игурки
в виде жуков различных величин и из разнообразного
материала, известные под греческим
названием скарабеев, принадлежат к числу
наиболее частых и известных
произведений египетской
промышленности. Они проникли и за пределы
Египта и были распространены в Финикии,
на островах, в Греции, Этрурии,
Сардинии, Кареагене и даже в Дунайских
землях и на нашем юге; сюда
скарабеи доставлялись из Египта;
кроме того, здесь было и туземное
производство скарабеев. Жук ateuchus sacer
принадлежал к числу священных
животных; его египетское название
"Хепрер" сблизили со словом
"Хепер" - "быть"; таким
образом, он сделался символом бытия.
Отсюда употребление его фигурок в качестве
амулетов, особенно заупокойных. Кроме
того, они употреблялись для печатей,
вытеснив (с эпохи Среднего царства)
цилиндры, для украшений, для увековечения
памяти о лицах и событиях.
Наконец, со времен Нового царства,
особенно же с XX дин., большие
скарабеи из камня клали на верхнюю
часть груди покойного взамен вынутого
при бальзамировании сердца, при чем
на обратной плоской стороне
скарабея писалось 30-я глава Книги
Мертвых, магически заставлявшая
сердце не свидетельствовать против
своего хозяина на суде Осириса.
Большое собрание таких скарабеев
находится в витринах 14 и 15.
Среди залы на особом постаменте
помещен большой скарабей из гранита
(№ 4172); такого рода скарабеи
жертвовались царями в храмы.
В витрине 15 в центре
помещен большой каменный скарабей,
служивший гробницей для мумии
священного жука (теперь потерянной);
вокруг него расположены так наз. исторические
скарабеи. На больших из них (как на медалях
в наше время) Аменхотеп III
увековечивал события из своей
личной жизни - охоты, женитьбы,
сооружении озера для увеселения своей
супруги Тии. Меньшие содержат имена
царей, причем содержание имена
фараонов Древнего царства (№№ 195-199)
не современны им; из огромного
количества скарабеев с именем
Тутмоса III также лишь некоторые
современны этому царю. Значительное
количество (№№ 266-284 и 318;
последний особенно изящен с тонкими
надписями) дошло с именами частных
лиц, большею частью Среднего царства.
Скарабеи-амулеты носят на себе
изображения Беса (напр. №№ 361, 368),
систра Хатор (№ 396) и др.. Есть
скарабеи с пожеланиями (напр. №№ 581, 582),
с поздравлениями № 1806 - к новому
году, с именами и изображениями
божеств и символов, наконец просто
с витым или спиралевидным
орнаментом. Изредка вместо скарабеев
употреблялись для тех же целей
фигурки лягушек, ежей и т. под..
В этой же витрине помещен ряд
отпечатков имен на глине, большею
частью с папирусов документального
характера, напр. № 993 - имя царя
Камбиза, начертанное иероглифами. В витрине 4
помещено значительное количество
колец и перстней с изображениями
и иероглифами или без них, также
большие скарабеи с распростертыми
крыльями с груди мумии и скарабеи
из нанизанного бисера, также с покровов
мумий.
Наконец следует упомянуть о предметах
бытового характера - подставках под голову,
заменявших наши подушки (№ 3297 с изображением
охранителя "Беса"), обуви, парике,
плетеных корзинах и т. п. (Витрина 19).
|