Ливийская и Саисская эпохи


После Рамсеса III Египет приходит в упадок, теряет завоевания; власть фараонов ослабевает. Происходит сначала раздвоение (в начале XXI дин.), затем власть получает династия ливийского солдатского происхождения (Бубастиды - по столице в Бубасте), наконец, Египет распадается на мелкие княжества, чем пользуются внешние враги - фараоны вновь основанного царства в отпавшей от Египта Нубии (столица в Напате, теперь Донгола) и ассирийцы (завоевание Египта Ассархаддоном 676 г. и Ассурбанипалом 668 г.). Владетелям города Саиса, расположенного в Дельте, удалось мало-помалу объединить Египет, свергнуть ассирийское иго и устранить эфиоплян. В лице Псаметиха I они начали в 666 г. XXVI саисскую династию, которая правила до персидского погрома 525 г.. Время персидского владычества и туземных фараонов XXVIII-XXX дин., не признававших его, также относятся к Саисской эпохе, в широком смысле, особенно в виду характера культуры. Это было время позднего расцвета, называемого египетским возрождением; ему мы обязаны многими интересными памятниками искусства. Произведения эпохи носят своеобразный отпечаток, и на них часто замечается стремление возродить старину эпохи пирамид. Наряду со здоровым направлением в скульптуре, стремившимся к возрождению портрета, замечается однако бессодержательная слащавость.

Памятники этого времени сосредоточены преимущественно в витрине № 18 и на находящемся рядом с нею щите с надписями и обломками статуй. Здесь имеется значительное количество голов, торсов, средних, нижних частей и пьедесталов статуй деятелей этой эпохи. Головы или бриты, или в своеобразных, характерных для эпохи париках. Некоторые держать пред собой изображения Осириса, иногда в ковчеге. Статуи и статуэтки эти жертвовались в храмы для вечного поминовения и постоянного пребывания с божеством. Поэтому на них часто помещались надписи с приглашением, обращенным к жрецам и проходящим, помянуть изображенного, должность и чины которого перечисляются. В этом отношении заслуживает внимания особ. № 1050, представляющий Имхотепа, жреца бога Гора, торс № 171 (на постаменте) статуи жреца Гор-си-Исе, носившего множество титулов и бывшего, между прочим, "жрецом статуй царей Нехао, Псаметиха II и Нектанеба" (очевидно, покойный жил уже при первых Птолемеях). На постаменте, у витрины 18 помещена голова придворного Яхмоса (Амасиса), очевидно, современника завоевания Египта Камбизом. Голова статуи одного из последних фараонов, царствовавшего незадолго до второго персидского погрома при Артаксерксе  III, - Нектанеба I также имеется в собрании под № 3248 над щитом 3.

В числе надписей, помещенных на щите, отметим документы дарственного характера (большею частью на участки земли). Они, обыкновенно имеют в своей верхней части, хотя бы дар приносился не царем, изображено царя, подносящего божествам символически поле в виде, его иероглифа, или жертвенные сосуды, - царь был единственным полноправным жертвователем, имевшим непосредственное отношение к богам. Плиты № 4128 и № 4133 содержат дарственные записи на землю от времени Шешонка II (IX в.); они, составлены уже, как нередко бывало при XXII дин., иератическим, курсивным шрифтом. Плита № 4116 содержит документ, начертанный иероглифами, от 16 года фараона XXVI дин. Амасиса (556 г.).

Другие надписи иного содержания и происхождения. № 4120 содержит картуши Псаметиха II, под которыми божества двух частей египетского Нила символически связывают Верхний Египет и Дельту. № 4078 представляет дочь Псаметиха I, Нейтикерт (Нитокрис), в одеянии "супруги бога", жрицы царицы Фив. Плита № 4091 происходит из Великого Оаза, и надпись на ней начертана чрезвычайно трудными для понимания иероглифами-ребусами, вошедшими в употребление особенно с конца персидской эпохи.

Из других предметов эпохи упомянем два изразца с именем современника Соломона фараона XXI дин. Пасебхана (№ 1919-20), неопределенный бронзовый предмет № 1931 с надписью современника эфиопских фараонов, жреца Педи-Амон-нес-тауи, двух лежащих львов (№№ 4072 и 4155), бронзовый сфинкс в виде царя, держащего жертвенный сосуд (№ 2200), ручку музыкального инструмента с именем эфиопского фараона Тахарки (№ 1025), кусок каменных водяных часов (клепсидры) с изображениями божеств часов и т. п..

К этой же эпохе, относятся: а) В висячей витрине 25 - круги из штукатурки, папируса, плетения, большею частью с изображениями бога Солнца о 4-х головах овна и текстами. Они служили талисманами, полагавшимися под голову покойнику. Здесь же помещена деревянная доска № 3919 с изображениями покойной пред богами и с заупокойной надписью. Такие доски с этого времени входят в употребление наряду с каменными могильными плитами, б) В висячей витрине, 24 - картонажи и украшения с мумий с надписями и изображениями, иногда тщательно исполненными и позолоченными. Особенного внимания заслуживает № 3328, представляющий Анубиса-Психопомпа, принимающего мумию покойного Сарапу, № 3329, изображающий плачущую Исиду. в) "Горы на крокодилах" и большой торс № 4674. г) Гипсовые слепки: У колонны слева от входа - сидящая Исида (младенец Гор не сохранился); в надписи испрашивается благоволение богини к жрице Фив Шепенопет, дочери египто-эфиопского фараона Пионхи.

У первого окна от входа налево: голова статуи царя Тахарки с негрскими чертами лица. Ватиканская статуя (с приделанной уже в Европе головой) верховного жреца Нейт в Саисе и начальника саисской медицинской школы во время завоевания Египта Камбизом. Надписи, начертанные на статуе, повествуют об этом важном событии и о видной роли в нем ее владельца.

Статуя царя Псаметиха II. Корова богини Хатор и стоящая под ее головой фигура Псаметиха I. Оригинал в Каире. Львы царя Нектанеба II из Ватиканского музея, обнаруживающие некоторое сходство с памятниками XII дин.

Знаменитая берлинская голова статуи легкого натуралистического стиля, вероятно, уже начала птолемеевского времени.

Сидящие статуи деятелей и вельмож эпохи, д) Значительная часть фигурок божеств и священных животных из бронзы, помещенных в витрине. № 11. е) Значительная часть моделей для скульпторов и форм для отливки амулетов внизу витрины 2. Такие модели явились результатом выработанных к поздним эпохам тесных правил: нередко на обратной стороне, модели нанесены линии для облегчения увеличения оригинала. Мастера позднего времени заменяли работой по моделям наблюдете природы, ж) Деревянные статуэтки Осириса в форме мумии на четырехугольных пьедесталах (витрина 7, верх). з) Изящные плоские сосуды из зеленого фаянса, служившие подарками в новый год. - Сосуд из зеленого фаянса в виде бокала, с изображением божеств. (Витрина 2). и) Мумии священных животных, б. ч. завернутые в погребальные пелены: кобчика, кошки, ибиса, крокодилов, ящериц, черепахи. (Витрина 20; здесь же помещены и части человеческих мумий). Ящик для мумий священных кобчиков помещен под витриной 7. i) Бронзовые сосуды ритуального назначения, иногда с изящными рельефными изображениями божеств (особ. в витрине 10, у первого окна).

Подобия наосов - ковчегов божества. (Там же.) к) Ушебти из зеленой пасты и ящики, помещенные на нижних полках верхней части витрины 7. л) погребальные пелены Ментуемхета, правителя Фив во время ассирийского завоевания (на внутренней стене против фаюмских портретов). м) Женская статуэтка из диорита (№ 1057); поверхность ее шероховата, так как она не была отшлифована. Что касается постановки и плотно прилегающего платья, то данная статуэтка в этом отношении примыкает к произведениям Древнего царства, но пропорции ее более удлинены, а черты лица менее индивидуальны, - она представляет собою как бы обобщенный идеал красивой женщины во вкусе данной эпохи (Статуэтка помещена в третьем выпуске того же издания (табл. XIV).
  


Стр. 8 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz