Тайна внутреннего строения и природы человека 


Жизнь всех народов древности определялась эзотерическим учением о внутреннем строении, видимом и невидимом. Вселенной и человека.

Все древние цивилизации имеют много общего, и это сходство можно объяснить по-разному. Если среди различных вариантов мы выберем объяснение в свете традиционного учения, которое являлось бы результатом общего происхождения всего человечества и общего для всех народов направления развития, мы обнаружим, что человек всегда рассматривался как часть Природы, - но не как фрагмент, а как ее неотъемлемая составляющая, которая способствует ее целостности и выражает ее. Таким образом мы можем немного прояснить то, что иначе покажется теологическим абсурдом.

Некоторые простые, но существенные элементы учения древних Фив и всего Египта помогут нам разобраться в данном вопросе.

Нужно сразу ясно осознать, что древние таинства никогда не были широко доступны, но управлялись Братством жрецов, хорошо понимавшим, что простой человек нуждается в экзотерических религиях, с доступными учениями о вознаграждении или наказании как последствии совершаемых поступков. Тайные учения становятся крайне опасными при их упрощенном толковании, поэтому они "приспосабливались" к пониманию масс в зависимости от геополитических и духовных потребностей человечества в разные эпохи.

Три типа египетского
письма: иероглифическое,
иератическое и демотическое.
  

Именно поэтому, если отвлечься от общего этико-духовного ядра, формальные концепции греков отличались от представлений китайцев, а майя - от египтян. То же касается и религий, которые сохранились до сих пор; поучения иудея, христианина, буддиста или мусульманина имеют мало общего. Но, заглянув поглубже, мы обнаружим в них то общее, что называется вечными ценностями. Они не отличаются от тех ценностей, которыми обладали древние народы, или от тех, которыми, вероятно, будут вдохновляться народы будущего. Всякий раз обновляется лишь способ их преподнесения, поскольку люди весьма непостоянные создания, которые пребывают в своего рода духовном младенчестве. Чтобы продолжать игру жизни, им время от времени нужна смена форм и цвета.

Когда Моисею нужно было превратить кочевое племя в очаг духовной культуры, вряд ли он достиг бы цели, обратившись с посланием эклектическим, не отражающим конкретные черты народа. Ведь, чтобы объединиться между собой, израильтяне прежде должны были почувствовать себя особым, отдельным от других народом; этого требовало их племенное сознание.

Чтобы Иисус Христос мог положить начало новому образу жизни, названному ранними отцами церкви Новым Человеком, ему необходимо было вызвать протест против неограниченного господства Римской империи. Опьянев от собственной славы, она дошла до такой степени самопоклонения, что государство из средства (в стиле императора Августа "через империю к Богу", который нашел выражение в самом титуле "Август", принадлежавшем до тех пор только Юпитеру) выродилось в механистический культ своих атрибутов, стоящих над самим Бытием. Таким образом, последователи Христа помогали расшатывать устои старого мира, чтобы на его месте появился новый. Еще один пример. Мухаммед должен был внедрить в сознание вспыльчивых арабов культ священной войны, завоевания жизненного пространства как проявления пространства духовного; в то же время, он предотвратил многие заболевания, например, трихинеллез, убедив правоверных в том, что свинья - нечистое животное.

Экзотерические, массовые, религии обладают следующими двумя достоинствами: с одной стороны, они духовно возвышают человека, независимо от используемых ими средств, с другой - заботятся об элементарной чистоте его души и тела.

Эзотерика отличается не только упомянутыми выше вечными ценностями, но прежде всего своими основными интересами. Она имеет дело с маленькими группами избранных, подготовленных самой Природой (признающих реинкарнацию или просто милость Божью) к тому, чтобы постигать более глубокие предметы без риска умственного расстройства при встрече с так называемыми Таинствами и осмыслении их.

Во всем Египте, и в Фивах в частности, сосуществовали обе крайности: экзотерическая религия народа, которая без всяких хитростей сулила счастье хорошим и гибель плохим, и Братство жрецов, посвятивших себя священным наукам. В самом деле, поразительно, что на древней земле Кем тысячелетиями сохранялись и параллельно существовали в разных формах обе системы. И за все это время не произошло ни одного более или менее значительного столкновения, за исключением "ереси" Эхнатона, которая оказалась весьма недолговечной.

Рассмотрим, как эти таинства проявлялись внешне. В качестве примера возьмем семеричное строение Природы и человека.

Если мы примем древнее положение о том, что человек - ключ к Природе, - или, как точно выразил этот принцип Протагор, "человек есть мера всех вещей", - то начать следует с идей фиванской школы о строении человека.

Из Книги Мертвых (это общепринятое название возникло в связи с тем, что текст был найден рядом с мумиями на фресках, полосках льняной ткани и папирусах; более правильно было бы именовать ее "Книгой Скрытого Жилища") мы приводим один из поздних, но наиболее ясных вариантов Папируса Ани; к счастью, он прекрасно сохранился и выставлен сейчас в Британском музее. Центральное место на нем занимают весы, рядом с которыми изображен Бог с головой шакала, Анубис, - покровитель и защитник мертвых.

Взвешивание сердца.
Папирус Ани.
Британский музей.
XIX династия.
  

Он взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо Маат - Богини Справедливости, которое находится на другой чаше весов. В правой части мы видим Бога Тота, представляющего Универсальный Закон, Мудрость и Искусство исцеления живых и мертвых. Он изображен в виде человека с головой ибиса; красками и обычной кисточкой на цветной дощечке он записывает все подробности Суда. Рядом с ним - Чудовище- Пожирающее -Сердца, воплощение Хаоса, в который проваливаются грешники. С левой стороны - фигура женщины с Систром Исиды, Богини-Матери. Она сопровождает другую фигуру, символизирующую Дух судимого. На Суде этот Дух предстает в своей первозданности, и поэтому на изображении он равен по размеру фигурам Богов.

Опишем последовательно "части" человека, представленные здесь с педагогической ясностью.

1) Сразу под горизонтальной планкой весов виден прямоугольный камень, в действительности являющийся сплюснутым кубом, увенчанный одной только человеческой головой. Это ЧАТ, или ХАТ, - субстанция физического тела, которая при жизни венчалась головой (разумом), дающей ей подобие человека. Это простой кусок инертной материи, "кирпич" Вселенной, та форма, к которой она возвращается как простое сырье, имевшее некогда человеческое обличье. Это Кубический камень, описание которого в одном из своих ключей дойдет до алхимиков европейского Возрождения.

2) На левой стороне горизонтальной планки весов между двумя нитями, которые образуют обращенный вверх треугольник, висит красный кувшин, изображающий сердце. Это воплощение жизненной энергии, сообщающей движение телу, или же просто символ жизни, прожитой покойным. Одно из его имен - АНХ, соответствующее также названию Ключа Жизни, схематической фигуре человека, голова которого изображается перевернутым треугольником. Анх иногда изображали красным цветом, чтобы подчеркнуть его смысл - дверь, связывающую видимое с невидимым.


Стр. 12 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz