Искусство.
Ваяние
  


Статуя-портрет
царя Хафра

Строителя второй пирамиды. Статуя из зеленого базальта. Украшение престола символическое: папирусом, лотосом обвит иероглиф, означающий "соединение"; намек на объединение Верхнего и Нижнего Египта под владычеством царя
  

Тоже чувство овладеет нами с еще большей силой, если мы от статуй, найденных в Лагаше, перейдем к статуям египетского Древнего Царства, несравненно более художественным, более близким к природе. Странное дело: искусство ваятеля, особенно по части портретной скульптуры, достигало гораздо большего совершенства при первых династиях, чем когда-либо в позднейшие века. Помещаем на этих страницах несколько из наиболее знаменитых образцов. Подлинники все найдены в разных гробницах; это все портреты живых людей, а сцены из жизни их изображены кругом, на стенах. Портреты наверное сделаны с натуры: одной памяти недостаточно с такой верностью воспроизвести личный характер каждого субъекта.
  

Стенное
ваяние и
живопись
  
Когда говориться о египетской стенописи времен Древнего Царства, имеется ввиду совсем не то, что мы ныне разумеем под этим названием.


Статуи-портреты
Князя-первосвященника Ра-Хотепа и жены его Наферты;
из известняка, окрашены в подражание природе.
Четвертой или пятой династии (В Булакском музее, в Каире)
  

Стена сперва покрывалась изваяниями, а уже эти изваяния  - красками. Как это делалось, и как тщательно художники подготавливали свои композиции, видно из одной неоконченной стенописи в гробнице времен четвертой династии. Вся площадь разделялась на легко намеченные квадраты, вероятно, чтобы легче перенести композицию с небольшого эскиза, и очертания фигур рисовались красным мелом.


Эскиз стенописной композиции в
гробнице четвертой династии
(в Берлинском музее)
  

Ваятель проводил резцом по всем этим очертаниям и исполнял работу несколько выпукло. Это то, что называют барельефом. Краски накладывались без теней.

Египетский рисунок с первого взгляда поражает полным отсутствием перспективы, т.е. искусства изображать фигуры и предметы такими, какими они кажутся, смотря по положению и расстоянию. Люди и предметы, стоящие рядом или одни за другими, поставлены одни над другими, и все одинаковой величины. Человеческая фигура всегда нарисована неверно: лицо в профиль, т.е. сбоку, а глаз смотрит прямо; туловище повернуто к зрителю прямо, лицом, а ноги изображены в профиль, шагающими.

Каменный водоем
в саду, между двумя
рядами пальм

Стр. 24 из 30 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz