В связи с представлениями,
выраженными в этом тексте, возникают
вопросы:
1) когда и как хтонический Атум
(и Атум-Хепри) превратился в солнечное божество Ра-Атум?
2) если Осирис и его
сын Хор - хтонические божества, когда и
как они попали в гелиопольскую
теогонию и в гелио-польскую эннеаду?
На вопрос когда? ответить более или
менее точно невозможно. Ясно одно: эти метаморфозы отражены уже ж
"Текстах
пирамид", следовательно, произошли они
в глубокой древности. И совершенно
невозможно ответить на вопросы, почему
был создан жрецами Ра-Атум, каким
образом солнечный бог Ра стал в Гелиополе Ра-Атумом
- главой гелиепольской
эннеады, верховным божеством и
демиургом. Можно только констатировать,
что культ бога солнца Ра стал господствующим в Гелиополе и наложил
отпечаток на египетскую религию в целом. В результате слияния бога солнца
Ра с Атумом и Хепри возник триединый
бог солнца Хепри-Ра-Атум. Уже в "Текстах
пирамид" (Руr., § 1695) сказано: "Они (боги.
- М.
К.) дают тебе (Ра. - М. К.) возникнуть как
Ра в твоем имени Хепри, ты поднимаешься
к ним как Ра, ты отворачиваешься от их
лика как Ра в твоем имени Атум".
Представление о Хепри как об утреннем
солнце, о Ра как в дневном светиле и об
Атуме как о заходящем солнце,
сложившееся уже во времена "Текстов
пирамид", оказалось очень устойчивым
- оно встречается в текстах Нового
царства и позже.
Осирис, Исида, Сет и Нефтида, как было
отмечено выше, не исконные божества Гелиополя, в частности Осирис
- бог
Бусириса. Включение божеств круга Осириса и мифов, к нему относящихся, в
гелиопольскую эннеаду и в цикл ее мифов
произошло в глубокой древности по
инициативе гелиопольского жречества.
Важно подчеркнуть, что сами египтяне в
полном соответствии с теоретическим
обобщением К. Маркса, согласно которому
"древние народы переживали свою
доисторическую эпоху в воображении",
в значительно более поздние времена
рассматривали свое историческое
прошлое следующим образом: сначала
царствовали на земле боги, затем
полубоги и, наконец, фараоны. Итак, по
традиционному представлению египтян,
древнейшими царями в стране были боги,
конкретно - боги упомянутой выше "большой"
эннеады Гелиополя.
Дошедшие до нашего времени отрывки из
истории Манефона (у Африкана и Евсевия)
весьма близки по содержанию
знаменитому Туринскому царскому
канону, датируемому XIII в. н.э. К
несчастью, этот бесценный документ
сохранился в отрывках, начало его
утеряно. У Манефона, жившего и
писавшего во времена Александра
Македонского и первых Лагидов (следовательно,
на тысячу лет позже), но
придерживавшегося той же традиции, первым царем был Гефест (т. е. бог Пта),
за ним следует Гелиос (т. е. бог Ра), далее другие божества гелиопольской
эннеады. Таким образом, на протяжении всей своей многовековой истории
египтяне считали, в соответствии с традицией Гелиополя, божества
гелиопольской эннеады своими первыми царями, вслед за которыми стал править
бог Хор, сын Осириса и Исиды. В Туринском царском каноне,
во фрагменте
II первого столбца, упомянут "Хор богов". Затем следуют полубоги и
фараоны. Фараоны считались по этой традиции продолжателями и потомками
богов "большой" гелиопольской эннеады,
правивших древней страной. Следует
добавить, что традиция Гелиополя стала
общеегипетской, ибо все фараоны
считались "живыми Хорами". Из
сказанного ясно, что члены "большой"
гелиопольской эннеады были и великими
богами, и первыми царями - правителями
страны.
Как было отмечено выше,
мифотворчество развивалось на всем
протяжении истории Египта. Основой
мифов о боге Ра были изложенная
теогония о происхождении эннеады и
связанная с ней космогония. Более
поздние мифы в той или иной мере
соотнесены с этой теогонией. Чтобы
убедиться в этом, достаточно сравнить,
например, изложение мифа о сотворении
мира богом Ра, содержащемся в папирусе
Бремнер-Ринд (IV в. до н.э.), с
приведенными выше выдержками из "Текстов
пирамид" (Руr., § 1040а-d) о появлении из
Нуна бога Атума-Хепри. В упомянутом
папирусе говорится: "Я тот, кто
воосуществовал как Хепри. Я
воосуществовал и воссуществовали
существования. Воссуществовали все
существования после того, как я
воссуществовал и многие существа вышли
из уст моих. Не существовало еще небо и
не существовала земля...".
Интересно отметить игру слов с
глаголом хепер ("существовать").
Как и в других поздних текстах,
содержащих варианты основной
гелиопольской теогонии, здесь много
мест, повествующих о фактах и
подробностях, неизвестных из более
древних текстов. Однако нет сомнения о
том, что эти факты и подробности в той или иной форме
представлены в древней теологии, но,
вероятно, дошли они до нас в поздних
вариантах либо являются результатом
локального творчества под влиянием
гелиопольских космогонии и теогонии.
Так, в том же папирусе Бремнер-Ринд (27.2-3) бог Ра говорит:
"Они принесли мне
с собой мое Око после того, как я собрал
свои члены. Я оросил их слезами, и
воссуществовали люди, вышедшие из
моего Ока". Эта фраза очень многозначительна
- она дополняет
картину сотворения мира описанием создания людей: люди
- это слезы бога Ра.
Здесь очень важно созвучие слов "люди"
(rmt) и "слезы" (rmt).
Солнечных сказаний было много, но
очень немногие из них сохранились в более или менее полном виде. Большей
частью приходится иметь дело с намеками в разных текстах на
неизвестные нам мифы. Из "Текстов
пирамид" (Руr., § 1209), например, можно
узнать, что Ра был "золотым теленком",
рожденным богиней неба Нут, имевшей
облик коровы. "Отклики этого сказания,
бывшего, по-видимому, некогда одним из
основных египетских мифов о
происхождении мира, мы находим и в
других текстах...".
В относительно полном виде
сохранился миф об истреблении людей. В
книге, известной в науке под названием
"Книга Коровы" (XIV в. до н.э.), текст
которой высечен иероглифами в скальных
гробницах фараона XIX династии Сети I
(1309-1291 гг. до н.э.) и фараона XX династии
Рамсеса III (1182-1151 гг. до н.э.) в Фивах, в
Долине царей, рассказывается о мятеже
людей против бога Ра и о постигшем их
наказании. Папирус Бремнер-Ринд и "Книгу
Коровы" разделяет тысячелетие. В более
раннем тексте рассказывается о мятеже
людей против бога Ра и их наказании, в
более позднем - об их сотворении.
Очевидно, в не дошедших до нас
сказаниях и текстах содержалось
подробное повествование о сотворении
людей, .но не исключена и другая версия.
Миф об истреблении людей вкратце
рассказывает о следующем: создав мир и людей, Ра царствовал и над людьми, и над
богами, но неблагодарные люди замыслили злые дела против старого
царя: "Кости его стали серебром, члены
его - золотом, и волосы - истинным
лазуритом". Посоветовавшись с богами,
Ра посылает свое Око, богиню Сехмет,
наказать людей. И богиня приступает к массовому их истреблению. Но Ра
сжалился над людьми. Чтобы спасти их от рассвирепевшей богини, упивавшейся
человеческой кровью, Ра приказывает напоить богиню красным пивом, похожим
на кровь. Богиня опьянела и прекратила
истребление людей. Так был спасен
человеческий род.
Другое сказание повествует о том, как
обходя Обе Земли (т. е. Верхний и Нижний
Египет), бог Ра был укушен ядовитым
змеем. Богиня Исида, "которая узнала
все на небе и на земле, подобно Ра",
задумала узнать подлинное имя великого
бога и тем самым приобрести власть над
ним. Она создала змея, который укусил
старого бога-царя. Ра невыразимо
страдает и обращается за помощью к
своей эннеаде. Но ни один бог не может
ему помочь, и только Исида обещает
помощь при условии, что он назовет ей
свое подлинное имя. Ра называет
множество имен и между прочим говорит:
"Я - Хепри утром, Ра в полдень и Атум
вечером». Но Исида продолжает
настаивать на том, чтобы бог назвал
свое подлинное имя: "Не было твоего
имени в том, что ты мне говорил!" Наконец Ра уступает и называет ей свое
имя, которое, само собой разумеется, в тексте не приводится. Текст кончается
заклинанием Исиды, последние слова которого таковы:
"Говорить слова над
изображением Атума и Гора-Хекену...".
Содержание сказания является основой
заклинания против укуса змей. Этот текст содержится в одном из папирусов
Туринского музея, относящемся ко времени Нового царства.
Необходимо и важно подчеркнуть, что в
ряде египетских мифов бог Ра выводится
как доброе, светлое начало, как
неутомимый борец с темными силами зла.
В упорной, ожесточенной борьбе со злом
он опирается на близких ему богов, в
первую очередь богов эннеады, и
одерживает победу. Этот мотив неоднократно встречается уже в
"Текстах
пирамид" (например, § 385), пронизывает
насквозь учение гелиопольского
религиозного центра. Борьба бога Ра
носит космический характер, "и в каждом
гимне солнечному божеству неизменно
восхваляется победа последнего над
чудовищным противником".
Этим
противником является первозданный
хаос, водная стихия, физический мрак и
связанные с ним существа - змеи,
крокодилы, гиппопотамы и, как ни странно, безобидная черепаха. В
отношении змей надо сделать оговорку. В
религиозных представлениях египтян
змеи играли очень существенную роль. Они разделялись на добрых и злых,
поэтому одни змеи были сторонниками бога Ра, другие
- его злейшими врагами. В
текстах некоторые из тех и других названы по именам. М. Матье вполне
правильно сравнивает роль змей в египетской религии и в религии
некоторых африканских народов - эве и
др.
Против кого же конкретно ведет борьбу
бог Ра, кто его враги? Это гигантский крокодил Мага; это змей Ими-Ухенеф,
которого бог Ра убил в Гелиополе под сикоморой, приняв облик огненно-рыжего
огромного кота ("Книга мертвых", гл.
XVII). "На стенах гробницы царей 19-й и 20-й
династий мы вновь встречаем Ра в образе
кота"; это гигантский змей
Апопи, низвержению которого посвящен уже упомянутый папирус Бремнер-Ринд,
змей Ник и др. Все они воплощали
первобытный хаос, водную стихию,
физический мрак. В уже цитированном в другой связи
"Поучении Мерикара" в
строках 130-134 отражены религиозные взгляды высокопоставленных лиц того
времени: "Он создал небо и землю для них
(людей. - М. К..), он устранил крокодила из
вод. Он создал воздух для их ноздрей.
Они - его подобие, вышедшее из его тела.
Он ради них поднимается на небо. Он
создал растения и животных, птиц и рыб,
чтобы кормить их. Он уничтожил своих
врагов и [даже] детей, ибо они задумали
восстать. Он создал ради них (людей. - М.
К..) свет и плывет [по небу], чтобы они
могли видеть". Он - это бог, не названный
по имени. Из содержания приведенной
цитаты явствует, что речь идет о боге Ра.
Итак, Ра создал мир как свет,
противостоящий тьме. Но созданный из
хаоса мир не является чем-то
завершенным и стабильным. Из века в век,
изо дня в день он ведет
непрекращающуюся ожесточенную борьбу
за свое существование, против хаоса,
водной стихии, мрака и существ, их
воплощающих. Идея этой борьбы пронизывает космогонические
представления, начиная с "Текстов
пирамид" и кончая очень поздними
текстами (как, например, папирус
Бремнер-Ринд). Согласно мифу,
изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра
в течение дня плывет по небу и к вечеру
подплывает к западным горам Египта, в
которых, по представлению египтян,
находился подземный мир. Дневной путь
Ра по небу окончен. Бог переходит из
дневной ладьи манджет на ночную ладью
месктет. На этой ладье в окружении
свиты он погружается в подземный мир.
Здесь, в царстве мрака, происходят
ожесточенные схватки сил света и сил
тьмы, из которых Ра и его свита
неизменно выходят победителями.
Проплыв по подземному миру и одолев
всех врагов, Ра снова переходит на
дневную ладью и появляется в полном
блеске на восточном небосклоне - суточный
цикл повторяется.
Наиболее яркий представитель сил зла
- великий змей Апопи - извечный враг бога Ра.
"Постепенно Апопи становится в египетской религиозной
литературе как бы собирательным
образом врагов солнца. Это он является
постоянным объектом заклятий солярных
гимнов и магических ритуалов... Понятно
поэтому, что образ солнца -
победоносного
воина, сначала пешего, а позднее
всадника, впоследствии в сильнейшей
степени повлиял и мифологически и иконографически на создание в
христианском Египте многочисленных
культов святых всадников-победоносцев:
Сисинния, Фиваммона, Феодора и др.".
Египтяне представляли себе
враждебную стихию мрака" по крайней
мере в древнейшие времена, как нечто
вполне физическое. Отличное описание,
так сказать, бытового мрака и его вреда
для людей содержится в известном гимне богу Атону. Автор гимна говорит богу:
"Ты
заходишь на западном небосклоне, а земля [находится] во мраке, наподобие
мертвого. Спят они [египтяне] в помещениях, причем головы их закутаны и
один не видит другого. Тащат все их вещи"
что под их головами, и не знают они [об
этом]. Каждый лев выходит из своего
логова. Все змии жалят во мраке, [когда]
уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так
как тот, кто создал их, зашел на своем
небосклоне". Мрак извечного
хаоса и первобытной водной стихии был,
естественно, много страшнее. Так вполне
четко выявляется дуализм
гелиопольских теологии и космогонии,
дуализм динамичный, в силу которого
борьба света и мрака, воспринимаемых
как физические явления, составляет
органический аспект бытия.
Существовали мифы не только о самом
Ра, главе эннеады, но и мифы о некоторых
ее членах, мифы иногда развернутые,
иногда лишь в виде самых лаконичных
сообщений. В уже упомянутой "Книге
Коровы" говорится о том, что верховный
бог Ра сделал бога Тота, бога луны,
своим "заместителем" на небе ночью и
что луна является левым глазом Ра.
Бог Шу, имя которого может означать "пустоту"
(между землей и небом) или "свет", был
первым богом, созданным Ра. Его женское
дополнение - богиня Тефнут, также созданная Ра. Некоторые египтологи без
достаточных оснований полагали, что она олицетворяет влажность, росу и т. п.
Рожденная Шу и Тефнут пара богов - бог
земли Геб и богиня неба Нут -
мифологически тесно связана с Шу. Шу разъединил их
- Геба оставил в
горизонтальном положении вниз, а Нут
поднял вверх. Изогнувшись, она осталась
лежать на поднятых вверх руках Шу,
упираясь руками и ногами в Геба. Нут,
Небо, - самая колоритная фигура из
названных четырех божеств. Существовали различные мифологические
образы неба. Вот один из них:
антропоморфная богиня, живот которой
представляет собой небо, усеянное
звездами. Ночью плывут эти звезды по
ней, а днем - внутри нее, ибо утром она
их поедает, а вечером рождает вновь. Из-за
того что Нут ежедневно поедает своих
детей, ее муж, бог земли Геб, рассорился
с ней. Именно по этой причине ее отец,
бог Шу, разъединил супругов и навсегда
поднял богиню вверх - ее прозвали "свиньей,
поедающей своих поросят". Этот
интересный, но плохо сохранившийся
текст начертан в гробнице Сети I
недалеко от "Книги Коровы". Напрашивается сравнение Нут с
греческим Кроносом, поедавшим своих детей.
В "Книге Коровы", где содержится миф
об истреблении людей за их попытку учинить мятеж против бога-царя,
повествуется о том, что Ра не пожелал
больше править людьми и покинул землю
верхом на божественной корове. Поднявшись очень высоко, корова
обернулась небом - брюхо ее усеяно звездами, и по нему
"плывет" в своих
двух божественных ладьях бог Ра (одна ладья дневная, другая ночная). Каждую из
четырех ног коровы поддерживают по два
антропоморфных существа и девятое -
хвост.
А бог Шу поддерживает брюхо коровы, как
в другом случае - богиню Нут. Образ неба-коровы,
безусловно, тесно связан с
представлением о боге Ра как о золотом
теленке, рожденном небом ("Тексты
пирамид"). Оба образа неба, богини Нут и
коровы, соприкасаются с третьим: небо - небесный
океан. И живот богини Нут, и живот коровы усеяны звездами, и по тому, и
другому ежедневно проплывает бог Ра. Все это в высшей степени противоречиво
и запутанно, но в религии и мифологии
доклассового общества, в котором
возникли эти представления, не следует
искать логики мышления. Вполне понятно,
что исходя из приведенных данных
невозможно обнаружить стройную
космогоническую систему, тем более что
существует много разных указаний на
другие варианты космогонии и теогонии.
Так, например, небо мыслилось также как
плоская крыша на подпорках, и т.
д.
В заключение еще раз следует
подчеркнуть огромное влияние
гелиопольских религиозных воззрений
на богословское мышление во всех
других религиозных центрах древнего
Египта.
|