Второй час ночи...
первом часу ночи солнечная процессия
только формировалась. Начиная со
второго часа, она уже действительно
вступает в подземные царства,
которыми управляют различные
божества - покровители мертвых. Первое
из этих царств - Уэрнес. Барка,
изображенная четвертой слева,
называется "Та - Которая - Несет -
Уэрнес". В барке - символ богини
Хатор, поэтому можно допустить, что
именно она управляет этой сферой
запредельного мира А вот что говорит
нам текст.
"Пребывание Великого
Бога в Уэрнес. 309 итеру составляет
длина этого царства, 120 итеру - ширина.
"Души - Из - Дат" - имена
божественных существ в этом царстве.
Тот, кто знает их имена, пребудет с
ними, и этот Великий Бог оделит его
землями в царстве Уэрнес. Он будет
останавливаться вместе с "Тем -
Который - Останавливается", будет
следовать за этим Великим Богом. Будет
он входить в землю и раскрывать Дат,
будет отсекать локоны "Курчавым".
Пройдет он рядом с "Пожирателем
осла" следом за Маат (богиня Истины.
- Е. Л.), которая оделяет землями. Всегда
будет он .есть хлеб на Барке Земли.
Будет дан ему передний канат Татуби (эпитет
бога Солнца, чью барку покойный будет
тянуть на канате. - Е. Л.). Эти души из
Дат нарисованы в своих формах в
сокрытом Помещении. Начало письма - на
западе. Будет им слагаться жертва на
земле в их именах. Это полезно
человеку на земле, поистине прекрасно
миллион раз! Тот, кто знает слова,
которые эти боги из Дат говорят этому
Богу, и слова, которые этот Бог говорит
им, - тот приближается к запредельным.
Это полезно ему на земле, поистине
прекрасно! Имя часа ночи, который
сопутствует Богу в этой сфере: "Мудрый
- Который - Охраняет - Своего - Владыку".
Текст требует пояснения.
Уэрнес значительно больше того
преддверия иного мира, которое было
описано в первой части книги. Уэрнес
обширнее и географического Египта:
около 1250 км в ширину и 3200 км в длину!
Это обводненная местность с
плодородными полями. Там обитают
блаженные души, которые сбегаются на
весть о приближении божественной
процессии.
В процессии пять ладей. О
Барке Солнца мы уже знаем; теперь на
ней появились еще две "кобры: Изида и
Нефтида. Процессию ведет за собой
ладья месяца с богом Тотом. Там видны
две формы, соответствующие двум фазам
Луны: месяц и диск. На следующей барке -
эмблема богини Хатор. В носовой части
барки - скарабей, уже знакомый нам. О
третьей ладье (с крокодилом) трудно
что-либо сказать, так как нет
поясняющего текста. В четвертой ладье
- три божества, два из которых (стоящие)
носят имена богов хлеба, что
подтверждается стилизованными
изображениями колосьев. "Экипаж"
этой барки и некоторые персонажи из
нижнего регистра (с колосьями в руках
или на голове) связаны с мотивом
раздачи земель Великим Богом. В этом
часу господствует непроницаемая тьма;
путь освещают персонажи со звездами.
Из тьмы к Богу летят голоса различных
существ, которые славят его
приветственным гимном. Великий Бог их
не видит, но обращается к ним, давая
указания, которые свидетельствуют,
что мертвые в Уэрнес ожили,
освободились от погребальных пелен,
могут свободно двигаться и принимать
дары Бога.
Все это касается и живых.
Тот, кто знает суть "Книги",
уподобляется счастливцам из Уэрнес,
может присоединиться к солнечной
процессии и устремиться через Дат,
останавливаясь там же, где и Бог.
Упоминание о "Курчавых" связано с
препятствием, которое может
возникнуть вскоре после преодоления
врат Дат. "Курчавые" - это четыре
ветра в образе кудрявых юношей (или с
"юношеским локоном" на лбу). Они
могут преградить дорогу Солнцу,
которое их укрощает, хватая за волосы
или отсекая локоны.
"Пожиратель осла" -
персонаж с головой быка, который сидит
на троне (в нижнем регистре) с ножом в
руке. Осел был посвящен Сету, врагу и
убийце Озириса. Каждый, кто стремится
в рай с нечистой совестью,
уподобляется врагу Озириса. Его ждет
смерть от "Пожирателя осла". Тот
же, кто чист (а только чистый в
состоянии познать суть "Амдуат"),
спокойно пройдет мимо грозного демона.
В Уэрнес изображены еще
несколько персонажей, чьи имена
говорят о том, что в этом царстве ни
один враг Солнца или Озириса не имеет
шансов спастись. Вот примеры: "Та -
Что - Пожирает - Мертвых", "Тот -
Кто - Вызывает - Падение, Кто - Отсекает
- Тени", или "Тот - С - Могучим -
Плечом - Который - Бьет - Своих - Врагов".
И судки умерших, сидящие в ряд,
напоминают о возможной гибели
грешника. Эта двойственность
запредельного мира соответствует
извечному противостоянию добра и зла,
что нашло выражение в мифе об Озирисе
и Сете, о борьбе с Сетом мстителя Гора.
В своей основе оба эти божества имели
позитивный характер, что не отрицает
некой демоничности Сета. "Общий
знаменатель" для них - связь с
Озирисом, на что в этой части "Книги
Амдуат" указывает двуглавый
персонаж в верхнем регистре - с
головами сокола-Гора и Сета. Рядом
находятся: уже знакомая
персонификация "Указаний Озириса"
(стела с человеческой головой) и два
жезла Озириса - символы его власти в
Царстве Мертвых. В верхнем и нижнем
регистрах - еще несколько образов,
которыми воображение египетских
теологов населило Уэрнес. Мы же вместе
с Солнцем отправимся дальше,
простившись с замыкающим врата
стражем, чье грозное имя звучит так:
"Тот - Кто - Из - Двойного - Пламени".
|