Содержание


     Таким образом, трон этот, как и ряд других предметов из гробницы, о которых уже упоминалось, свидетельствует о том, что возвращение к прежней религии произошло не сразу и что отмена введенных Эхнатоном реформ потребовала известного, хотя и не очень продолжительного, времени. Задняя сторона спинки также покрыта листовым золотом и украшена вычеканенным на нем изображением коршуна - богини Нехебт, окруженным относящимися к ней хвалебными эпитетами. К трону принадлежит скамеечка, на которую должны были опираться ноги сидящего на нем фараона. Поэтому на верхней ее части помещены инкрустированные фигуры девяти связанных пленников - обычный символ врагов Египта, которых царь попирал таким образом стопами.
     Из мебели, обнаруженной в кладовой, следует еще упомянуть о детском креслице Тутанхамона, об одном из табуретов необычной формы и особенно о комоде. Креслице - белого цвета, имеет высокую спинку и ножки, вырезанные в виде звериных лап. Табурет, также белый, о трех ножках, сиденье его полукруглое, сделано в виде двух львов, связанных голова к хвосту. Необычны ножки, вырезанные в форме собачьих лап. Под сиденьем помещен традиционный орнамент, символизирующий единение Верхнего и Нижнего Египта. Что касается комода, то этот великолепный образчик искусства египетских мебельщиков легко бы вписался в любой современный интерьер. Так просты и изящны его формы. Комод не велик и не высок - всего 60 см. Он выполнен из красного кедра в виде столика с откидной крышкой на бронзовых петлях. Видимо, в нем хранились тонкие льняные одеяния фараона. В средней его части по всем четырем сторонам вставлен резной фигурный фриз из перемежающихся черных знаков анх ("жизнь") и позолоченных - усер ("сила"), установленных на знаках неб ("владыка"). Все рейки из черного дерева, окаймляющие боковые панели, украшены тонко вырезанной позолоченной надписью, содержащей имена ч титулатуру Тутанхамопа. Комод этот экспонировался на выставке в СССР.
     Одеяния, находившиеся в нем и в другом таком же комоде, только сломанном, были украдены, а вместо них в ящики положили подставки для головы; некоторые весьма примечательны не только как произведения искусства, но и по запечатленной в них символике. Прежде всего это относится к подголовнику, вырезанному из слоновой кости. Он изображает стоящую на коленях мужскую фигуру, двумя поднятыми руками поддерживающую выгнутую опору для головы. По бокам, обращенные друг к другу спинами, лежат два льва. Видимо, вся эта композиция олицетворяет бога воздуха - Шу, вздымающего небо над землей. Львы - это символы восхода и заката бога солнца Ра, "Вчера" и "Завтра". Детали фигур и контуры иероглифов надписи на столбике за спиной Шу выполнены синей краской. Она гласит: "Благой бог, сын Амона, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небхепрура, которому дана жизнь, подобно Ра, вечно". Подголовник этот также можно было увидеть на выставке.
     Вторая подставка - из раскрашенной резной кости - напоминает складной табурет. Ее украшают гротескные головки уродливого карлика - Беса, духа-хранителя домашнего очага, покровителя веселья.
     Третий подголовник сделан из синего фаянса с золотой отделкой. Он самый простой и пожалуй, самый изящный. Художественный эффект достигается соразмерностью пропорций и сочетанием цветовой гаммы.
     Сходна с ним и четвертая подставка из непрозрачного бирюзового стекла, опоясанная золотой полоской вокруг ножки.
     В кладовой обнаружено несколько сундуков. Но особенно выделяется среди них один, хотя и сильно пострадавший, но тем не менее все еще прекрасный. Его крышка была сорвана и находилась в одном углу, а сам сундук - в другом, под грудой наваленных на него вещей, которые своей тяжестью повредили его стенки и ножки. Он отделан слоновой костью с рельефной расцвеченной резьбой. Но прекраснее всего крышка. В середине ее изображены Тутанхамон и Анхесенпаамон, стоящие в беседке, увитой виноградными лозами. Облаченные в широкие складчатые одеяния, как было модно в эпоху Нового царства, они, по-видимому, непринужденно беседуют. Царица преподносит мужу букет цветов лотоса и папируса, за которым он протягивает руку, небрежно опираясь другой на посох. Фриз внизу изображает двух девушек, вероятно служанок, собирающих цветы и плоды мандрагоры.
     Что находилось в этом сундуке - неизвестно.
     Зато известно первоначальное содержимое трех других, также сильно поврежденных сундуков - детских, которыми, должно быть, пользовались при путешествиях, как указывают прикрепленные к ним бронзовые петли (похожие на ручки). Рама изготовлена из эбена, а панели - из кедра с инкрустациями из слоновой кости. Надписи па них сообщают, что это "бельевые сундучки его величества, когда он был ребенком", и что в них хранились камедь, ладан, сурьма, несколько сосудов ч золотые кузнечики. Действительно, остатки указанных в списке вещей оказались рассыпанными по полу, тут же лежали маленькие сосуды из фаянса, серебра и золота, но золотые кузнечики исчезли.

Стр. 2 из 5 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz