Глава четвертая - Религия Древних Египтян


I

В  чем заключались религиозные верования древних Египтян? Вопрос, на который ответить не легко, так как эти верования лишены были всякого однообразия, и мы не встречаем систематичного изложения их ни в одной из дошедших до нас священных книг времен фараонов. Египтяне вообще не отличались философским складом ума: как логический способ мышления, так и живые, поэтические образы были одинаково чужды им. Они глубоко прониклись сознанием вечного, чувством неизменного; но, отдавшись всецело идее абсолютного, они, в тоже время, не сумели создать стройной религиозной системы, или облечь свои верования в форму волшебно-очаровательных мифов, подобно Эллинам. Вырабатывая свое духовное миросозерцание, - Египтяне никогда не решались расстаться с пережитками прошедшего. К старым формулам приобщались новые; противоречием одних другим они нисколько не смущались. Не следует также упускать из вида, что царство фараонов просуществовало свыше 4000 лет и что за столь продолжительный период времени религия египтян не могла избежать изменений; она прошла через различные стадии развития; постепенно очищаясь от первобытной грубости, она достигла полного расцвета в эпоху Фиванской монархии; с ее упадком возвышенное учете жрецов Амона начало постепенно вырождаться и, в конце концов, обратилось при последних династиях в невообразимую смесь грубых предрассудков, магических формул и пышных церемоний, лишенных всякого внутреннего содержания.
  

II

С  незапамятных времен Египтяне обоготворяли силы природы, преимущественно: солнце, дарующее жизнь, и Нил, оплодотворяющий землю. Кроме того, всякий город и даже деревня имели местного бога-покровителя, в защиту которого они твердо варили; этим богам, с течением времени, были приданы известные свойства, заимствованные, отчасти, из окружающего животного мира; в таком случае бог изображался в виде соответствующего животного. Число богов, неограниченное в начале, стало постепенно сокращаться; появляются божественные группы, из среды которых выделяются великие боги; первое место принадлежит солнечному культу Ра, центром которого стал Гелиополис, или "Он" по-египетски. Жрецы Ра, славились глубокою мудростью, произвели первый опыт введения известного однообразия в различные местные культы, упрощения их, создание прочной теории и определение взаимных отношений между богами, людьми и вселенной. В начале, поучали они, была бездна водяная, содержавшая в себе все прообразы "Ну". Из этой бездны собственною волею вышло солнце - "Ра". Ра пожелал творить, и слово его давало жизнь. Первыми сотворил он богов "Шу" и жену его "Тафнут", т. е. воздушное пространство, отделяющее небо от земли, и огонь или свет; они, в свою очередь, дали жизнь "Кебу" и "Нут", или небу и земле, от которых произошли Озирис и Сет, - Изида и Нефитис, их жены, - прародители рода человеческого. Озирис и Изида означали доброе начало среди людей, а в символике природы - Нил и орошаемую им землю; Сет и Нефитис, находившиеся в борьбе с ними, являлись олицетворением каменистой, бесплодной пустыни и знаменовали злое начало. В духовном отношении Озирис и Изида - символ человечности, а Сет - животного мира. Совокупность перечисленных богов составила первую эннеаду, т. е. группу девяти, от которых пошли вселенная, боги, люди, вся природа.

Ра почитался таинственным богом, непостижимым для ума человеческого. Истина была жизнью Ра; он родил ее, и она служила ему телом. Ра по собственной воле мог облекаться в любую оболочку. Наиболее распространенное изображение его - скарабей, в знак того, что он сам производить себя, что он свой сын, т. е. что ему нет конца, так как он будет бесконечно возрождаться из собственного естества. Творческое слово - главный атрибут его могущества, которым он, тем не менее, делится с небесными богами, его же творениями.
  

III

С  образованием Фиванской монархии культ Ра был приобщен к культу Амона, который считался тоже богом солнца, хотя и под иным названием. С этих пор Ра и Амон сливаются в Амон-Ра, единого творца вселенной, изображение которого - солнечный диск. Гелиополитанская эннеада уступает место Фиванской триаде: Амон - Myт - Хонсу, т.е. отец, мать и сын. В глубин своих храмов жрецы Амон-Ра пошли еще дальше: они верили, что Бог един, что только проявления его бесчисленны, также как имена и свойства. "Твой трон всюду, где ты пожелаешь", говорится в гимне Амону, "по воле Твоей Ты умножаешь имена Твои". Допуская, таким образом, поклонения различным богам, жрецы Амона учили, что верховный бог их носит различный имена, соответственно той местности, где он обитает и где ему воздаются почести.

Начало всего сущего, единый, единственный, творящий всякую плоть. Все люди произошли от взора очей Твоих, а боги от слова уст Твоих. Ты почиешь рост трав, жизнь рыбам речным и птицам небесным, дыхание зародышу... Поклоняемся Тебе, Творец всего, единый, единственный, рукам которого нет числа; Ты почиешь и вместе с тем бодрствуешь над людьми, печешься о благе животных. О, Амон, поддерживающий жизнь в творении! Тум и Хармакис обожают Тебя, во всех речах своих взывая: Поклоняемся Тебе, сущему в нас. Все сферы приветствуют Тебя: в вышине небес, на поверхности земли, в глубине морей. Боги поверглись во прах перед величием Твоим, они прославляют душу Творца своего, ликуют перед лицом зачавшего их и поют: Гряди в мире, отче отцов всех богов, утвердивший свод небесный над землею, начало сущего, Творец всякой плоти, Владыка Всевышний, Глава богов, мы обожаем дух Твой...

Приведенные строфы одного из священных гимнов дают наглядное представление о том, каким именно почитался Амон-Ра сынами древнего Египта за полторы тысячи лет до Р.Х. Не подлежит сомнению, что в основании учения фиванских жрецов лежал догмат единобожия, хотя он не проник в народные массы, для которых на первом плане продолжали оставаться местные божества и олицетворявшие их кумиры. Глубокая бездна лежала, благодаря аристократическому характеру Египтян, между правящими классами и остальным народом, препятствуя всякой религиозной реформы на почве высших духовных начал. Примером может служить судьба, постигшая смелую попытку Аменготепа IV-го утвердить в долине Нила культ единого Бога. Хотя фараон не вносил чего либо нового в учете, которое втайне исповедывалось самими жрецами Амон-Ра, и ограничился воспрещением служить иным богам, кроме Атона, - древнейшему символу "солнечнаго диска", - но египетский народ не пожелал расстаться со своими богами, и реакция против реформы Аменготепа IV приняла со временем разрушительный характер. С восстановлением культа Амона, жрецы его, продолжая втайне поклоняться единому Богу, вынуждены были, из внимания к заблуждениям толпы, воздавать почести также иным, издревле чтимым богам египетского пантеона.
  

IV

Особое место в религии Египтян принадлежит мифу об Озирисе и Изиде; возникновение его относится еще к доисторическим временам, но в драматическую форму этот миф был облечен жрецами Амона; он красною нитью прошел сквозь всю историю земли фараонов, и значение его никогда не умалялось, хотя внутренний смысл мифа неоднократно менялся сообразно с различными эпохами в духовном развитии египетской аристократии.

Озирис, сын Неба и Земли, царствовал над Египтом со своею небесною сестрою, Изидою, ставшею ему женою во плоти; оба они были мудрые и благие правители; вся земля радовалась их великой, взаимной любви и счастью. Они первые научили людей земледелию и письму. Устроив свое царство, Озирис отправился в Азию просвещать варваров, а Изиду оставил управлять государством. Между тем, злой Сет, завидуя славе брата, задумал погубить его. Он приказал жене своей, Нефтис, принять образ Изиды и, по возвращение Озириса на родину, заманить его в свое ложе. Когда хитрость эта удалась, Сет умертвил брата во время сна, а труп рассек на 14 частей и бросил в священные воды Нила. Узнав о смерти любимого супруга, с плачем и стенаниями выбежала Изида из дворца и отправилась в поиски за телом Озириса. Один за другим нашла она все члены его и бережно положила их в приготовленный из дерева гроб; когда же она коснулась губами уст погибшего, глаза его разверзлись, луч их проник в утробу богини и она зачала сына - Горуса. Между тем, Сет завладел Египтом, и бедствиям несчастной страны не было конца. Но маленький Горус рос, сильный духом и телом, под присмотром матери, в Абидосе; с годами он успел приобрести многочисленных сторонников, и даже сама Нефтис выражала сочувствие юному племяннику. Когда Горусу минуло 18 лет, он во главе сильной армии выступил против Сета, победил его после тяжелой и упорной борьбы и раненого захватил в плен. К тому времени Изида собрала в Фивах весь сонм богов и в присутствии их вскрыла гроб с бренными останками Озириса. Едва она, вместе с Горусом, распростерла руки над телом царя-мученика, как свершилось великое чудо: Озирис воскрес из мертвых и, преобразившись в ослепительном блеске, вознесся на небо вместе с Изидою, у которой внезапно выросли крылья, а лазурное сияние увенчало голову богини. Горус, воплощенное божественное слово, остался на земле и долго, счастливо правил Египтом.

В начале Озирис почитался лишь владыкой потустороннего мира, верховным судьею умерших. С течением времени Озирис, Изида и Горус явились выражением божественной троицы, заменив Фиванских Амона, Мут и Хонсу. Озирис был наделен всеми атрибутами Амон-Ра. Изида стала олицетворением бессмертной природы, а в Горусе выразилось торжество доброго начала над злым; победитель Сета, укротитель хищных зверей, он постепенно слился в понятии Египтян с божественным Логосом; во времена римского господства культ Горуса был преобладающим в долине Нила, ему приписывалась победа над драконом, а с введением христианства он был отождествлен со св. Георгием, который долгое время изображался в тех же точно чертах, как сын Озириса и Изиды.
  

V

Нельзя обойти молчанием секретную доктрину, несомненно существовавшую у Египтян. О ней нам мало что известно достоверного, так как тайны ее не открывались никому, кроме посвященных, которые, под угрозою смерти, не смели передавать того, чему они были свидетелями в глубине таинственных святилищ. Все, что мы знаем об этих тайнах, крайне отрывочно, выражено намеками. Вероятно, однако, посвященными познавались великие истины, если такое выдающееся умы как Солон, Пиеагор, Платон и др. совершали нарочно путешествие в Египет, чтобы ознакомиться с мудростью тамошних жрецов. Св. Климент Александрийский упоминает в Строматах (стр. 166): "Не всякому открывали Египтяне свои тайны и сообщали познания о предметах божественных, а лишь тем, "кому предстояло царствовать, или же лицам "духовным, - наиболее достойным по происхождению, воспитанию и мудрости". Весьма существенно также, что те скудные сведения, которые мы имеем о секретной доктрине, происхождения, сравнительно, позднего, когда царство фараонов быстро клонилось к упадку и когда многие из познаний древности были давно утрачены, а скрытый смысл таинственных писаний, особенно же символики, становился все менее понятным большинству священнослужителей.
  

VI

Последние книги, слабо отражающая верования древних Египтян, - так называемый книги Гермеса, трижды Величайшего, - сохранились лишь в коротких отрывках "Пемандр", - в греческом переводе, и диалоге "Асклепий" - в латинском.

Содержание их поразительно схоже с древнейшими священными гимнами в честь Амона, или Ра. "Бог все", говорится в "Пемандре", "все полно им, нет ничего во вселенной", что не было бы от бога. Все имена "пободают ему, как отцу вселенной"; или в другом месте: "Все - частица бога, таким образом бог есть все; творя, он творит себя". Заменив слово бог, словом Амон, мы получим один из гимнов времен Рамзеса II-го. Хотя в книгах Гермеса легко обнаружить влияние иудейства и христианства, тем не менее суть их остается глубоко египетскою; он, по-видимому, редактированы лицом, посвященным в тайны жрецов Изиды, среди которых до царствования Феодосия Великого упорно держалась "старая вера". В диалоге "Асклепия" один из последних адептов религии, просуществовавшей слишком 4000 лет, в таких словах пророчить о будущем: "Наступят времена, когда покажется, будто Египет напрасно служил богам с таким благочестием, будто преклонение перед ними осталось бесплодным. Божество покинет землю и вернется на небо, оставив ее вдовицею веры, лишенною присутствия богов. Чужеземцы наводнять Египет и не только старинные обряды останутся в пренебрежении, "но, что еще тяжелее, вера, благочестие, богопочетание будут преследоваться и караться законом. Тогда земля эта, освященная столькими храмами, покроется могилами и мертвецами. О, Египет, Египет, от верований твоих ничего не останется, кроме смутных "преданий, которым потомство перестанет верит, слова вырезанные на камне, свидетели твоего благочестия! В Египте поселятся скифы, индусы, или иные варвары, божество вернется на небо; человечество, покинутое на произвол "судьбы, погибнет, и Египет обратится в пустыню, оставленную богами и людьми. К тебе обращаюсь я, священная река, тебе предрекаю грядущее: потоки крови осквернять твои божественные воды и зальют берега; число мертвых превысить число живых, а уцелевшие лишь по языку будут считаться египтянами, но по нравам своим обратятся в чужеземцев. Ты плачешь, Асклепий? Настанут еще худшие времена. Сам Египет впадет в отступничество, эту тягчайшую из бед; святая земля, любимая богами за ее набожность, станет вертепом разврата; эта школа благочестия будет служить примером жестокости. Тогда люди, полные отвращения, перестанут питать благоговение к чему либо на земле или на небе".


Стр. 5 из 18 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz