Уважаемые дамы и господа! После того как
в последних беседах мы завершилитакую
трудную часть работы, я на некоторое времяоставляюэтотпредметиобращаюсь
к вам со следующим.
Я знаю, что вы недовольны. Вы
представляли себе "Введение впсихоанализ"иначе.
Вы предполагали услышать жизненные примеры,
а не теории.Выскажетемне,
что единственный раз, когда я представил
вам параллель "В подвале инапервом
этаже", вы кое-что поняли о причине
неврозов,тольколучшебыэтобыли
действительные наблюдения,анепридуманныеистории.Иликогдаявначале
рассказал вам о двух - видимо, тоже невымышленных-симптомахиразъяснил
их отношение к жизни больного, то вам стал
ясен "смысл" симптомов;вы
надеялись, что я буду продолжать в том же
духе. Вместоэтогояизлагалвам
пространные, расплывчатые теории, которые
никогданебылиполными,ккоторым
постоянно добавлялось что-то новое,
пользовалсяпонятиями,которыхеще
не разъяснил вам, переходил от
описательного изложениякдинамическомупониманию,
а от него - к так называемому "экономическому",
мешая вам понять,какие
из используемых терминов означают то же самое и заменяютдругдругатолькопопричинеблагозвучия,предлагал
вам такие широкие понятия, как принципы
удовольствия иреальностии
филогенетически унаследованное, и, вместо
того чтобы вводить во что-то,яразвертывал
перед вашим взором нечто такое, что все
больше удалялось от вас.
Почему я не начал введение в теорию
неврозов с того, что вы сами знаете онервозности
и что давно вызывает ваш интерес? Почемуненачалсописаниясвоеобразной
сущности нервнобольных, их непонятных
реакцийначеловеческоеобщение
и внешние влияния, их раздражительности,
непредсказуемости поведенияи
неприспособленности к жизни? Почему не
повел вас шаг за шагом от пониманияболее
простых повседневных форм к проблемамзагадочныхкрайнихпроявленийнервозности?
Да, уважаемые господа, не могу не
признать вашей правоты. Я ненастольковлюблен
в собственное искусство изложения, чтобы
выдавать за особую прелестькаждый
его недостаток. Я сам думаю, что можно былобысделатьиначеисбольшей
выгодой для вас; я этого и хотел. Но не
всегда можно выполнитьсвоиблагие
намерения. Всамомматериалечастозаключеночто-тотакое,чторуководит[вами]иуводитотпервоначальныхнамерений.Дажетакаянезначительная
работа, как организация хорошо знакомого
материала, не вполнеподчиняется
воле автора; она идет, как хочет, и только
позже можноспроситьсебя,
почему она вышла такой, а не другой.
Вероятно, одна из причин в том, что
название "Введение в психоанализ" ужене
подходит к этой части, где обсуждаются
неврозы.Введениевпсихоанализсоставляет
изучение ошибочных действий и сновидений,
учение о неврозах - этосам
психоанализ. Не думаю, что бы мне бы удалось
за такое короткое время познакомить вас с содержанием учения
о неврозахиначе,чемвтакойсконцентрированной
форме. Делозаключалосьвтом,чтобывобщейсвязипоказать
вам смысл и значение симптомов,внешниеивнутренниеусловияимеханизм
их образования. Я и попытался этосделать;таковапримерносутьтого,
чему можетнаучитьпсихоанализсегодня.Приэтоммногопришлосьговорить
о либидо и его развитии, кое-что и о развитии
Я. Благодаря введениювы
уже были подготовлены к особенностям нашей
техники, косновнымвзглядамна
бессознательное ивытеснение(сопротивление).Наоднойизближайшихлекций
вы узнаете, в чем психоаналитическая работа
находит свое органическоепродолжение.
Пока я не скрывал от вас, что всенашисведенияоснованынаизучениитолькоодной-единственнойгруппынервныхзаболеваний,натакназываемых
неврозах перенесения. Механизм образования
симптомов япроследилвсего
лишь для истерического невроза. Если вы и не
приобрели солидных знанийи
не запомнили каждую деталь, то все жеянадеюсь,чтоувассложилосьпредставление
о том, какимисредствамиработаетпсихоанализ,зарешениекаких
вопросов берется и каких результатов он уже
достиг.
Я приписал вампожелание,чтобыяначализложениетемыневрозовсповедениянервнобольных,сописаниятого,каконистрадаютотсвоихневрозов,
как борются снимииприспосабливаютсякним.Это,конечно,интересный
и достойный познания и не очень трудный дляизложенияматериал,но
сомнительно начинать с него. Рискуешьнеоткрытьбессознательного,неувидеть
при этом большого значения либидо и судить
обо всех отношенияхтак,как
они кажутся Я нервнобольного. А то, что это Я
ни в коей мере не надежнаяи
не беспристрастная сторона, совершенно
очевидно. Ведь Я - это сила, которая
отрицаетбессознательноеисводитего
к вытесненному, как же можно верить ему в
том, что оно будет справедливок
этому бессознательному? Среди этого
вытесненногонапервомместестоятотвергнутые
требования сексуальности; само собой
разумеется, что мыникогдане
сможем узнать об их объеме и значении из
мнений Я. С того момента,когдадлянасначинаетпрояснятьсяпозициявытеснения,мыдолжнытакжеостерегаться
того, чтобы не поставить судьей в этом споре
однуизспорящихсторон,
к тому же еще и победившую. Мы подготовлены
к тому, что высказыванияЯ
введут нас в заблуждение. Если верить Я,тоононавсехэтапахбылоактивным,
само желало своих симптомовисоздалоих.Мызнаем,чтооносчитает
возможным быть в известной степени
пассивным, что хочет затем скрытьи
приукрасить.Правда,ононевсегдарешаетсянатакуюпопытку;присимптомахневрозанавязчивыхсостоянийонодолжнопризнать,чтоемупротивопоставляется
что-то чуждое, от чего оно с трудом
защищается,
Когонеудерживаютэтипредостереженияприниматьзачистуюмонетуподделки
Я, тому, разумеется, легко живется, и онизбавленотвсеготогосопротивления,
которое поднимется против выдвижения в
психоанализе на первыйплан
бессознательного, сексуальности и
пассивности Я. Тот можетутверждать,подобно
Альфреду Адлеру (1912), что"нервныйхарактер"являетсяпричинойневроза
вместо его следствия, но он также не будет в
состоянии объяснитьниодной
детали в образовании симптома и ни одного
сновидения.
Вы спросите, нельзя ли справедливо
оценитьучастиеЯвнервозностииобразовании
симптомов, явно не пренебрегая при этом
открытыми психоанализом
факторами. Я отвечу: конечно, это
возможно и когда-нибудь произойдет;ноначинатьименносэтогоневтрадицияхпсихоанализа.Правда,можнопредсказать,
когда эта задача встанет перед
психоанализом. Естьневрозы,вкоторых
Я участвует гораздоактивнее,чемвизученныхдосихпор;мыназываемих"нарцисстическиминеврозами".Аналитическаяобработкаэтихзаболеваний
даст нам возможность беспристрастно и
верно судить об участииЯв
невротическом заболевании.
Но одно из отношений Я к своему неврозу
настолькоочевидно,чтоегоссамого
начала можно принять во внимание. Оно,по-видимому,встречаетсявовсех
случаях, но яснее всегообнаруживаетсяпризаболевании,котороемысегодня
еще недостаточно понимаем, - при
травматическом неврозе.Выдолжнызнать,
что в причине и вмеханизмевсехвозможныхформневрозоввсегдадействуют
одни и те же факторы, только в одном случаеглавноезначениевобразовании
симптомов приобретает один из этих
факторов, в другом -Другой.Этоподобноштатуартистическойтруппы,вкоторомкаждыйимеетсвоеопределенное
амплуа: герой, близкий друг, интриган и т. д.;нодлясвоегобенефиса
каждыйвыберетдругуюпьесу.Так,фантазии,превращающиесявсимптомы,
нигде не проявляются более явно, чем при
истерии; противоположные,или
реактивные, образования Ягосподствуютвкартиненеврозанавязчивыхсостояний;
то, что мы назвали вторичной обработкой всновидении,выступаетна
первое место в виде бреда при паранойе и т. д.
Таким образом,притравматическихневрозах,особеннотаких,которыевозникают
из-за ужасов войны, длянаснесомнененэгоистическиймотивЯ,стремящийся
к защите и выгоде, который в одиночку еще не
создает болезнь, носанкционирует
ее и поддерживает, если она уженачалась.Этотмотивхочетуберечь
Я от опасностей, угроза которых и
послужила поводом для заболевания, и недопустит
выздоровления, прежде чем не будет
исключена возможность повторенияэтих
опасностей или лишь послетого,какбудетполученакомпенсациязаперенесенную
опасность.
Но и во всех других случаях Я проявляет
аналогичную заинтересованностьввозникновении
и последующемсуществованииневроза.Мыужесказали,чтосимптом
поддерживается также и Я, потому чтоунегоестьтакаясторона,благодаря
которой он даетудовлетворениевытесняющейтенденцииЯ.Крометого,
разрешение конфликта посредством
образования симптомаявляетсясамымудобным
и желательным выходом из положения дляпринципаудовольствия;он,несомненно,
избавляет Я от большой и мучительной
внутреннейработы.Бываютслучаи,
когда даже врач должен признать, что
разрешениеконфликтавформеневроза
представляет собой самое безобидное и
социально допустимоерешение.Не
удивляйтесь, что порой даже врач становится
на сторону болезни, с которойон
ведет борьбу. Ему не пристало играть лишь
роль фанатика здоровьявопрекивсем
жизненным ситуациям, он знает, что в мире
есть не тольконевротическоебедствие,
но и реальноенескончаемоестрадание,чтонеобходимостьможетпотребовать
от человека пожертвовать своим здоровьем, и
он знает, чтотакойжертвой
одного человекачастосдерживаетсябесконечноенесчастьемногихдругих.
Если можно сказать, что у невротика каждый
раз перед лицом конфликтапроисходит
бегство в болезнь, то следует признать, что
внекоторыхслучаяхэто
бегство вполне оправданно, и врач, понявший
это положениевещей,молчаотойдет
в сторону, щадя больного.
Нопридальнейшемизложениимывоздержимсяотэтихисключительныхслучаев.
В обычных условиях мы обнаруживаем, что
благодаря отступлению в
невроз Я получает определенную
внутреннюю выгодуотболезни.Кнейвнекоторых
случаях жизни присоединяется очевидное
внешнее преимущество, болееили
менее высоко ценимое в реальности.
Посмотритенасамыйчастыйпримертакого
рода. Женщина, с которой муж грубо
обращается и беспощадно используетее,
почти всегда находит выход вневрозе,еслиеепредрасположениядаюттакую
возможность, если она слишком трусливаилислишкомнравственнадлятого,
чтобы тайно утешаться с другим мужчиной,
если она недостаточно сильна,чтобы,
несмотря на все внешние препятствия,
расстаться с мужем, еслиунеенет
надежды содержать себя самой или найти
лучшего мужа иеслиона,крометого,
еще привязана к этому грубому человеку
сексуальным чувством. Тогдаееболезнь
становится ее оружием в борьбе против
сверхсильногомужа,оружием,которым
она может воспользоваться для своей защиты
излоупотребитьимдлясвоей
мести. На свою болезнь она может
пожаловаться, между тем как набрак,вероятно,
жаловаться не смела. В лице врача она
находит помощника, вынуждаетбеспощадного
мужащадитьее,тратитьсянанее,разрешатьейвременноотсутствовать
дома и освобождаться таким образом от
супружеского гнета. Там,где
такая внешняя или случайная выгода от
болезни довольно значительна инеможетнайтиникакойреальнойзамены,вынесможетевысокооценитьвозможность
воздействия вашей терапии на невроз.
Вы упрекнете меня, что то, что я вам
здесь рассказал о выгоде от болезни,как
раз говорит в пользу отвергнутогомноймнения,чтоЯсамохочетисоздает
невроз. Спокойно, уважаемые господа, может
быть, это означает толькото,
что Я мирится с неврозом, которому оно не
может помешать,иделаетизнего
самое лучшее, если из него вообще можно что-нибудь
сделать. Это только одна сторона дела,
правда, приятная. Поскольку неврозимеетпреимущества,Яснимсогласно,ноунегоимеютсянетолькопреимущества.
Как правило, быстро выясняется,чтоЯзаключилоневыгоднуюсделку,
соглашаясь на невроз. Оно слишкомдорогозаплатилозаоблегчениеконфликта,иощущениястрадания,причиняемыесимптомами,пожалуй,эквивалентнаязаменамучениямконфликтаи,возможно,сещебольшимколичеством
неудовольствия. Я хотело бы освободиться от
этого неудовольствияиз-за
симптомов, не уступая выгод от болезни,ноименноэтогоононевсостоянии
сделать. При этом оказывается, что оно было
не таким ужактивным,как
считало, - давайте это запомним.
Уважаемые господа, когда вы как врачи
будете иметь дело с невротиками, тоскоро
откажетесь от мысли, что те больные, которые
больше всего причитаютижалуются
на свою болезнь, охотнее всего идут
навстречу оказываемой помощииокажут
ей наименьшее сопротивление. Скорее
наоборот. Новылегкопоймете,что
все, что способствует получению выгоды от
болезни, усилитсопротивлениевытесненияиувеличиттрудностьлечения.Кэтойвыгодеотболезни,появившейся,
так сказать, вместе с симптомом, нам следует,
однако, прибавитьеще
и другую, которая появляется позже. Если
такая психическаяорганизация,как
болезнь, существует длительное время, то
она ведет себя вконцеконцовкаксамостоятельноесущество,онапроявляетнечтовродеинстинктасамосохранения,
образуется своего рода modus vivendi * Соглашение (лат.) -
Прим. пер. междунеюидругимисторонами
душевной жизни, причем даже такими, которые,
в сущности, враждебныей,
и почти всегда встречаются случаи, в
которых она опять
оказывается полезной и пригодной дляиспользования,какбыприобретаявторичную
функцию, которая с новой силой укрепляет ее
существование.Вместопримера
из патологии возьмите яркий пример изповседневнойжизни.Дельныйрабочий,зарабатывающийсебенасодержание,становитсякалекойиз-занесчастного
случая во время работы; с работой теперь
кончено, но со временемпотерпевший
получает маленькую пенсию поувечьюинаучаетсяпользоватьсясвоим
увечьем какнищий.Егоновое,хотяиухудшившеесясуществованиеосновывается
теперь как раз натомже,чтолишилоегопрежнихсредствсуществования.
Если вы устраните его уродство, то сначала
лишите его средствк
существованию; возникнет вопрос, способенлионещевновьвзятьсязапрежнююработу.То,чтоприневрозесоответствуеттакомувторичномуиспользованию
болезни, мы можем прибавить вкачествевторичнойвыгодыотболезни к первичной.
Новобщемяхотелбывамсказать:неоценивайтеслишкомнизкопрактическое
значение выгоды от болезни и не придавайте
ей слишкомбольшоготеоретическогозначения.Несчитаяранееупомянутыхисключений,онанапоминает
примеры "ума животных",
иллюстрированных Оберлендером в FliegendeBlatter.
Араб едет на верблюде поузкойтропинке,высеченнойвотвесномсклоне
горы. На повороте дороги он неожиданно
встречается со львом,готовымк
прыжку. Он не видит выхода: с одной стороны -
отвесная стена, сдругой-пропасть,повернутьиспастисьбегствомневозможно;онсчитаетсебяпогибшим.
Другое дело животное. Вместе совсадникомоноделаетпрыжоквпропасть
- и лев остается ни с чем. Не лучший
результат для больного даетипомощь,оказываемаяневрозом.Возможно,этопроисходитпотому,чторазрешение
конфликта посредством образования симптомов
- все же автоматический процесс,которыйнеможетсоответствоватьтребованиям
жизни и при котором человек отказывается от
использованиясвоихлучших
и высших сил. Если бы был выбор, следовало бы
предпочесть погибнуть вчестной борьбе с судьбой.
Уважаемые господа! Я должен, однако,
объяснить вам еще другие мотивы,покоторым
при изложении учения о неврозах я не
исходил из обычной нервозности.Может
быть, вы думаете, что я сделал это потому,
что тогда мне труднеебылобы
доказать сексуальную причину неврозов. Но
тут вы ошибаетесь. При неврозахперенесения
нужно проделать сначала работу потолкованиюсимптомов,чтобыприйти
к такому пониманию. Приобычныхформахтакназываемыхактуальныхневрозов (1)Определение"актуальный"приписываетсяэтойгруппеневрозов,потомучтоихпричиныкроютсявобстоятельствах,
непосредственно воздействующих на
личность, а не впрошлыхпереживаниях
пациента, как при психоневрозах.
этиологическоезначениесексуальнойжизниявляетсяобщим,доступным
наблюдению фактом. Я столкнулся снимболеедвадцатилеттомуназад,
когда однажды задал себе вопрос, почему при
расспросахнервнобольныхобычно
не принимаются во внимание их сексуальные
проявления. Тогда япринесв
жертву этим исследованиямсвоюпопулярностьубольных,ноужепосленепродолжительных
усилий мог высказать положение, чтопринормальнойvitasexualis* Сексуальной жизни (лат.). - Прим. пер.не бывает невроза - я имею в видуактуальногоневроза.Конечно,этоположениенеучитываетиндивидуальныхразличиймеждулюдьми,онострадает
также неопределенностью, неотделимой отоценки"нормального",нодляпредварительнойориентировкионоидонастоящеговременисо
хранилосвоюзначимость.Ядошелтогда дотого,чтоустановилспецифические
отношения между определенными формами
нервозности и отдельнымивредными
сексуальными проявлениями, и не сомневаюсь
в том, что теперь мог быповторить
эти женаблюдения,еслибырасполагалтакимжеконтингентомбольных.Достаточночастояузнавал,чтомужчина,довольствовавшийсяопределенным
видом неполного сексуальногоудовлетворения,напримерручнымонанизмом,
заболевал определенной формойактуальногоневрозаичтоэтотневроз
быстро уступал место другому, когда он
переходил к другому, стольжемало
безупречному сексуальному режиму. Я был
тогда всостоянииугадатьпоизменению
состояния больного перемену в образе его
сексуальной жизни.Тогдаже
я научился упорно настаивать на своих
предположениях, пока не преодолевалнеискренности
пациентов и не вынуждалихподтверждатьмоипредположения.Верно
и то, что затем они предпочитали обращаться
к другимврачам,которыене
осведомлялись с таким усердием об их
сексуальной жизни.
Уже тогда от меня не могло ускользнуть,
что поиск причинзаболеванияневсегда
приводил к сексуальной жизни. Если один изаболевалнепосредственноиз-за
вредного сексуального проявления, то
другой - из-за того, чтопотерялсостояние
или перенесизнуряющуюорганическуюболезнь.Объяснениеэтогомногообразия
пришло позже, когда мыпонялипредполагаемыевзаимоотношениямежду
Я и либидо, и оно становилось тем более
удовлетворительным, чем глубжебыло
наше понимание. Какое-то лицо заболевает
неврозом толькотогда,когдаего
Я теряет способность как-то распределитьлибидо.ЧемсильнееЯ,темлегче
ему разрешить эту задачу; всякое ослабление
Япокакой-либопричинедолжно
производить то же действие, что и слишком большое притязание
либидо, т. е.сделатьвозможнымневротическое
заболевание. Есть еще другие, болееинтимныеотношенияЯилибидо,
но они еще не вошли в наше поле зрения, и
поэтому янепривожуихздесь
для объяснения. Существеннымиобъясняющимдлянас[утверждением]остается
то, что в каждом случаеинезависимоотпутиразвитияболезнисимптомы
невроза обусловливаются либидо и, таким
образом, свидетельствуютоего
ненормальном применении.
Теперь, однако, я должен обратить ваше
внимание на существенноеразличиемежду
симптомами актуальных неврозов и
психоневрозов, первая группа которых,группа
неврозов перенесения, так много занимала
наше внимание до сих пор.Вобоих
случаях симптомы происходят из либидо, т. е.
являются ненормальным егоприменением,
замещением удовлетворения. Но симптомыактуальныхневрозов-давлениевголове,ощущениеболи,раздражениевкаком-либооргане,ослабление
или задержка функции-неимеютникакого"смысла",никакогопсихического
значения. Они не толькопроявляютсяпреимущественнотелесно,как,например,иистерическиесимптомы,носамипредставляютсобойисключительно
соматические процессы, в возникновении
которыхсовершеннонеучаствуют
все те сложные душевные механизмы, скоторымимыпознакомились.Таким
образом, они действительно являются тем, за
чтотакдолгопринималипсихоневротическиесимптомы.Нокакимобразомонимогуттогдасоответствовать
применениям либидо, которое мы считаем
действующейсилойвпсихике?
Так это, уважаемые господа, очень просто.
Позвольтемненапомнитьвам
один из самых первых упреков, высказанных вадреспсихоанализа.Тогдаговорили,
что он трудится над психологическими теориями невротических явлений, а
это совершенно безнадежно,таккакпсихологические
теории никогда немоглибыобъяснитьболезнь.Предпочлизабыть,чтосексуальнаяфункцияявляетсястольжемалочем-точистопсихическим,
как и чем-то только соматическим. Она
оказывает влияние какнателесную,
так и на душевную жизнь. Если в симптомах
психоневрозов мы увиделипроявления
нарушений в ее воздействиях на психику, то
мы не удивимся, если вактуальныхневрозахнайдемнепосредственныесоматическиепоследствиясексуальных
нарушений.
Для понимания вышесказанного
медицинская клиническаяпрактикадаетнамценноеуказание,котороетакжепринималивовниманиеразличныеисследователи.Вдеталяхсвоейсимптоматики,атакжевсвоеобразиивоздействия
на все системы органовинавсефункцииактуальныеневрозыобнаруживают
несомненное сходство с болезненнымисостояниями,возникающимивследствие
хронического влияния экзогенных ядовитыхвеществиострогоихлишения,
т. е.синтоксикациямиисостояниямиабстиненции.Обегруппызаболеваний
еще больше сближаются друг с другом
благодаря такимсостояниям,которые
мы научились относить тоже на счет действия
ядовитых веществ, ноневведенных
в организм, чуждых ему, аобразованныхвпроцессесобственногообмена
веществ, как, например, при базедовойболезни.Яполагаю,чтонаосновании
этих аналогий мы не можем не считать
неврозы следствиемнарушениясексуального
обмена веществ, будьоноиз-затого, чтоэтихсексуальныхтоксинов
производится больше, чем данное лицо может
усвоить, или из-за того,что
внутренние и даже психические условия
мешаютправильномуиспользованиюэтих
веществ. В народе издавнапридерживалисьтакоговзгляданаприродусексуального
желания, называя любовь "опьянением" и
считая возникновение влюбленностидействиемлюбовногонапитка,переносяприэтомдействующее
начало в известном смысле на внешний мир.
Для насэтобылобыповодом
вспомнить об эрогенныхзонахиобутверждении,чтосексуальноевозбуждение
может возникнутьвсамыхразличныхорганах.Впрочем,слова"сексуальный
обмен веществ" или "химизмсексуальности"длянаснеимеютсодержания;
мы ничего об этом не знаем и не можем дажерешить,следуетлинам
предполагать существование двух
сексуальных веществ, которыеназывалисьбы
тогда "мужским" и "женским", или мы
можем ограничиться однимсексуальнымтоксином,
в котором следует видеть носителявсехраздражающихвоздействийлибидо(1)ВдальнейшемФрейдрешительно
отвергает это предположение о двух
сексуальных веществах.Созданное нами научноезданиепсихоанализавдействительностиявляется
надстройкой, которая должна быть когда-нибудьпоставленанасвойорганический
фундамент; но пока мы его еще не знаем.
Психоанализ как науку характеризует не
материал, которым он занимается, атехника,
при помощи которой онработает.Безособыхнатяжекпсихоанализможно
применять к истории культуры, науке о
религии имифологииточнотакже,
как и к учению о неврозах.(2)Онеправомерностипритязанийпсихоанализанаобъяснениеисторико-культурных
феноменов и мифа см. "Послесловие".Цельюегоявляетсянечтоиное,какраскрытие
бессознательного в душевной жизни.
Проблемыактуальныхневрозов,симптомыкоторых,вероятно,возникаютиз-завредноготоксическоговоздействия,
не дают возможности применять психоанализ,
он немногоеможетсделать
для их объяснения и должен предоставитьэтузадачубиологическомумедицинскому исследованию. Теперь вы, может
быть, лучшепоймете,почемуянерасположил
свой материал в другом порядке. Если бы я
обещал вам "Введениевучение
о неврозах", то, несомненно, правильным
был бы путь отпростыхформактуальных
неврозов кболеесложнымпсихическимзаболеваниямвследствиерасстройств
либидо. При обсужденииактуальныхневрозовядолженбылбысобрать
с разных сторон все, что мы узнали или
полагали, чтознаем,априпсихоневрозах
речь зашла быопсихоанализекаковажнейшемтехническомвспомогательном
средстве для проясненияэтихсостояний.Нояобъявилинамеревался
прочесть "Введение в психоанализ"; для
меня быловажнее,чтобывы
получилипредставлениеопсихоанализе,анеопределенныезнанияоневрозах,
и поэтому янемогвыдвинутьнапервыйпланбесплодныедляпсихоанализа
актуальные неврозы. Думаютакже,чтосделалдлявасболееблагоприятныйвыбор,таккакпсихоанализвследствиесвоихглубокихпредпосылок
и обширныхсвязейзаслуживаеттого,чтобыпривлечьинтереслюбого
образованного человека, аучениеоневрозах-такаяжеобластьмедицины,
как и любая другая.
Междутемвыобоснованнонадеетесь,чтомыдолжныбудемпроявитьнекоторый
интерес и к актуальным неврозам. Нас
вынуждает к этому их интимнаяклиническая
связь с психоневрозами. Поэтому яхочувамсообщить,чтомыразличаемтричистыхформыактуальныхневрозов:неврастению,неврозстраха(1)Фрейднеоднократнопересматривал
свои взглядынаневрозстраха.Егоокончательнаяпозицияизложена
в 32-й лекции.и ипохондрию. Но и эторазделениенеосталосьбезвозражений.Названия,
правда,всеупотребляются,ноихсодержаниенеопределенноинеустойчиво.
Есть врачи, которые противятся любому
делениювпутаном миреневротическихявлений,
любомувыделениюклиническихединиц,отдельныхболезнейинепризнают
даже разделения на актуальные неврозы ипсихоневрозы.Яполагаю,что
они заходят слишком далеко и пошли не потомупути,которыйведеткпрогрессу.
Названные формы невроза иногда встречаются
в чистом виде, но чащесмешиваются
друг с другом и с психоневротическим
заболеванием.Этиявленияне
должны заставлять нас отказыватьсяотихделения.Вспомнитеразличиеучения
о минералах и учения о камнях в минералогии.
Минералы описываются какотдельные
единицы, конечно, в связи с тем, что они
часто встречаются ввидекристаллов,
резко отграниченных от окружающей среды.
Камни состоят изсмесиминералов,
соединившихся, по всей определенности, не
случайно, авследствиеусловий
их возникновения. В учении о неврозах мы еще
слишкоммалопонимаемход
развития,чтобысоздатьчто-топодобноеучениюокамнях.Номы,несомненно,
поступим правильно, если сначала выделим из
общей массы знакомыенам
клинические единицы, которые можно
сравнить с минералами.
Весьмасущественнаясвязьмеждусимптомамиактуальныхневрозовипсихоневрозовпомогаетнамузнатьобобразованиисимптомовпоследних;симптомы
актуального невроза часто являютсяядромипредваряющейстадиейразвитияпсихоневротическогосимптома.Яснеевсеготакоеотношениенаблюдаетсямеждуневрастениейиневрозомперенесения,названным"конверсионной
истерией", между неврозом страха и
истерией страха,атакжемежду
ипохондрией иформами,далееупоминаемымикакпарафрения(раннееслабоумие
и паранойя). Возьмем для примера случай
истерической головной болиили
боли в крестце. Анализ показываетнам,чтоврезультатесгущенияисмещения она стала заместителем
удовлетворения дляцелогорядалибидозныхфантазий
или воспоминаний. Но когда-то эта боль была
реальной, итогдаонабыланепосредственнымсексуально-токсическимсимптомом,соматическимвыражением
либидозного возбуждения. Мы совершенно не
хотимутверждать,чтотакое
ядро имеют все истерические симптомы, но
остается фактом то,чтотакбывает
особенно часто и что все - нормальныеипатологические-телесныевоздействия
благодаря либидозному возбуждению служат
преимущественноименнодля
образования симптомов истерии. Они играютрольтойпесчинки,которуюмоллюскобволакиваетслоямиперламутра.Такимжеобразомпсихоневрозиспользуетпреходящиепризнакисексуального возбуждения,сопровождающиеполовой
акт,каксамыйудобныйиподходящийматериалдляобразованиясимптомов.
Подобныйпроцессвызываетособыйдиагностическийитерапевтическийинтерес.
У лиц, предрасположенных к неврозу,нонестрадающихвыраженнымневрозом,нередкобываеттак,чтоболезненноетелесноеизменение-воспаление
и ранение - вызывает работу образованиясимптома,такчтоонанемедленно
делает данный ей в реальностисимптомпредставителемвсехтехбессознательных
фантазий,которыетолькоиждалитого,чтобыовладетьсредством
выражения. В таком случае врач изберет тот
или иной путьлечения,он
или захочет устранитьорганическуюоснову,незаботясьоеебуйнойневротическойпереработке,илибудетборотьсясослучайновозникшимневрозом,
не обращая вниманиянаегоорганическийповод.Успехпокажетправильность
или неправильностьтогоилииноговидаусилий;длятакихсмешанных случаев едва ли можно дать
общие предписания.