Амулеты


В витрине 6 расположены вещицы из пасты, дорогих камней и других материалов, служившие амулетами как при жизни, так, особенно, по смерти. Огромное количество фигурок глаз самых разнообразных видов и величин указывает на распространенность среди египтян веры в дурной глаз и необходимость парализовать его действие; вместе с тем глаз (по-егип. уджа) был символом благоденствия (по-егип. созвучное слово) и всякого блага. Солнце и луна были двумя очами верховного божества. Амулет в виде столба с четырьмя перекладинами (№№ 1447-1477) фетиш Осириса в Бусирисе, мифологически представлял спинной хребет Осириса, а следовательно, и покойника, сообщал ему непоколебимость (опять созвучие в иероглифическом значении этой фигуры и глагола "быть прочным"); приготовленный по ритуалу, он отверзал двери преисподней. Амулеты большею частью из зеленой пасты (№№ 1408-1418), представляющие колонку из папирусовых (?) стеблей, сообщали вечную свежесть и юность. Два пальца из черного камня (№№ 1961-66) вероятно служили для отверзания сомкнувшихся уст покойного; угольники и отвесы (№№ 1523-1534) могли быть полезны в ином Mиpе для построек, а может быть сообщали покойному вечное равновесие. Амулетами служили также небольшие подобия подставок под голову (№№ 1099, 1510 и др.), в виде абидосского фетиша-реликвария (№ 1142), в виде иероглифа, означающего "сердце" (№№ 1485-1508), в виде солнца, выходящего из горы горизонта (№№ 1574-5), в виде, узла и фетиша Исиды и мн. др.. Все эти амулеты относятся к поздним эпохам, не раньше конца Нового царства.

К числу амулетов следует отнести также круги (витрина № 25) Саисской эпохи, клавшиеся под голову покойному, и помещенные в этой же витрине предметы из слоновой кости в виде искривленных ножей с магическими изображениями. Они относятся к Среднему царству.
  


Стр. 13 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz