Содержание


     Длинная и торжественная процессия, в которой участвовали многочисленные придворные, жрецы, слуги и плакальщицы, направилась в царский некрополь. Мумию Тутанхамона в золотой маске уложили под огромный балдахин на имевший вид барки бога солнца катафалк, установленный на полозья. Его влачили рыжие быки, как того требовал ритуал, потому что красный цвет был цветом Северного Египта, а именно там впервые возникли многие древнейшие предписания заупокойного культа. Рабы, слуги и придворные несли все те предметы, которые должны были сопровождать фараона в гробницу. Ковчег с канопами, содержащими внутренние органы царя, установленный на салазках, тащили за собой выделенные для этой почетной обязанности его приближенные. Жрецы орошали молоком почву перед салазками и катафалком с телом Тутанхамона. Это символизировало возрождение его к новому бытию. Шествие, прерываемое всевозможными обрядами, магическими действиями и ночными бдениями, продолжалось четыре дня. Его участники как бы совершали паломничество, разумеется символическое, в четыре священных города Северного Египта, подобно тому как туда направлялись древнейшие правители Египта на поклонение находящимся там святыням.
     В последний день, когда траурная процессия наконец почти достигла некрополя, по предписанию погребального ритуала волов, влачивших катафалк, сменили обутые в белые сандалии "девять друзей" царя и оба визиря. Они должны были доставить тело почившего фараона к преддверию его усыпальницы. Все они изображены на одной из фресок погребального покоя. В некрополе похоронное шествие встретила группа танцоров, исполнивших священную пляску духов древнего города Буто. Одетые в короткие передники и высокие головные уборы из тростника, они вышли из хижины, построенной в виде святилища Северного Египта. В вертикальном положении мумию установили у входа в гробницу, и жрецы, символизируя, согласно мифу, очищение тела Осириса, окропили ее водой. Именно здесь Эйе совершил обряд "отверзания уст", дабы вернуть душу и ее прежнюю оболочку. При всех этих ритуальных действиях произносились соответствующие формулы из "Книги мертвых". Затем наступила минута последнего прощания. С воплями и причитаниями Анхесенпаамон и ближайшие родственники, обнимая ноги мумии, оплакивали умершего, подобно тому как некогда Исида оплакивала супруга своего Осириса. Затем останки фараона внесли в погребальный покой, куда спустились лишь Анхесенпаамон, ее сестры, немногие жрецы и ближайшие придворные, которые начали вносить вещи, долженствующие служить усопшему в загробном мире. Мумию положили в золотой гроб, обильно полив ее благовониями и надев на шею венок из живых цветов. Затем золотой гроб поместили в два позолоченных деревянных антропоидных гроба, которые уже, очевидно, стояли в саркофаге. Когда опускали крышку последнего, видимо, допустили какую-то неловкость или несогласованность действий, и она сломалась посередине. Трещину покрыли гипсом и закрасили под цвет песчаника.
     Одновременно доверенные придворные опечатывали все сундуки, ларцы и шкатулки с личными вещами и драгоценностями Тутанхамона, а также ковчег с канопами. Как только участники похорон покинули погребальный покой, рабочие начали устанавливать деревянные позолоченные ковчеги, скрывавшие саркофаг. Они торопились, да и теснота, духота и плохое освещение не способствовали тщательности их работы. Поэтому части ковчегов оказались перепутанными и пришлось спешно на месте подгонять их друг к другу. Когда последний, наружный ковчег собрали, а двери его, так же как и внутренних, запечатали, начали вносить вещи, которые, согласно ритуалу, следовало разместить в этом помещении. Затем возвели перегородку, отделяющую погребальный покой от передней комнаты. В ближайшие дни ее следовало расписать фресками.
     Между тем в некрополе, в непосредственной близости к гробнице, установили большой шатер или легкий навес, и начался поминальный пир. Участники, украшенные цветочными гирляндами, красочными пестрыми воротниками из бус и умащенные душистыми маслами, внимали пению. Гибкие танцовщицы услаждали взоры гостей плясками. Считалось, что среди них незримо сопутствует и усопший фараон, только что с помощью обрядов и церемоний сподобившийся вечного посмертного бытия. По завершении трапезы сосуды для поминальных возлияний, всевозможные венки, пелены и все, чем пользовались при погребении, собрали и упрятали в специально приготовленный тайник, где спустя тысячелетия их нашла экспедиция Т. Девиса.
     Пока готовились к похоронам фараона, при дворе развивались события если внешне и не бурные, то во всяком случае драматические. Тутанхамон был последним представителем XVIII династии, при которой Египет достиг вершины своего могущества. Умер он бездетным. Не было прямых наследников мужского пола ни у Эхнатона, ни у Сменхкара. Бесспорные права на трон имела лить юная вдова Тутанхамона, и только брак с нею мог легитимизировать нового царя. О том, что случилось, мы узнаём из источника, на первый взгляд совершенно неожиданного, а именно из анналов хеттских царей, составленных Муршилем III от имени отца своего Суппилулиумы. Оказывается, какая-то царица - имя ее не названо, но, судя по имени ее умершего супруга, в хеттской транскрипции звучавшего Нибхурурпа (т. е. Небхепрура), это могла быть лишь Анхесенпаамон - обратилась к Суппилулиуме со следующим письмом: "Мой муж умер, а я слышала, что у тебя есть взрослые сыновья. Пришли мне одного из них: я выйду за него замуж, и он станет владыкой Египта". Подивившись необычному предложению, потому что никогда подобного не случалось прежде, Суппилулиума, посовещавшись со своими приближенными, послал а Египет гонца, проверить, правда ли все это и не хотят ли его провести.

Стр. 2 из 3 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz