что и в Дельте, и в Саисе существовали
теогония и космогония во главе с Нейт.
Итак, нами рассмотрены пять теогоний
и космогонии - Гелиополя, Мемфиса,
Гермополя, Фив и Эсне. Подведем
некоторые итоги.
Все теогонии и космогонии исходят из
того, что до момента создания мира
существовал извечный, первобытный
океан, олицетворенный богом Нуном.
Представление это глубоко коренилось
в сознании египтян и было обусловлено
самой природой Египта, его физической
географией. С незапамятных времен
бесчисленные поколения людей,
селившихся на берегах Нила, наблюдали
грозную и вместе с тем милостивую к
человеку стиуиэт великой реки, без
которой невозможно было представить
себе жизнь в любых ее формах и
проявлениях. Зрелище ежегодных
грандиозных паводков, затем спада
воды и появления плодородной,
необходимой для жизни земли
воспринималось египтянами как
повторение, правда в меньшем масштабе,
истории мироздания. Первым
появившимся из первобытного океана
куском суши в том или ином городе
считался именно тот кусок, на котором
стоял данный город. Геродот (II, 4)
передает услышанный им рассказ о том,
что во времена первого царя
объединенного Египта, Менеса, весь
Египет, за исключением фиванского
округа, представлял собой грандиозную
топь. Здесь мы имеем дело с
реминисценцией фиванской космогонии.
Из недр первобытного океана Нуна,
извечного водного хаоса, появился и
демиург - в виде солнца и света.
Демиург возникал сам собой и создавал
других богов и весь мир. Демиурги в
разных центрах различны. В Гелиополе,
Мемфисе, Фивах - это Ра, Пта, Амон, в
Гермополе - это огдоада.
История мироздания в разных
космогониях также различна. В
космогонии Мемфиса, например, мы
находим разработанную до деталей
методику творения посредством
творческого слова демиурга. Влияние
ее распространилось, в той или иной
степени, и на все прочие космогонии.
Созданию людей, как это ни странно, в
космогониях уделяется внимание явно
недостаточное. Люди существуют уже в
самом начале творения, т. е.
хронологически до богов. По одной
версии, люди возникли из слез бога Ра,
по другим - их создавал бог Хнум на
своем гончарном круге.
В представлении египтян, процесс
сотворения мира, в котором обитает
человеческий род, - первый акт
божества. Созданный божеством мир
постоянно находится под угрозой
гибели, уничтожения его силами мрака и
хаоса. Бог, создавший мир, ведет
постоянную борьбу за его бытие против
стремящихся поглотить мир сил хаоса и
мрака. Эта весьма любопытная
особенность египетского
мировосприятия раскрывается нами при
рассмотрении загробных представлений
египтян. Борьба за бытие мира
мыслилась как нечто вполне конкретное
и материальное. Хаос, первобытный
океан, находящийся вне созданного
богом мира, стремится уничтожить этот
мир и даже его создателя - солнце (бог
Ра). Каждый раз, когда солнце
скрывается за западным горизонтом и
погружается в подземный мир, оно
сталкивается с силами тьмы и хаоса и
вступает с ними в ожесточенную борьбу.
Всякий раз оно побеждает и восходит на
восточном небосклоне, озаряя своими
лучами, перед которыми отступают силы
тьмы и хаоса, как бы возрожденный,
обновленный, заново утвержденный мир.
Итак, бытие мира - это извечная,
непрекращающаяся борьба между силами
хаоса и порядка, тьмы и света.
В свете современного научного
мышления египетские космогонии
далеки от совершенства и логической
последовательности, грешат
множеством противоречий, но упрекать
в этом древних египетских богословов
было бы в высшей степени неразумно.
Богословское мышление, несмотря на
тенденцию быть последовательным,
отдано во власть эмоций и интуиции,
трудно совместимых с логикой.
В высшей степени интересную
информацию содержит 175-я глава "Книги
мертвых". Здесь приводится диалог
между демиургом Гелиополя Атумом и
богом Осирисом, которому выпал жребий
удалиться в загробный мир и
царствовать там. Атум, утешая Осириса,
говорит ему, что он, демиург и
верховный бог Атум, в наказание за
строптивость богов, «детей Нут",
решил уничтожить все, что им создано, т.
е. мир: "Я разрушу все, что я создал.
Мир снова превратится в первобытный
океан [Нун] и бесконечность [Хух], как
было вначале". Итак,
организованному миру угрожают не
только силы тьмы и хаоса, но и
разрушение его самим творцом, что
гораздо страшнее.
В заключение следует сказать
несколько слов о философской оценке
египетских космогонии и теогоний.
Космогонии и теогонии теснейшим
образом связаны между собой, эта связь
органическая, нерушимая. Элементы
космогонии являются одновременно
элементами теогонии. Например, небо не
только компонент космоса, это и богиня,
жена Геба, дочь Шу и Тефнут, - элемент
природы слит с божеством,
персонифицирован в конкретном
божестве.
Возьмем аспект чисто
космогонический, отвлечемся от
теогонии. В космогонии участвуют
природные субстанции: вода (Нун), земля
(Геб), небо (Нут), воздух (Шу), солнце (Атум,
Ра и др.), тьма (Кук и Каукет в Гермополе),
или абстрактные начала -
бесконечность (Хух и Хаухет),
невидимое (Амон и Амаунет) в концепции
того же Гермополя. Организатор этих
элементов, демиург, сам - один из
элементов природы; он появляется из
водяного хаоса, изначального океана
Нуна.
Здесь напрашивается параллель с
греческой натурфилософией. Фалес из
города Милета (конец VII-начало VI в. до н.э.),
первый из натурфилософов, считал,
например, началом всего воду. Учение
Фалеса о воде как начале всего сущего
перекликается с представлением
египтян о первобытном океане Нуне.
Плутарх (Исида и Осирис, 34) прямо
заявляет, что свое учение Фалес
заимствовал у египтян. Независимо от
того, соответствует это истине или нет,
несомненно одно: греки знали учение
египтян об океане Нуне - и, разумеется,
задолго до Плутарха. Ибо если бы они
этого не знали, Плутарх не мог бы об
этом написать.
Представление египтян о воздухе (Шу -
в гелиопольской концепции, Амон - в
фиванской) перекликается в какой-то
степени с учением милетского
натурфилософа Анаксимена (VI в. до н.э.),
утверждавшего, что праэлементом всего
существующего был воздух. Нечто общее
можно усмотреть и между египетским
представлением о бесконечности,
воплощенной в божествах Хух и Хаухет,
и учением греческого натурфилософа
Анаксимандра (VI в. до н.э.) о
бесконечном (апейрон), свойства
которого остаются невыясненными.
Однако египетские космогонические
представления облечены в
теогоническую, мифологическую форму,
от которой они неотделимы, и было бы
крайне несерьезно усматривать в них
элементы или зачатки материализма.
Греки, безусловно, знали основные
положения египетских теогоний и
космогонии. Греко-египетские связи в
сфере духовной (в VII-VI вв. до н.э.)
несомненны. Греки не скопировали
египетские воззрения, а взяли из них
то, что можно было положить в основу
натурфилософских учений. Разумеется,
это предполагало уровень мышления
более высокий, нежели религиозно-мифологический.