Уважаемые дамы игоспода!
Мы познакомились с возникновением,
сущностьюифункциейсновидения,изучаясновидениядетей.Сновиденияявляютсяустранением
нарушающихсон (психических)
раздражений путем галлюцинаторногоудовлетворения.
Правда, из сновидений взрослых мысмоглиобъяснитьтолькоодну
группу, которую мы назвали сновидениями
инфантильного типа. Как обстоитделос другими сновидениями, мы пока незнаем, мы также и непонимаем их.Пока
мы получили результат, значение которого не
хотим недооценивать. Всякийраз,когда сновидение нам абсолютно понятно,оноявляется
галлюцинаторнымисполнениемжелания.Такоесовпадениенеможетбытьслучайныминезначительным.
Исходя изнекоторых соображенийипо аналогии с
пониманием ошибочныхдействиймыпредполагаем,
что сновидение другогорода является искаженнымзаместителемдля неизвестного содержанияитолько имдолжно объясняться.Исследование,пониманиеэтогоискажениясновиденияиявляетсянашейближайшей
задачей.
Искажениесновидения--
это то,что намкажетсявнемстранным инепонятным.
Мы хотим многое узнать о нем: во-первых,
откуда оно берется, егодинамизм,
во-вторых, что оно делает и, наконец, как оно
это делает. Мы можемтакже
сказать, что искажение сновидения -- это
продукт работы сновидения. Мыхотим
описать работу сновидения и указать на
действующие при этом силы.
А теперь выслушайте пример сновидения.
Его записала дама нашего круга,* Госпожа д-р фон Гуг-Гелльмут (1915).
по
ее словам, оно принадлежит одной почтенной
высокообразованной престарелойдаме.
Анализэтого
сновидения не былпроизведен.
Наша референтка замечает,что
для психоаналитикаоно
не нуждается в толковании. Сама видевшая
сон егоне
толковала, ноона
высказала о нем свое суждение, как будто она
сумела быегоистолковать.Воткакона высказаласьо нем: и такаяотвратительнаяглупость
снится женщине 50 лет, которая день и ночь не
имеет другихмыслей,кроме
заботы о своем ребенке.
А вот и сновидение о "любовной службе".
"Она отправляется в гарнизонныйгоспиталь
No 1 и говорит часовому у ворот, что ей нужно
поговорить с главнымврачом(она называетнезнакомое ей имя), так какона хочетпоступитьнаслужбувгоспиталь.
Приэтомонатак
подчеркиваетслово"служба", чтоунтер-офицер
тотчас догадывается, что речь идет о "любовной
службе". Так каконастараяженщина,
то онпропускает еепосле некоторогоколебания.Новместо
тогочтобыпройти кглавному
врачу, она попадает в большуютемнуюкомнату,
где вокруг длинногостола
сидит и стоит многоофицеров
ивоенныхврачей.Она обращается сосвоимпредложениемк какому-то штабному врачу,который
понимает ее с нескольких слов. Дословно ее
речь во сне следующая: "Яи
многиедругие
женщины и молодыедевушки
Вены готовысолдатам,
рядовым иофицерам без различия." Здесьв сновидений следуеткакое-то бормотание. Ното,
что ее правильно поняли, видно поотчасти смущенному, отчастилукавомувыражению
лиц офицеров. Дама продолжает: "Я знаю,
что наше решение несколькостранно,но оно для нас чрезвычайносерьезно.Солдата
на поле боя тоже неспрашивают,хочетонумиратьилинет".Следуетминутноемучительноемолчание.Штабнойврачобнимаетеезаталиюиговорит:"Милостиваягосударыня,представьтесебе,чтоделодействительнодошлобыдо.(бормотание)".Онаосвобождаетсяотегообъятиисмыслью:"Всеониодинаковы"-и возражает:
"Господи,я
стараяженщина и,может быть, неокажусь
в таком положении. Впрочем, одно условие
должно быть соблюдено: учетвозраста;
чтобы немолодая дама совсем молодому парню.
(бормотание); это былобы
ужасно". Штабной врач:"Я прекрасно понимаю". Некоторые
офицеры, и срединихтот, кто сделалейвмолодостипредложение,
громкосмеются, и
дамажелает,чтобы ее проводили кзнакомомуглавному
врачудля
окончательноговыяснения.
Приэтом,к великому смущению, ей приходит
в голову, что она незнает
егоимени.Штабной врач темвременемоченьвежливо
предлагаетейподняться
на верхний этаж по узкой железной винтовой
лестнице, которая ведетпрямо
изкомнаты на
верхниеэтажи.
Поднимаясь, она слышит, как один офицерговорит:
"Это колоссальноерешение,
безразлично, молодаяили
старая; нужноотдать
должное". С чувством, что просто
выполняет свой долг, она поднимаетсяпо
бесконечной лестнице".
Это сновидение повторяется на
протяжении нескольких недель еще два разассовершеннонезначительными
и довольнобессмысленнымиизменениями,какзамечает
дама.
В своем течениисновидение соответствует
дневной фантазии: в неммалоперерывов,
некоторыечастности
в его содержании моглибыбытьразъясненырасспросами,чего,каквызнаете,небыло. Носамоезамечательноеиинтересное
для нас то, что в сновиденииесть несколько пропусков, пропусковне
в воспоминании, а всодержании.
В трех местах содержаниекак бы стерто;речи,
вкоторыхимеются пропуски,прерываются бормотанием. Так какмы непроводилианализа,то,
строго говоря,не
имеем правачто-либо
говорить осмысле
сновидения. Правда,внеместьнамеки, изкоторых
можнокое-чтозаключить,например,выражение"любовнаяслужба",ночастиречи,непосредственно
предшествующие бормотанию,требуют прежде всего дополнений,которые
могут иметь один смысл. Если мы их
используем, то получится фантазиятакогосодержания,что
видевшая сон готова, исполняяпатриотический долг,предоставитьсебядляудовлетворениялюбовных
потребностейвоенных,
какофицеров,так и рядовых. Это,безусловно,совершенно неприлично,образецдерзкой
либидознойфантазии,
но всновидении
этого вовсе нет. Как раз там,гдеходмыслей
привел бы кэтомупризнанию, в явномсновидениинеясноебормотание,
что-то утрачено или подавлено.
Вы согласитесь, надеюсь,чтоименно
неприличие этих мест было мотивомдля
их подавления. Где, однако, найти аналогию
этому случаю? Внаши
дни вамне
придется ее долго искать. Возьмите какую-нибудь
политическую газету, и вынайдете,
чтов несколькихместах текст изъят, на егоместе светится белаябумага.
Вы знаете, что это дело газетной цензуры. На
этих пустых местах былочто-то,
что не понравилось высоким цензурным
властям и поэтому было удалено.Вы
думаете, как жаль, этобыло,
может быть, самое интересное, "самое
лучшееместо".
В других случаяхцензураоказывает свое действие не на готовый
текст.Авторпредвидел,какиевысказываниямогут
вызватьвозражения цензуры, ипредусмотрительно
смягчил их, слегка изменил или
удовольствовался намеками инеполным
изложением того, что хотел сказать. Тогда в
газете нет пустых мест,а
понекоторым
намекам инеясностям
выражениявыможетедогадаться,
чтотребования
цензуры уже заранее приняты во внимание.
Будем придерживаться этого сравнения.Мы утверждаем, чтопропущенные,скрытые
за бормотанием слова сновидения принесены
в жертву цензуре. Мы прямоговорим
о цензуре сновидения, которой следуетприписать известное участие вискажении
сновидения. Везде, гдев
явном сновиденииесть
пропуски,внихвиновата
цензура сновидения.Нам
следовало бы пойти ещедальше
исчитать,что
действиецензурысказываетсякаждыйраз там,где
элемент сновидениявспоминается
особеннослабо,неопределеннои с сомнениемпосравнению сдругими,болееяснымиэлементами.Ноцензураредкопроявляетсятакоткровенно,
так,хотелось бы
сказать,наивно,какв примере
сновидения о"любовной
службе".Гораздочащецензурапроявляетсяповторомутипу,подставляянаместо того,
чтодолжно быть,смягченное,приблизительное,намекающее.
Третийспособдействия цензурынельзя
сравнитьс приемамигазетнойцензуры;
но ямогу
продемонстрировать его на уже
проанализированном примересновидения.
Вспомните сновидениес
"тремя плохими билетами в театр за 1 фл.50кр.".В
скрытыхмысляхэтогосновидения
на первомместе был
элемент"поспешно,
слишком рано". Это означало: нелепо было
так рано выходить замуж,также
бессмысленно былопокупать
такрано билетыв театр, смешнобыло
состороныневесткитакпоспешноистратить
деньги наукрашения.Отэтогоцентральногоэлемента сновидения ничего не осталось
вявном сновидении;внем
центртяжестипереместилсянапосещениетеатра
и покупкубилетов.Благодаряэтому смещению акцента, этой
перегруппировке элементов содержанияявное
сновидение становится настолько непохожим
на скрытые мысли сновидения,что
мы и неподозреваем
оналичииэтих последних запервым.
Это смещениеакцента
является главным средством искажения
сновидения и придает сновидениюту
странность,из-за
которой видевшийсон
сам не хотел бы признать егозасобственный
продукт.
Послеэтих
замечаний о действии цензуры сновидения
обратимся к вопросуо
ее динамизме. Надеюсь, вы не воспринимаете
выражение слишком антропоморфноине представляете себе цензора
сновидения маленьким строгим человечком
илидухом,
поселившимсяв
мозговом желудочке и оттуда управляющим
делами, но несвязываетееготакжеиспространственнымпредставлениемокаком-то"мозговомцентре",оказывающемтакоецензурирующеевлияние,котороепрекратилось
бы с нарушением или удалением этого центра.Покаэто не
болеечем
весьма удобный термин для обозначения
динамического отношения. Это словонемешает нам задать вопрос, какие
тенденции и на какие элементы сновиденияоказываютэтовлияние,мынеудивимсятакже,узнав,чтораньшеужесталкивались
с цензурой сновидения, может быть, не узнав
ее.
А этобыло
действительно так. Вспомните,с каким поразительным фактоммы
встретились, когда начали применять нашу
технику свободной ассоциации. Мыпочувствовали
тогда, что нашиусилия
перейти отэлемента
сновиденияк егобессознательному,заместителемкоторогоонявляется,натолкнулисьнасопротивление.Мыговорили,чтоэтосопротивление различаетсяпо своейвеличине,
в одних случаяхоно
огромно, в другихнезначительно.
В последнемслучаедля работытолкования
нужнобылотольконесколькопромежуточныхзвеньев,
но если оно было велико, тогда мы должны
были анализировать длинныецепочки
ассоциаций от элемента, далеко уходили быот него и вынужденыбылибы
преодолевать много трудностейв виде критическихвозражений
против этихассоциаций.
То, что притолковании
проявляется каксопротивление,
теперь вработе
сновидения выступаетегоцензурой. Сопротивление толкованию --этотолько
объективация цензуры сновидения. Оно
доказывает нам, что сила цензурыне
исчерпывается внесением в сновидение
искажения и после этогоне угасает,но
что она как постоянно действующая сила
продолжает существовать,стремясьсохранитьискажение.Кстати,
какисопротивление при толкованиикаждогоэлемента
меняется по своей силе, так и внесенное
цензурой искажение водноми
том же сновиденииразлично
длякаждого
элемента. Если сравнитьявноеискрытое
сновидения, то обнаружится, что отдельные
скрытые элементы полностьюотсутствуют,
другие болееилименее модифицированы, а третьи осталисьбезизменений
и даже, может быть, усилены в явном
содержании сновидения.
Но мы собирались исследовать, какиетенденции осуществляютцензуруипротив
чего она направлена. На этотвопрос, имеющий важнейшее значениедляпониманиясновиденияидаже,можетбыть,всейжизничеловека,легкоответить,еслипросмотретьрядистолкованныхсновидений.Тенденции,осуществляющие
цензуру, -- те, которые признаются видевшим
сон в бодрствующем состоянии, с
которыми онсогласен.
Будьтеуверены,что
есливыотказываетесьотвполне
правильного толкованиясобственногосновидения,
товыпоступаетепотемже мотивам,
по которымдействовалацензурасновидения,произошлоискажениеисталонеобходимо
толкование.Вспомните
о сновидении нашей 50-летней дамы. Без
толкования онасчитает егоотвратительным,
былабы еще большевозмущена, если бы д-р фон Гуг-Гелльмутсообщилаейчто-тонеобходимоедлятолкования,иименноиз-заэтогоосуждения
в ее сновидении самые неприличные места
заменены бормотанием.
Однако тенденции, против которых
направлена цензура сновидения, следуетсначала
описать по отношению к этой последней.
Тогда можнотолькосказать,чтоонипосвоейприродебезусловно достойныосуждения,неприличнывэтическом,эстетическом,социальном отношении,этоявления, о
которых несмеют
думатьили думаюттолько сотвращением.Эти отвергнутые цензурой инашедшие
в сновиденииискаженноевыражение желанияявляютсяпрежде
всегопроявлениембезграничногоибеспощадногоэгоизма.Идействительно,собственноеЯ появляется в любом сновидениии играет внем
главнуюроль,дажееслиэтоумело скрытовявном содержании.Этот"sacroegoismo"* Священный эгоизом. - Прим. пер.сновидения,
конечно,связан с
установкойна сон,
которая состоит в паденииинтереса ко всему внешнему миру.
Свободноеотвсехэтических узЯидетнавстречувсем
притязаниямсексуального
влечения, в томчисле
и таким, которыедавноосужденынашимэстетическимвоспитаниемипротиворечатвсемэтическимограничительнымтребованиям.
Стремлениек
удовольствию - либидо (Libido), какмы говорим,-
беспрепятственно выбирает свои объекты и
охотнеевсегоименно запретные. Нетолькоженудругого,нопреждевсегоинцестуозные,святоохраняемыечеловеческим
обществом объекты, матьи сеструсосторонымужчины,
отца ибрата
со стороны женщины. (Сновидение нашей 50-летней
дамы тоже инцестуозно,ее
либидо, несомненно, направлено на сына).Вожделения, которые кажутся намчуждыми
человеческой природе, оказываются
достаточно сильными, чтобы вызватьсновидения.
Безудержноможет
проявлятьсятакже
ненависть.Желания мести исмерти
самымблизким и
любимым вжизни --
родителям,братьямисестрам,супругу
или супруге, собственным детям -- неявляются ничемнеобычным.
Этиотвергнутые
цензурой желания какбудтобы поднимаются из настоящего ада; вбодрствующемсостояниипослетолкованияникакаяцензура противнихнекажется
нам достаточно строгой.
Нонеставьтеэтострашное содержание ввину самому сновидению. Незабывайте,
что оноимеет
безобидную, даже полезную функцию оградить
сонотнарушения.
Такая низость не имеетотношенияк сущности сновидения. Вы ведьзнаете
также, что есть сновидения, которые, следуетпризнать, удовлетворяютоправданные
желания и насущные физические потребности.
Но в этих сновиденияхнет
искажения; они в нем не нуждаются, онимогут выполнять свою функцию, неоскорбляя
этических и эстетическихтенденций Я. Примите такжево внимание,что
искажение сновидения зависит от двух
факторов.С одной
стороны, оно тембольше,
чемхуже
отвергаемое цензурой желание, нос другой - чем строже втовремятребованияцензуры.Поэтомуумолодой,строговоспитанной,щепетильнойдевушкинеумолимаяцензураисказитпобуждениясновидения,которые,
например, мы, врачи, считаемдозволенными, безобидными либидознымижеланиями
и которые она сама десять лет спустя сочтет
такими же.
Впрочем,мыеще далеки оттого,
чтобывозмущатьсяэтим результатомнашего
толкования.Я
полагаю, что мы его еще недостаточно хорошопонимаем;но
прежде всего перед нами стоит задачазащитить егоот
известных нападок.Совсемнетруднонайтидляэтогозацепку.
Нашитолкованиясновиденийпроизводилисьсучетом
объявленныхзаранее
предположений,что
сновидениевообще
имеет смысл, чтобессознательные
в какое-товремя
душевные процессысуществуютне только при гипнотическом,но и при нормальном сне и чтовсевозникающие
по поводу сновидения мысли детерминированы.
Если бы на основанииэтих
предположений мы пришли к приемлемым
результатам толкования сновидений,топо правумогли
бы заключить, что этипредположения
правильны.Нокакбыть,
еслиэти
результаты выглядяттак,кактолько что
описанные?Тогдаможно
было бы сказать: это невозможные,
бессмысленные результаты, по меньшеймере,онивесьманевероятны,такчтовпредположенияхбылочто-тонеправильно.Илисновидениенепсихическийфеномен,иливнормальномсостояниинетничегобессознательного,илинашатехникавчем-тонесовершенна.
Не проще и не приятнеели
предположитьэто,
чем признать всете
мерзости, которые мы будто бы открыли на
основании наших предположений?
И тои другое! Ипрощеиприятнее, но из-заэтогонеобязательноправильнее.
Не будем спешить, вопросещене решен.Прежде всегомы
можемусилитькритикунаших
толкованийсновидений.То, чтоихрезультаты такнеприятны
инеаппетитны,
можетбыть, еще несамое худшее.Болеесильнымаргументом
является то, что видевшиесон решительнейшим образом ис полнымоснованием
отвергают желания,которые
мы имприписываемблагодарянашемутолкованию.
"Что?- говорит
один. - Основываясь на сновидении, выхотитедоказать,
чтомне жаль денег
на приданое сестры и воспитание брата? Но
ведьэтого
не может быть; я только для них и работаю, у
меня нет других интересовв
жизни, кроме выполнения моего долга перед
ними,-как старший, я обещалэто
покойнойматери".
Илидама,видевшаясон,говорит: "Яжелаю смертисвоему
мужу. Даведьэто возмутительнаянелепость!Вы
мне, вероятно,неповерите,
что у нас не только самый счастливый брак,
но его смерть отняла быуменявсе,что яимеювжизни".Или третий возразит нам:"Ядолжениспытыватьчувственные желанияк своейсестре?Это смешно; я нанеенеобращаю
никакого внимания, унас
плохие отношениядруг
сдругом,иявтечение
многих лет не обменялся с ней нисловом".Мы
моглибы с
легкостьюотнестиськтому,чтовидевшиесоннеподтверждаютилиотрицаютприписываемые
им намерения;мы
моглибы сказать,что именно об этих вещахони
и не знают. Но то, что они чувствуют в себе
как раз противоположное томужеланию,котороеприписываетимтолкование,имогутдоказатьнампреобладаниеэтого противоположногосвоимобразом
жизни, этонас
наконецозадачивает.
Небросить ли
теперь всюэту
работу по толкованию сновидений,поскольку
ее результаты вроде бы и привели к абсурду?
Нет,всеещенет.Иэтотболеесильныйаргументокажетсянесостоятельным,есликнему подойтикритически.Предположение,чтовдушевной
жизни есть бессознательныетенденции,еще
недоказательство,
чтопротивоположные
им являются господствующимив сознательной жизни. Возможно,чтовдушевнойжизниестьместодляпротивоположныхтенденций,дляпротиворечий,
которые существуют рядом друг с другом;
возможно даже, что какразпреобладаниеодногопобужденияявляетсяусловиембессознательногосуществованияегопротивоположности.Итак, выдвинутые вначале возражения,чторезультаты толкования сновидений
непросты и очень неприятны, остаются всиле.
Напервое можновозразить,что,мечтая опростоте,вы не сможетерешить
ни одной проблемы сновидения; вы должны
примириться спредполагаемойсложностьюотношений. Ана второе-что вы явноне
правы, используявкачествеобоснованиядлянаучногосужденияиспытываемоевамичувствоудовольствияилиотвращения.
Чтонам заделодотого,чторезультатытолкованиякажутсявамнеприятными,дажепозорнымиипротивными?Саn'empechepasd'exister,* Это не мешает тому, чтобы было так (франц.).
-- Прим.
пер.- слышаля в
таких случаяхмолодым врачом отсвоегоучителяШарко.Приходитсясмиритьсясосвоимисимпатиямииантипатиями,
еслихочешь знать,что в этом мире реально. Если какой-нибудьфизикдокажетвам,чтовскоромбудущем
органическаяжизньназемлепрекратится,посмеете ливыемувозразить:этогонеможетбыть,этаперспектива
слишкомнеприятна?
Я думаю,что выпромолчитеили
подождете,пока
явитсядругойфизикиукажетнаошибку в егопредположенияхилирасчетах.Есливыотстраняетеотсебя то, что вам неприятно, то вы,поменьшей
мере, действуете как механизм образованиясновидения,вместотогочтобы
понять его и овладеть им.
Может быть, вы согласитесь тогда не
обращать внимания на отвратительныйхарактеротвергнутыхцензуройжеланий,авыдвинетедовод,чтопростоневероятно,
чтобы в конституции человека столько места
занимало зло. Но даетли
вам вашопыт правотак говорить?Я не хочу говоритьотом, какими вы
кажетесь
сами себе, но много ли вы нашли
благосклонности у своего начальстваи
конкурентов, много ли рыцарства у своих
врагови мало
лизавистив своем обществе,чтобычувствоватьсебяобязанным
выступать против эгоистическизлого в человеческой природе? Развевамнеизвестно, какплоховладеетсобой и какмалозаслуживает довериясредний
человек вовсехобластях сексуальной жизни? Иливы не знаете, чтовсезлоупотребленияибесчинства,которыенамснятся ночью,ежедневносовершаются
бодрствующими людьмикак
действительные преступления?В данномслучае
психоанализ только подтверждает старое
изречение Платона, что добрымиявляютсяте, которые довольствуются
сновидениями о том,что
злыеделают вдействительности.
Атеперь
отвлекитесьот
индивидуальногои
перенеситесвойвзорнавеликуювойну, которая все еще опустошает
Европу, подумайтео
безграничнойжестокости,
свирепости и лживости, которые сейчасшироко распространились вкультурноммире.Выдействительнодумаете,чтокучкебессовестныхкарьеристов
и соблазнителей удалось бы сделать столько
зла, если бы миллионыидущихза вожаками не были соучастниками
преступления? Решитесь ли вы и приэтихусловияхломать
копьяза
исключениезлогоиздушевной
конституциичеловека? * Версия о том, что источниквойн скрыт впсихологическомустройствечеловека,являетсясовершеннонесостоятельной.Онаопровергаетсяисторическим
опытом,указывающимна решающуюроль
социальныхфакторовввозникновении
войн.
Вы мне возразите, что я односторонне
сужу о войне; она обнаружила самоепрекрасноеиблагородноевлюдях,ихгеройство,самоотверженность,социальноечувство.Конечно,нонебудьтестольженесправедливыкпсихоанализу,
как те, кто упрекаетегов том, что онотрицает одно, чтобыутверждать
другое. Мы не собирались отрицать
благородные стремления человеческойприродыи
ничегоникогданеделали,чтобыумалитьихзначимость.Напротив, я показываювам нетолько
отвергнутые цензурой злыежеланиясновидения,ноицензуру,котораяихподавляетиделаетнеузнаваемыми.
Мыподчеркиваемзлоевчеловеке только потому, что другиеотрицают
его,отчего
душевная жизнь человека становитсяхотяне лучше,
нонепонятнее.Еслимыоткажемсяотодностороннейэтическойоценки,то,конечно,можем найти более правильную форму
соотношениязлого
и доброговчеловеческой
природе.
Итак,всеостаетсяпо-прежнему.Намненужноотказыватьсяотрезультатовнашейработыпо толкованию сновидений, хотя они и
кажутся намстранными.Апоказапомним:искажениесновиденияявляетсяследствиемцензуры,
которая осуществляется признанными
тенденциями Я против неприличныхпобуждений,шевелящихся в насночью во время сна. Правда,почемуночью иоткуда
берутся эти недостойные желания,вэтом еще
много непонятного,чтопредстоит
исследовать.
Нос нашей
стороныбылобы несправедливо, если бы мы невыделиливдостаточной
мередругойрезультат этих исследований.Желаниясновидения,которыенарушаютнашсон,намнеизвестны,мы
узнаемоних толькоизтолкованиясновидений; их можно поэтому назватьбессознательнымив данноевремя
в указанном выше смысле. Видевшийсонотвергает
их, как мы видели вомногих
случаях, после того как узнал о них
благодаря толкованию. Повторяетсяслучай,
с которым мы встретились при толковании
оговорки "auf stoЯen", когдаоратор
возмущенно уверял, что ни тогда, ни когда-либо
раньше он не испытывалнепочтительного
чувстваксвоему шефу.Уже
тогда мы сомневалисьвтакомзаверении
ивыдвинули вместо
него предположение, что оратор долго ничего
незналоб имеющемся чувстве.Теперь этоповторяетсяпривсяком
толкованиисильно
искаженного сновидения и тем самым
приобретаетбольшое
значениедляподтверждениянашей точки зрения. Мыготовы предположить, чтовдушевнойжизниестьпроцессы,
тенденции, окоторых
человек вообще ничего не знает,очень
давно ничегоне
знает, возможно,никогда
ничегонезнал.
Благодаряэтому
бессознательное получает для нас новый
смысл; понятие "в данное время"или"временно" исчезает из его
сущности, оно может также означать
длительнобессознательное,анетолько"скрытоенаданное
время".Обэтом нам,конечно, тоже придется поговорить в
другой раз.