Но что же внутри?

Увы... крышка кажется припаянной.

Климат и почва дельты резко отличаются от долины Нила. Там необыкновенная сухость - здесь сырость, проникающая даже в замурованные гробницы. Металл окислился, и крышку удалось поднять с большим трудом лишь через много времени. И снова ослепляет сверкание золота.

На голове мумии золотая маска. Как и маска Шешонка, она выкована из золотого листа, но в отличие от первой маски лицо обрамляет царский платок - клавт, тоже из золота с золотым змеем на лбу. Трудно определить возраст этого спокойного волевого лица с бородой, заплетенной в косичку. Это специальная "заупокойная" борода, которую подвешивали фараону после смерти, чтобы придать сходство с царем загробного мира - богом Осирисом. Обычно мумии пеленались широкими льняными бинтами длиною до 5 км. Сверху мумии укутывали покрывалом. У Псусеннеса оно было золотым с чеканным узором.

Снимали пелену с большими предосторожностями. И снова золото, золото, золото - двенадцать браслетов на левой руке, десять - на правой, около тридцати колец на пальцах, ожерелья, ажурные пекторали, шесть золотых фермуаров, бусы из золота и лазурита, на ногах золотые браслеты, золотые сандалии, все двадцать пальцев рук и ног в золотых колпачках-наконечниках. За несколько сезонов раскопок гробница была окончательно расчищена и оказалась еще большим семейным склепом, чем усыпальница Осоркона II. Псусеннес и Шешонк не были единственными ее хозяевами.

Вначале Псусеннес, по-видимому, построил ее для своей матери Мут-Неджем и для себя. Для этого вполне было достаточно трех небольших камер и просторного вестибюля.

Но затем в этой же гробнице решили похоронить царевича Анхефен-Мута и начальника лучников Унедбауенджеда, и к усыпальнице, видимо, пришлось пристроить еще две камеры.

Впрочем, мумия царевича исчезла. Его саркофаг пуст. Имя его во многих местах сбито. Кого-то хотели похоронить вместо Анхефен-Мута. Но кого? Это остается неясным. На грабителей не падает подозрение. Они, конечно, оставили бы мумию на месте и унесли золото.

Исчезла и мумия царицы Мут-Неджем, матери Псусеннеса. В ее саркофаге лежал Аменемопе, второй преемник Псусеннеса. Как он оказался в саркофаге своей бабушки?

Совсем рядом сохранилась гробница самого Аменемопе, в ней были найдены многочисленные ушебти с его именем и саркофаг, из которого зачем-то была вынута мумия.

Кто и зачем это сделал, тоже остается загадкой.

В последний раз египтяне открыли склеп Псусеннеса, когда внесли туда саркофаг фараона Шешонка.

Как, должно быть, оскудела казна Египта и как обеднели фараоны, некогда сооружавшие для себя по две-три пирамиды, а теперь в одной гробнице устроившие склепы для двух царей и их родичей. Но и при "скудости" они могли положить в саркофаги пуды золотых предметов.

Древний Египет добывал много золота. Частью его привозили из других стран, золотые копи были и в самом Египте. Золота там было значительно больше серебра, и поэтому серебро ценилось дороже. Были годы, когда египтяне добывали до сорока тонн золота. Впоследствии такого количества мировая добыча не достигала вплоть до 1840 года.


Золотая маска
Унедбауенджеда

В общей сложности в Египте были обнаружены следы не менее ста разработок золота. Готовые изделия из золота украшали драгоценными камнями. В Египте особенно ценились: лазурит, сердолик, бирюза, агат, оникс, горный хрусталь, яшма. Сапфиры, рубины, алмазы египтянам известны не были.

Египтяне обладали искусством выбивать по деревянным болванкам маски из тонких листов золота. Они умели отливать украшения с помощью восковых моделей, превосходно чеканили и гравировали инструментами из бронзы. Одним из самых удивительных образцов ювелирного искусства была так называемая зернь. На поверхность золотой пластинки припаивали мельчайшие крупинки золота; способ, каким это достигалось, неизвестен, ибо припоем служило, по-видимому, также золото.

Для позолоты деревянных вещей египтяне умели приготовлять тончайшие золотые листики. Иногда они достигали 0,09-0,01 мм толщины. Фольгу делали из золотой проволоки.

Воротник в виде коршуна, который охватывает шею Шешонка, выполнен в технике, близкой к перегородчатой эмали (клуазонне), каждое перышко представляет собой желобок, заполненный синим лазуритом или голубой бирюзой.

Ожерелья Псусеннеса (их было шесть) состоят из нескольких рядов бус либо из мелких золотых дисков и подвесок. На одном из ожерелий надпись: "Царь Псусеннес сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не делал ничего подобного".

А работы идут своим чередом. Археологи продолжают вгрызаться в холм. Особенность некрополя - наличие множества памятников, плит, даже саркофагов с именами тех людей, которые не были похоронены в гробницах. Даже усыпальница Осоркона и ее главная камера при тщательном обследовании оказались построенными кем-то до него.

Иногда даже трудно сказать, кто больше разрушал погребения - воры или фараоны. Даже на гранитном саркофаге Псусеннеса были обнаружены следы картуша Мернепты, сына и преемника Рамсеса II. Как попал сюда саркофаг этого фараона XIX династии? Ведь все цари XIX династии, и в том числе Мернепта, похоронены около Фив в Долине царей. Едва ли Псусеннес привез его оттуда. То, что фараоны делали с саркофагами и гробницами, они делали и со зданиями. В Тайнее было открыто несколько храмов. Для их сооружения использовались камни храмов, построенных предшественниками ливийских фараонов. Цари XXI-XXII династий смотрели на них, как на каменоломни. Особенно хорош храм с десятиколонным залом, занимавшим площадь более 600 м2. Из этих колонн пальмообразной формы уцелели только две, остальные в виде множества обломков из розового гранита покрывают двор. Полностью разрушены и стены. На некоторых колоннах можно разобрать картуши Рамсеса II, но некоторые картуши стерты, и вместо них вписано имя Осоркона. Каменные плиты и блоки с рельефами и картушами Рамсеса Осоркон использовал как строительный материал.

Ливийские фараоны без стеснения присваивали то, что принадлежало их предшественникам, и сегодня именно эти многократные "перелицовки" памятников ставят ученых в тупик. Картину осложняет то, что предшественники не были безгрешнее своих потомков, особенно сам Рамсес II. Спокойно лежит, вытянув лапы, лев из черного гранита. Он отдыхает. Гордо поднята голова с лицом человека - властного, сурового и величественного. Это сфинкс - олицетворение нечеловеческой мощи "владыки египетской земли до границ ее". Сфинксы ставились у входа в храм. На цоколе сфинкса вырезаны иероглифы: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермара, Сотепенра, сын Ра, Мери-Амон, Рамсес". Это титул и имена фараона Рамсеса II, правившего шестьдесят лет подряд в XII веке до н. э. и совершившего много победоносных военных походов. Сфинкс найден в Танисе и известен под именем Таниеского сфинкса.

Но египтологи не доверяют надписи на Танисском сфинксе. Слишком уж не похоже лицо сфинкса на портретные статуи Рамсеса II.

В парадной одежде сидит на троне фараон, на голове корона-шлем, как подобает воинственному царю-полководцу. Вглядитесь в его лицо- глаза, слегка прикрытые веками, смотрят вниз, губы едва заметно тронуты надменной улыбкой, орлиный нос, тонкий овал узкого лица и острый чуть въедающийся подбородок - таков портрет Рамсеса II, созданный художником в XII веке до н.э.

У Таниеского сфинкса - широкий нос и выдающиеся скулы. Глубоко сидят глаза, глядящие куда-то в пространство, под глазами мешки, сурово сжаты губы, а резкие складки у рта говорят о человеке жестоком и волевом. Но самое главное, это иной художественный стиль, другая манера обработки камня - широкими резкими плоскостями, игрой света и тени, вместо мягких и сглаженных форм скульптуры времени Рамсеса II.

Стало быть, это не Рамсес II?

Значит, по приказу фараона стерли имя человека, изображенного в образе сфинкса, и заменили его именем и титулом Рамсеса II? Очевидно, так. Египтологов это не удивило. Им хорошо известна слабость Рамсеса II узурпировать чужие памятники и помещать свое имя на храмах, рельефах и статуях, не принадлежащих ему. И не раз он ставил ученых перед загадкой - чье имя надо поставить вместо Усермара, Сотепенра, Мери-Амон, Рамсеса. Русскому египтологу Владимиру Семеновичу Голенищеву удалось разгадать имя Танисского сфинкса. И теперь мы знаем, что это Аменем-хет III, царь Среднего царства XII династии (середина II тысячелетия до н.э.).

Статуи Аменемхета III дошли до нас в нескольких экземплярах. Они хранятся во многих музеях, в том числе и в Ленинграде, в Государственном Эрмитаже. Но, пожалуй, один из самых лучших портретов его находится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его лицо больше, чем на всех других портретах, похоже на Танисского сфинкса, - те же глаза с мешками под ними, те же жесткие складки у сжатого рта, те же выдающиеся острые скулы. И тот же стиль, тот же язык художника, характерный для Среднего царства.

И все же некоторые ученые, и в том числе Пьер Мойте сомневаются в том, что Танисский сфинкс изображает Аменемхета. Но и они согласны - нет, это не Рамсес II.

Разобраться в "слоеном пироге" истории нелегко. Большое количество памятников с именем Рамсеса II свидетельствует о роли Таниса в XII веке до нашей эры.

О том, какое значение Рамсес придавал этому городу, можно судить по одной стеле. Рамсес женился на дочери хеттского царя. Во время приезда хеттской царевны выпал снег - необыкновенное явление в Египте. И единственное упоминание о снеге в египетской надписи сочли нужным сделать именно в Танисе.

Развалины храма, три колосса самого Рамсеса, обелиски, которые ставили обычно перед столичными храмами, и, наконец, бесконечное количество плит с рельефами - все это заставляло думать, что здесь действительно была столица. На одном рельефе изображен бог Амон и стоящий перед ним Рамсес, - внизу надпись, в которой царь назван "великий победами". Этот эпитет обычно встречается в городах, которые были основаны Рамсесом.

Находки в Сан-эль-Хагаре позволили Монте высказать предположение, что Танис был построен на месте столицы Рамсеса II - Пер-Рамсес, что значит Дом Рамсеса. Рамсес же основал столицу на месте столицы гиксосов Авариса. Монте считал, что он нашел эти таинственные города.

Получается последовательный и вполне логический ряд: Аварис - Пер-Рамсес - Танис.

В декабре 1952 года неподалеку от селения Кантир в восточной дельте один крестьянин работал в поле. Копая землю, он нашел камень с двумя пальцами ноги от огромной статуи. Об этой находке стало известно археологам, и начались раскопки.

Находка крестьянина оказалась базой от колоссальной статуи, стоявшей на ней. На одной из сторон базы, сбоку был картуш с именем Рамсеса II. Обнаружили еще несколько частей статуи, реставрировать ее полностью не удалось, но можно было вычислить ее размеры. Выше этого колосса только статуи Мемнона в Фивах и колосс Рамсеса II в его заупокойном храме Рамессеуме. Впоследствии, когда начались планомерные раскопки, около базы вскрыли остатки кирпичной кладки, нашли плиты известняка, служившие облицовкой стены. Обнаружили много каменных плит и обломков с картушами Рамсеса II и его сына Мернепты. Подобные же камни были найдены в окрестностях Кантора и в близлежащих поселках. Судя по всем найденным материалам, здесь, несомненно, был храм Рамсеса II, перед которым стоял .его колосс, и царский дворец. В одном месте был найден сосуд для вина, запечатанный глиняной пробкой. На ней сохранилась надпись "Вино из Пер-Рамсеса".

На основании находок возникла новая догадка - а не здесь ли был Пер-Рамсес? Но если допустить, что Пер-Рамсес был на месте Кантира, то можно предполагать, что здесь, а не в районе Сан-эль-Хагара, был и Аварис. Значит, гипотеза Монте не верна? Ответа на этот вопрос пока нет. Одни ученые считают, что Пер-Рамсес был около Сан-эль-Хагара, другие - около Кантира. В Кантире были найдены руины дворца. Но Танис еще не до конца раскопан. У храма в Кантире стоял один из величайших колоссов Рамсеса. Но и у храмов в Танисе были найдены обелиски и царские колоссы, хотя и меньшего размера. Надпись на сосуде из Кантира говорит о том, что вино было из Пер-Рамсеса. Значит ли это, что Пер-Рамсес был в Каятире? Нет, вино могли привезти из столицы в загородный дворец царя.

Загадки Таниса все еще ждут тех, кто сумеет на них ответить.


Стр. 8 из 8
 

Hosted by uCoz