амый
древний из саркофагов Музея -
первый, помещенный направо от входа, № 4031.
Он принадлежит пок. Ентефу,
относится к началу Среднего
царства и представляет, сообразно
обыкновению для этого времени,
длинный прямоугольный деревянный
ящик. Надпись дает заупокойную
формулу. Провинциальная работа видна
в форме иероглифических знаков
весьма своеобразной.
К этому же времени
относятся отдельные доски и части
досок таких же деревянных
саркофагов, размещенные вдоль
внутренней стены между витринами. Из них
пять досок (№ 4644) составляют
части саркофага вельможи генерала
Минпу; доска № 4684 принадлежала
придворной даме, жрице богини Хатор-Хету.
Тексты на этой доске дают список
жертвенных даров и поминальных
приношений, здесь же изображены:
погребальное ложе, жертвенные сосуды,
венец оправдания и т. п.. На других
досках также даются, между прочим,
списки даров и яств. Все они
происходят из Ахмима; владетели их часто
носят имена, сложенные с именем
бога этого города - Мина. Глаза,
нарисованные у изголовья, должны
облегчить покойному сообщение с этим
миром.
Следующий по времени
саркофаг - № 4167. Он принадлежал
некоему Маху. Сообразно фиванской
моде времени XVIII дин., деревянный
ящик в форме мумии выкрашен в черное
с позолотой на лице и на полосках,
передающих погребальные пелены. Глаза
инкрустированы. На подножии
изображены фетиши Осириса, сообщавшие
непоколебимость; выше - Исида с поднятыми
руками.
Остальные саркофаги
принадлежать уже поздним эпохам. № 4173
- персидского времени принадлежал
некоему Гор-Уннофру. Подобно гробу
Осириса он имеет четырехугольную
форму со сводчатой крышкой и 4-мя
столбиками по углам. Крышка
представляет небесный свод, почему на каждой
из ее обеих половинок изображена
богиня неба (Нут), простертая во всю
длину и опирающаяся на землю
руками и ногами. Под нею
нарисованы две сцены из плавания
бога солнца Ра по небу и преисподней;
с одной стороны он имеет голову
овна и едет в барке, влекомой
духами в виде людей и шакалов; с другой
- бог имеет голову кобчика; его влекут
духи с головами шакалов и приветствуют
четыре духа в виде обезьян.
Спутниками являются Исида,
Нефтида и Тот, своими заклинаниями
облегчающие путь. На стенке и изголовье
изображены Исида и Нефтида,
плачущие по своему брату Осирису; у ног
- сцена бальзамирования покойника
Анубисом. Ящик украшен орнаментом в виде
дверей, между которыми помещены
стоящие фигуры четырех гениев -
сыновей Гора и изображения
амулетов-фетишей Осириса и Исиды.
Надписи на колонках дают тексты
пожеланий, влагаемых в уста Анубису
и др. богов по адресу покойного;
на крышке и на боковых стенках
- заупокойные формулы; под сводчатой
частью крышки - молитвенные обращения,
влагаемые в уста покойному.
Саркофаг отличается редкой
сохранностью и тщательностью
работы.
У внешней стены в конце
залы помещены саркофаги: № 1039,
деревянный с мумией, принадлежит
покойной Ташет. Шея украшена
ожерельями; далее, изображены богиня
неба (Нут), с распростертыми
крыльями, и она же, осеняющая
мумию. Затем идут редкие на деревянных
саркофагах и хорошо сохранившиеся
изображения из заупокойной книги о странствиях Ра
по преисподней. На подножии
изображен бык, несущий мумию в гору
Запада; вверху сцена поражения
дракона мрака - Апопи.
№ 4113. Деревянный черный,
имеющий форму мумии, саркофаг
покойной Карама. Надписи и изображения
сделаны желтой краской. На груди
представлен суд пред Осирисом; ниже
мумия на погребальном ложе; над ней
парит душа. На подножии - два духа
в виде птиц с человеческими
головами приветствуют сияющее солнце.
В саркофаге находится и мумия
покойной. № 4487. Картонаж для мумии,
обычного типа XXII дин. (с Х в.)
из так наз. Египетской папки,
принадлежавший жрецу Амона и дежурному
служителю храма богини Мут Дже-Мут-ефонху
("Глаголет Мут, и он живет").
№ 4578. Крышка от деревянного
гроба, имеющая редкую форму
обнаженной покойницы.
По обе стороны выхода в Азиатский зал
поставлены на подножие каменные
саркофаги Птолемеевской эпохи,
имеющие форму мумии: № 4114 - жреца,
царского писца Джа-Мут и № 4105 -
жреца бога Тота, царского писца
Имхотепа. На груди начертано
молитвенное обращение к Осирису,
просьба лицезреть за гробом солнце
и не погибнуть.
Значительное количество
голов от деревянных саркофагов
развешано на стенах и помещено в витрины,
где имеется также часть картонажа
от мумии эпохи Нового царства. Две головы
от каменных саркофагов, типа только
что описанных, находятся над щитом Н.
|