Содержание


ДВЕРЬ

Душа усопшего в обличии
птицы с головой человека
стоит перед дверью в некое
помещение. Виньетка "Папируса Ну"
  

Порог двери - это граница, переход. Дверь является двойным символом - защиты и доступа. Чтобы защитить храм от тифонических сил, у его входа часто устанавливали львиные фигуры или придавали дверным задвижкам форму льва. Особую роль играют ворота при переходе умершего в потусторонний мир. Имеется специальная "Книга ворот", которая описывает путь бога Солнца через нижний мир, причем всегда охраняемые ворота должны быть защищены от извергающих огонь змей и других демонов. Прекрасное изображение 12-ти штор подземного мира находится в гробнице царя Аменхотепа II в Долине царских гробниц. Наверняка двери помещений для гроба и ворота храмов имеют символическое значение. В большинстве пирамид на переход из переднего помещения в комнату для гроба указывает надпись "высокие ворота", которые часто называются "воротами Нут" (следовательно, небесными воротами). В культе открытие дверей алтаря богов считалось символическим открытием небесных ворот.

ДЕРЕВО

Сикомора
  

Как живые люди отдыхают в тени деревьев, так должны и души умерших иметь возможность опускаться на деревья. На картинах неоднократно изображается, как божественные сущности женских видов деревьев - упомянутые богини Неба Нут и Хатор в образе птиц - подносят мертвым или их душам воду и фрукты. Дерево, особенно финиковая пальма или сикомора, считается, таким образом, деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Многочисленные гробницы имели свое священное дерево; культ дерева был широко распространен во всей стране Нила. В Гелиополе почиталась акация, в которой "решается - жизнь или смерть", в чем прослеживается параллель с деревом ишед. На границе с пустыней в Мемфисе почитался бог Херибакеф (т.е. "тот, кто под оливковым деревом"), который уже в Древнем царстве слился с Пта. Два верхнеегинетских нома имели священные деревья в качестве знака нома: ном Сикомора (распался на 13-й и 14-й номы) и ном Дерево (21-й и 22-й номы). В сказке о двух братьях рассказывается о сердце Ваты, которое живет в крови кедра; когда дерево срубают, Бата должен умереть.

ДЕРЕВО ИШЕД

Дерево Ишед и (слева направо)
Атум, фараон, Сешат, Тот
  

К священным деревьям относится дерево ишед, плодовое лиственное дерево. Известно "священное дерево ишед в доме обелисков" в Гелиополе. О Ра говорят, что он однажды утром после победы над своим врагом расщепил дерево ишед - метафора для открытия ворот горизонта и восхода солнца. В храме Дендеры на настенной картине изображены два дерева ишед на горной вершине на стороне, где восходит солнце. Особое значение получает ишед как дерево жизни, на листьях которого Тот и богиня Сешат записывают годы правления царей и ставят таким образом время его владычества под защиту богов; оно было популярным мотивом во времена Рамессидов.

ДЖЕД, КОЛОННА ДЖЕД

Слева направо:
Столб джед,
Озирис в виде джеда
  

Колонна (столб) джед - это доисторический фетиш, значение которого не вполне ясно. Возможно, он является стилизованной копией дерева жизни, лишенного листьев, или, может быть, столбом с насечками. Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом для постепенного привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф). Уже в Древнем царстве в Мемфисе имелся особый жрец "джеда, достойного уважения", даже столичный бог Мемфиса Пта назывался "джедом, достойным уважения". В Мемфисе возник также ритуал "установки джеда", которую совершал сам царь с использованием веревки и при помощи жрецов; символическое действие указывало на ожидаемую продолжительность царствования. Через отождествление Пта с богом некрополя Сокарисом, а последнего опять-таки с Озирисом с началом Нового царства бывший фетиш стал символом Озириса. При этом джед означал позвоночный столб бога. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался джед как символ отождествления мертвого с Озирисом. Установка столба джеда символизирует также победу Озириса над его противником Сетом, который "положил джед на бок". Из-за включения его в символику потустороннего мира джед становится имеющим глубокий смысл украшением умерших.

ДОМ

К материнской символике лона наряду с сосудом относится и дом. В египетском языке дом был приравнен к материнскому лону. Хатор - это "дом Гора", Нут - "дом поглощения", а Нехбет считается "хозяйкой Большого дома", под которым понимается святилище верхнеегипетского государства. Имя Нефтида означает "госпожа дома" или "госпожа усадьбы". К основным женским чертам характера относятся защита и охрана. Сосуд, дом и гробница указывают, таким образом, на главное в женской жизни : роды, брак и смерть. Изида оплакивает мертвого Озириса и хочет вернуть его назад: "Приходи в свой дом, приходи в свой дом, ты, мой столп! Приходи в свой дом, прекрасный бык, господин людей, возлюбленный, господин женщин!" Новое психоаналитическое значение столпу Озириса придает потерянный фаллос. Этот угол зрения объяснил бы также сущность бога Иммутефа, о котором говорится, что он - "оплот своей матери". Это было бы синонимом к "быку своей матери", что, к примеру, утверждается о Мине - представление, которое толкует бога плодородия как порождающего самого себя.

ДОПОЛНЕНИЯ К ГРОБНИЦЕ

Различные дополнения к гробнице объясняются представлениями, что жизнь после смерти, возможно, похожа на земную. Так, в гробницах доисторического и раннего исторического периода Верхнего Египта как дополнение находят пищу, посуду и оружие. Скоро стали удовлетворяться заменителями в виде объемных моделей (например, домов и кораблей) или даже изображениями, которые должны магическим образом стать для мертвого настоящими. Важнейшие детали снаряжения мертвых рисовались на стенах гробниц и камер начиная с периода Древнего царства. Часто речь идет о вещах, которые относятся к царскому облачению и должны давать умершему царскую власть в загробном мире. В дальнейшем на этих так называемых фризах с утварью появляются инструменты, туалетные принадлежности, сосуды для питья и пища.

ДУАЛИЗМ

Египтянин меньше ощущал двойственность в аспекте противоположности, чем в аспекте дополнения. Проявление двойственности - это не что иное как расщепление единого. Что представитель западной культуры понимает как символику противоположного, для египтянина - символика дополнительности. Одним из прекрасных примеров является ладья солнца; Эта ладья - серп луны, который держит солнечный диск. Единство дневного и ночного светила обнаруживается в символике быка Аписа, между рогами которого (символ серпа луны) находится солнечный диск; то же самое на головных уборах богинь Хатор и Изиды. Как в мифологическом плане связаны между собой Озирис и Изида, так связаны земные мужчина и женщина; и борьба между Гором и Сетом соответствует переходу от света к тьме и обратно. Небо и земля - не противоположности, а дополняют друг друга до мира в целом, так же как два государства в их единстве образуют Египет. По закону двойственности даже божества делятся на представителей верхнеегинетских и нижнеегипетскиих; так, бог Нила и богиня культового пения по имени Мерет характеризовались, смотря по обстоятельствам, вернеегипетским или нижнеегипетским гербовым цветком (лилией или папирусом) на голове. Царство мертвых было двойным (Аменти и Дуат), как и рай (Сект-Хотеп и Сект-Янру).

ДУША

Души умершей супружеской
пары у пруда с цветами лотоса.
Над ними богиня дерева, подающая
умершим пищу и напитки
  

К полной сущности человека относятся наряду с телом, именем и тенью еще ка, ах и ба. Три последних понятия не всегда ясно определены и имеют в египетской истории часто различные значения. В то время как ба в образе птицы с человеческой головой ближе всего к греческому понятию души (психе), ах - иероглифически изображающая хохлатого ибиса - означает просто ясность. В этом состоянии находятся боги, но через культ мертвых также и "просветленные" умершие. В "Текстах Пирамид" (474) говорится: "Ах относится к небу, труп - к земле". Когда в переводах с египетского встречается слово "душа", то обычно следует понимать ба, если идет речь о шакалоголовой душе из Иераконполя или о душе с соколиной головой из Буто. В обоих случаях имеется в виду продолжающая существовать после смерти духовная индивидуальность умерших царей этих городов.


Стр. 6 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz