Гермополь
ревний
Гермополь расположен в Среднем Египте.
Современное арабское название Эль-Ашмунейн
происходит от коптского Шмун,
восходящего к египетскому Хмун - "восемь",
что обозначает восьмерку местных
богов, или огдоаду. Греки называли
этот город Гермополем, так как
отождествляли главного бога города -
бога Тота - со своим Гермесом. От
древнего Гермополя ничего не осталось.
Располагался город на западном берегу
Нила, недалеко от того места, где от
русла Нила ответвляется на запад
канал Бахр-эль-Юсуф.
Некрополь Гермополя находился в
местности, именуемой в наше время Туне-эль-Гебель.
Гермополь был метрополией Заячьего
нома, правителей которого погребали в
расположенном неподалеку Эль-Берше.
"Восемь" как название Гермополя
в "Текстах пирамид" вовсе не
встречается, но начиная со времени
Среднего царства оно фигурирует в
разных текстах. После падения
централизованной монархии Древнего
царства правители Гермополя
почувствовали себя самостоятельными:
они датировали свои надписи не годами
правивших фараонов, а годами
собственного правления. "Они редко
называют фараонов по имени, хотя и
говорят о себе как об их вельможах. Эти
Аханахты, Ихи, Нехери, Тотнахты и т. п.
владели знаменитыми хатнубскими
копями, в которых дошло до нас много
длинных курсивных надписей с
изложением обстоятельств экспедиций
для разработки их в видах сооружения
храма Тоту. Они самостоятельно
распоряжаются этим государственным
имуществом и уже при VI династии
доставляют царю алебастр скорее как
подарок, чем в качестве повинности.
Здесь же номархи говорят о своих
заслугах по отношению к жителям
своего нома и его богу - покровителю
Тоту. Эти надписи чрезвычайно
интересны для представления о
развитии самостоятельности номархов
и истории этого времени".
Раскопки германской
археологической экспедиции в: 1928-1933 гг.
дали представление о плане Гермополя:
в северной части города была большая
священная площадь, окруженная толстой
каменной стеной, за которой
укрывалось. население в случае
вражеского нашествия. Тут же
находился храм бога Тота. Рамсес II
соорудил здесь и храм Амона. В
гермопольском разделе папируса
Харрис I повествуется об отчислениях в
пользу Тота, установленных Рамсесом III,
и об обновлении стены, окружавшей
священную площадь.
Религиозная система Гермополя
известна в основном по текстам
позднего времени, в значительной мере
происходящим не из самого Гермополя, а
из других религиозных центров. Прежде
всего следует отметить, что между
огдоадой Гермополя и богом Тотом нет
такой органической и тесной связи, как
между Ра и его эннеадой. Знаменательно,
что название "Восемь" город
получил в честь восьмерки богов,
состоящей из четырех пар божеств, в
число которых бог Тот не входил. Эти
четыре пары (каждая состояла из бога и
богини), вне всякого сомнения, не были
исконными богами ни самого Гермополя,
ни близлежащих мест; они - результат
теологической спекуляции жречества.
Этими четырьмя парами божеств были
представлены стихии, из которых
возник организованный мир: Нун и
Наунет - первобытный океан, Хух и
Хаухет - бесконечность пространства,
Кук и Каукет - мрак, Амон и Амаунет -
невидимое. Вряд ли следует
подчеркивать в высокой степени
абстрактный характер этих божеств.
Можно даже сказать, что эти четыре
пары божеств были в большей мере
символами, обозначавшими четыре
начала, чем божествами, их
олицетворявшими. Изображались боги с
головами лягушек, а богини - с головами
змей. Следует подчеркнуть, что Нун и
Наунет - символы первобытного океана
входят и в цикл мемфисских божеств, а
Нун фигурирует как первобытный океан
и в гелиопольском учении о создании
богов и мира. Невозможно сказать, кто у
кого заимствовал имена божеств и что
за ними скрывалось. Всякие догадки на
этот счет более чем рискованны.
Ограничимся лишь констатацией связей
и взаимовлияний, что само по себе
крайне важно. Взаимовлияния
проявлялись на почве Гермополя в
различных, друг с другом не
согласованных и порой запутанных
формах, и попытки систематизировать
их, привести к общему знаменателю
обречены на неудачу. По причине
скудости источников,
неопределенности содержащейся в них
информации трудно сказать, каковы
были взаимоотношения между огдоадой и
Тотом. Не ясен ни самый процесс
теогонии и космогонии, ни роль, какую в
этом процессе играла огдоада. По
поздним данным, из Фив огдоада,
завершив процесс творения, удалилась
на холм Джеме (современное Мединет Абу).
Здесь умерли и погребены все ее члены.
Б. Тураев приводит ряд выдержек из
текстов птолемеевского времени, в
которых говорится о деятельности
членов огдоады при создании вселенной.
Боги проходят под титулами: "отец
отцов всех богов", "сотворивший
горняя, давший бытие дольним» и т. п.
"Из этих текстов достаточно ясно,
что с ними было соединено
представление о мироздании".
По совокупности данных главным в
гермопольской теогонии и космогонии
было: во-первых, появление из
первобытного океана первозданного
холма на месте Гермополя; во-вторых,
возникновение на холме чудесного
лотоса; в-третьих, рождение из этого
лотоса бога-ребенка с пальцем у рта.
Этим последним актом завершается
сотворение мира и солнца; бог-ребенок
порождает других богов и людей, причем
о людях говорится, что они появились
"из глаз" бога (вспомним слезы
бога Pa!) - об этом же сообщается в
текстах храма Эдфу.
Существовала и другая гермопольская
версия космогонии и теогонии, но
информация о ней скудна и
противоречива. Суть версии в
следующем: неизвестно, от кого и как в
Гермополе появилось божественное
яйцо, из которого произошел сам бог Ра,
сотворивший затем других богов.
Знаменитый Петосирис, верховный жрец
бога Тота в Гермополе в начале
македонского владычества, повествует
о том, что скорлупа этого
божественного яйца зарыта на земле
Гермополя.
Имя бога Тота встречается уже в "Текстах
пирамид" и в других религиозных
текстах более позднего времени. Из-за
отсутствия информации в источниках до
сих пор не представляется возможным
установить, когда, почему и как бог Тот
стал верховным богом в Гермополе,
возглавлявшим огдоаду. Видимо, это
произошло довольно поздно.
В птолемеевские времена о боге Тоте
вполне определенно говорится как о
демиурге и победителе сил мрака. В "Тексгах
пирамид» и в ряде других Тот проходит
как бог луны. В уже упомянутой "Книге
Коровы" рассказывается, как бог Ра
приказал богу Тоту быть его
заместителем, везиром на небе: луна -
помощник солнца в освещении земли. С
Тотом в качестве бога луны
связывалось представление о времени (фазы
луны), счете, знании письма и всех наук,
в первую очередь магии. Тот считался
богом-покровителем профессиональных
писцов. Сохранился ряд молитв,
адресованных писцами своему богу (например,
папирусы Анастаси III, 4.12-5.4; Анастаси V,
4.2-10.2; Салье I, 8.2-8.6). На виньетках 125-й
главы "Книги мертвых" Тот
фигурирует как писец великого суда
богов в загробном мире, он активно
участвует в вынесении окончательного
приговора душе умершего, сердце
которого взвешивается на точных весах.
Отсюда Тот - "владыка Истины",
судья в мире богов и покровитель судей.
В известной мифологической сказке о
"Злоключениях Хора и Сетха" Тот
является писцом эннеады. Во времена
Нового царства бог Тот считался
творцом разных языков. Отмечено, что
по крайней мере в двух текстах он
назван "отличающим язык [одной]
страны от [языка] другой".
В мифологической истории Египта, в
истории фараонов - богов, Тоту
отведено определенное место, он
правил после бога Хора и до богини
Маат, причем на его царствование
приходится 7726 лет. В мифах и легендах
Тот в качестве фараона не выступает.
Тот "не вызывал своим именем в
египтянах представления о своей роли
в качестве фараона, как это мы видим
относительно богов эннеады и Гора;
гораздо охотнее они видели в нем не
царя, а его советника и визиря.
Египтяне не могли представить себе
своей страны иной и в иных условиях,
чем они ее видели; бюрократическое
устройство с фараоном во главе должно
было быть современным ей и
возводилось к богам".
Бог Тот был весьма популярной
фигурой египетского пантеона на
территории всего Египта во все
времена. По характеристике Б. Тураева,
он был у египтян "идеалом высшей
премудрости и правды, олицетворением
лучших сторон человеческой природы,
воплощением идеи откровения" и
олицетворением ума. Культ этого
божества был широко распространен в
стране. Помимо Гермополя (Hermopolis magna) и
Малого Гермополя (Hermopolis parva) культ Тота
существовал в Фивах, Абидосе,
Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте,
Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в
Нубии и т. д.
Как подметил Б. Тураев, "у
большинства египетских божеств
женские дополнения были искусственны
и бесцветны". В качестве супруги
Тота чаще всего фигурирует богиня
письма Сешат, затем богиня истины Маат
и, наконец, Нехемауит. Встречаются и
другие, редко упоминаемые богини.
Подобного рода неопределенность
порождена отсутствием устойчивой
мифологической традиции, связанной с
богом Тотом. В рамессидовские времена
в Саисе матерью Тота считалась богиня
Нейт. В птолемеевские времена его
матерью в Гермонте названа богиня
Раит-Тауи.
Луна ассоциировалась не только с
Тотом, но и с другими богами. Прежде
всего с членом фиванской триады богом
Хонсу, о котором будет подробно
сказано в следующей главе. В поздних
текстах нередко говорится о божестве
Хонсу-Тоте. Был еще лунный бог Дуау,
недвусмысленно названный луной в
одном позднем тексте. Нельзя обойти
молчанием и бога Яха. "Ях"
означает "луна". Иногда это слово
пишется с детерминативом бога, и тогда
оно обозначает луну как божество.
Здесь следует отметить, что теофорные
имена фараонов XVIII династии содержали
в своей теофорной части имена богов, а
именно: Амона, Тота и Яха - было четыре
Тутмоса, четыре Аменхотепа и один
Яхмос (родоначальник династии). Имена
эти означают: "Тот родил его", "Амон
доволен", "Ях родил его". Таким
образом, эти имена указывали на
божественное происхождение фараона.
Показательно, что из 16 фараонов XVIII
династии пять носили теофорные имена,
связанные с именами богов луны.
Священным животным Тота был ибис, а в
более поздние времена и павиан.