Глава десятая - Телль-Эль-Амарна


I

Свежий северо-восточный ветер дует на встречу нашей дахабие. Паруса спущены, и одним течением несет ее вниз по взбаламученному Нилу. Волны бегут вдогонку одна за другою, встряхивая белою гривою, отражая клочья лазури. Легкие облачка кладут мимолетные тени на прибрежные зеленые нивы и на бурую поверхность реки. Мы приближаемся к Телль-эль-Амарне.

На восточном берегу обширная песчаная равнина окружена амфитеатром низких холмов. Вот и пристань, на которой толпятся феллахи в ожидании туристов. Взобравшись на крутой берег, мы идем среди зеленеющих посевов пшеницы и ячменя; между ними возвышаются группы финиковых пальм. Вдоль дороги тянутся развалины старинных стен; груды кирпича навалены повсюду; местами попадаются глыбы красного гранита; не раз приходится перескакивать через траншеи, лишь отчасти засыпанные землею. Встречные туземцы приветствуют нас учтивым "Нахарак Саид", т.е. счастливого дня. Наконец, мы подходим к деревянной казарме, охраняющей все, что уцелело от стоявшего на этом месте в XV веке до Р.Х. дворца фараона Аменготепа IV. Здесь, на пространстве 4-х небольших комнат, разбросаны отдельные куски штукатурки с обрывками цветных картин и орнамента. Явственно видны вылетающая из зарослей папируса дикая утка, да несколько рыб плескающихся в воде... вот и все. А в былые времена, по описанию современников, царские чертоги были убраны с восточною роскошью. В многочисленных залах все стены и колонны были покрыты художественными фресками ярких цветов; полы были украшены тонкою расписною штукатуркою, кедровые двери выложены серебряною инкрустацией. Кругом кипела жизнь; по праздникам многочисленные процессии направлялись к обширному храму "Атона". Фрески, хранящаяся в Каирском музее, указывают, что народу жилось хорошо; благосостояние его росло, а различные торжества служили частым развлечением. Торговля и промышленность процветали; особенно усовершенствовались стеклянное и фаянсовое производства, которым покровительствовали царская семья и двор. Хотя приемы в живописи оставались теми же, какими они были в Фивах, тем не менее заметна существенная разница в выборе сюжетов, поражающих разнообразием и живостью исполнения.
  

II

Основанием своим город был обязан фараону-еретику, Аменготепу IV, или, как он назвал себя впоследствии, "Куенатену". Фараон этот был сыном Аменготепа III и жены его царицы Тии, происходившей из знатной египетской семьи, хотя и не царской крови. Фараон, вероятно, женился по любви, и весьма возможно, что жрецы Амона, стропе хранители национальных традиций, оказали известное сопротивление, когда Аменготеп III объявил наследником престола сына от неравного по рождению брака. Во всяком случай Аменготеп IV всю жизнь не переставал преследовать как культ Амона, так и его служителей. По впоследствии на престол он избрал покровителем и верховным божеством в империи "Атона", солнечный диск, один из древнейших символов бога солнца гелиополитанского происхождения; Атону было присвоено раз навсегда одно изображение - солнца, испускающего лучи, которые заканчиваются руками. Жертвоприношения ему состояли, преимущественно, из плодов и овощей. Все прочие божества были объявлены низложенными.

Этим решительным шагом фараон возбудил против себя вражду могущественного и богатого духовенства, и что еще важнее - ненависть собственной резиденции. Фивы испокон веков были городом Амона. Объявив войну их небесному покровителю, Аменготеп был вынужден покинуть столицу и основать новую, названную им "Куит-Атону", т. е. горизонт солнечного диска, где Атон стал господствующим, так как ни один город в Египте не потерпел бы низложения своего бога-покровителя, хотя бы в угоду самому фараону.

Переворот, совершенный Аменготепом IV, носил скорее политически, нежели религиозный характер и был направлен, главным образом, против всемогущества жрецов Амона. Суть верований осталась без изменения, так как культ Атону, будучи старейшим в Египте, не только не нарушал тайного стремления к единобожию, олицетворением которого к тому времени являлся культ Амона, но даже делал шаг вперед в этом направлении.

"Сколь дивен восход твой на своде небесном, о Атон божественный, источник жизни", поется в одном из гимнов. "Ты грядешь с Востока, наполняя землю красою своею. Велик ты и прекрасен и блестишь ты высоко над землею. Лучи твои даруют жизнь всякой твари. Подобно Ра, ты несешь нам все нужное, ты ниспосылаешь ярме лучи на землю, и день следует за тобой по пятам. Ты скрылся на Запад, и земля, подобно мертвецу, пребывает во мраке; люди спят по домам; их головы окутаны; никто не видит соседа. Из логовища выходить лев, и змея жалит смертельно. Померкло лучезарное небо, немою стала земля. Творец всего скрылся за горизонтом".

"По утру блестящим является он в образе Атона, и мрак бежит перед светом. Земля ликует. Просыпаются люди, омывают члены свои и одевают одежды. В обожании тебя воздымают они руки, так как ты освещаешь землю; всякий возвращается к трудам своим; стада идут на пастбище, деревья и растения полны жизни, птицы вылетают из гнезд и, распростерши крылья, как бы шлют мольбы твоему лику. Лучи твои проникают в бездну морскую и оживляют ребенка во чреве матери".

"Ты, будучи единым, сотворил волею твоею землю, людей, домашних животных и диких зверей, все сущее - движущееся на земле и летающее по воздуху, земли Сирийскую, Кутскую и Египетскую и всякому ты определил его место".

"Ты, Боже, единый, сливаешь образ свой с живым диском. Ты - солнце встающее, сияющее, пребывающее в движении, все прообразы суть в недрах твоих, ты - Боже единый".

К интересным выводам приходить Масперо относительно характера Аменготепа IV. Ученый египтолог говорить, что фараон этот по природе мягкий, любящий, был, по-видимому, страстно привязан к своей жене, так как на всех рельефах царица сопровождает его: они вместе совершают жертвоприношения "Солнечному диску", вместе молятся в храме, следуют на колеснице, присутствуют на торжествах. На одном из барельефов царица даже изображена сидящею на коленях у своего мужа, в самой непринужденной позе. В царской семье было 6 дочерей, которые росли в тесном семейном кругу: царевны следовали повсюду за родителями, им дозволялось играть у трона, пока отец их исполнял высокие обязанности по управлению государством.
  

III

Со смертью своего основателя, Культ Атону начал клониться к упадку. Царствовавшим после Аменготепа IV зятьям его оказалось не по силам продолжать борьбу с приверженцами Амона. Вскоре враждовавшие стороны заключили почетный мир; культ Амон-Ра был восстановлен, и находившиеся в изгнании жрецы вернулись к алтарям своего бога. Фараоны переселились в Фивы; за ними последовали придворные, чиновники; движение на улицах прекратилось; храмы и дворцы опустили, гробницы остались неоконченными, или пустовали; сам Атон вернулся в свое первоначальное ничтожество. Город прозябал еще некоторое время благодаря своей промышленности, но в конце концов фабрики эмали, знаменитая по всей стране, были перенесены в Фивы и Гелиополис. Со временем царски дворец и храм были до основания разрушены свирепыми приверженцами Амона, изображения Аменготепа IV подверглись истреблению, на всем пространстве земли Египетской, а от "горизонта Солнечного диска" остались одни развалины. Счастливая случайность разоблачила нам историю этого минутного величия, но сколько должно было появляться в Египте других столиц на миг, созданий фантазии какого ни будь царя, повергнутых во прах его приемниками. Как много еще не исследованного таит от нас древняя земля фараонов. Мы едва начинаем разбираться в ее истории, надолго искаженной греческими баснями и недомыслием. В тысячелетнем прошлом Египта события сгущаются и сливаются; но явись новое открытие - и тысячи деталей ярко выделятся на бесцветной основе, сотни происшествий нарушать однообразие летописей.


Стр. 11 из 18 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz