Погребальный покой
Еще за. три месяца
до того, как баржа отчалила от
пристани Луксора, из передней
комнаты был вынесен последний
предмет. В ней оставались только
стоявшие по сторонам
замурованного входа две статуи Ка
фараона, огражденные досками.
Теперь можно было приступить к
вскрытию запечатанной двери. И вот
этот день, со страстным
нетерпением ожидаемый Г. Картером
и его сотрудниками, да и не только
ими, наконец наступил. 17 февраля 1923
г. избранные посетители,
допущенные в гробницу, уселись за
легким барьером.
Когда Г. Картер,
соблюдая максимальную
осторожность, пробил в перегородке
небольшую брешь и просунул в нее
электрический фонарь, перед ним на
расстоянии метра замерцала стена,
сделанная будто из чистого золота.
Работа продвигалась медленно; ведь
камни, которыми была замурована
дверь, могли обрушиться внутрь и
повредить все, что там находилось и
еще оставалось невидимым, да и
оттиски печатей хотелось
сохранить.
Брешь постепенно
увеличивалась. Когда она стада
достаточно широкой, то выяснилось,
что золотая стена - это не что иное,
как бок огромного позолоченного
ковчега. Только через два часа
утомительной работы Г. Картер
передал последний камень
помогавшим ему Мейсу и Коллендеру.
Наконец путь был свободен. Пол
помещения, куда предстояло
проникнуть археологам,
располагался более чем на метр
ниже уровня передней комнаты.
Менее метра оставалось между ней и
стенками ковчега. Осторожно
спустившись, Г. Картер с фонарем в
руках двинулся вдоль ковчега. Как
только он дошел до угла, дорогу ему
преградили две великолепные вазы,
выточенные с необыкновенным
мастерством из алебастра. Отметив
место, где они стояли, Г. Картер
передал вазы коллегам, Мейсу и
Коллендеру, а сам отправился
дальше.
|
Схематический
план
погребального покоя,
ковчегов, саркофага
и антропоидных гробов
с мумией Тутанхамона. |
Ковчег почти
полностью заполнял погребальный
покой, как назвали это помещение.
Он имел 5 м в длину, 3,3 м в ширину и 2,73
м в высоту. Что касается самого
погребального покоя, то его
площадь равнялась 6,40х4,03 м. Таким
образом, для прохода оставался
лишь узкий промежуток - примерно
0,65 м.
Золотая облицовка
сплошь покрывала ковчег. Только
пластинки из блестящего синего
фаянса с изображением магических
символов нарушали монохромность
его поверхности. Вокруг ковчега
располагались всевозможные
эмблемы и магические знаки,
долженствующие обеспечить фараону
посмертный покой и безмятежное
пребывание в загробном мире, а в
северном углу лежали семь весел,
которыми ему следовало
воспользоваться при переправе
через потоки потустороннего
царства.
Из всех помещений
гробницы только стены
погребального покоя были
расписаны фресками и
сопровождающими их надписями.
Некоторая небрежность рисунка
возмещалась яркостью подобранных
со вкусом красок.
Двустворчатая дверь
во всю ширину восточной стенки
замыкала ковчег. Печати
отсутствовали. Значит, грабители
проникли и сюда? Медленно
распахнулись массивные створки,
словно и не прошло трех тысяч лет с
того дня, как их закрыли в
последний раз. Нетрудно
представить себе восторг
археологов, когда они увидели, что
на втором ковчеге, находившемся
внутри первого, засов скреплен
нетронутой печатью. Этот ковчег
покрывал полог с нашитыми на нем
золотыми розетками. Ничего не
тронув и закрыв створки, Г. Картер и
его сотрудники продолжали осмотр
погребального покоя. И вновь -
неожиданность. В восточной части
помещения оказалась низкая дверь,
которая вела в небольшую камеру, по
площади примерно равную боковой
комнате (кладовой). Камера эта
получила название Сокровенной
сокровищницы. В глубине ее также
стоял ковчег, но значительно
меньших размеров. Его венчал
карниз из изображений уреев -
священной кобры, олицетворения
богини Уаджит, отвращающей зло от
царя. Широко раскинув в стороны
руки, четыре статуэтки богинь-хранительниц
- Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкит -
стояли с четырех сторон ковчега,
как бы оберегая его. Резчик сумел
передать с необыкновенным
изяществом и искусством нежность и
кротость их лиц в сочетании с юной
женственностью. В этом ковчеге
хранились вынутые при
бальзамировании и помещенные в
специальные сосуды - канопы -
внутренние органы покойника.
Согласно ритуалу их было четыре.
Вход оберегал
распростертый на постаменте,
установленном на салазках,
завернутый в льняные пелены бог-шакал
Анубис. За ним стояла голова коровы
Мехурет, воплощение богини Хатор.
Эти образы связаны с загробным
миром. В Сокровенной сокровищнице
находилось еще множество других
прекрасных вещей. Но даже при
первом, беглом осмотре стало
очевидным, что и сюда проникли воры.
Какой ущерб они здесь нанесли,
предстояло выяснить в дальнейшем.
Пока же Г. Картер, его сотрудники и
приглашенные в этот день гости
один за другим выходили из
погребального Покоя, совершенно
потеряв дар речи от изумления и
восторга.
|