Таким образом, попытка описать
повседневную жизнь древнего Египта вполне
реальна, несмотря на то, что мы еще не знаем
некоторых ее аспектов. Древние памятники
сохранили нам рельефы и настенные росписи,
статуи и стелы, саркофаги и культовые
предметы, что уже само по себе немало. Но мы
находим там же и другие свидетельства.
Разумеется, мы бы предпочли вместо
погребальной мебели Тутанхамона или
Псусеннеса увидеть подлинную мебель из
дворцов Рамсесов. Но, в конечном счете,
потребности усопшего были скопированы с
потребностей живого фараона. К тому же
набожные родственники часто оставляли в
гробницах те вещи, которыми усопший
пользовался при жизни, а также памятные
семейные реликвии.
Стенопись Древнего Египта
Совершенно очевидно, что
пользоваться источниками, охватывающими
более трех тысяч лет, следует с предельной
осторожностью. Все изменялось. Правда, в
древнем Египте это происходило гораздо
медленнее, чем в других более поздних
цивилизациях. Нил, приносящий жизнь в свою
долину, был и остается царственным владыкой.
Его повеления неизменны. Однако нравы,
учреждения, ремесла и верования не
оставались незыблемыми. Эта истина,
неоспоримая для любого египтолога, на
практике частенько забывается. В некоторых
недавно напечатанных исследовательских
трудах тексты самых различных эпох
цитируются вперемежку. Иногда пытаются
объяснить непонятные места в древних
текстах ссылками на Диодора или Плутарха, а
то и вовсе на Ямблиха. Многие ученые
продолжают использовать названия месяцев
года, которые вошли в употребление в
Саисскую эпоху. И так создается легенда,
будто Египет оставался неизменным и
одинаковым с начала и до конца его
бесконечной истории.
Рамсес II
|
Чтобы не впасть в такое
заблуждение, следовало, прежде всего,
выбрать определенную эпоху. Отбросив два
Переходных периода, долгий период упадка,
последовавший за войной с "нечистыми",
и саисское возрождение, когда египтяне
слишком увлеклись мумификацией животных и
переписыванием заклинаний, а также эпоху
Птолемеев, которой занимаются не только
египтологи, автор последовательно изучил
период великих пирамид (Древнее царство),
период лабиринта (Среднее царство), славные
царствования Тутмоса и Аменхотепов,
промежуточный период обожествления
солнечного диска с лучами в виде
благословляющих рук (XVIII, XIX династию и ХХ).
Все эти периоды по-своему привлекательны.
Древнее царство было молодостью Египта.
Именно тогда создано все великое и
прекрасное, что прославило эту страну. И все
же мы выбрали эпоху фараонов Сети I и
Рамсесов.
Этот период относительно короток.
Он начинается около 1320 года до н.э. с
приходом к власти новой династии. Египтяне
считали, что теперь царская семья с
многочисленными детьми положит конец
борьбе за трон и принесет много перемен. До
сих пор владыки Обеих земель происходили из
Мемфиса или из Фив, где они создали
могущественные номы Среднего Египта между
Коптосом и Фаюмом. Впервые трон Хора заняли
представители Дельты, чьи предки четыреста
с лишним лет поклонялись богу с довольно
скверной репутацией – Сетху, который убил
своего брата Осириса. Эта эпоха окончилась
приблизительно в 1100 году до н.э. короткой
эрой "повторения рождений", когда
Египет окончательно распрощался с
наследниками Рамсесов и с их богом.
Рамсес III
|
Эти два столетия прославились
царствованием трех великолепных фараонов -
Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Новые
повелители после жестокого кризиса в конце
XVIII династии принесли стране религиозный
мир, который заколебался лишь с
приближением 1100 года. Войска этих фараонов
одерживали блистательные победы. Они
вмешивались гораздо активнее, чем прежде, в
жизнь соседних народов. Многие египтяне
жили тогда за границей. И еще больше
иноземцев селилось в Египте. Рамсесы были
великими строителями. Фиванские владыки XVIII
династии не успели закончить
восстановление опустошенных гиксосами
районов. Они многое сделали в самих Фивах,
но после религиозной реформы Эхнатона
пришлось начинать все сначала.
Гипостильный зал в Карнаке, пилон
в Луксоре, Рамессеум в Мединет-абу с массой
больших и малых сооружений в стовратных
Фивах - великолепный вклад Рамсеса I и его
преемников. Ни один уголок огромной империи
не был обойден их вниманием. От Нубии до Пер-Рамсеса
и до Питому было основано столько городов! А
сколько храмов они расширили, восстановили
или отстроили заново!
Эти храмы, гробницы фараонов и их цариц, а
главное, их современников дают нам
богатейший материал. Дополняют его
многочисленные папирусы XIII и XII веков до н.э.,
повести, сказки, сборники писем, списки
работ и работников, контракты, судебные
отчеты и самое драгоценное – политическое
завещание Рамсеса III. Вот те источники, по
которым писалась эта книга. Но это вовсе не
значит, что я не обращался к более древним
или, наоборот, к современным источникам.
Вопреки тенденции ряда египтологов
рассматривать Египет как незыблемый
монумент, существующий три тысячи лет, и
применять к любой эпохе фараонов
характеристики, установленные лишь для
какого-то одного периода, я построил данный
труд на том, что многие обычаи и верования в
Египте со временем менялись. Когда античный
автор соглашается с мемфисским рельефом, мы
вправе думать, что египтяне эпохи
Рамессидов в таких случаях поступали точно
так же, как их предки и потомки. Поэтому
сведения брались из всех доступных
источников, когда была уверенность, что не
будет внесена фальшь в общую картину
повседневной жизни Египта в эпоху
Рамессидов. |