Города Дельты ничем не уступали
городам Верхнего Египта - ни древностью, ни
великолепием памятников. Их опустошили
гиксосы и ставили в небрежении властители
XVIII династии. Восстановили, расширили и
украсили эти города только Рамессиды.
Рамсес II очень любил Восточную Дельту,
колыбель своего рода. Он ценил ее мягкий
климат, водные просторы, луга и
виноградники, дававшие вино слаще меда. На
берегу Танисского рукава, посреди лугов,
овеваемых ветрами, стоял Хут-уарет (Аварис) -
древний город жрецов, центр культа бога
Сетха, а также центр школы художников,
возникшей в незапамятные времена. Гиксосы
превратили его в свою столицу. После того
как Яхмос изгнал их из Египта, город пришел
в упадок. Рамсес обосновался там сразу же
после того, как воздал последние почести
своему отцу, и немедленно начал большие
работы, дабы вернуть этому району жизнь и
былое благоденствие, а древний город
превратить в блестящую царскую резиденцию.
Здесь, как и в Фивах, храм и другие
сооружения окружала большая кирпичная
стена с четырьмя воротами, от которых
отходили в каждую сторону света дороги и
каналы. Из Асуана, не считаясь ни с
трудностями, ни с расстояниями, доставили
каменные блоки небывалых размеров для
возведения храма, святая святых,
многочисленных стел и обелисков, которые
вытачивали искусные мастера. По сторонам
аллей, вымощенных базальтом, стояли друг
против друга львы из черного гранита с
человеческими лицами и сфинксы из розового
гранита. Ворота охраняли лежащие львы.
Перед пилонами выстроились группы из двух и
трех статуй богов, стоящих и сидящих, многие
из которых соперничали с колоссами Фив и
превосходили мемфисские.
Усадьба с прудами и
виноградниками
|
Дворец сверкал, украшенный
золотом, лазуритом и бирюзой. Повсюду были
цветы. Тщательно возделанные поля
пересекались дорогами, обсаженными
деревьями. Склады ломились от товаров из
Сирии, с островов и из страны Пунт. Кварталы
поблизости от дворца отводились отрядами
пехоты и лучников, эскадронам колесниц,
экипажам военных судов. Многие египтяне
переселились сюда, чтобы быть поближе к "солнцу".
"Сколь велика радость находиться здесь, -
восклицает писец Пабаса, - лучшего не
пожелаешь! Малый подобен великому… Равны
здесь все, кто хочет обратиться с просьбой".
Как и в других больших городах, среди
египтян жило много ливийцев и негров. Но
особенно азиатов, и даже после Исхода.
Потомки сыновей Иакова и другие кочевники,
получив разрешение проживать в Египте, не
хотели больше его покидать, так же как
пленники из Ханаана, Амора и Нахарины, чьи
дети со временем, вероятно, становились
свободными земледельцами и ремесленниками,
скоре царский город оказался в центре
нового, более обширного города с
многочисленными домами, лавками и складами.
В этих новых кварталах появились свои храмы,
окруженные кирпичными стенами, как большой
центральный храм. Нужно было выделить место
для кладбища, потому что египтяне Дельты не
имели возможности хоронить своих мертвецов
поблизости, в пустыне, как это делали на юге
- в Верховье. Поэтому они возводили гробницы
для своих родственников и для священных
животных порой вне стен города, а порой и
внутри его, в двух шагах от храма. Поскольку
места не хватало, здесь невозможно было
возводить столь грандиозные монументы, как
в Мемфисе. А потому гробницы независимо от
ранга покойного были здесь - будь то в
Танисе или в Атрибисе - довольно небольшими.
Рамсес II построил так много, что
его преемникам почти ничего не оставалось
делать, Так, Рамсес III занимался главным
образом поддержанием и расширением садов и
лесов. "Я заставил плодоносить, - говорит
он, - все деревья и растения на земле. Я
сделал так, чтобы люди могли сидеть в их
тени".
В резиденции своего
прославленного предка он разбил огромные
сады, проложил прогулочные дороги среди
полей, насадил виноградники и оливковые
рощи, а вдоль священного пути - роскошные
цветники. В Оне фараон очистил священные
пруды храма и извлек все нечистоты, которые
накопились в них "с тех пор, как
существует земля". Он всюду обновлял
посадки деревьев и растений. Он посадил
виноградники, чтобы у бога Атума было
вдоволь вина, а также оливковые рощи,
которые давали "Наилучшее в Египте масло,
чтобы ярко горело пламя в священном дворце".
Храм Хора был для него дороже всех других
храмов: "Я заставил расцвести священную
рощу, которая находится в его ограде. Я
заставил зазеленеть папирусы, как в болотах
Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец).
Они были в небрежении с древнейших времен. Я
сделал цветущей священную рощу твоего
храма и дал ей место, которое было пустыней.
Я назначил садовников, чтобы все
плодоносило".
Это называется сочетать приятное
с полезным. Геродот заметил, что храм
Бубаста, окруженный высокими деревьями, был
одним из самых привлекательных во всем
Египте. Несомненно, в XII веке до н.э.
путешественник испытывал то же чувство
удовлетворения во многих египетских города.
Суровая строгость высоких стен
компенсировалась яркой зеленью. На берегах
рукавов Нила горожане наслаждались
свежестью в тени деревьев. Цветы на
храмовых дворах оттеняли достоинства
скульптур.
Животным, растениям и, конечно, людям
требовалось много воды. Было бы крайне
неудобно и даже неприлично ходить за ней на
канал, находящийся вне стен города, даже в
Мединет-Абу и в Пер-Рамсесе, где каналы
подходили к самым монументальным воротам.
Поэтому в большинстве городов, окруженных
стенами, существовали каменные резервуары.
В них были проделаны ступени, по которым
спускались к воде в любое время года, Кроме
того, в городах были прорыты колодцы, во
всяком случае, с начала Нового царства. Их
обнаружили в ряде частных владений, а также
в городских кварталах. В ограде Пер-Рамсеса
насчитали по крайней мере четыре колодца.
Они построены капитально и выложены камнем.
Самый маленький, находящийся к западу от
храма, имеет три метра десять сантиметров в
диаметре. К нему спускались по крытой
лестнице с двадцатью тремя ступенями, затем
по спиральной лестнице с дюжиной ступеней.
Самый большой колодец, к югу от храма, имеет
пять метров в диаметре. К воде ведет крытая
лестница в сорок четыре ступени, состоящая
из двух пролетов и площадки для отдыха.
Далее в колодец спускались по
подковообразной лестнице и черпали воду
кувшинами даже в самый засушливый сезон. В
остальные времена года египтяне считали
более удобным поднимать воду из колодца с
помощью шадуфа в резервуар, откуда она по
каменному желобу самотеком достигала
другого резервуара в самом храме.
В восточной части города были
обнаружены многочисленные глиняные трубы
канализации различных образцов,
пролегавшие глубоко под землей. Наиболее
часто встречающаяся из этих систем
состояла из вставленных друг в друга
сосудов без дна с тщательно
зацементированными швами. К сожалению, до
сиз пор не удалось проследить эти системы
на всем их протяжении и выяснить, наконец,
где они начинались и где кончались. Мы не
знаем, когда они были проложены, и не знаем
даже, для чего служили - для доставки
питьевой воды или для отвода
использованных вод. Тем не менее, мы
рассказываем об этих системах, дабы
подчеркнуть, что администрация фараонов
заботилась об удобстве и здоровье горожан.
Царские резиденции и храмы были
могучими центрами притяжения. В смутные
времена все, кто опасался за свою жизнь,
укрывались за городскими стенами, Они
строили свои жилища в парках и фруктовых
садах, портили прекрасную перспективу,
спланированную первыми строителями. Они
преграждали даже подступы к храму, селились
прямо на стенах, мешали священным
церемониям и службе часовых. Врач по имени
Уджахорреснет, пользовавший своих
пациентов во времена Камбиза, с горечью
замечает, что чужеземцы устроились даже в
самом храме Нейт, владычицы Саиса.
Поскольку он имел доступ к великому царю, он
уговорил его изгнать всех этих пришельцев
из храма, снести их лачуги со всеми
пожитками, чтобы можно было совершать
праздничные церемонии и процессии, как это
делалось раньше. Примерно тогда же чародей-исцелитель
по имени Джедхор, живший в Атрибисе,
рассказывает, что какие-то простолюдины
построили свои глинобитные домишки прямо
над гробницами священных соколов. Он не
располагал такими связями, как саисский
врач, но смог уговорить самовольных
застройщиков покинуть гробницы и
переселиться в другое вполне удобное место,
которое сам же и указал им. Прежде там,
правда, было болото, но его завалили
обломками тех домов, которые разрушили. Так
жители Атрибиса получили хорошо
расположенный, удобный и чистый участок,
правда, немного сыроватый в период
наивысшего подъема вод в Ниле. В Танисе мы
обнаружили следы нашествия "новоселов"
и на дворцах, и на храмовых стенах.
Некий Панемерит, персона, видимо,
значительная, построил себе дом на первом
дворец храма вплотную к пилону, видно, для
того, чтобы его статуи присутствовали на
священных церемониях.
Панемерит жил гораздо позднее
врача из Саиса и чародея-исцелителя из
Атрибиса, но Египет - страна традиций. Мы еще
приведем этому немало доказательств. А
потому эти факты, установленные на
основании более поздних документов,
показывают, что подобные явления
наблюдались в Египте во все времена.
Пользуясь невнимательностью или слабостью
городских властей, жители покидали свои
менее удобные кварталы и самовольно
переселялись под высокие стены, возможно
даже в надежде на какую-нибудь поживу. Когда
власти спохватывались, они сметали эти
скопища лачуг, и храм и царственный город
вновь обретали свое великолепие, пока все
не начиналось сначала. Во времена Сети,
великого Сесостриса и Рамсеса III никому бы и
в голову не пришло поселиться на священной
земле, но это вполне могло произойти между
царствованиями Меренптаха и Сетхнахта, а
при последних Рамсесах городские дела
вообще пошли из рук вон плохо.
|