Любопытство наше также несколько
поостыло, мы узнали, что нам еще
много чего осталось осмотреть, и
твердо решились добросовестно и до
конца выполнить нашу обязанность
туристов, но вследствие ли
усталости, или климатических
условий, теперь уже не рвались все
видеть, а были скорее расположены
пользоваться только случаем, когда
он представится. сам. Мы жили, как
приходилось, не заботясь о времени;
не вставали с рассветом, не ходили
уже пешком, а ездили в экипаже и
осматривали уже только то, что в
самом деле стоило осмотра. Мы
проводили целые дни в Вулахском
музее, основанном Саид-Пашею. Он
находится в кристальной дворце,
построенном в стиле древних храмов
и состоящем из преддверия и семи
зал. Самая большая из них длиною в
150 футов, а шириною в 54. Здесь
помещают все удобопереносимые
памятники древности. Мы
расхаживали по базарам, или сидели
по целым часам на ковре, у какой ни
будь лавки, с трубкой во рту, и
рассеянно любовались, в
полумечтательном, в
полусознательном настроении духа,
движущейся толпой, словом, мы
понемножку превращались в
восточных жителей.
Нас внезапно пробудило от этой
лени письмо г. Воазепа: начальник
инженерных работ по Суэцкому
каналу приглашал нас посмотреть на
работы.
XXIV
рорытие
Суэцкого канала - истинно
колоссальное предприятие. Цель его
- соединение двух морей -
Средиземного и Красного. Между
ними находится Суэцкий перешеек,
соединяющей Африку с Азией.
Протяжение его не более 150 верст, но
это незначительное сухопутное
пространство составляло огромное
препятствие для сообщения Европы с
Азией морским путем. Корабли с
товарами надо было разгружать и
вести товарные тюки караванами на
верблюдах, среди знойной, песчаной
и безводной пустыни, в которой
кочуют сыны степей - бедуины,
всегда готовые ограбить караван.
Если же предпочитали морской путь,
то из-за этого 150 верстного
пространства приходилось
объезжать почти вокруг всей Африки,
чтобы попасть в Индийский океан и,
таким образом, делать целые тысячи
лишних верст. Препятствие это еще в
древности подало мысль
искусственно соединить эти два
моря. Еще при фараонах был вырыт
канал, который вел от Красного моря
к Нилу, но во времена владычества
арабов и турок в Египте, канал этот
забросили; его занесло песком и
илом так, что в новейшие времена с
трудом отыскали следы его. В
нынешнее столетие опять задумали
осуществить идею соединения
Средиземного моря с Красным. Еще в
30-х годах появилось общество
ученых, которое усердно занялось
разработкой проекта канализации
Суэцкого перешейка. Глава общества,
Анфантен, имел главною целью
посредством этого пути сообщения -
сближение восточных народов с
западными, ради их благосостояния.
Но экспедиция не удалась, так как 15
человек из этого общества погибли
в песчаной пустыне от чумы и других
болезней. Анфантен, возвратясь в
Европу, продолжал хлопотать о
канале. Труды его не прошли
бесследно: явился гениальный
человек, по имени Лессепс, который
задался мыслью осуществить это
гигантское предприятие. Лессепс,
родом француз; он имел случай
оказать важные услуги Саид-Паше,
когда тот не был еще вице-королем
Египта. Взойдя на египетский
престол, Саид-Паша тотчас же
пригласил Лессепса па службу к
себе в Египет. Это дало Лессепсу
возможность изучать вполне те
условия, от которых зависало
исполнение его плана, и когда Саид-Паша
спросил его мнения по этому
предмету, Лессепс отвечал, что как
ни велики трудности, но он ручается
за успех и готов взяться за это
дело. Он получил разрешение от Саид-Паши
начать работы и составил компанию,
которой Саид-Паша дал концессию.
Компания обязалась прорыть канал,
сделать плодоносными песчаные
местности, построить города в
пустыне, а египетское
правительство за то уступало в
собственность компании все земли
не только по морскому каналу, но и
те, которые, по соединению Нила с
морским каналом посредством
пресноводного, обратятся также в
засеянные поля. Кроме того, оно
обязалось поставлять рабочих.
Словом, местность эта должна была
превратиться во французскую
колонию. Англия, в руках которой до
сих пор находилась вся восточная
торговля, не могла оставаться
равнодушною при этом.
Государственный деятель Англии,
Пальмерстон, вел упорную борьбу с
компанией и добился того, что
французское правительство
отозвало своих рабочих и оставило
в собственность компании не более
5357 гектаров земли вдоль капала.
Наконец, французский император
Наполеон III взял Суэцкий канал под
свое покровительство; египетское
правительство за нарушение
концессии выплатило 84 000 000 франков
и еще другие суммы, и работы на
перешейке закинули. Но за такое
гигантское предприятие нельзя
было взяться просто человеческими
руками, и г. Лавалей, главный
производитель работ, изобрел
множество машин, которые
доказывают, на какой степени
совершенства стоить новейшая
промышленная механика. Впрочем,
главнейшая трудность предприятия
состояла не столько собственно в
прорытии канала, сколько в том
обстоятельстве, что приходилось
работать и жить среди безводной,
песчаной пустыни, лишенной всякой
растительности. Г. Лессепс,
благодаря своей энергии, одолел и
это, невидимому, непреоборимое
препятствие. Он расчистил от песка
и ила древний канал и в некоторых
местах углубил и расширил его
русло. Мертвая пустыня оживилась; в
ней появилась растительность,
закипала деятельность и возникли
города.
В настоящее время канал уже готов,
но в то время, когда я посетил
Суэцкий перешеек, работы только
еще приходили к концу. Канал
начинается у Средиземного моря,
близ озера Мензале, отделяющегося
от моря только узкою песчаною
полосою земли. На берегу моря, где
прежде было болото, стоит теперь
город Порт-Саид. Из озера Мензале
канал идет по узкому перешейку и
вступает в озеро Балла, на берегу
которого строится город Кантара.
Далее почва возвышается и образует
песчаный холм, называемый Эль-Гизр.
Здесь была самая трудная работа,
так как приходилось вырыть
огромное количество песка. Пройдя
сквозь гору Эль-Гизр, канал идет
далее, мимо виллы вице-короля, мимо
Измаилии, через озеро Тимс. Южнее
опять встречается возвышение в 64
фута. Здесь также пришлось сделать
значительную выемку, и тысяча
рабочих, занятых этим делом,
разбили здесь лагерь из чистеньких
хижин и бараков, которые со
временем будут городом, его
назвали Сирапеумом, так как тут
найдены развалины храма,
посвященного Саранесу или Озирису
- Апису. Наконец, канал, пройдя
через горькие озера, достигает
последней станции перед Суэцом. Но
здесь встретилось неожиданное
препятствие - группа известковых
скал. Прежде чем продолжать работу
прорытия канала, были принуждены
взорвать порохом 700 000 кубических
футов камня. Остальная часть
нового канала идет по руслу
древнего.
На производство этих-то
громадных работ мы с Шарлем
отправились взглянуть. Эмиль
остался ждать первого парохода,
чтобы возвратиться во Францию.
Аракель занялся службою своею в
министерстве, а г. Мариэтт снова
принялся за научные исследования.
Ахмет остался в Каире по своим
делам, но не простился с нами,
обещая на другой же день приехать к
нам в Измаилию.
|