Содержание


САТИС

Со времен Среднего царства Сатис считается "хозяйкой Элефантины" и женой бога-творца Хнума. Сатис является жертвовательницей воды, которую она - согласно "Текстам Пирамид" (1116) - подает умершим для очищения. Ее изображают в человеческом облике, с верхнеегипетской короной на голове. По обеим сторонам короны располагаются рога антилопы. При отождествлении Хнума с Ра она стала "глазом Ра" и переняла от Хатор, которая также считалась солнечным глазом, черты богини женщин и любви.

САХМЕТ

Мемфисская триада.
Справа налево:
Пта, Сахмет, Нефертем
  

Вместе со своим мужем Пта и их сыном Нефертемом Сахмет образует триаду Мемфиса. Ее имя означает "могущественная", ее сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто ее называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змея Апоп становятся ее жертвами. Сахмет изображается в виде львицы или женщины с львиной головой; ее оружие - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Ее связывают с у реем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра". С возвышением Фив до столицы местная богиня Мут после слияния с Сахмет снова стала здесь почитаться. Царь Аменхотеп III приказал поставить вокруг храма многочисленные львиноголовые статуи Мут-Сахмет. Наконец, нужно упомянуть Сахмет еще и как "колдунью", магические знания она использовала для исцеления (в медицинских целях).

СВЕТ

Как и у других народов, у египтян свет из-за его апотропической силы был на службе божественного. В новогоднюю ночь в храмах зажигались светильники. Плутарх говорит даже о вечной лампе, имея в виду светильники, которые держали горящими перед изображением бога. В изгнании тьмы и связанной с этим защите от тифонических сил свет становился символом чистоты и добра. За умершими признавалось право на пламя, указывающее путь и защищающее от демонов. "Книга Мертвых" (гл.137) рассказывает об излучающем глазе Гора, который разрушает тройное превосходство Сета и оживляет усопших как "огонь второго рождения". В другом месте дух огня произносит следующие поэтические слова: "Благодаря моему огню тянутся к свету заселенные гробницами горы".

СВИНЬЯ

Как позднее в исламе, свинья в Древнем Египте считалась нечистой, она воспринималась как животное, сопровождавшее злого Сета. В "Книге Мертвых" (гл.112) говорится, что Сет "под личиной черного кабана" напал на Гора и повредил ему глаз, по другой версии, - проглотил глаз. На рельефе храма в Эдфу Гор преследует Сета-кабана. Свинья оказывается связанной с луной: ее забивают на празднике луны и преподносят богу и богине Луны (Озирису и Изиде). В мифе рассказывается, как богиня Неба Нут приняла облик свиньи и проглотила своих детей (звезды). Но каждый вечер детеныши снова нарождались от небесной свиньи. Как символ плодовитости и неиссякаемости источника жизни свинья со своими поросятами вплоть до наших дней дошла как любимый амулет египтян и знак благополучия.

СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО

Взгляд на ежегодно появляющуюся из-под разлившейся воды плодородную землю привел к представлению о древнем холме, который выходит из первоводы. Поэтому у каждого большого храма было свое священное озеро, в котором каждое утро (символ начала мира) должен повторяться акт сотворения (мира). Многие надписи называют воду священного озера праводой, в которой бог Солнца ежедневно умывает свое лицо. Аменхотеп III велел поставить у храмового озера в Карнаке большого каменного скарабея как символ восходящего солнца. Священное озеро в Гераклеополе, говорят, возникло из крови и гноя Озириса (или Херишефа).

СЕРДЦЕ

Сердце. Виньетка
из "Папируса Ани"
  

Сердце - это символ жизни. Если сердце устает, умирает тело. Озирис, "чье сердце устало", лежит в непробудном сне. Умерших "покидают" их сердца. Без этого главного органа немыслима дальнейшая жизнь после смерти. Во время бальзамирования удаляются все внутренние органы, сердце же остается на своем месте. Изречения из "Книги Мертвых" должны гарантировать, что мертвый в загробном мире снова получит свое сердце: "Посмотри на это мое сердце, оно плачет об Озирисе и умоляет о милости!" (гл. 28). В загробном мире судьи мертвых кладут сердце умершего на весы. Истинная сущность человека открывается в его сердце, которое умоляют не выступать в качестве свидетеля против умершего, "с тем, чтобы не показалось правителю в загробном мире мое имя вонючим и тухлым". Скарабей, положенный на мумию и завернутый в бинты вместе с сердцем, должен как амулет препятствовать неблагоприятному свидетельству сердца. Сердце является также местом мужества и разума, прабог Пта выдумал вселенную своим сердцем и наградил ее обликом своим созидательным словом.

СЕТ

Сет сражается
с Апопом
  

Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правителей, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказывается в качестве (верхнеегипетского) партнера (нижнеегипетского) бога царей Гора. Египетский царь сам объединяет "как наследник обоих братьев" "должности Гора и Сета". Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеей Апоп. До времени гиксосов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя - Сетос. Сет считался прежде всего богом пустыни и оказывался противником Озириса. Как "красный" бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла, железные руды называются "костями Сета". С распространением веры в Озириса Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается, чтобы отомстить за своего отца, в последующей борьбе Сет теряет семенные яички, Гор - глаз. Все же в сердцах сражающихся "Тот унял жгучую -ярость" ("Книга Мертвых", гл.183). В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.

СЕХЕМ

Слово сехем служит для обозначения понятия "власть", когда речь идет о стоящих между богами и людьми сущностях, вроде звезд. Сехем подходит также богам. У Озириса прозвище "Большой Сехем, который живет в финитском номе". Сехем как фетиш может стать формой проявления божественной силы; речь идет о посохе властителя, на верхней части которого нарисована пара глаз. Этот символ власти происходит из Абидоса, связан с Озирисом и становится настоящей эмблемой бога мертвых Анубиса (наряду с собакой на его штандарте).

СЕШАТ

Под этим прозвищем (слово "сешат" - это грамматическая форма женского рода от "сеш" - "писец"), "относящимся к книжному дому", почитается богиня искусства письменности. Считается, что при закладке храма она или один из жрецов размечает с помощью мерной веревки план храма; тем самым Сешат является также "госпожой строителей". Ее самая значительная функция - записывать отведенные царю годы правления и юбилеи. Ее не очень подробно определенный головной убор похож на семиконечную звезду с ручкой (серп луны?), часто завершаемый двумя перьями сокола. В руке она держит обычно пальмовую ветку, поверх платья часто носит шкуру пантеры.

СИКОМОРА

У восточных ворот неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра, стоят "две сикоморы из бирюзы" ("Книга Мертвых", гл.109). В - "Текстах Пирамид" (916) говорится о "той высокой сикоморе у восточного неба..., на которой сидят боги". Сикомора становится небесным деревом -и считается формой проявления богини неба Нут, которая мертвого Озириса должна "заслонить и его душу в своих ветвях омолодить". Листья сикоморы имели значение амулета, так как они способствуют "многим вещам".

Богиня сикоморы
(Хатор) утоляет жажду
усопшего. Виньетка
из "Папируса Ну"

Позднеегипетское культовое место бога-крокодила Сухоса называется "дом сикоморы". К старейшим культам дерева относится культ "Хатор, хозяйки сикоморы" недалеко от Мемфиса.

СИСТР

Культовый музыкальный инструмент использовался в соответствии с обычаем: в честь богини Хатор срывали пучок зонтиков папируса и встряхивая ритуальными движениями извлекали из него шуршащий звук. Различаются систр-лук и систр-наос. Последний был распространен до Древнего царства. Рукоятка этого систра оканчивается головкой Хатор, на которой стоит наос, охваченный двумя закрученными вверх ручками (обозначение коровьих рогов богини?). Часто в наосе оказывается урей; оба вида систра имеют, как правило, три или четыре палочки-трещотки в форме змеи. Лук-систр также был культовым символом Хатор. В текстах песен описывается, как богиня со своим инструментом раздает благословение. Систр вошел также в культ Амона, а позднее в культ Изиды. Звуки систра должны были прогонять силы тьмы. Согласно Плутарху, ручка (занявшего господствующее положение систра-лука) изображает путь луны, охватывающий вселенную, двойное лицо Хатор (спереди и сзади) символизирует Изиду и ,Нефтиду как жизнь и смерть, а четыре трещотки были указанием на четыре стихии.

СКАРАБЕЙ

Скарабей катит
солнечный диск
  

Священный жук был символом самосотворения, так как египтяне верили, что жук возникает самопроизвольно из навозного шарика (который в действительности служит защитой яиц и выходящих из них личинок). Так, почитался черный как антрацит навозный жук под именем Хепри, т.е. "возникший из-под земли", и он уже издавна отождествлялся с богом-творцом Атумом и рассматривался как образ бога Солнца. Как жук двигает перед собой навозный шарик, так, думали, что и Хепри катит солнечный диск по небу. Дающий свет и тепло солнечный жук (выполненный из камня стеатита или фаянса) стал одним из любимых амулетов, и его давали с собой умершему как символ вновь возникающей жизни.

СКИПЕТР УАС

У ас был в древние времена видом фетиша, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы защитного демона, похожего на собаку или лису. Уас состоит из раздвоенной внизу палки, которая вверху кончается головой животного (скорее всего, из породы собачьих). В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья. До Среднего царства умершему давали с собой в могилу деревянный скипетр уас, чтобы тот мог применять его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух скипетров уас, которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму "небо"! Украшенный лентой и пером скипетр уас был знаком фиванского нома и носил имя уасет.


Стр. 18 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz