Физиологические основы поведения и дрессировки

Физиологические основы поведения и дрессировки

Псалмов М.Г.

Часть 1

Дрессировкой животных человек занимается с древнейших времен, но лишь в конце XIX - начале XX веков были разработаны научные основы этого сложного процесса. Современная методика дрессировки базируется на учении И.П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности животных.

Под высшей нервной деятельностью понимают работу нервной системы животного, обеспечивающую связь организма с внешней средой. Деятельность нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом - является основой поведения животного.

Поведение животного складывается из системы действий, посредством которой оно приспосабливается к условиям окружающей среды для наиболее полного удовлетворения своих жизненных потребностей (пищевых, половых, защитно-оборонительных и др.).

Схематично взаимодействие организма животного и окружающей его среды выглядит так: явление окружающей среды (например, холод), воздействуя на организм, вызывает раздражение, которое, отражаясь через центральную нервную систему, проявляется какой-либо деятельностью организма (в данном случае уменьшается теплоотдача, животное инстинктивно ищет теплого укрытия).

Реакция организма на поступившее из внешней или из внутренней среды раздражение называется рефлексом. Работа центральной нервной системы (ЦНС) носит рефлекторный характер. Нервную систему составляют внешние и внутренние рецепторы (чувствительные нервные окончания, воспринимающие раздражения); чувствительный нерв (центростремительный нейрон), по которому раздражение идет от рецептора к определенному участку центральной нервной системы в коре головного мозга; двигательный нерв (центробежный нейрон), по которому раздражение проводится от участка ЦНС к рабочему органу и его мышцам. В состав рефлекторной дуги входит и нерв обратной связи, который информирует участок ЦНС о реакции организма на раздражитель. Благодаря этому организм может контролировать правильность реакции на изменения во внешней среде. Внутренние рецепторы воспринимают и передают в кору головного мозга все изменения в работе внутренних органов.

Часть 2

Виды рефрексов

Рефлекторная деятельность высших отделов коры головного мозга строится из двух видов рефлексов - безусловных (врожденных) и условных (приобретенных).

Безусловные рефлексы - это врожденные ответные реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды, стойко передающиеся по наследству.

Безусловные рефлексы делятся на простые и сложные. Примером простых безусловных рефлексов могут служить процессы жизнедеятельности новорожденного щенка: дыхание, сосание, мочевыделение, калоизвержение и тд.- все это врожденные безусловнорефлекторные реакции.

Под сложными безусловными рефлексами, или инстинктами, подразумеваются такие рефлексы, как пищевой, направленный на обеспечение организма пищей; половой, направленный на воспроизведение потомства, родительский, или материнский, направленный на сохранение потомства; оборонительный, проявляющийся в активной или пассивной форме и направленный на сохранение жизнедеятельности.

Последние два рефлекса противоположны по форме своего проявления: один провоцирует нападение, другой, наоборот, побуждает избегать вызывающий его раздражитель.

Сложные безусловные рефлексы возникают и затухают в зависимости от изменения условий окружающей среды. Например, инстинкт материнства видоизменяется с возрастом щенков и затухает при их взрослении. В проявлении инстинктов большое значение имеет наследственность и гормональная деятельность желез внутренней секреции. При всей своей стереотипности инстинктам свойственна определенная индивидуальность. Степень и форма проявления инстинктов зависят от влияния внешней среды и физиологического состояния организма животного.

Несмотря на то, что безусловные рефлексы способны обеспечить нормальное существование только что родившегося щенка, они совершенно недостаточны для существования взрослой собаки. Об этом свидетельствуют опыты с удалением у собаки полушарий головного мозга - органа, который связан с возможностью приобретения индивидуального опыта. У собаки с удаленными полушариями головного мозга функционировали органы пищеварения, дыхания, мочевыделения и др., но она являлась существом, не способным к самостоятельной жизни и приспособлению к условиям окружающей среды. Нормальную жизнедеятельность обеспечивают условные (приспособительные) рефлексы, связанные с деятельностью коры больших полушарий головного мозга.

Условные рефлексы - это ответные реакции организма на определенные раздражители, но реакции не врожденные, а приобретенные под влиянием многообразных изменяющихся условий жизни или специальной дрессировки.

Условные рефлексы возникают как на базе безусловных, так и на базе выработанных ранее условных рефлексов. По мере роста и развития собака (щенок) приобретает индивидуальный опыт, на основе которого вырабатываются условные рефлексы (щенок узнает свою мать, своего владельца, привыкает к кличке, просится на выгул и тд.).

Условные рефлексы повышают степень приспособляемости организма животного к окружающей среде. В то же время многочисленные разнообразные рефлексы возникают и разрушаются с меняющимися условиями жизни животного.

Воздействуя на собаку, человек обучает ее выполнять определенные действия по сигналам дрессировщика - командам, жестам. Таким образом человек вырабатывает у собаки определенные условные рефлексы, те. дрессирует ее, при этом у животного вырабатываются навыки (привычки), необходимые для ее служебного использования.

Механизм образования условного рефлекса. Команда "Сидеть!" воспринимается слуховыми рецепторами, нервный импульс по чувствительному нерву проходит в кору головного мозга, где возникает очаг возбуждения в слуховом центре. Одновременно с командой надавливаем на поясницу животного; раздражение от рецепторов кожи передается в кору головного мозга, где возникает второй очаг возбуждения. При многократном повторении этих действий между двумя очагами возбуждения устанавливается временная связь. Теперь достаточно возникнуть возбуждению в слуховом центре (команда "Сидеть!"), как нервный импульс по временной связи переходит в двигательный центр, и собака садится. Так вырабатывается условный рефлекс.

Часть 3

Раздражители и их роль в дрессировке

Все факторы, действующие на органы чувств (рецепторы) собаки и вызывающие возбуждение центральной нервной системы, называются раздражителями. Раздражители делятся на внутренние и внешние. Как внутренние (голод, жажда, боль), так и внешние (холод, дождь, жара) раздражители влияют на поведение собаки. Раздражители могут быть безусловными и условными (сигнальными).

Безусловные раздражители вызывают проявление безусловного рефлекса. При дрессировке собак чаще всего применяют следующие безусловные раздражители: пищевые (в том числе лакомства), механические (хлыст, строгий ошейник, поводок и др.) и электрические.

Пищевые раздражители (кусочки мяса, хлеба, а также лакомства) могут выступать как безусловные (поощрительные), так и условные (побудительные). Они обычно используются в качестве подкрепляющих при выработке условного рефлекса. При этом следует помнить, что лакомство нельзя давать собаке просто так - это обесценит его значение. Поощряя работу собаки дачей лакомства, нужно одновременно похвалить ее (команда "Хорошо") и погладить. Это будет способствовать быстрому закреплению условного рефлекса.

Лакомство дают на открытой ладони правой руки, так как собака должна находиться слева от дрессировщика, а запах лакомства, лежащего в левом кармане (сумке слева), будет отвлекать ее от работы.

Механические раздражители применяются дрессировщиком как безусловные (для подкрепления образования условного рефлекса). К ним относятся удар хлыстом, прутом, рывок поводком за ошейник. Необходимо помнить, что механические раздражители должны соответствовать возрасту, силе и типу высшей нервной деятельности (ВИД) собаки. В противном случае, те. при неумелом использовании механических раздражителей, в собаке разовьется трусость либо излишняя агрессивность.

Электрический раздражитель (воздействие электрическим током) приводит в состояние возбуждения все ткани и органы тела животного. При дрессировке он применяется в исключительных случаях, например, для торможения преобладающей пищевой реакции на корм, найденный собакой на земле. В качестве источника тока используют полевой телефонный аппарат - индуктор. Следует помнить, что неумелое воздействие электрическим током может привести к срыву высшей нервной деятельности собаки, все условные рефлексы, которые вырабатывались при подкреплении пищевого раздражителя, резко ослабляются или совсем исчезают.

Условными раздражителями называют сигналы, на которые в процессе дрессировки вырабатываются определенные условные рефлексы. Ими служат команды, жесты, интонации голоса при подаче команд. Команды должны подаваться громко, четко, быть стандартными, т.е. постоянными. Например, команда "Рядом!" не должна заменяться словами "Иди рядом!" или "К ноге!" и т.п. Большое значение при подаче команд имеет интонация голоса. Она может быть приказной (команду произносят четко, с оттенком требовательности), угрожающей (команду произносят резко, строго, в пониженном тоне), поощрительной (произносят тихо, ласково, сопровождая поглаживанием и дачей лакомства).

Жесты дрессировщика также являются раздражителями и применяются для управления собакой на расстоянии при необходимости соблюдать тишину и маскировку. Жестами дрессировщик указывает направление движения собаки при розыске, подноске предметов, обыске местности и тд.

Часть 4

Тормозные условные рефлексы

Таким образом, дрессировка - последовательная выработка у животных стойких условных рефлексов на определенные условные раздражители.

В процессе дрессировки у собаки вырабатываются положительные и тормозные (отрицательные) условные рефлексы. Возникновение тормозных условных рефлексов обусловлено тем, что наряду с процессом возбуждения в коре головного мозга животного возникают процессы торможения, вызывающие задержку проявления как безусловных, так и условных рефлексов. Процессы торможения делятся на пассивные безусловные и активные условные.

Пассивное безусловное торможение носит название внешнего торможения. Если при дрессировке собаки возник какой-либо внезапный сильный раздражитель, то он вызовет торможение, подавление выполняемого условнорефлекторного акта. Посторонние раздражители могут быть различны: новые запахи, звуки, появление в поле зрения какого-нибудь животного, дождь и тп. Все они влияют на выработку условных рефлексов.

Внешнему торможению подвержены не все условные рефлексы в одинаковой степени: первичные, недавно образованные условные рефлексы будут тормозиться посторонними раздражителями гораздо сильнее, чем прочные условнорефлекторные связи.

Все раздражители, вызывающие внешнее торможение, делятся на две группы: гаснущие (временные) и негаснущие (постоянные) тормоза.

Гаснущими тормозами называются такие раздражители, которые после некоторого повторения перестают вызывать торможение условнорефлекторной деятельности собаки. Например, если собака никогда не видела поезда, а ее начнут дрессировать недалеко от железной дороги, то проходящий поезд приведет к торможению выполняемых ею приемов. Однако в дальнейшем эта реакция на поезд угаснет, и он не будет тормозить выполнение приемов.(т.е. произойдет привыкание)

Негаснущими тормозами называются такие раздражители, которые не теряют своего тормозящего действия. Например, присутствие около дрессируемых кобелей сук в период течки будет постоянно вызывать торможение выполняемых ими приемов; боль при каком-либо заболевании, например уха, также будет постоянно мешать дрессировке.

Запредельное, или охранительное, торможение преимущественно проявляется у собак со слабой нервной системой (слабый тип высшей нервной деятельности) и реже встречается у животных других типов. Оно наступает при действии на собаку сильных и сверхсильных раздражителей, которые она не способна вынести, или при длительном воздействии раздражителей обычного порядка. Такие воздействия выходят за пределы работоспособности нервной системы и вызывают ее торможение. В связи с этим при дрессировке не применяют слишком сильные раздражители и не допускают частого и многократного повторения одного и того же приема (например, развитие злобы помощником дрессировщика в течение получаса приводит к ослаблению активно-оборонительной реакции).

Активное (условное) торможение, в зависимости от способа, при помощи которого возникает, делится на несколько групп:

  • дифференцированное торможение возникает в коре головного мозга в том случае, когда собака отличает один внешний раздражитель, который является для нее условнорефлекторным сигналом, от другого, сходного с ним раздражителя. Например, если собака выбирает человека по определенному запаху, на все остальные запахи людей ее реакция должна быть заторможена. Однако если на собаку с прочно выработанной дифференцировкой подействовать необычным раздражителем во время применения дифференцировочного раздражения, то дифференцировка будет нарушена (например, если во время выборки собакой вещи рядом пробегала кошка или подрались другие собаки и тп.);
  • запаздывающее торможение проявляется во время дрессировки собак, связанной с выработкой выдержки (например, укладка собаки в лежачее положение на длительный срок). С момента подачи команды "Лежать" до разрешения изменить положение у собаки в коре головного мозга развивается тормозной процесс, который и заставляет ее длительно находиться в лежачем положении. Выработка запаздывающего торможения особенно затруднена у сильно возбудимых собак.

Если пассивное (внешнее и запредельное) торможение может развиваться в коре головного мозга при непосредственном воздействии любого раздражителя, вся дрессировка, связанная с затор-маживанием нежелательных действий собаки, строится на использовании различных видов активного торможения.

Часть 5

Условия, необходимые для образования условных рефлексов

  • раздражитель, который превращается в условнорефлекторный, должен несколько предшествовать действию безусловного раздражителя или совпадать с ним. Пример: при обучении собаки хождению "Рядом" словесная команда "Рядом" должна предшествовать на 1-2 с рывку поводком, вызывающему безусловнорефлекторную реакцию, следовательно, необходимо строго следить за тем, чтобы команды немного предшествовали действию безусловного раздражителя;
  • собака во время выработки условного рефлекса должна быть свободна от других видов раздражителей (должны отсутствовать отвлекающие раздражители). Примеры: если перед началом дрессировки не погулять с собакой и не дать ей возможности опорожнить мочевой пузырь и прямую кишку, раздражения, идущие от этих внутренних органов, будут затормаживать выработку условных рефлексов; если проводить дрессировку кобеля на небольшом расстоянии от суки в период течки, половой безусловный рефлекс неизбежно будет затруднять выработку нужных условных рефлексов;
  • рефлекс возникает только после неоднократного совпадения во времени условного раздражителя (команды) и безусловного воздействия раздражителя на животное, сила которых должна превышать посторонние раздражители, действующие на собаку. Пример: вид убегающей курицы вызывает сильный охотничий инстинкт у любой, даже не охотничьей собаки. Собака бросается за курицей, а владелец спокойным голосом дает команду "Фу". Конечно, команда, если она не будет подкреплена сильным рывком поводка и соответствующей интонацией, останется невыполненной. У собаки, которой удастся поймать курицу, возникнет нежелательный условный рефлекс охоты, который будет мешать хозяину спустить ее с поводка как в лесопарковой зоне города, так и в сельской местности. Если собака пытается выскочить на проезжую часть, то команда "Ко мне" также должна подкрепляться рывком поводка. Это вырабатывает прочный условный рефлекс и поможет вам сохранить жизнь вашего четвероногого друга;
  • сила раздражителя должна соответствовать возрасту и породе собаки; ее физическому состоянию (силе); типу ВНД (характеру, подвижности, возбудимости); внешним условиям, воздействующим на собаку.

Следует помнить, что зависимость между силой раздражителя и желаемым эффектом существует лишь до определенного предела. Если раздражитель становится чрезмерно сильным, то образование условного рефлекса тормозится. Собака полностью или частично может отказаться от работы.

Часть 6

Преобладающая реакция поведения собак

Итак, поведение собак обусловлено как безусловными, так и условными рефлексами. В процессе жизнедеятельности собаки безусловные рефлексы (инстинкты) дополняются условными. Основные виды инстинктов - пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой и инстинкт материнства (родительский). Эти инстинкты побуждают животное к действиям, те. к реакции.

Пищевая реакция голодной собаки направлена на поиск и поедание пищи; в момент проявления пищевая реакция сопровождается разнообразными пищевыми рефлексами (слюноотделение, захватывание пищи, разгрызание, глотание и тд.).

Оборонительная реакция направлена на сохранение жизнедеятельности животного и проявляется в стремлении избежать опасность в двух формах: активно- и пассивно-оборонительной.

Ориентировочная реакция проявляется у собак в обнюхивании всех новых предметов, настороженности в темноте, незнакомом месте, те. при действии новых раздражителей. Ориентировочные рефлексы вызывают другие рефлексы, направленные на продолжение рода, на поиск скрывшегося хозяина и тд., в зависимости от обстановки.

Половая реакция возникает на основе инстинкта размножения и проявляется при половом возбуждении. Половые и родительские рефлексы - результат действия внутренних раздражителей при одновременном наличии внешних.

Реакция, проявляющаяся у собаки относительно постоянно и в наиболее сильной степени, называется преобладающей. Для определения преобладающей реакции у собаки необходимо наблюдать за ее поведением в различных условиях в течение довольно длительного периода. Например, собака на новом месте или при появлении посторонних людей прекращает играть с хозяином, отказывается приносить мяч или другую любимую игрушку, жмется к ногам, озирается, прижимает уши, поджимает хвост. В этом случае владелец может сделать вывод о преобладании пассивной формы оборонительной реакции. Если же собака отказывается выполнять команды, не проявляя признаков страха, а лишь принюхивается, прислушивается, это свидетельствует о преобладании у нее ориентировочной реакции и тд.

Некоторые собаки во время прогулки ходят с поднятой на холке шерстью и приподнятым хвостом, готовые в любую минуту броситься на каждого оказавшегося поблизости прохожего или животного. У таких собак возбудимый тип ВНД с преобладающей активно-оборонительной реакцией. Они обычно с трудом усваивают новые требования, если рядом находятся другие дрессировщики со своими собаками. Для таких собак следует избирать в качестве первоначального метода дрессировки подражательный и контрастный, а затем переходить на механический метод. Более длительного времени требует индивидуальная работа с такими собаками, и лишь после возникновения прочных условных рефлексов, срабатывающих без посторонних раздражителей, с ними можно переходить к работе в группе. Эти собаки лучше всего несут караульную службу, даже почти без специальной дрессировки (активно облаивают постороннего на участке, без страха вступают с ним в схватку), но трудно дрессируются для розыскной службы, где нужно четко дифференцировать запахи в сложных и разных условиях. Они совершенно непригодны для службы проводников незрячих, а также для минно-розыскной службы.

Встречаются собаки, которые в любых условиях стремятся получить лакомство, и даже будучи совершенно сытыми и хорошо упитанными, подбирают пищевые отбросы с земли, берут корм у совершенно незнакомых людей. Это собаки с преобладающей пищевой реакцией. Они легко поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом, быстро привыкают к новым условиям жизни, другим дрессировщикам. Такие собаки непригодны к несению караульной службы, но легко усваивают команды, требующие действия (преодоление препятствий, розыск заблудившихся людей в горах, служба подноски легких грузов и тп.). Такую собаку легко научить возить ребенка в санках, подвозить воду для пожилого или незрячего человека, что особенно ценно для владельцев собак, проживающих в сельской местности.

Преобладание половой реакции обычно наблюдается у кобелей, если поблизости находится пустующая сука. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно отражается на дрессировке собаки, отвлекая ее. Владельцы не должны появляться с пустующими суками вблизи дрессировочных площадок, чтобы не возбудить проявления сильно действующей половой реакции у кобелей. Половая реакция у большинства сук преобладает лишь 2 раза в год, и это необходимо учитывать при дрессировке.

Реакция материнства проявляется у сук, готовящихся к родам. Они стараются предохранить себя от сильных толчков, прыжков, укрыться в укромное темное место после рождения щенков, ухаживают за ними, вылизывают, подталкивают к соскам, защищают от посторонних людей и животных.

При дрессировке нужно уметь использовать все инстинкты, но особенно преобладающую реакцию.

 

 

Источник: Книга собаковода

 

Начальная дрессировка

Приучение к чистоте в доме

 

Чистоплотность щенка - прирожденное качество. Вначале он оправляется в логове, и мать убирает за ним. Уже в трех-четырехнедельном возрасте он это делает во время вылазок из логова, хотя может и "не добежать", и тогда мать снова убирает за ним. Затем щенок старается добраться до своего привычного места, прежде чем напачкать. И этот порядок сохраняется на всю жизнь, только расстояние возрастает по мере роста и развития животного.

Принеся щенка домой, старайтесь приучить его выбегать во двор или в садик, особенно минут через пять после еды. когда ему непременно понадобится облегчиться. Если вы живете в городской квартире, положите в удобном для вас месте в несколько слоев газету, и ваш щепок научится оправляться там, особенно если вы его не раз поднимете и перенесете на это место, как только заметите, что он готов сделать "лужицу" или "кучку".

Ни в коем случае не наказывайте и не ругайте щенка в этот период, хотя подчас нелегко сдержаться, если поутру вы находите на кухне несколько лужиц и кучек, в которые трудно не наступить. "Думайте по-собачьи", безропотно замойте пол и ласково ответьте на бурные приветствия щенка.

Очень скоро собака приучится к чистоте в нашем понимании этого слова, хотя в природе собака просыпается на рассвете, а вместе с нею и се кишечник- задолго до того как просыпаемся мы! Повторяю- в случае если щенок "проштрафился", не выражайте никакими действиями свое возмущение. Время и воспитание решат эту проблему, а наказание не будет понято. Оно лишь сделает из щенка невропата и скажется на дальнейшем его воспитании.

 

Распорядок кормления

 

использование дрессировки

 

Распорядок кормления для маленького щенка имеет первостепенную важность. Каждый раз кормление дает вам возможность начать исподволь, без напряжения вводить приемы дрессировки. Постукивание мисочки - приятный сигнал для щенка, и его можно сопровождать, произнося высоким голосом: "Кутя! Кутя! Кутя!" или повторяя кличку щенка. Малыш за один-два дня научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой "Ко мне!", которой обычно подзывают собаку и которой собака должна немедленно повиноваться. Кстати, ваши первые призывы высоким голосом заменяют тонкое повизгивание суки, какое она часто издает, возвращаясь в логово с добычей. В этот самый ранний период вы можете приучать щенка си деть, когда он ждет еду. приговаривая "Сидеть!" (или называя его кличку) и одновременно мягко, но настойчиво нажимая рукой на поясницу чтобы он сел. Щенок скоро научится садиться по команде и ждать, пока вы не поставит перед ним мисочку

Мозг вашего щенка очень восприимчив к простым командам, постоянно и настойчиво повторяемым. Помните, что еще нельзя требовать совершенства: на первых порах вы добьетесь только символического движения, обозначающего попытку сесть, и большего не требуйте.

Но вырабатывая у маленького щенка рефлекторную реакцию на команды "Сидеть!" и "Ко мне!", вы в будущем избавите себя от многих хлопот. При этом щенок научится связывать ваш голос с таким важным событием, как кормление, и вы начнете приобретать власть над щенком, хотя он этого еще не понимает.

 

Загончик - место

 

 

Это не просто спальня, это то место, где щенок спокойно может погрызть косточку, обследовать старый ботинок или любую найденную игрушку. Подобные действия играют существенную роль в воспитании щенка. Не допустимо вытаскивать щенка из его владений для наказания или нравоучений. Эти вторжения лишают щенка чувства безопасности и нервируют. Если у вас есть дети, уговорите их не лезть к щенку, когда он на своем месте, - это его только утомит и сделает раздражительным. Научите детей ждать, когда щенок сам выйдет из своего уголка.

Сайт создан в системе uCoz