Содержание


     Распад страны на отдельные области в конце эпохи Среднего царства и примерно полтора века чужеземного господства не могли не сказаться на общем уровне культуры. В этот период исчезают великолепные, мощные и величественные скульптурные портреты и монументальные памятники архитектуры, а также гармоничные по красочным сочетаниям и полные жизни фрески.
     Новый расцвет искусства совпадает с освобождением Египта от гиксосов и объединением его под господством Фив. Годы владычества иноземных племен и последовавшие затем походы фараонов-завоевателей XVIII династии в Сирию, Финикию, Палестину вывели Египет из длительной изоляции и познакомили с искусством других стран и народов, в частности с искусством острова Крита.
     Сооружаются роскошные дворцы и огромные храмы, стены которых покрывают сложными по композиции рельефами, прославляющими опекающих их богов. Воздвигаются грандиозные статуи, подобные знаменитым "колоссам Мемнона", стоявшим у входа ныне не существующего заупокойного храма Аменхотепа III в Фивах. Мощь, силу, великолепие стремились воплотить в своем творчестве египетские художники и архитекторы, придворные поэты и летописцы. Произведения архитектуры, скульптуры и живописи поражают размерами, чрезвычайной пышностью, но вместе с тем несколько сухи, официальны. И статуи, и рельефы, и фрески, и литературные произведения холодны, лишены внутренней теплоты, простоты, непринужденности, человечности. Образы фараонов и их сановников, несмотря на точность портретного сходства, чрезмерно идеализированы. Но вместе с тем некоторые из них не только не уступают лучшим памятникам эпохи Среднего царства, но даже Превосходят их изяществом линий, стремлением Передать индивидуальность образа, техникой исполнения.
     Пристрастие к парадности, пышности и роскоши, присущим этому периоду, обусловило стремительное развитие прикладного искусства. Фараоны издавна славились великолепием своего двора, их сановники - утонченностью, а египетские женщины - элегантностью и изяществом. Бесчисленные ювелирные изделия, драгоценные сосуды, туалетные принадлежности, нарядные одеяния и изысканная мебель украшали быт господствующих слоев. Ремесленники и художники годами трудились над созданием этих вещей. Но нередко предметы изготовлялись ценой длительных и терпеливых усилий только для того, чтобы сопровождать их владельцев в загробный мир. Лучшим подтверждением этого служит гробница Тутанхамона.
     Попытка Эхнатона реформировать древнюю религию предков вызвала огромные сдвиги во всех отраслях изобразительного искусства. Разрыв с традиционной религией, провозглашенное фараоном стремление к установлению "истины" - "маат" обусловили отход от прежних эстетических норм. Ваятели и живописцы амарнской школы в противоположность своим предшественникам перестают идеализировать образ царя. Более того, они стремятся показать его и его близких такими, какими они были на самом деле. Черты реализма в их творчестве, проявлявшиеся прежде главным образом в портретной скульптуре и фресках, передающих сцены повседневной жизни, становятся особенно заметными. Они впадают даже в натурализм, если не в гротеск, особенно в первые годы провозглашения культа Атона, когда нетерпимость Эхнатона и вызванные ею противоречия сказывались особенно резко. Так, дошедшие до нас изображения царя-реформатора и членов его семьи, созданные придворными художниками, меньше всего могут служить поводом для обвинения их в желании польстить своему повелителю.
     Эхнатон, его жена Нефертити и шесть дочерей изображены со всеми присущими им физическими недостатками, которые подчеркиваются и даже утрируются: чрезмерно удлиненным, оттянутым назад черепом, большим выступающим вперед подбородком, обвислым животом, несоразмерно тонкими руками и ногами.
     Вместе с тем мастера амарнской школы создали такие шедевры скульптуры, живописи и прикладного искусства, что они безоговорочно были причислены к наиболее выдающимся памятникам мирового искусства. Достаточно сослаться на скульптурные портреты Нефертити и ее дочерей, на найденный в Тель-Амарнеторс из кварцита, возможно также изображающий царицу, на портретные крышки канон из гробницы Тутанхамона, или, наконец, на  статуэтки богинь-хранительниц, стоявших у ковчега с канопами. Это объясняется прежде всего их стремлением к простоте, естественности. Преодолев каноническую условность, они одинаково правдиво изображают фараона, его сановников, их слуг и рабов.
     Теперь художников привлекают не только огромные рельефы и фрески, почти неизменно передающие одни и те же сюжеты - царя, попирающего врагов или предстоящего перед богом, но и изображения интимных сцен, природы. Позы тех, кого рисует их кисть или высекает их резец, более непринужденны и грациозны. Их манере присущи плавность линий и гармония красок, утонченность и изящество. Используя прежние мотивы для декоративного убранства, они проявляют большую изобретательность и изысканность. В полной мере это запечатлено на предметах погребальной утвари Тутанхамона, ибо почти все они выполнены мастерами амарнской школы и их последователями, отказавшимися от некоторой заостренности при передаче натуры в пользу ее более реалистической трактовки. Множество тому примеров приведено при описании отдельных вещей, обнаруженных в гробнице, например парадного трона или резной крышки шкатулки из кладовой.
     Поразительно, сколько совершенных произведений успели создать древние мастера за девять лет правления молодого царя и за краткие месяцы между днем его смерти и погребением. Утонченность их вкуса, изобретательность и техническое совершенство сказались даже на самых обыденных предметах повседневного обихода. Правда, не все одинаково ценно, иногда обилие украшений и орнаментов чрезмерно, но художественное совершенство большинства изделий заставляет забыть отдельные недостатки.
     Восстановление в правах культа исконных богов повлекло за собой возрождение прежних вкусов, что можно проследить на отдельных предметах из гробницы Тутанхамона. Иногда причудливо сплетаются оба направления - старое и новое. Но настроения, воодушевлявшие художников Амарны, полностью не заглохли. Они подспудно сказывались, невзирая на гонения, не только при Хоремхебе, но даже через полстолетия, при Рамсесе II. На хранящейся в Туринском музее статуе этого фараона еще видны отблески художественных веяний, порожденных реформами царя-еретика.
     Неповторимое искусство Амарны, столь блистательно представленное в гробнице Тутанхамона, несмотря на его тысячелетнюю давность, доставляет нам, людям совершенно иной эпохи, взглядов и убеждений, подлинное эстетическое наслаждение, потому что истинное искусство бессмертно.


Стр. 2 из 2 СодержаниеНазад

 

Hosted by uCoz