Лето
- это именно то время года, когда люди
вспоминают чаще, чем обычно таких
персонажей славянского фольклора, как
лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п. К
сожалению, первые серьезные труды по
славянской мифологии относятся ко второй
половине XVIII века, когда исследователи
всерьез занялись собиранием и записью
устной народной традиции. Очевидно, к
этому времени многое было уже утрачено, и у
нас нет целостной картины славянской
мифологии. Некоторые исследователи
считают, что ее никогда и не было. Может
быть... Поэтому рассмотрим для начала обзор
сведений о такой популярной фигуре
русского фольклора, как леший. Надеюсь, что
вы узнаете для себя что-нибудь новенькое.
Многие
исследователи отмечают общность
представлений о лешем с мифологическими
образами других народов, например, с
сатирами в античной мифологии. Посмотрим,
что удалось записать нашим исследователям,
а потом сами решайте, есть ли у лешего
общие черты с другими персонажами.
Леший
считается хозяином леса, покровителем
зверей и птиц, но иногда он почитается и
как дух леса. По убеждениям многих
крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он
часто появлялся в сопровождении стада
волков, или перегонял зверей и птиц с места
на место. Леший также охранял лес от
охотников, но мог заключать с ними и
справедливые договоры на пользование
дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о
лешем.
В
Рязанской губернии записан такой рассказ:
"К
кабатчику ночью пришел мужик в звериной
шкуре и с толстой дубиной. Выпил стакан
водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и
увидел множество разного зверья. На его
вопрос мужик ответил:
"Это
я товарищу в карты проиграл, и теперь иду
долг платить".
А на вопрос, кто же он такой, мужик сказал:
"Я - царь лесной".
В
Вологодской губернии записан аналогичный
рассказ, только там леший выпивает ведро
водки и гонит стадо волков.
В
Калужской области записан рассказ о том,
как перед лесным пожаром леший, трубя в рог,
перегонял зверей. И повалили из леса
медведи и волки, лисицы и зайцы, белки, лоси,
козы... Всякая лесная живность шла со своей
парой и с другими не смешивалась, а на
людей и вовсе никакого внимания не
обращала. А за зверьем и "сам" с кнутом
за плечом и с рожком в руках. А величиною он
с большую колокольню будет. Отличительной
чертой лешего является его хохот.
Как же
выглядит леший? Обычно у него рога и
козлиные ноги, длинные растрепанные
волосы и большая седая борода. Одет он чаще
всего в белую рубаху или балахон, на ногах
лапти, а на голове широкая большая шляпа.
Рост он меняет в зависимости от того, где
он находится. В лесу он вровень с самыми
высокими деревьями, а на лугу или поляне -
он вровень с травой. Леший может явиться в
виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже
гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет
в ладоши, уносит детей и заводит путников в
непролазную чащу.
Большинство
рассказов о лешем сводятся к простому
рассказу о встрече рассказчика с нашим
героем. Часто леший принимает облик какого-либо
знакомого рассказчика, его соседа,
помещика или, даже, дьякона.
Распространены рассказы о том, как леший
под видом старичка подсаживался на телегу
или сани, и тогда никакая сила не могла
сдвинуть их с места.
Избавиться
от лешего можно было и именем Господа, и
матерной руганью, и выстрелив в него
медной пуговицей, а также рассмешив его.
Рассказы
о похищениях лешим в большинстве случаев
имеют счастливый конец. Так, когда леший
похитил девок, они жили у него двенадцать
дней, но благодаря помощи сельского
колдуна вернулись домой. В другом рассказе
леший в наказание за кражу овцы уводит
сына мужика в лес, где тому приходится жить
с "лешовихой". Или, леший уводит
девицу в лес, но служат в церкви молебен, и
девица счастливо возвращается домой.
Леший заводит в лес одного парня, который
понравился жене лешего. По ее совету он
ничего не ест в доме у лешего и благодаря
этому возвращается. А одну пропавшую
девушку обнаружили через некоторое время
сидящей на сосне и беременной.
В
рассказах о договорах с лешим часто
встречается сюжет о том, как он пасет за
пастуха его стадо и предсказывает погоду
на год вперед. В этих рассказах леший уже
ближе к людям. Он сидит с пастухами или
охотниками у костра, ест с ними кашу и
выпивает, с ним можно договориться,
задобрить, от него можно откупиться.
К концу
девятнадцатого века ужас в рассказах о
лешем сменяется доброй насмешкой. Леший
постепенно очеловечивается. В результате
такого смягчения образа лешего меняется и
его внешний облик. К началу XX века
относится такая запись о лешем:
"Леший
живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта
кожами. Леший всегда ходит в оболочке: в
желтом зипуне, опоясан, в красной шапке,
молодой, без бороды. Это скорее человек:
живет лешней, ходит с собакой, женат, имеет
детей".
Леший
был очень популярен в русском фольклоре и
стал героем многих русских народных и
авторских сказок. Но эту тему я
рассматривать не буду. Отвечу напоследок
лишь на вопрос, как можно вызвать лешего?
Надо в великий четверг ночью сесть в лесу
на старую березу и громко три раза
крикнуть:
"Царь лесовой, всем зверьям батька,
явись сюда!"
Тогда он явится и скажет "все тайное и
будущее".
Счастливых встреч!