Рассказ V - (Окончание рассказа V)


С этим верованием находился в связи один обычай, или. вернее, религиозный обряд, всегда обращавши внимание путешественников, именно - бальзамирование умерших. Чтобы душа могла разыскать свое тело, необходимо, чтобы тело это сохранилось. Вот почему, когда человек умирал, его тело передавали особым мастерам, знатокам по части бальзамирования. Они вскрывали труп, вынимали внутренности, все, что могло способствовать гниению, и образовавшуюся пустоту наполняли такими веществами, которые мешали гниению, а иногда, сверх того, клали труп в особый состав, в котором он оставался семьдесят дней, и затем вынимали и обвертывали или пеленали очень крепко и тщательно в полотняные бинты, начиная с пальцев и кончая остальными частями тела. Приготовленное таким образом, тело не гнило, но высыхало, что в Египте, где дождя бывает мало, а солнце сильно печет, делалось очень быстро. Такие высохшие трупы называются мумиями (от слова: мум, как называлась арабская смола, которою наполнялось место вынутых внутренностей).


Египетская мумия
(См. увеличенный
вариант - 46,3 Кб
)
  

Запеленатую мумию покрывали особенным составом, который вскоре твердел и, таким образом, составлял как бы первый гроб; затем ее разрисовывали золотом, красками, делали соответственные надписи, о том, кто именно покойник), а на лицо накладывали деревянную маску, которой старались придать сходство с покойником. Деревянный гроб, а иногда и нисколько гробов, вложенных, как Футляры, один в другой, помещали в последний большой каменный гроб (из мрамора, гранита и т. д.), нередко очень богато украшенный; такой гроб у Греков назывался саркофагом (Слово это греческое и означает собственно "плотоядец", т. - е. как бы пожирающий, поглощающий плоть человека), и это название удержалось и у нас. В саркофаг обыкновенно вкладывали также разные дорогие вещи, которые любил покойник (Царские мумии часто украшали золотом и драгоценными камнями. В позднейшее время это обстоятельство привлекало многих грабителей, которые всячески старались разыскать старинный гробницы, чтобы воспользоваться их сокровищами. Об этом прочтите в дополнениях), и сверх того очень часто, так называемую "Книгу мертвых". Эта книга составляла как бы молитвенник покойника, потому что в ней записаны были разные молитвы, который он должен был прочесть, представь пред лицо Озириса. Молитвы эти показывают, что Египтяне имели уже довольно высокое понятие о нравственных обязанностях человека. Так, например, в них покойник говорить Озирису, что он "не обижал слабых, кормил алчущих, поил жаждущих" и т. д. По окончании всей этой работы, покойника хоронили, но не зарывали просто в землю, как делаем это мы, а сохраняли в особо для этого устроенных помещениях. Иногда эти помещения строили из камня или кирпича, но чаще высекали прямо в скалах: это так называемые катакомбы (пещеры). В них устраивались целые комнаты и залы, на стенах которых и до сих пор (как я уже сказал) можно видеть картины, изображения разных сцен или из земной жизни покойного или, напротив, из того, что ему предстояло из жизни загробной, как себе ее представляли Египтяне. Самый саркофаг обыкновенно старались запрятать куда-нибудь подальше, чтобы никто не мог до него добраться и как-нибудь повредить мумию (напр. выкапывали или вырубали в одной из комнат катакомбы длинные шахты или колодцы, опускающееся прямо в почву, помещали там гроб и все заваливали песком, землею, камнем и заравнивали так, что снаружи почти нельзя было заметить никаких следов работы). На всякий случай даже выделывали множество изображений покойного: если бы мумия его и погибла каким-нибудь образом, душа его в случае крайности, думали Египтяне, могла переселиться в одну из этих статуэток. Все это свидетельствует о том, с какою тщательною, можно сказать, боязливою заботливостью древние Египтяне старались о сохранении мертвых тел; поэтому понятно, что каждый Египтянин чуть не с рождения уже думал о смерти, старался приготовить еще при жизни гроб и посмертное помещение для своего тела (припомните теперь сказанное о подарке Тифона Озирису). Само собою разумеется, что так хоронит, как описано, могли только царей, богатых и знатных людей. Бедняков бальзамировали меньше, гроб заменяли простою доскою, к которой привязывали мумию, и складывали рядами, не в отдельные помещения, а в общие "братские" катакомбы, но, тем не менее, и здесь видна такая же забота о сохранении мертвого тела. Не мудрено поэтому, что число дошедших до нас катакомб и мумий громадно. Древние Греки называли эти обширные кладбища Некрополем, т. - е. "городом мертвых", и говорили, что в Египте город мертвых не менее царства живых. Теперь, конечно, эти катакомбы заброшены; в них мрачно, душно и пыльно, многие мумии нередко от малейшего прикосновения обращаются в пыль. Но некоторые мумии, особенно в саркофагах, сохранились, благодаря сухости египетского воздуха и охраняющему действию смолы, замечательно и до сих пор, как сами, так и положенные с ними предметы: в гробу напр. одного египетского царя, жившего за 3500 лет до нашего времени, венки цветов сохранились так, как будто были высушены нисколько недель тому назад (Об этом желающие могут прочесть подробнее в недавно вышедшей книжке русского путешественника Андреевского: "Египет" (Спб. 1884) и в дополнениях).


Богиня с кошачьею
головою (См. увеличенный
вариант - 30,8 Кб
)
  

Вера в возможность переселения душ ставила человека в особую связь с животными. Отсюда, вероятно, происходило, что Египтяне смотрели особенным образом на животных, уважали их более, чем все другие народы. Они видели в некоторых животных что-то святое и самых богов своих изображали или в виде животных, или по крайней мере с никоторыми признаками животных. Так Гор изображался с головою ястреба или коршуна; Тот, как мы уже видели, имел голову ибиса; Изида изображалась с головою коровы, были боги и богини, которые изображались с головою шакала, кошки, крокодила, аспида (змеи) и т. д. Боги, по мнению древних Египтян, иногда даже вселялись в животных. Так Озирис вселялся в быка. Почему же именно в быка? У всех народов древности бык считался представителем силы, мощи; потому некоторые древние народы самое солнце, как самое могучее из светил, изображали символически в виде быка. Так и Египтяне полагали, что Озирис был убит, а душа его или по крайней мере частичка его души переселилась в быка, и когда умирал один такой бык, она переходила в другого, но не во всякого, не в любого. Озирисов бык узнавался по особым приметам: он был весь черный, с одной только белой подоской на лбу и с черным же пятном на языки, похожим на Фигуру священного жука (У Египтян был даже свой священный жук, похожи на наших обыкновенных, летающих вечером, навозных жуков, сине-сталевого цвета (Geotrupes stercorarius). Египетских жуков теперь зовут "скарабеями". Их изображения, сделанные из камня, встречаются очень часто). Такой бык назывался Аписом; слово "апис" - значить: судья а Озирис был судья мертвых. Когда Апис умирал весь Египет облекался в религиозный траур. Египтяне брили брови стригли волосы и оплакивали смерть Аписа, как некогда Изида оплакивала смерть Озириса. Это продолжалось, пока жрецы находили нового Аписа и объявляли об этом народу. Тогда печаль сменялась торжеством; торжественно, с радостными песнями в вызолоченной лодке везли нового бога в особый, посвященный ему, храм, где его окружали всяким почетом и самым нежным уходом; приносились жертвы, конечно, не быку, а Озирису, которому бык Апис служил как бы жилищем. Но так как миф рассказывал, что Озирис прожил на земли только 28 лет, то и Апис мог жить только до этого крайнего срока, а если случайно жил дольше, то жрецы топили его в Ниле, а тело благоговейно сохраняли в особенном помещении и в особых саркофагах.

Были и другие священные животные, которые служили только символическими изображениями богов, т. - е. должны были только видимым образом напоминать невидимых богов. Но это понимали только люди высшего, образованного класса; масса же народа, мало образованная, видела богов в самых животных и покланялась этим самым животным, как богам. Явились святые животные - разные для разных местностей: в одной местности поклонялись одним святым животным, в другой - другим. Так, например, в местности около Меридова озера, где водилось очень много крокодилов, поклонялись крокодилам. Греческие путешественники рассказывают, как крокодилы, на звук колокольчика, приплывали к берегу, брали, приготовленную для них их поклонниками, пищу, позволяли даже надевать на себя разные драгоценные украшения, например браслеты на лапы, и т. п. Тела этих крокодилов бальзамировались, наравне с телами людей, и мумии их сохранялись в храмах, так же как и мумии Аписа. В другой местности чтился наоборот, как святое животное, ихневмон, небольшой зверек, с хищным характером, в роде нашей куницы или ласочки (поедающий преимущественно яйца крокодилов, которые эти животные кладут на берегу в песок, предоставляя их действа горячих солнечных лучей). Еще в других местностях поклонялись кошкам, собакам и т. д. Когда в каком-нибудь доме умирала кошка, все члены семейства носили траур и брили брови, когда умирала собака, брили голову. Трупы умерших кошек и собак также бальзамировались; для погребения кошек был назначен даже особый город - Бубастис, а для собак в каждом городе отделялось особое место, где их хоронили.

Другие древние путешественники рассказывали, что, в следствии этого поклонения животным, по Египту было даже трудно ездить иностранцам. Путешественник, незнакомый во всей подробности с религиею страны, мог, нечаянно убив какое-нибудь животное, оскорбить, и сам того не зная, религиозные законы, которые были очень строги в этом случае. Кто убивал священное животное не нарочно, нечаянно, тот должен был заплатить значительную пеню в пользу храма; кто убивал священное животное с намерением, тот подлежал смертной казни. Из птиц особенно уважались ибис и коршун. Можно догадываться, каким образом началось это уважение, которое потом перешло в поклонение. Обе эти птицы бывали очень полезны всякий раз, когда кончался разлив Нила: ибис уничтожал гадов и всяких насекомых, а коршун истреблял падаль, которая, предаваясь разложение, особенно в такой жаркой стране, как Египет, легко могла произвести чуму. Убивавший коршуна или ибиса казнился смертью.

Понятно, что у такого набожного народа, как Египтяне, жрецы должны были занимать особенно почетное место и пользоваться особым уважением. Сословие или каста жрецов была очень многочисленна; они делились на многие отделы или классы, смотря по священным должностям или обязанностям, которые они исполняли. Были жрецы – певчие, жрецы - хранители сокровищ и всего имущества, принадлежавшего храмам, далее - жрецы, заведовавшие жертвоприношениями, и т. д. Мы уже знаем, что не только звание, но и самые должности свои они передавали обыкновенно по наследству. На содержании жрецов была отделена значительная часть Египетской земли, которую они обрабатывали посредством рабов.


Стр. 3 из 8 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz