IV. Письмо. - Искусство
Иероглифы. - Письмо: идеографическое (образное), силлабическое (слоговое) и фонетическое (звуковое). - Письмо иератическое (жреческое) и демотическое (народное). - Франсуа Шампольон. - Ваяние и живопись.


Иероглифы
  
Несколько сот лет до Рождества Христова Египет посещали путешественники-греки и с изумлением осматривали его храмы и памятники, когда слава египетской земли уже клонилась к закату. Они обратили особенное внимание на письмена, которыми испещрены все эти памятники, и дали им название, оставшееся за ними навсегда: иероглифы, т.е. "священные знаки, резанные в камне" (иерос - "священный"; глифо - "резать, гравировать"), - потому что они думали, будто это письмо употреблялось только для священных текстов и было известно одним жрецам. Они ошибались. Эти письмена действительно можно было встретить на всех священных памятниках, - храмах и гробницах, - но они служили и для светских целей, и каждый, кто хотел, мог научиться читать и писать их.

Впрочем, в Египте, как и везде, образование очень долгое время получали одни жрецы. Вот почему везде делами сначала управляли Жрецы. И когда цари со своими родовитыми воинами сами сделались правителями народа, его защитниками и вождями, они все же должны были делить свою власть с умными и учеными жрецами. Так всегда было на свете; людьми всегда управляли знание и физическая мощь, - мозг и мышцы, дух и плоть. Но в наше время образование доступно уже не одному какому-нибудь сословию, и потому никаким народом уже не может управлять исключительно один класс людей.
  

Идеогра-
фическое
(образное)
письмо
  
Известно, что люди умели рисовать несравненно раньше, чем научились писать. Художникам пещер у реки Везера, доставляло удовольствие рисовать то, что они видели каждый день, и они оставили превосходные изображения мамонта, медведя, оленя и пр.; но они уж конечно не имели ни надобности, ни желания сообщать свои мысли или закреплять свои воспоминания иными способами, чем простою речью; да и то еще неизвестно, много ли у них было слов в те времена! Когда же люди в своем развитии дошли до потребности писать, то не проще ли всего было нарисовать то, о чем они хотели передать что-нибудь другим? Если же речь шла не о видимом предмете, а о чем-нибудь невидимом, отвлеченном, - о качестве, действии, состоянии душевном или телесном, - надо было нарисовать что-нибудь, что имело бы связь с этим понятием. Таким образом, круг мог означать и самое солнце, и солнечный свет, и день, и расстояние, какое можно пройти в один день; дитя могло означать не только настоящее дитя, но детский возраст, детскую невинность и т.д. Этого рода образное письмо, которое до сих пор в употреблении у американских индейцев и многих так называемых дикарей, было первое, до которого додумалось человечество вообще. Ученые называют его идеографическим (графо, по-гречески, "писать"), а каждый отдельный знак - идеограммой. Всякий легко поймет, что с таким письмом далеко не уйдешь.

Египетские иероглифы, на первый взгляд, как будто принадлежать именно к этому разряду, так как каждый знак изображает какой-нибудь предмет. Так все и думали еще сто лет назад. Древние греки так думали, и знаменитый писатель их, Плутарх (автор книги о мифе об Изиде и Озирисе), приводит, в виде образца, надпись над входом в один египетский храм. Надпись, по его словам, состояла из пяти знаков:

дитя, старец, кобчик,
рыба, гиппопотам;
смысл ее он передает так: - "О вы, иже молоды, и вы иже стары, Бог ненавидит беззаконие". Все эти знаки часто встречаются среди египетских иероглифов, и, если смотреть на них, как на идеограммы, дают именно такой смысл: дитя и старец - понятны; кобчик, изображающий Гора, бога Солнце, часто означает просто "Бога"; рыба произносилась боту, а в египетском языке есть слово, которое произносилось точно так и значило: "ненавидеть"; гиппопотам означает зло, потому что Сет, в своей борьбе против Гора, после смерти убитого им брата Озириса, однажды превратился в это животное.
  
Фонети-
ческое
(звуковое)
письмо
  
Тут в глаза бросается одно обстоятельство,  а именно: из этих пяти знаков четыре - идеограммы; пятый, - рыба, - нет. Рыба сама по себе; не представляет понятия ненависти, как гиппопотам представляет понятие зла и кобчик - божественности. Она, в этом случае, изображает не понятие, а звук; говоря ученым языком, это не идеограмма, а фонетический знак (фонэ - по-гречески, "голос, звук"). Всякий сразу увидит, что помощью таких фонетических знаков можно изобразить, что угодно, посредством рисунков. Ведь на этом основана всем известная забавная игра - ребусы: загадки, в которых как можно больше слов изображаются  предметами, названия которых входят в состав слов, образующих загадку (Rebus - латинское слово: "вещи, предметы", в творительном падеже: "вещами", т.е. "загадка, слова которой изображаются вещами").
  
Силлабическое
(слоговое) и
алфавитное
письмо
  
Но и эта система еще очень неуклюжа. Если  на каждое слово или даже на слог приходится  по отдельному знаку, то сколько же всего нужно будет знаков? У китайцев до сих пор такое  письмо (силлабическое или слоговое), и знаков 40000 слишком! Всех совершеннее письмо, употребляющее такие фонетические знаки, которые изображают не слоги, а все отдельные звуки, какие могут производить органы речи: язык, гортань, небо, зубы. Такие знаки - буквы, а такое письмо - алфавитное. Мы, современные западные народы, другого не знаем.

Стр. 20 из 30 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz