Содержание


АКЕР

Пара львов со знаком восхода
солнца, над ними иероглиф "небо"
  

Бог Акер олицетворяет землю. Он изображается в виде узкой полоски страны с головой человека или льва на конце или в образе двух стоящих спинами друг к другу львов. Одно животное смотрит на запад, где заходит солнце, начинающее свой ночной путь в Царство мертвых, другое глядит на восток, где каждое утро солнце поднимается над царством тьмы. Картины показывают Акера, несущего солнечную ладью, чем символизируется ночное путешествие солнца через царство Акера. Оба льва (обе головы львов) охраняют вход в нижний мир и выход из него. Кому открываются ворота в нижний мир, о том говорится в изречении из "Текстов Пирамид": "Открыты для тебя створки ворот Акера".

АМОН

Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как "Скрытый", он был невидимым дуновением воздуха. Но также можно думать, что в связи с ливийско-берберийским словом "аман", т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным, как правило, считается баран с закрученными рогами - намек на признак бога плодородия (на это указывают также ифифаллические изображения). Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причем бог имеет прозвище Кематеф, т.е. "тот, который завершает свое время". Как. бог столицы Фивы Амон приобрел в период Нового царства положение бога страны, который как Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец, его считают богом, "который остается во всех вещах», как душа (ба) всех явлений.

АМУЛЕТ

Подголовник
  

"Маленькие подвешенные на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из "Книги Мертвых" известны многочисленные предписания, путем чтения которых амулет должен стать волшебным. Важнейшими формами амулетов являются образы богов (например, Озириса, Беса, Тоэрис), фигуры животных (таких как львы, бараны, скарабеи), части тела человека (глаз, рука), знаки власти (особенно короны) и собственно символы, вроде банта жизни и колонны джед. Особенно мы хотим выделить подставку для головы - защитное средство против потери головы; в "Книге Мертвых" - (гл. 166) говорится: "О, ты, который парализован, страдалец... Твоя голова подвешена высоко, глядит в небо... После кровавой бани битвы вернет он (Пта) тебе твою голову; не будет отнята она навечно".

АНДРОГИНЫ

Бог Пта

Во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния - это символ для абсолютизации творца, который в создании мира не связан ни с каким полом и не нуждается в партнере. Так, Атум породил из себя богов Шу и Тефнут. Гораполлон сообщает, что мемфисский прабог Пта считался - и мужским и женским существом. Картины позднего периода показывают бога нередко с женской грудью. Нильский бог Хапи изображается как двуполое существо, с бородой и грудью старой кормилицы. Фиванскую богиню Нут называли "Матерью того, кто создал ее", подчеркивая символическое значение всеобщего материнства, которое необходимо включает в себя отцовство (ее изображают даже с фаллосом). Богиня Нейт "создавала семя богов и людей" и имела прозвище "Отец отцов и мать матерей". В Эсне к богу созидания Хнуму могли обратиться как к Нейт, причем это означает наличие у него женских признаков.

АНУБИС

Бог мертвых с прозвищем "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя) и "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование), имеет обычно образ собакоголового животного, причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог. При бальзамировании тела жрец в маске шакала замещал должность Анубиса. С приходом Озириса Анубис становится подчиненным нового владыки мертвых: он взвешивает сердца на Суде мертвых.

АПИС

Изида и Нефтида приветствуют
священного быка Аписа, несущего
мешок с частями тела Осириса
  

Среди почитаемых богов в образе быка в стране Нила Апис - наиболее значимый. Первоначально считавшийся символом плодородия, он позднее приобрел и другие характеристики. Через свое культовое место в Мемфисе он соприкасался с богом города Мемфиса Пта, чьим посланцем он был и, в конце концов, стал "прекрасной душой" Пта, которая показывается на земле в образе этого животного. После своей смерти Апис входит в бога Озириса, с этого времени говорят об Озирисе-Аписе (в утонченной форме - Серапис). Апис сам стал богом мертвых. Начиная с позднего периода, он изображается на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несет к гробнице мумию умершего. В период Нового царства на его головном украшении появляется солнечный диск.

АПОП

Каждое утро и каждый вечер демон в виде змеи угрожает богу Солнца и тем самым создает опасность состоянию мира. "Змея-великанша" олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Каждое утро, когда солнце выходит из нижнего мира, и каждый вечер с началом ночного путешествия по морю на солнечный корабль нападает змея, при этом кровь побежденного и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет. Змея пытается также с помощью колец своего тела, описываемых как "песчаные отмели", помешать пути солнца. Многие ритуальные тексты касаются "низложения Апопа" и образуют магическую защиту, означающую "Она действительно спасает его от любого зла".

АТОН

Атон прежде всего олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело - это Атон". Уже при Тутмосе IV солнечный диск персонифицируется - Атон сам есть бог Солнца. Царь Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон (т.е. "Это нравится Атону"), возвысил Атона до единственного божества и мифологизировал его образ. В первые пять лет правления Атон изображался в виде человека с головой сокола (следовательно, как до тех пор Ра-Хорахти города Гелиополя), ему соответствует еще солнечный диск, руки-лучи которого кончаются ладонями и держат бант жизни.

АТУМ

Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он "самовозникающий"; перед тем, как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В "Книге Мертвых" (гл. 175) Атум говорит Озирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления (чтобы избежать непристойного и могущего неправильно быть воспринятым в египетской мифологии слова мастурбация) первую супружескую пару богов Шу, дуновение ветра, и Тефнут, сырость. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума; "Атум и его рука» появляются на гробах периода Гераклеополя как супружеская пара богов.


Стр. 1 из 25 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz