осле
Рамсеса III Египет приходит в упадок,
теряет завоевания; власть фараонов
ослабевает. Происходит сначала
раздвоение (в начале XXI дин.),
затем власть получает династия
ливийского солдатского происхождения
(Бубастиды - по столице в Бубасте),
наконец, Египет распадается на мелкие
княжества, чем пользуются внешние
враги - фараоны вновь основанного
царства в отпавшей от Египта
Нубии (столица в Напате, теперь
Донгола) и ассирийцы (завоевание
Египта Ассархаддоном 676 г. и Ассурбанипалом
668 г.). Владетелям города Саиса,
расположенного в Дельте, удалось
мало-помалу объединить Египет,
свергнуть ассирийское иго и устранить
эфиоплян. В лице Псаметиха I они начали
в 666 г. XXVI саисскую династию,
которая правила до персидского
погрома 525 г.. Время персидского
владычества и туземных фараонов
XXVIII-XXX дин., не признававших его,
также относятся к Саисской эпохе, в широком
смысле, особенно в виду характера
культуры. Это было время позднего
расцвета, называемого египетским
возрождением; ему мы обязаны
многими интересными памятниками
искусства. Произведения эпохи носят
своеобразный отпечаток, и на них
часто замечается стремление
возродить старину эпохи пирамид.
Наряду со здоровым направлением в скульптуре,
стремившимся к возрождению
портрета, замечается однако
бессодержательная слащавость.
Памятники этого времени
сосредоточены преимущественно в витрине
№ 18 и на находящемся рядом
с нею щите с надписями и обломками
статуй. Здесь имеется значительное
количество голов, торсов, средних,
нижних частей и пьедесталов статуй
деятелей этой эпохи. Головы или бриты,
или в своеобразных, характерных для эпохи
париках. Некоторые держать пред собой
изображения Осириса, иногда в ковчеге.
Статуи и статуэтки эти
жертвовались в храмы для вечного
поминовения и постоянного пребывания
с божеством. Поэтому на них часто
помещались надписи с приглашением,
обращенным к жрецам и проходящим,
помянуть изображенного, должность и чины
которого перечисляются. В этом
отношении заслуживает внимания особ. № 1050,
представляющий Имхотепа, жреца бога
Гора, торс № 171 (на постаменте)
статуи жреца Гор-си-Исе, носившего
множество титулов и бывшего, между
прочим, "жрецом статуй царей Нехао,
Псаметиха II и Нектанеба" (очевидно,
покойный жил уже при первых
Птолемеях). На постаменте, у витрины 18
помещена голова придворного Яхмоса (Амасиса),
очевидно, современника завоевания
Египта Камбизом. Голова статуи одного
из последних фараонов,
царствовавшего незадолго до второго
персидского погрома при Артаксерксе
III, - Нектанеба I также имеется в собрании
под № 3248 над щитом 3.
В числе надписей,
помещенных на щите, отметим
документы дарственного характера (большею
частью на участки земли). Они,
обыкновенно имеют в своей верхней
части, хотя бы дар приносился не царем,
изображено царя, подносящего
божествам символически поле в виде,
его иероглифа, или жертвенные
сосуды, - царь был единственным
полноправным жертвователем, имевшим
непосредственное отношение к богам.
Плиты № 4128 и № 4133 содержат
дарственные записи на землю от времени
Шешонка II (IX в.); они, составлены
уже, как нередко бывало при XXII дин.,
иератическим, курсивным шрифтом.
Плита № 4116 содержит документ,
начертанный иероглифами, от 16 года
фараона XXVI дин. Амасиса (556 г.).
Другие надписи иного
содержания и происхождения. № 4120
содержит картуши Псаметиха II, под которыми
божества двух частей египетского Нила
символически связывают Верхний
Египет и Дельту. № 4078
представляет дочь Псаметиха I,
Нейтикерт (Нитокрис), в одеянии "супруги
бога", жрицы царицы Фив. Плита № 4091
происходит из Великого Оаза, и надпись
на ней начертана чрезвычайно
трудными для понимания иероглифами-ребусами,
вошедшими в употребление особенно
с конца персидской эпохи.
Из других предметов эпохи
упомянем два изразца с именем
современника Соломона фараона XXI дин.
Пасебхана (№ 1919-20), неопределенный
бронзовый предмет № 1931 с надписью
современника эфиопских фараонов,
жреца Педи-Амон-нес-тауи, двух лежащих
львов (№№ 4072 и 4155), бронзовый
сфинкс в виде царя, держащего
жертвенный сосуд (№ 2200), ручку
музыкального инструмента с именем
эфиопского фараона Тахарки (№ 1025),
кусок каменных водяных часов (клепсидры)
с изображениями божеств часов и т. п..
К этой же эпохе,
относятся: а) В висячей витрине 25
- круги из штукатурки, папируса,
плетения, большею частью с изображениями
бога Солнца о 4-х головах овна и текстами.
Они служили талисманами,
полагавшимися под голову покойнику.
Здесь же помещена деревянная доска
№ 3919 с изображениями покойной
пред богами и с заупокойной
надписью. Такие доски с этого
времени входят в употребление
наряду с каменными могильными
плитами, б) В висячей витрине, 24
- картонажи и украшения с мумий с надписями
и изображениями, иногда тщательно
исполненными и позолоченными.
Особенного внимания заслуживает № 3328,
представляющий Анубиса-Психопомпа,
принимающего мумию покойного Сарапу,
№ 3329, изображающий плачущую Исиду.
в) "Горы на крокодилах" и большой
торс № 4674. г) Гипсовые слепки:
У колонны слева от входа -
сидящая Исида (младенец Гор не сохранился);
в надписи испрашивается
благоволение богини к жрице Фив
Шепенопет, дочери египто-эфиопского
фараона Пионхи.
У первого окна от входа
налево: голова статуи царя Тахарки с негрскими
чертами лица. Ватиканская статуя (с приделанной
уже в Европе головой) верховного
жреца Нейт в Саисе и начальника
саисской медицинской школы во время
завоевания Египта Камбизом. Надписи,
начертанные на статуе, повествуют
об этом важном событии и о видной
роли в нем ее владельца.
Статуя царя Псаметиха II.
Корова богини Хатор и стоящая под ее головой
фигура Псаметиха I. Оригинал в Каире.
Львы царя Нектанеба II из Ватиканского
музея, обнаруживающие некоторое
сходство с памятниками XII дин.
Знаменитая берлинская голова
статуи легкого натуралистического
стиля, вероятно, уже начала
птолемеевского времени.
Сидящие статуи деятелей и вельмож
эпохи, д) Значительная часть
фигурок божеств и священных
животных из бронзы, помещенных в витрине.
№ 11. е) Значительная часть моделей
для скульпторов и форм для отливки
амулетов внизу витрины 2. Такие
модели явились результатом
выработанных к поздним эпохам тесных
правил: нередко на обратной стороне,
модели нанесены линии для облегчения
увеличения оригинала. Мастера
позднего времени заменяли работой по моделям
наблюдете природы, ж) Деревянные статуэтки
Осириса в форме мумии на четырехугольных
пьедесталах (витрина 7, верх). з) Изящные плоские
сосуды из зеленого фаянса,
служившие подарками в новый год. -
Сосуд из зеленого фаянса в виде
бокала, с изображением божеств. (Витрина 2).
и) Мумии священных животных, б. ч. завернутые
в погребальные пелены: кобчика,
кошки, ибиса, крокодилов, ящериц,
черепахи. (Витрина 20; здесь же
помещены и части человеческих
мумий). Ящик для мумий священных
кобчиков помещен под витриной 7. i) Бронзовые сосуды
ритуального назначения, иногда с
изящными рельефными изображениями
божеств (особ. в витрине 10,
у первого окна).
Подобия наосов - ковчегов
божества. (Там же.) к) Ушебти из зеленой
пасты и ящики, помещенные на нижних
полках верхней части витрины 7.
л) погребальные пелены Ментуемхета,
правителя Фив во время
ассирийского завоевания (на внутренней
стене против фаюмских портретов). м) Женская статуэтка из диорита
(№ 1057); поверхность ее шероховата,
так как она не была отшлифована.
Что касается постановки и плотно
прилегающего платья, то данная
статуэтка в этом отношении
примыкает к произведениям Древнего
царства, но пропорции ее более
удлинены, а черты лица менее
индивидуальны, - она представляет
собою как бы обобщенный идеал
красивой женщины во вкусе данной
эпохи (Статуэтка помещена в третьем
выпуске того же издания (табл. XIV).
|