Итак, перед нами свиток гибкого зеленоватого материала, поверхность которого исписана с внутренней стороны. Высота его приблизительно соответствует высоте современной книги, длина развернутой ленты достигает обычно нескольких метров. Для письма или чтения ленту располагали горизонтально на коленях, постепенно перематывая с одного рулона на другой. Характерная поза египетского писца хорошо известна нам по множеству изображений. Писал египетский писец тростинкой с несколько размягченным (разбитым, разжеванным) концом, как кисточкой. Лишь в III в. до н.э., уже в античное время, ее сменяет калам - специально очиненное, заостренное тростниковое перо. Для письма использовали черную и красную краски, растертые на специальной палетке. Красным выделяли заглавие, отдельные важные места текста (в известной мере это заменяет отсутствующие знаки препинания) и, наконец, колофон - завершение текста, где сообщали те или иные сведения о рукописи, например имя писца (и восхваляли его "умелые пальцы" или "чистые руки"), источник текста, время его переписки или имя заказчика и т.п. В иллюстрациях применяли, помимо черной и красной, и другие краски, в том числе, как уже говорилось выше, белую. Ошибки в письме легко исправляли с помощью влажной губки, удаляя написанное.

От привычного нам кодекса древний свиток отличался многими качествами, имеющими существенное значение для характеристики художественного строя книги. Первое из них - слитность поверхности. Хотя технически длинный свиток составлялся все же склеиванием отдельных листов папируса, стыки их не были выявлены. Они заглаживались до почти полной неразличимости, так что калам легко пробегал через соединения. Движение глаза по свитку было плавным, оно не прерывалось необходимостью перелистывать страницы, переходить на оборотную сторону листа. Постепенно перематываясь, лента папируса равномерно текла перед глазами.

Второе качество свитка - его замкнутость. Текст как бы прячется "в извивах свитков", исписанных с их внутренней стороны, неохотно раскрывающихся читающему. Чтение связано с раскручиванием, с проникновением в некую глубину, во внутренность свитка. Представление о тайне, заключенной и запечатанной в книге-свитке, не случайно и, видимо, свойственно многим древним культурам. Так, с распечатыванием некоего свитка связываются в Апокалипсисе таинственные и страшные явления предстоящего конца света. "И видел я в деснице у сидящего на престоле свиток, исписанный с внутренней и внешней стороны, запечатанный семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин развернуть свиток сей и снять печати его? И никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землею развернуть свиток сей и снять печати его".

Довольно обширные поля свитка, верхнее и нижнее, большей частью отделялись от текста широкими горизонтальными линиями, обычно красного цвета. Эти бегущие полосы усиливали ощущение текущей и цельной поверхности, выявляя горизонтальную протяженность книги. При этом они играют по отношению к тексту и изображениям приблизительно ту же роль, что и горизонтальные линии, которые обрамляют и разделяют отдельные полосы-регистры древнеегипетских рельефов и фресок.

Вообще организация поверхности свитка подобна пространственной организации произведений монументального искусства Древнего Египта, изобразительной плоскости пилона или стены гробницы. Используя терминологию В.А. Фаворского, можно сказать, что это "двигательная" поверхность. Она характеризуется тем, что передача пространственной глубины заменяется разворачиванием предметов на плоскости, а любое движение представляется направленным вдоль нее, как бы скользящим по поверхности. С различными модификациями двигательной поверхности мы еще будем встречаться на разных этапах истории искусства книги, вплоть до новейших.

Магическая книга "Ам-Дуат" ("Книга о том, что в ином мире") представляла в ряде рисунков, с относительно краткими пояснениями, путешествие солнечного бога на ладье по загробной реке, продолжению Нила, в течение двенадцати ночных часов. Весь свиток изображал таким образом путь, его разворачивание соответствовало движению персонажей в пространстве. Естественная динамика свитка совпадала с динамикой сюжета. Подобным же образом использовалось пространство свитка в аналогичной по содержанию "Книге врат".

Иллюстрация в древнеегипетской книге строго конструктивна. Ее графика отличается отточенной четкостью линий, а цвет, ясно ограниченный контуром, ложится на папирус плотно и плоско. Все фигуры в характерных для египетского искусства развернуто-профильных позах и немногочисленные обычно предметы, определяющие место действия, ритмически расположены в папирусном свитке равномерными продольными рядами и обязательно опираются на четко проведенную горизонтальную линию. Эта опорная горизонталь может совпадать с полосой, отделяющей нижнее поле свитка, или же проводится где-то выше нее, так что рисунки размещаются под текстом или над ним, а также - над другими рисунками, как в произведениях монументального искусства Древнего Египта. Изобразительный язык этой культуры един. Графика как особый вид искусства со своими задачами и средствами выделится еще очень нескоро.


Книга-свиток с иллюстрациями. Древний Египет.

Подобно монументальным произведениям искусства в древнеегипетской книге-свитке предпочтение отдается фризообразным композициям с ритмическими повторами стоящих или сидящих фигур с повторяющимися жестами. Обычная тема предстояния людей божествам выражена взаимонаправленным движением.

Характерное качество подобной организации графического материала состоит в том, что текст и изображение не образуют здесь отличающихся по своим свойствам пространственных систем. Они одинаково ложатся на плоскость, одинаково диктуют нашему глазу движение вдоль нее. Фоном изображений всегда служит неокрашенная поверхность папируса. В древнеегипетской книге это строгое художественное единство усиливалось первоначально также тем, что и письменными знаками долгое время служили рисунки, более мелкие, но, в сущности, того же характера, что и в изобразительных частях композиции. Лишь ко II тысячелетию до н.э. эти знаки на папирусе схематизировались в процессе письма тростниковым пером и потеряли изобразительный характер (в иератическом, а позднее - демотическом письме).

Однако на этих двухмерно-целостных поверхностях древнеегипетских свитков движение взгляда еще не было столь четко организовано, как в позднейших книгах. Само направление письма не было унифицировано. До начала II тысячелетия до н.э. египтяне писали сверху вниз, располагая вертикальные строки справа налево. Но заголовки, а также повторяющиеся, общие части текста писались над этими колонками, горизонтально. Позднее, со времени XII династии, писали обычно горизонтальными строками, причем их направление, как и последовательность колонок, могли варьироваться. Случалось, что колонки шли слева направо, а знаки в них - справа налево, или даже чередуясь через одну, то налево, то направо. Поверхность свитка не была однозначно ориентированной. Организовать ее помогали разделительные линии. Так, вертикальные строки обычно разделялись тоненькими линейками. Некоторые иллюстрации заключались в рамки, порой условно-архитектурного характера.

Разумеется, сложно построенные и строго прорисованные изображения требовали предварительной разметки на листе. Следы такой подготовки и поправок заметны в некоторых свитках.

Естественно, древнеегипетская книга-свиток не могла иметь переплета, представляющего собой неотъемлемую часть самой книги. Для хранения книг применялись специальные ящики с надписью-заглавием на крышке. Сохранился также фаянсовый ярлычок - голубая плитка с именами владельцев книги (фараона XIII династии Аменхотепа III и царицы Тии, середина II тысячелетия до н.э.) и ее названием ("Книга о сикоморе и оливковом дереве").

 


Стр. 2 из 2 Назад

Hosted by uCoz