Содержание


     Через неделю вход в гробницу опять засыпали - в третий раз - и установили надежную наружную охрану, чтобы обеспечить ее неприкосновенность до начала следующего сезона. В оставшиеся недели, до отправки в Каир вещей из передней комнаты, работа продолжалась в лаборатории.
     Новый сезон также начался здесь. Следовало завершить консервацию колесниц и подготовить их вместе с парадными ложами к перевозке в Каир, так как раньше сделать это не успели. В гробнице обе статуи Ка фараона отодвинули от разделяющей погребальный покой и переднюю комнату перегородки, а саму ее снесли. Иначе работать в погребальном покое и выносить оттуда вещи не представлялось возможным. Кроме того, следует принять во внимание царившие в гробнице страшную жару и духоту при полном отсутствии вентиляции.
     А задача, стоявшая перед археологами, была очень нелегка и весьма ответственна. Предстояло разнять и извлечь тяжелые позолоченные ковчеги. Как выяснилось в дальнейшем, их было четыре. На изготовление ковчегов пошли дубовые доски до 5,5 см толщиной. Дерево покрывала грунтовка с нанесенной на нее позолотой. Наружные стороны ковчегов украшали рельефные изображения богов и всевозможных символов, а сопровождавшие их столбцы иероглифических текстов содержали отрывки из некоторых глав "Книги мертвых". Каждый из ковчегов имел символическое значение. Внутренний, четвертый, олицетворял дворец фараона, третий и второй - дворцы Южного и Северного Египта, а первый с его двойной выгнутой крышкой - горизонт. Его размеры, как уже упоминалось, были весьма внушительны: длина - 5,08 м, ширина - 3,3 и высота - 2,73 м. Естественно, что величина внутренних ковчегов последовательно уменьшалась до соответственно 2,90 х 1,48 х 1,90 м последнего из них - четвертого.
     Эти огромные "контейнеры" уникальны. Других подобных памятников не сохранилось. Надо полагать, что и остальные фараоны того времени были захоронены точно таким же образом. Поэтому изучение ковчегов позволило бы восстановить обряд погребения эпохи Нового царства наиболее полно. Следовательно, надо было принять все меры предосторожности, чтобы ничего не повредить. От времени и сухости дубовые доски сжались, образовав пустоты между ними и слоем позолоты, которая начала осыпаться. Части ковчегов соединялись между собой скрытыми деревянными шипами, и найти места скрепления под покрывавшими всю поверхность рельефами и резными украшениями было нелегко. Когда, наконец, их удалось обнаружить, шипы перепилили с помощью плоской пилы.
     Ковчеги извлекали по частям. Действовать приходилось с величайшей осторожностью - и это при весе отдельных деталей от 250 до 750 кг. Дело осложнилось еще более, когда выяснилось, что отдельные шипы сделаны из массивной бронзы и на них начертано имя Тутанхамона, что безусловно обязывало их сохранить.
     Постоянно возникали новые трудности, которые приходилось устранять в неимоверной тесноте. Г. Картер и его помощники ходили все время с царапинами и с синяками. В общей сложности все четыре ковчега были собраны из восьмидесяти отдельных частей, причем каждая требовала, так сказать, "индивидуального" подхода в зависимости от степени сохранности и положения по отношению к другим частям.
     Второй ковчег был перекрыт полотняным пологом с нашитыми на нем металлическими розетками. Под их тяжестью истлевшая ткань грозила разорваться и тогда не удалось бы восстановить узор. Пришлось ее закрепить дюропреном. Накрученный на деревянный валик, полог был вынесен в лабораторию, где подвергся дополнительной консервации, обеспечившей его сохранность.
     Когда покров сняли, появилась возможность открыть двери второго ковчега. Печати на них, как уже говорилось, к великой радости ученых, оказались нетронутыми. Сохранились они и на дверях остальных двух ковчегов, которые один за другим, отодвигая засовы и отводя в стороны тяжелые створки, открывал Г. Картер. За последней дверью его взору предстал огромный желтый саркофаг из кварцита. Распростертыми руками и крыльями его обнимали изваянные на углах богини-хранительницы, уже известные нам Исида, Нефтида, Нейт и Селкит.
     Но прежде чем вскрыть саркофаг, предстояло еще разобрать и вынести из погребального покоя оставшиеся три ковчега, на что ушло восемьдесят дней, заполненных до предела тяжелой физической работой. При этом выяснились некоторые любопытные обстоятельства: удалось установить, как собирали ковчеги древнеегипетские мастера. Им также приходилось трудиться в тесноте и духоте и к тому же при очень слабом освещении. Они, по-видимому, внесли вначале части первого ковчега и расставили их вдоль стен в той последовательности, какая им требовалась для сборки; затем соответственно - части второго, третьего и четвертого. Естественно, что вначале собрали внутренний, четвертый ковчег. Стремясь облегчить работу, древние плотники и столяры аккуратно перенумеровали детали и отметили ориентировку. Но в темноте и в спешке - а ее следы видны во всем - рабочие перепутали ориентировку боковых стенок по отношению к сторонам света. Поэтому двери ковчегов обращены не на запад - как того требует ритуал, - где, по представлениям египтян, находилась обитель мертвых, а на восток. К полученному заданию они отнеслись не очень добросовестно: молотком или каким-то другим инструментом повреждена при сборке позолота, кое-где даже отбиты детали, осталась неубранной стружка.
     Между третьим и четвертым ковчегом лежали парадные луки и стрелы, а также два парадных опахала, которые обычно несли за фараоном и членами его семьи. Оба они покрыты листовым золотом. Одно из них демонстрировалось у нас на выставке. На нем изображен Тутанхамон в колеснице, в сопровождении охотничьей собаки, стремительно преследующей страуса, а также его триумфальное возвращение домой после удачной охоты. К сожалению, от страусовых перьев этих опахал остались лишь следы.
  
Саркофаг из кварцита
внутри четвертого ковчега
в погребальном покое.

     Когда вынесли части четвертого ковчега, посреди погребального покоя предстал во всем своем величии желтый кварцитовый саркофаг. Он имел 2,75 м в длину, 1,5 м в ширину и 1,5 м в высоту. Углы монолитной нижней части опирались на алебастровые подставки. У одной из сторон находился предмет, символизирующий позвоночный столб владыки загробного мира бога Осириса - "джед". Саркофаг перекрывала плита из розового гранита, окрашенная в желтоватый цвет. Для того чтобы ее приподнять, пришлось подготовить целую систему блоков - ведь она весила около 1250 кг.


Стр. 2 из 7 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz