Египетский зал
Музея Изящных
Искусств имени Императора
Александра III в Москве
|
ремя
египетской истории до эпохи
пирамид, называемое обыкновенно
архаическим и распадающееся на периоды:
доисторический, додинастический и тинитский
(I и II династии), стало известно
по памятникам только с самого конца
прошлого столетия (раскопки Фл. Питри
1895, де-Моргана 1896 и др.). Собрание
вещей из этой эпохи помещено в
витринах 4, 1 и 5 у
внутренней стены, направо от входа.
Плоская витрина 1 заключает в своей
верхней части кремневые ножи и стрелы
доисторического времени, раковины из доисторических
гробниц, амулеты (напр., № 1127 - в виде
головы быка), грубые фигуры нагих
женщин из глины. Здесь же образцы
изделий и предметы начала
исторического периода: костяная
пластинка с именем царя Аха, одного
из первых фараонов, коллекция
цилиндров-печатей, употреблявшихся в
древнейшем Египте, как и в Вавилоне.
Среди них имеются принадлежащие и царям,
и чиновникам; на древнейших из них
вырезаны фигуры, представляются
первичную стадию развития
иероглифического письма.
Впоследствии (окончательно при XII дин.)
цилиндры выходят из употребления и заменяются
отчасти скарабеями; цилиндр № 985
принадлежит фараону Аменемхету III.
№ 4016 - интересная фигурка лягушки
из камня, относящаяся к архаической
эпохе.
Нижняя часть витрины
содержит куски глины с оттисками
печати царя второй династии Пер-иеб-сена.
Это - своеобразные пробки, или их части,
от больших винных сосудов из царских
виноградников. Здесь же голова
скелета, найденного В. С. Голенищевым
в глиняном сосуде во время
раскопок в Гебель-Сильсилэ.
Целый костяк, завернутый в пелены
и помещенный в скорченном виде в глиняный
ящик, находящейся в этом же
отделении зала, происходит также из архаической
эпохи и найден в Гебелене (колл. Rustafajaell).
Витрина 5-я заключает в себе
образцы керамики и каменных сосудов
архаического времени. Древнейшими
считают сосуды из красной глины с черным
ободком (№ 2954-5), далее идут красные
полированные без ободка, потом с белым
грубым рисунком (особенно интересно
блюдо № 2447 с изображением
человека, держащего 4-х быков (?) (Описание
этого блюда помещено в 1-м выпуске
Памятников Музея Изящных Искусств
имени Императора Александра III в Москве
(табл. II), а также №№ 2277-8,
цилиндрические глиняные сосуды с орнаментом
в виде перекрещивающихся линий (№ 2279
и № 3997), наконец глиняные светло-красные
с красной росписью, представляющей
или спирали (№ 1851) или грубые
изображения страусов (?) № 2948,
растений, кораблей (по другим -
огороженных хуторов) - № 2276 и т. п..
Изящные каменные чаши (№ 3254, 1470 и др.),
вазочка и т. п. обращают внимание
тщательностью работы, неожиданной для
времени, не располагавшего
разнообразием инструментов.
Другие, более тяжелые и крупные
каменные сосуды из твердого
материала помещены в нижней части
угловой витрины 4. Здесь же
находятся каменные наконечники булав
яйцевидной или плоской формы. В
средней части витрины находятся
образцы интересных пластинок в форм
рыбы, слона, страуса и неопределенных
предметов с птичьими головами. Эти
пластинки служили древнейшим
обитателям Египта для растирания
зеленой и черной красок, игравших, при отсутствии
одежды, большую роль в туалете. Они
клались в гроб, чтобы служить
покойному и по смерти.
Впоследствии они выходят из употребления.
Алебастровая и каменная посуда,
помещенная в витрине, относится к
различным эпохам.
Из числа гипсовых слепков
следует обратить внимание на
помещенные на щите в левом от входа
углу залы воспроизведения двух
больших пластинок с изображениями
фантастических зверей и царя,
поражающего жителя Дельты (на другой
стороне изображение поля битвы) - это
один из древнейших исторических
памятников Египта, относящихся к эпохе
его объединения.
|