Содержание


ЦАРЬ

Псусеннес I,
1040-990 гг. до н.э.,
21-династия
  

Для египтян царь был точкой кристаллизации всего сущего. Он был дверью между этим миром и потусторонним миром, так как он нес в себе оба бытия; он был и человек, и бог. "Тексты Пирамид" (1037) говорят о царе, что "ни один член (его тела) не свободен от бога". Это означает, что царь объединяет в себе всю божественную власть. Голова соответствует Гору-соколу, лицо - "открывателю пути", нос - Тоту, бедра - богине лягушек; даже ягодицы находят свое соответствие в богинях Изида и Нефтида, вместо которых уже во времена пирамид выступают дневная и ночная ладьи. Как сын бога Ра, царь был "живым образом на земле" бога Солнца. Через культовый "ход вокруг стены" он владел символически своим государством. Вместе с плетью и крюком, знаками земного правителя, он носит часто относящийся к богам скипетр уас, а его голова украшалась уреем, т.е. огненным глазом бога Солнца Ра. К царскому наряду относится хвост животного; в нем видят прежде всего несущий чары охоты хвост собаки; египтяне толковали его как хвост быка, так как их царь считался "сильным быком".

ЦВЕТА

Слово "цвет" для египтян означает одновременно "сущность"; цвет есть не что-то случайное, а нечто свойственное предмету. Когда говорится о богах, что не знают их цвета, то это означает непостижимость их сущности. В живописи краскам сверх функции заполнения (покрытия) плоскости приписывают характер движения; так, противостоит агрессивному способствующему жизни и угрожающему жизни красному цвету опускающийся и снова вытекающий в бесконечность синий цвет. Синяя раскраска Амона означает его космическую сущность. Другие боги носят синие парики или синие бороды. Амбивалентность цветов особенно проявляется у черного цвета: намек на смерть и преисподнюю, но одновременно и на возрождение. Зеленый цвет считается цветом растительности; "делать зеленые вещи" означает приносить добро, в противоположность "красным вещам", которые указывают на зло. У Озириса как бога растительности (а также как возрождающегося) было прозвище "Великий Зеленый". Цвет является также средством распознавания пола: темно-рыжие мужчины противопоставляются соломенно-желтым женщинам. Таким способом были раскрашены статуи Рахотепа и Нофрит уже в начале четвертой династии.

ЦВЕТЫ

Богам и умершим приносили в дар цветы. Собранные в букеты, они служили в качестве жертвоприношения. Возвращающегося с победой домой царя встречали цветами. В разное время цветы в букетах устанавливались на подставках, которые имели форму банта жизни. Этот обычай указывает на более глубокое значение. Считается, что в букетах присутствуют сами боги, в запахах цветов проявляется божественное благоухание. Цветы становятся представителями божества, так появляется бог созидания Харсомтус (в образе ребенка или змеи) на лотосе, а У то - вместе с Хатор - называют "той, которая на своем цветке папируса". Наконец, нужно указать еще один цветок, который стоит за богом Мином на маленьком храме. Слово "букет" в египетском языке имеет такое же звучание, как слово "жизнь". Букеты цветов являются символом жизни и поэтому играют важную роль в культе мертвых. Картины из Нового царства изображают в некоторых случаях на месте просветленного умершего букет, что должно означать, что умерший вошел в вечную весну. Как символ расцвета жизни цветок связан с началом мира: лотос был кровью, которая возникла из первоводы.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ

Изображение, возвращающее нас в раннюю эпоху, показывает торжествующего над врагом царя: он держит за волосы противников и наносит булавой смертельный удар. Эти картины - особенно изображенные на пилонах храмов - носили только символический характер. Конечно, принесение человека в жертву случалось в доисторические времена. Многие раскрытые захоронения показывают, что еще во время первой династии при погребении царя убивали слуг и рабынь, чтобы они в потусторонней жизни были готовы ему помочь. В последующем удовлетворялись фигурами, заменяющими людей. Символическое приношение людей в жертву известно со времен пирамид: во время погребения разбивались глиняные фигуры закованных людей и глиняная посуда с нацарапанными на них именами враждебных князей. На замену имевших место первоначально человеческих жертв жертвами животных возможно указывает печать, на которой выбиты выбранные животные; она показывает человека со связанными за спиной руками, стоящего на коленях, с ножом у горла.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

Строго говоря, черный цвет не является цветом, скорее, это отрицание всех цветов. Это напоминание о подземном царстве, повелитель которого, Озирис, часто называется "черным". Покровительница некрополя в Фивах, царица Ахмес-Нофретер, изображалась преимущественно чернокожей, хотя она не принадлежала по происхождению ни к нубийцам, ни к неграм. Боги мертвых Анубис и Хонтаменти изображались в образе лежащей собаки (или шакала) с совершенно черной шкурой. Черный цвет счихался также цветом возрождения. Черный бог - это "господин белой страны"; на одном изображении в храме Эль-Бари бог мертвых обещает вновь родившейся царице Хатшепсут долгую жизнь. Изображения Мина, бога плодородия и зачатия, согласно древнему ритуалу, окрашивались смесью живицы с угольной пылью.

ЧЕТЫРЕ

Четыре - это число небесных направлений, так, уже в "Текстах Пирамид" (470) говорится о космическом быке с четырьмя рогами, который следит за небесными путями. Четыре лица, снабженных рогами, образуют верхнюю часть пудреницы Нармера; это богиня неба, которая со всех сторон взирает на победу своего сына (царя). Всеобщность бога-творца Хнума показывается в четырех ипостасях его сущности; он - ба бога Ра (небо), Шу (воздушное пространство), Геба (земля).и Озириса (подземное царство); как ба равных божеств он также называется бараном Мендеса. Число четыре имеет значение в культе мертвых: четыре человека несут гроб, все инструменты и утварь с четырьмя сторонами, также канопэ с внутренностями умершего, которые охраняют четыре сына Гора; четыре богини (Изида, Нефтида, Нейт и Селкет) защищают алтарь канопэ. Сыновья Гора связаны с четырьмя сторонами света: Имеет в человеческом облике - с югом, Хапи с головой обезьяны - с севером, Дуамутеф с головой шакала - с востоком и Кебелсенеф с головой сокола - с западом. Психоаналитик К. Г. Юнг указывает на аналогию с видением Иезекииля, где четыре херувима (с лицами человека, животных и птицы) символизируют четыре стороны света.

ЧИСЛА

Число один является символическим указанием на происхождение, на первобытные времена, которые описываются как "прежде чем возникли в этой стране еще две вещи". Два -это выражение для понятия двойной (два противоположных) и тем самым для создания верха и низа, дня и ночи, мужчины и женщины (дуализм). У многих народов три является всеобъемлющим числом; основное отношение - отец, мать и ребенок есть зеркальный образ божественного мира. Как пример, приведем триаду в Фивах (Амон, Мут и Хонс), или семью Озириса с Изидой и Гором.
  

или
сто тысяча десять
тысяч
сто
тысяч
Миллион

На основании деления дня на три части (утро, полдень и вечер) трижды в день исполнялись молитвы и жертвоприношения. Четыре характеризует стремление охватить пространство. В культе солнца в Гелиополе четырехсторонние алтари были расположены согласно сторонам света. Удвоение четверки вело к восьмиграннику Гермополя, в котором объединены четыре пары древних богов. В магии и мифах, вероятно, самое значительное число -семь. Это число совершенства. У Ра семь ба, по каждому от отдельных богов, чтобы оно было семикратным, так же у Хатор и Маат. Число судей мертвых 42 является шестикратной семеркой. Под девяткой египтянин понимал совокупность людей. Девять луков символизируют подчиненные царю народы. Термин "девятка" означает всеобщее содружество богов, самым значительным оно было в Гелиополе, к которому относились также Изида и Озирис. Об универсальности этого понятия говорит то, что в Абидосе девятка состояла из семи, а в Фивах из пятнадцати божеств. Число тысяча (идеограмма в виде цветка лотоса) является символическим выражением для большого количества и встречается часто в таком смысле в списке жертвоприношений. Иероглиф 100000 - это головастик, который водился в Ниле в неимоверном количестве. Для миллиона служит изображение стоящего на коленях бога Хах; он часто приводится как символическая цифра бесконечного множества лет (вечности) на сосудах и украшениях; в этом случае он несет в своих вытянутых руках пальмовую ветвь.


Стр. 23 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz