Содержание


Ремесленник работает больше,
чем могут сделать его руки.
М. Э. Матье

Самое шумное место в египетском городе - базарная площадь. Крестьяне, рыбаки, мелкие торговцы сидят в несколько рядов. Перед ними в больших корзинах из пальмовых волокон или на низких столиках разложены хлеб, рыба, овощи, мясо. Тут же, рядом со съестными припасами, лежат ткани, драгоценные украшения, пахучие масла...


Рынок

Возле столиков толпятся покупатели. У каждого приготовлена какая-нибудь вещь для обмена на товары. У одних кусок полотна, у других сандалии, корзина, глиняный сосуд... У покупателей побогаче припасены для обмена ожерелья или золотые и серебряные кольца.

Торговцы пронзительными голосами расхваливают свои товары, зазывая покупателей. Женщины торгуются за каждую лишнюю луковицу. Много народа толпится около столов с разноцветными ожерельями и баночками с мазями и духами.

Ребятишки собираются у лавки продавца сластей. Хозяин, стоя у входа, продает сушеные финики, сироп, печенье на меду. В лавке раскатывают сладкое тесто, приготовляют вкусные, сладкие напитки.

В поучении, которое составил Ахтой, сын Дуау, для своего сына Пепи, говорится о тяжелом труде кузнецов и вообще ремесленников: "... я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его - дерево, орудие его - металл".

* * *

От базарной площади тянется узкая улица с лавками. В одних торгуют иноземными товарами, другие лавки одновременно служат и мастерскими. Это маленькие хижины. На циновках или на низеньких табуретках сидят ремесленники, тут же разложены товары для продажи.

Вот кузница. Два ремесленника раздувают трубками огонь в горне. Третий держит над горном кусок металла, раскаляя его докрасна. Все трое черны от дыма, руки их обожжены, и кожа на них грубая, как кожа крокодила. От тяжести каменною молота болят мышцы. От пламени и дыма, от блеска расплавленного металла слезятся глаза.

Рядом лавка сандальщика. На полочке готовые сандалии ждут своего заказчика. Это просто толстая кожаная подошва: сзади у пятки прикреплены два ремешка; третий проходит между большим и вторым пальцами и соединяется на подъеме с двумя остальными. Санлальщики разминают кожу, красят подошву, продевают ремни. Не только руки, но и зубы участвуют в их работе. Недаром египтяне говорили про сандальщика, что он всегда нищенствует и что жизнь его "так же спокойна, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу".

Вот перед нами мастерские кожевников. В глубине одной из них открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один из них кладет в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных, только что вынутых из сосуда шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды.

В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Все это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твердыми и прочными.


Слева - Ткацкая мастерская (ткачи и пряха)
Слева - Обработка льна

Из кожи, обработанной жиром, делают сандалии, оемни, донские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

В мастерской тесно и душно. Кожи издают отвратительное зловоние. Краски разъедают пальцы работников, шерсть забивается в ноздри.

Дальше начинается длинный ряд ткацких мастерских. Мастерская ткача завалена свертками различных материй. Тут и грубое. дешевое полотно, и дорогие, полупрозрачные ткани; есть ткани с цветными узорами, есть и отороченные бахромой. Здесь прядут изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем ее скручивают, а скрученные нити, так называемую ровницу, ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.

Веретено представляет собой деревянный стерженек с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретена и ссучивают пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходит до двенадцати. Над головами прядильщиков укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продеты нити ровницы, которая лежит в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики прядут сразу на двух веретенах: это опытные мастера, хорошо знающие свое дело.

Помимо прядильщиков, в мастерской работают ткачи и ткачихи. Ткацкие станки различного устройства: некоторые из них расположены горизонтально, другие вертикально. Последний род станков был изобретен только во времена Нового царства.

Тяжел труд ткачей в Египте, целые дни сидят они на порточках или на низких скамейках так, что их ноги, как говорится в одном папирусе, "прижаты к животу". Много ткани надо выработать ткачу, чтобы прокормить большую семью. От зари до зари мелькают в душных мастерских веретена и раздается стук ткацких челноков.

* * *

За ткацкими рядами тянутся гончарные. На земле у входа в мастерские стоят стопки готовой посуды, которая тут же и изготовляется.

Рядом с мастерскими фаянсовых изделий помешаются мастерские стекольщиков. Египтяне научились изготовлять вещи из стекла еще в глубокой древности - в IV тысячелетии до н.э.

В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту.

Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка: затем эту форму облепляли мягким теплым стеклом, насаживали все на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в еще мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из темно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.

Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать свое дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владеющие секретами составления цветных стекольных масс. Путем опытов мастера установили, что различная окраска стекла получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для желтого - окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь - черный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зеленый цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта.


Гончары ( Среднее царство)

Тщательно оберегают свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценится их труд и славятся изделия их мастерских.

* * *

К вечеру рынок опустел, шум стих. Замолк и город. Только в жилищах ремесленников еще горят огоньки, слышится стук молотков, визг сверла, жужжание веретен. Лишь поздно ночью. когда в городе все уже давно заснут, погасят и они свои светильники.

В одном из папирусов так описана жизнь ремесленника: "Даже ночью ремесленник не свободен. Он работает больше, чем могут сделать его руки. Ночью он зажигает огонь".


Стр. 7 из 17 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz