Саркофаги


Самый древний из саркофагов Музея - первый, помещенный направо от входа, № 4031. Он принадлежит пок. Ентефу, относится к началу Среднего царства и представляет, сообразно обыкновению для этого времени, длинный прямоугольный деревянный ящик. Надпись дает заупокойную формулу. Провинциальная работа видна в форме иероглифических знаков весьма своеобразной.

К этому же времени относятся отдельные доски и части досок таких же деревянных саркофагов, размещенные вдоль внутренней стены между витринами. Из них пять досок (№ 4644) составляют части саркофага вельможи генерала Минпу; доска № 4684 принадлежала придворной даме, жрице богини Хатор-Хету. Тексты на этой доске дают список жертвенных даров и поминальных приношений, здесь же изображены: погребальное ложе, жертвенные сосуды, венец оправдания и т. п.. На других досках также даются, между прочим, списки даров и яств. Все они происходят из Ахмима; владетели их часто носят имена, сложенные с именем бога этого города - Мина. Глаза, нарисованные у изголовья, должны облегчить покойному сообщение с этим миром.

Следующий по времени саркофаг - № 4167. Он принадлежал некоему Маху. Сообразно фиванской моде времени XVIII дин., деревянный ящик в форме мумии выкрашен в черное с позолотой на лице и на полосках, передающих погребальные пелены. Глаза инкрустированы. На подножии изображены фетиши Осириса, сообщавшие непоколебимость; выше - Исида с поднятыми руками.

Остальные саркофаги принадлежать уже поздним эпохам. № 4173 - персидского времени принадлежал некоему Гор-Уннофру. Подобно гробу Осириса он имеет четырехугольную форму со сводчатой крышкой и 4-мя столбиками по углам. Крышка представляет небесный свод, почему на каждой из ее обеих половинок изображена богиня неба (Нут), простертая во всю длину и опирающаяся на землю руками и ногами. Под нею нарисованы две сцены из плавания бога солнца Ра по небу и преисподней; с одной стороны он имеет голову овна и едет в барке, влекомой духами в виде людей и шакалов; с другой - бог имеет голову кобчика; его влекут духи с головами шакалов и приветствуют четыре духа в виде обезьян.

Спутниками являются Исида, Нефтида и Тот, своими заклинаниями облегчающие путь. На стенке и изголовье изображены Исида и Нефтида, плачущие по своему брату Осирису; у ног - сцена бальзамирования покойника Анубисом. Ящик украшен орнаментом в виде дверей, между которыми помещены стоящие фигуры четырех гениев - сыновей Гора и изображения амулетов-фетишей Осириса и Исиды. Надписи на колонках дают тексты пожеланий, влагаемых в уста Анубису и др. богов по адресу покойного; на крышке и на боковых стенках - заупокойные формулы; под сводчатой частью крышки - молитвенные обращения, влагаемые в уста покойному. Саркофаг отличается редкой сохранностью и тщательностью работы.

У внешней стены в конце залы помещены саркофаги: № 1039, деревянный с мумией, принадлежит покойной Ташет. Шея украшена ожерельями; далее, изображены богиня неба (Нут), с распростертыми крыльями, и она же, осеняющая мумию. Затем идут редкие на деревянных саркофагах и хорошо сохранившиеся изображения из заупокойной книги о странствиях Ра по преисподней. На подножии изображен бык, несущий мумию в гору Запада; вверху сцена поражения дракона мрака - Апопи.

№ 4113. Деревянный черный, имеющий форму мумии, саркофаг покойной Карама. Надписи и изображения сделаны желтой краской. На груди представлен суд пред Осирисом; ниже мумия на погребальном ложе; над ней парит душа. На подножии - два духа в виде птиц с человеческими головами приветствуют сияющее солнце. В саркофаге находится и мумия покойной. № 4487. Картонаж для мумии, обычного типа XXII дин. (с Х в.) из так наз. Египетской папки, принадлежавший жрецу Амона и дежурному служителю храма богини Мут Дже-Мут-ефонху ("Глаголет Мут, и он живет"). № 4578. Крышка от деревянного гроба, имеющая редкую форму обнаженной покойницы.

По обе стороны выхода в Азиатский зал поставлены на подножие каменные саркофаги Птолемеевской эпохи, имеющие форму мумии: № 4114 - жреца, царского писца Джа-Мут и № 4105 - жреца бога Тота, царского писца Имхотепа. На груди начертано молитвенное обращение к Осирису, просьба лицезреть за гробом солнце и не погибнуть.

Значительное количество голов от деревянных саркофагов развешано на стенах и помещено в витрины, где имеется также часть картонажа от мумии эпохи Нового царства. Две головы от каменных саркофагов, типа только что описанных, находятся над щитом Н.
  


Стр. 11 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz