Два зала, назначенные для памятников Греческой Архаики (3000-500 л. до Р. Х.), построены на средства Е. И. Бенардаки. Зал Праксителя сооружен М. С. Скребицкой, дочерью воспитателя в военном деле Императора Александра II генерал-адъютанта Юрьевича; Римский зал принесла в дар Музею княгиня З. Н. Юсупова-Сумарокова; помещение для памятников первоначальной поры Христианского Искусства (период Римских катакомб и древнейших христианских мозаик) подарила Кс. Ф. Колесникова; зал Итальянского Возрождения получен от А. В. Протасовой, рожденной Трофимович.

Целый зал скульптур принесла в дар Музею Е. П. Захарьина, вдова нашего знаменитого клинициста, и большая серия лучших созданий итальянской пластики Эпохи Возрождения с ее знаменитыми именами Донателло, Делла-Роббиа, Микель-Анджело получена от дочери его А. Г. Подгорецкой; с далекого юга Европы присланы в дар Т. Вл. и А. А. Левченками воспроизведения больших фресок раб. Андреа дель-Сарто; Р. Л. фон-Гирш из Мюнхена, Музей обязан величественной и исключительно редкой в практике университетских музеев статуей Афины-Воительницы (Промахос) Фидия, лишь недавно для науки и искусства восстановленной; З. Л. Гюббэ направила из Парижа в наше собрание превосходную репродукцию Венеры Милосской, а ее дочерью M-lle Annette Hubbay заказана для нашего Музея колоссальная статуя Мельпомены Луврского Музея; баронесса Кс. Л. Леви из Рима обогатила одну из наших зал замечательным воспроизведением бронзовой Porta del Paradiso, раб. Лоренцо Гиберти; большое количество копий с древнеримской живописи по оригиналам Лувра, Ватикана, Палатина, Неаполитанского Музея и Помпеи исполнила, с большою затратою сил, Е. Н. Самарина. Эти копии помещены в особом, на ее средства, построенном зале. Из средств А. Кс. Медведниковой принесено Музею Н. А. Цветковым 15.000 руб.

Были у созидавшегося Музея и покровительницы как бы тайные, сознательно навсегда для других остававшиеся в тени. Когда объявился в среде Комитета Музея сочлен, пожелавший поднять это дело на европейскую высоту и для сей цели начавший употреблять особенно большие денежные средства, то его две сестры (недавно скончавшиеся) только радовались этому, горячо поддерживая эту линию необычайно высоких благотворений своего исключительно щедрого брата. Не имея права открывать имена этих почивших друзей нашего дела, мы здесь лишь можем пожелать им Царства Небесного в новой их жизни.

Симпатии к новому Московскому Музею делались достоянием целых фамилий, и не только одних московских. Начало этому течению положено было Их Императорскими Высочествами Великими Князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем, весною 1898 г., на другой день по открытии действий Комитета Музея, принявшими на себя стоимость сооружения зала Парфенона. Затем эти фамильные симпатии стали получать дальнейшее распространение, как это доказывается горячим участием, словом и делом, в успехах начатого дела семейств графини П. С. Уваровой, графа Ал. В. Олсуфьева, В. К. Истомина, Е. П. Захарьиной, художника В. Д. Поленова, И. А. и Кс. Ф. Колесниковых, Братьев Арманд, Л. С. Полякова, И. К. Прове, М. Н. Журавлева из Рыбинска, Вл. В. и М. Ф. Якунчиковых.

Просматривая лист пожертвований новому Музею, нельзя не убедиться в замечательной скромности его дарителей: большие дары никогда не приносились для увековечения собственного имени. Дорого стоящие залы выстраивались в память родителей и предков (зал И. К. Прове, зал Бр. Арманд, зал М. С. Скребицкой, зал кн. З. Н. Юсуповой-Сумароковой), мужа (зал А. В. Протасовой) и других родственников (зал Великих Князей Сергея Александровича и Павла Александровича) или же в честь Особ Императорской Фамилии (зал Государыни Императрицы Mарии Федоровны, зал Государыни Императрицы Александры Федоровны - оба сооружены И. М. Рукавишниковым из Нижнего-Новгорода, зал Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича, coop. И. А. и Кс. Ф. Колесниковыми, зал Великого Князя Сергея Александровича, coop. М. А. Морозовым, зал Великого Князя Владимира Александровича, coop. М. Н. Журавлевым из Рыбинска, зал Великой Княгини Елизаветы Федоровны, coop. С. А. Протопоповым, зал Королевы Эллинов Ольги Константиновны, coop. П. Г. Шелапутиным).

Нельзя не признать успеха нового Московского Музея, создавшего в своем большом и монументальном здании и в его богатых коллекциях притом не на готовые средства Казны, исключительно важным, в отделе же учреждений для гуманитарных университетских наук в России и прямо беспримерным. В своей чрезвычайной доле этот Музей Московского Университета не должен никогда забывать особого счастия, посланного ему судьбою в факте, сердечного увлечения его успехами безвременно похищенного роком Великого Князя - Мученика и великих щедрот благодарного питомца Московского Университета Юрия Степановича Нечаева-Мальцова.

Новый Музей должен с благодарностью вспоминать особенно своих первых дарителей Вас. П. Боткина, К. С. Попова, кн. Ф. Ф. Юсупова - Сумарокова - Эльстона, С. Гр. Захарьина, К. Т. Солдатенкова, И. А. Баранова, П. М. Третьякова, Н. С. Мосолова, кн. А. А. Щербатова, Д. Ф. Самарина и Серг. Т. Морозова, симпатии и денежные жертвы которых на приобретение памятников искусств легли краеугольным камнем всего последующего счастья этого учреждения, в столь больших размерах ныне вступившего в последние дни своих подготовительных работ.

Заканчивая эти немногие вводные строки, мы не можем не выразить здесь чувства глубокой признательности нашим неизменным пособникам многих лет, приходившим Музею на помощь всегда с необычайной готовностью. За границей это были - администраторы музеев всех европейских стран и с давних лет особенно близкие нам директор королевского Музея Скульптуры в Дрездене, (Kgl. Albertinum) наш именитый соотечественник Е. Е. Треи (Prof Dr. Georg Treu) и инспектор того же учреждения художник Макс Кюнерт (Мах Kiihnert); в числе отечественных пособников мы сердечно вспоминаем Михаила Петровича Степанова и Владимира Константиновича Истомина, этих ближайших сотрудников Великого Князя Сергея Александровича.
  

Проф. И. Цветаев.
23 апреля 1912 г.
  


Стр. 2 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz