Содержание


Божественный золотой Гор

     С незапамятных времен порхали над землей и водами Египта соколы и орлы, ибисы, журавли, чибисы, цапли, дикие гуси, утки и разные другие птицы. Прилегающие к Нилу болота давали убежище множеству птиц и рыб, бегемотам, водным буйволам, кабанам, крокодилам, в окрестных травянисто-скалисто-песчаных степях водились львы, барсы, горные козы, олени, антилопы, барсуки, гиены, шакалы... и среди них тысячелетиями влачили жалкое существование жившие небольшими группами люди.
     Но и тогда, когда здешнее людское население численно увеличилось и окрепло, когда оно уже пасло стада, сеяло хлеб, строило села и города, люди, как воспоминание о древнейших временах, чувствовали близкими себе четвероногих животных и птиц, короче говоря, окружающий их живой мир. Среди них бытовал культ диких и домашних животных. Почитаемые ими сверхъестественные силы, богов, властителей люди часто изображали в виде животных, сказочным образом, но с глубокой верой. Со временем, добыв власть над всей страной, стали божествами и сами фараоны. Они называли себя Гор, что значит Бог-сокол.
  

Намогильная плита царя Змеи
из Абидоса, период I династии.
Единственный иероглиф,
указывающий на личность царя,
- кобра с поднятой головой,
позднее читался как джет.
Под иероглифом - характерно
расчлененный фасад тогдашнего
царского дворца, с двумя узкими
дверьми, над иероглифом
- символ власти фараона - сокол.

     Гор на самом деле значит не сокол, а вообще "высоко летающий", "находящийся в вышине". Но как соколы оказались достойными этого имени, так оказался достойным его божественный фараон всех времен. Первородный Золотой Гор, Вечно Живущий.
  

Бронзовая статуэтка Осириса,
выполненная в более позднюю
эпоху и на самом деле
изображающая мумию с
обмотанным полотняными
бинтами телом, хотя и не в
обычной позе.
Хранится в будапештском музее
изобразительных искусств.

     "Живи вечно!" желали ему подданные, представленные пред его лик. Иногда они расцвечивали свои пожелания: "Пусть все боги дадут тебе жизнь, счастье твоему носу, пусть осыплют тебя дарами, пусть дадут тебе безграничную вечную жизнь, вечность, которой нет конца!".
     Потому что каким бы небесным существом ни мыслил себя фараон и сколько бы раз ни звучали в его ушах слова поклоняющихся ему, повторяющих его официальный титул: "Великий Бог", фараон все-таки чувствовал, что жизнь его не будет безграничной, вечность его не настоящая, не бесконечная.
     Ведь, как следует из египетских мифов, убить можно было и бога. Осириса, бога-царя древности, убил его собственный брат. Сет.
     В те времена, когда это случилось, - так верили жившие позднее люди - земных царей не было, страной правили сами боги. Усири (по-гречески - Осирис) был богом-царем, который научил людей земледелию, виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов, научил их пению, танцам, музыке и отучил пожирать друг друга. Брат же его, Сет, любил насилие и разрушение, поэтому он желал гибели доброму Осирису, старающемуся улучшить мир. Он вовлек в заговор против Осириса по одним источникам - сорок два, по другим - семьдесят два человека и пригласил их, а также Осириса на пиршество. Во время пиршества он показал гостям красивый сундук из дерева сикоморы, обитый серебром и выложенный драгоценными камнями, и обещал подарить его тому, кому он подойдет по размеру.
     Осирис не знал, что этот разукрашенный сундук - приготовленная для него ловушка, его собственный слуга тайком снял с него мерку и передал Сету за большое вознаграждение. Ничего не подозревая, улегся Осирис в приготовленный ему роскошный гроб и даже радовался, что поместился в нем, как вдруг заговорщики захлопнули крышку. Не только захлопнули, но еще и заколотили ее гвоздями и даже запаяли свинцом и бросили сундук в море, там, где в него впадает один из рукавов Нила.
     Жена Осириса, Есит (по-гречески - Исида), услышав о страшном происшествии, отправилась искать сундук. Море тем временем вынесло сундук на берег, далеко от Египта, и выросло над ним дерево. Исида, хоть и не скоро, но все-таки отыскала сундук-гроб, открыла его и, рыдая, упала на труп Осириса. Обнимала, целовала его, пока не зачала от него ребенка: божественного Гора, который вновь и вновь воплощался в каждом фараоне. Осирис же, спустившись в подземный мир, стал его царем.
  

Заупокойные статуи
царевича Рахотепа
(период IV династии)
и его жены Нофрет,
выполнены из
раскрашенного
известняка.

     Но Сет не хотел уступить наследства Осириса даже рожденному богиней Исидой первому Гору. Перед сонмом Девяти Богов спорил-тягался он с Гором, а когда боги решили спор в пользу последнего, Сет требовал все нового и нового приговора или вызывал своего противника на различные испытания: кто из них в облике бегемота сможет пробыть под водой три месяца, кто из них сможет построить корабль из камня. Однажды он даже вырвал у Гора глаза и закопал в землю, где из них выросли цветы лотоса. Но богиня Хатор накапала в глазницы слепого юноши молока дикой газели и вернула ему зрение. Наконец, даже бог солнца Ра, покровительствовавший Сету, склонился на сторону Гора и разрешил передать ему царство. А Сета он взял с собой в ладью, на которой он каждый день проплывает по небесным водам с востока на запад и каждую ночь - в подвластном Осирису подземном мире - с запада на восток...


Стр. 1 из 2 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz