Содержание


НАОС

Коленопреклоненный
с наосом
  

Под наосом понимают ларь, вид дарохранительницы, в котором установлено изображение божества или его священный символ. Большинство ларей было из дерева, так как они во время процессии ставились на ладьи богов. В храме наос имел собственное помещение (комнату). В храме мертвых Сетоса I в Абидосе было семь комнат, по комнате для каждого из божеств: Сетоса I, воплощенного в виде бога, Пта, Хорахти, Амона, Озириса, Изиды и Гора, у задней стены каждой комнаты стоял наос (на ладье бога). Цоколь наоса часто украшается фигурами царя, который несет небо. Наос, следовательно, это образ неба; открывание двери ларя сопровождалось словами: "Пусть будут открыты ворота неба".

НЕБЕСНАЯ ЛЕСТНИЦА

В "Текстах Пирамид" закрепилось представление о небесной лестнице. Она находится под покровительством Ра и в различном виде усматривается в солнечных лучах. Другим восприятием является некая веревочная лестница или твердая лестница, продольные брусья которой могли представляться джедами. Столб джед относится к символике Озириса. Прежде всего лестница относилась к Озирису, богу воскрешения и восхождения. Озирис сам становится для верующих символической лестницей на небо. "Тексты Пирамид" говорят также о лестнице, по ступеням которой, образованным из рук богов, умерший поднимается на небо. Согласно "Книге Мертвых" (гл. 98), "по обеим сторонам небесной лестницы стоят духи света". Умершим иногда давали с собой в. гробницу модель лестницы.

НЕЙТ

Богиня древнего города Саис была воинственным божественным существом, о чем говорят ее атрибуты - лук, стрелы и щит.

Древнее изображение святилища Нейт.
Слева 2 древка флагов, в середине
символ культа, справа наос.
Знак нома
Саис
Символ
Нейт

Богиня войны благословляет также оружие охотников. Через расположение ее культового города в дельте объясняется ее близкое отношение к богу-крокодилу Сухосу, которого называют ее сыном. В Новом царстве она считается "матерью бога", "которая родила бога Ра". Тем самым Нейт встает на место древней богини, которая стоит по ту сторону поколений. Сперва через нее было "создано семя богов и людей". Далее Нейт - богиня умерших; уже в "Текстах Пирамид" (606) она стоит на страже вместе с Изидой, Нефтидой и Селькет у носилок Озириса. Посредством бинтов для мумии умерший должен заслужить ее божественную защиту. Бинты и соляные растворы являются даром Нейт, которая считалась покровительницей ткачества.

НЕФЕРТЕМ

Образ Нефертем - это обожествленный цветок лотоса, который он (бог) несет также в своем антропоморфном изображении как головное украшение, часто еще с добавлением двух косо торчащих перьев. В "Текстах Пирамид" (266) он обозначается как "цветок лотоса у носа Ра", благодаря чему он, вероятно, в своей функции характеризуется как бог благоухания. На основе солнечной символики лотоса Нефертем близок солнечным богам; он находится "все дни" при боге Ра, он также связан с солнечным ребенком Гором из-за общности сущностей. Нефертем часто изображается с львиной головой или стоит на лежащем льве (лев - животное солнца).

НЕХБЕТ

Богини - покровительницы
Египта: кобра Уаджет
и коршун Нехбет
  

В Элькабе (египетское Нехбет), главном городе 3-го нома Верхнего Египта, почиталась богиня-коршун Нехбет. После того как Элькаб слился с соседним городом Иераконполем (египетское Нехен) и стал резиденцией правителей верхнеегипетского государства, Нехбет заняла место богини страны: она представляет Верхний Египет, в то время как в Нижнем Египте защитницей страны является богиня-змея Уто. Животные, обеих богинь становятся символическими животными обеих половин страны. Коршун и змея входят в царское украшение, особенно в головное, они становятся олицетворением обеих корон. Иногда коршуна заменяют еще одной змеей. Обвивающие солнечный диск два урея означают в таком случае Нехбет и Уто. Обе богини-защитницы могут выступать как мифические матери царя, которого они кормят грудью. В народных поверьях периода Нового царства и позднего периода Нехбет почитается как богиня родов. Ее облик, как правило, человеческий, на голове она несет чучело коршуна. В царской символике она часто выступает в облике своего священного коршуна.

НОЖ

Нож для культового использования должен быть не из обработанного человеком металла, а только из камня, 22-й ном имел название "Нож из кремня". Нож - это магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Так, в надписи иероглифами образ принадлежащего Сету осла изображен с ножом между лопатками, чтобы устранить его вредное влияние. Согласно мифу о создании Гермополя, место рождения Ра и первохолм находились посредине "озера с двумя ножами". Вероятно, здесь стояли две сикоморы, заменяющие в переносном смысле ножи, между которыми восходит солнце. Эти ножи указывают на победоносную борьбу бога Солнца с силами нижнего мира, которые препятствовали его восходу. В "Книге Мертвых" многие украшения (виньетки) показывают, как кот в качестве представителя Ра олицетворению тьмы змее Апоп режет ножом живот. Нож является часто атрибутом богини в образе бегемота Тоэрис. В мифах серп луны часто называется ножом; так следует понимать древний текст, по которому Хонс, бог Луны, убивает на небе жертву для царя. Серпом луны как оружием Тот отрезает нарушителям закона (злодеям) головы.

НОСИТЕЛЬ НЕБА

Обычно в качестве носителя неба выступает бог. Первым здесь называют Шу, "который поднимает небо дыханием своего рта"; своими сильными руками он поддерживает тело богини Неба Нут. Другим носителем неба является бог Хах; он изображается стоящим на коленях с поднятыми руками. Также и Анхурет (Онурис), бог города Физ, оказывается в роли носителя неба, и в Новом царстве он часто отождествляется с Шу. Согласно "Текстам Пирамид" (389), небо подпирается столбом джед.

НУТ

Богиня неба Нут проглатывает
вечернее солнце и рождает утреннее
  

Согласно доктрине о богах Гелиополя, Нут является дочерью бога воздуха Шу и супругой бога Земли Геба. Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землей, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Она - хозяйка светил, которые являются ее детьми и о которых говорится: "Они входят ей в рот и выходят обратно из ее лона". Нут получает отсюда название "свинья, которая жрет своих поросят", и иногда изображается в виде кормящей свиньи. Она также мать бога Солнца Ра, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звездами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждается к новой жизни.


Стр. 14 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz