Содержание


Любопытство наше также несколько поостыло, мы узнали, что нам еще много чего осталось осмотреть, и твердо решились добросовестно и до конца выполнить нашу обязанность туристов, но вследствие ли усталости, или климатических условий, теперь уже не рвались все видеть, а были скорее расположены пользоваться только случаем, когда он представится. сам. Мы жили, как приходилось, не заботясь о времени; не вставали с рассветом, не ходили уже пешком, а ездили в экипаже и осматривали уже только то, что в самом деле стоило осмотра. Мы проводили целые дни в Вулахском музее, основанном Саид-Пашею. Он находится в кристальной дворце, построенном в стиле древних храмов и состоящем из преддверия и семи зал. Самая большая из них длиною в 150 футов, а шириною в 54. Здесь помещают все удобопереносимые памятники древности. Мы расхаживали по базарам, или сидели по целым часам на ковре, у какой ни будь лавки, с трубкой во рту, и рассеянно любовались, в полумечтательном, в полусознательном настроении духа, движущейся толпой, словом, мы понемножку превращались в восточных жителей.

Нас внезапно пробудило от этой лени письмо г. Воазепа: начальник инженерных работ по Суэцкому каналу приглашал нас посмотреть на работы.
 

XXIV

Прорытие Суэцкого канала - истинно колоссальное предприятие. Цель его - соединение двух морей - Средиземного и Красного. Между ними находится Суэцкий перешеек, соединяющей Африку с Азией. Протяжение его не более 150 верст, но это незначительное сухопутное пространство составляло огромное препятствие для сообщения Европы с Азией морским путем. Корабли с товарами надо было разгружать и вести товарные тюки караванами на верблюдах, среди знойной, песчаной и безводной пустыни, в которой кочуют сыны степей - бедуины, всегда готовые ограбить караван. Если же предпочитали морской путь, то из-за этого 150 верстного пространства приходилось объезжать почти вокруг всей Африки, чтобы попасть в Индийский океан и, таким образом, делать целые тысячи лишних верст. Препятствие это еще в древности подало мысль искусственно соединить эти два моря. Еще при фараонах был вырыт канал, который вел от Красного моря к Нилу, но во времена владычества арабов и турок в Египте, канал этот забросили; его занесло песком и илом так, что в новейшие времена с трудом отыскали следы его. В нынешнее столетие опять задумали осуществить идею соединения Средиземного моря с Красным. Еще в 30-х годах появилось общество ученых, которое усердно занялось разработкой проекта канализации Суэцкого перешейка. Глава общества, Анфантен, имел главною целью посредством этого пути сообщения - сближение восточных народов с западными, ради их благосостояния. Но экспедиция не удалась, так как 15 человек из этого общества погибли в песчаной пустыне от чумы и других болезней. Анфантен, возвратясь в Европу, продолжал хлопотать о канале. Труды его не прошли бесследно: явился гениальный человек, по имени Лессепс, который задался мыслью осуществить это гигантское предприятие. Лессепс, родом француз; он имел случай оказать важные услуги Саид-Паше, когда тот не был еще вице-королем Египта. Взойдя на египетский престол, Саид-Паша тотчас же пригласил Лессепса па службу к себе в Египет. Это дало Лессепсу возможность изучать вполне те условия, от которых зависало исполнение его плана, и когда Саид-Паша спросил его мнения по этому предмету, Лессепс отвечал, что как ни велики трудности, но он ручается за успех и готов взяться за это дело. Он получил разрешение от Саид-Паши начать работы и составил компанию, которой Саид-Паша дал концессию. Компания обязалась прорыть канал, сделать плодоносными песчаные местности, построить города в пустыне, а египетское правительство за то уступало в собственность компании все земли не только по морскому каналу, но и те, которые, по соединению Нила с морским каналом посредством пресноводного, обратятся также в засеянные поля. Кроме того, оно обязалось поставлять рабочих. Словом, местность эта должна была превратиться во французскую колонию. Англия, в руках которой до сих пор находилась вся восточная торговля, не могла оставаться равнодушною при этом. Государственный деятель Англии, Пальмерстон, вел упорную борьбу с компанией и добился того, что французское правительство отозвало своих рабочих и оставило в собственность компании не более 5357 гектаров земли вдоль капала. Наконец, французский император Наполеон III взял Суэцкий канал под свое покровительство; египетское правительство за нарушение концессии выплатило 84 000 000 франков и еще другие суммы, и работы на перешейке закинули. Но за такое гигантское предприятие нельзя было взяться просто человеческими руками, и г. Лавалей, главный производитель работ, изобрел множество машин, которые доказывают, на какой степени совершенства стоить новейшая промышленная механика. Впрочем, главнейшая трудность предприятия состояла не столько собственно в прорытии канала, сколько в том обстоятельстве, что приходилось работать и жить среди безводной, песчаной пустыни, лишенной всякой растительности. Г. Лессепс, благодаря своей энергии, одолел и это, невидимому, непреоборимое препятствие. Он расчистил от песка и ила древний канал и в некоторых местах углубил и расширил его русло. Мертвая пустыня оживилась; в ней появилась растительность, закипала деятельность и возникли города.

Вид Суэцкого канала.
(см. увеличенный вариант, 45,0 Кб.)

В настоящее время канал уже готов, но в то время, когда я посетил Суэцкий перешеек, работы только еще приходили к концу. Канал начинается у Средиземного моря, близ озера Мензале, отделяющегося от моря только узкою песчаною полосою земли. На берегу моря, где прежде было болото, стоит теперь город Порт-Саид. Из озера Мензале канал идет по узкому перешейку и вступает в озеро Балла, на берегу которого строится город Кантара. Далее почва возвышается и образует песчаный холм, называемый Эль-Гизр. Здесь была самая трудная работа, так как приходилось вырыть огромное количество песка. Пройдя сквозь гору Эль-Гизр, канал идет далее, мимо виллы вице-короля, мимо Измаилии, через озеро Тимс. Южнее опять встречается возвышение в 64 фута. Здесь также пришлось сделать значительную выемку, и тысяча рабочих, занятых этим делом, разбили здесь лагерь из чистеньких хижин и бараков, которые со временем будут городом, его назвали Сирапеумом, так как тут найдены развалины храма, посвященного Саранесу или Озирису - Апису. Наконец, канал, пройдя через горькие озера, достигает последней станции перед Суэцом. Но здесь встретилось неожиданное препятствие - группа известковых скал. Прежде чем продолжать работу прорытия канала, были принуждены взорвать порохом 700 000 кубических футов камня. Остальная часть нового канала идет по руслу древнего.

На производство этих-то громадных работ мы с Шарлем отправились взглянуть. Эмиль остался ждать первого парохода, чтобы возвратиться во Францию. Аракель занялся службою своею в министерстве, а г. Мариэтт снова принялся за научные исследования. Ахмет остался в Каире по своим делам, но не простился с нами, обещая на другой же день приехать к нам в Измаилию.


Стр. 40 из 45 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz