СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ

(Психология манипулирования)

Шейнов Виктор Павлович

 

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда,

когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни,

в самих себе, в мире вокруг нас.

 

Сократ

3.1. Психологическое заражение

3.2. Отождествление

3.3. Шаблоны

3.4. Чувства

3.5. Общение

3.6. Восприятие

3.7. Воздействие первого впечатления

 

 

Назад в библиотеку

 

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ

 

В действительности все выглядит иначе,

чем на самом деле.

С. Е. Лец

 

3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

 

Что это такое

Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой.

 

Эффект толпы

Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.

 

"Подсадная утка"

Гениальный Всеволод Мейерхольд (1874-1940) использовал прием психологического заражения, для того чтобы в нужное время заставить зрителей военно-патриотического спектакля заплакать. К. Рудницкий, автор книги "Режиссер Мейерхольд", рассказывает: "В заключительном эпизоде Мейерхольд и Вишневский (автор пьесы. - В. Ш.) показывает гибель всех 27 бойцов, принявших на себя удар врага. Внезапное видение будущей войны возникло в спектакле с устрашающей реальностью...

...Застава, по мысли Мейерхольда, принимала бой в школьном здании... последним погибал Бушуев. Уже смертельно раненный, он с трудом приподымался и мелом, крупными цифрами выводил на обыкновенной классной доске:

 162000000

-       27

 161999973

Потом ронял мел, правда, растерянно улыбаясь и недоуменно глядя в зал, и умирал.

Ведущий в этот момент спрашивал с возмущением: "Кто там плачет?"

В зале плакали непременно. Мейерхольд применил "подсадку": в партере сидела актриса, которая в нужный момент начинала всхлипывать, и все вокруг вытаскивали платки".

 

Яндекс цитирования


Hosted by uCoz