Уважаемые дамы и господа! В результате
наших прошлых бесед мы пришликвыводу,
что ошибочныедействия
имеютсмысл -это мы и возьмемза
основунаших
дальнейшихисследований.Следуетещераз подчеркнуть,чтомынеутверждаем - да и для наших целей нет в этом никакой
необходимости,-
чтолюбое
ошибочное действие имеет смысл, хотя это
кажется мне весьма вероятным.Намдостаточнотого,
чтотакойсмысл обнаруживается относительно
часто вразличных
формах ошибочных действий.В этомотношении
эти различныеформыпредполагают
и различныеобъяснения:при оговорке,опискеи
т. д.могутвстречаться
случаи чистофизиологического
характера, в случаях же забыванияимен,
намерений, запрятывания предметов и т. д. я
едвали соглашусь с такимобъяснением.Затеривание, повсей вероятности, может
произойти и нечаянно.Встречающиесявжизниошибки (Irrtьmer)вообще
толькоотчастиподлежатнашемурассмотрению. Всеэтоследует
иметь ввиду также
ив том случае,когда
мы исходим из положения, что ошибочныедействия являются психическимиактами
и возникают вследствие интерференции двух
различных намерений.
Таковпервыйрезультатпсихоанализа.Осуществованиитакихинтерференции
и об ихвозможныхследствиях, описанных выше, психологиядосихпорнезнала. Мы значительнорасширилимирпсихическихявленийивключили
в область рассмотрения психологии феномены,которыми она раньше незанималась.
Остановимсятеперькратконаутверждении,чтоошибочныедействияявляются
"психическими актами".Являетсяли оно
более содержательным,чемпервоенашеположение,
чтоониимеютсмысл?Ядумаю, нет;это второеположение
еще более неопределеннои может привести к недоразумениям.
Иногдавсе,
что можно наблюдать в душевнойжизни, называют психическимфеноменом.Важновыяснить, вызванолиотдельное
психическоеявление
непосредственнофизическими,
органическими,материальными
воздействиями,итогдаононеотносится
к областипсихологии,или онообусловлено
прежде всегодругимипсихическимипроцессами,закоторымискрывается,всвоюочередь,рядорганическихпричин. Именно в этомпоследнем смысле мы и понимаем явление,называя
егопсихическимпроцессом,поэтому
целесообразнее выражаться так:явлениеимеетсодержание,смысл.Подсмысломмыпонимаемзначение,намерение,
тенденцию и место в ряду психических связей.
Есть целый ряддругихявлений,
очень близких к ошибочным действиям, ккоторым
это название, однако, уже не подходит. Мыназываем ихслучайными
исимптоматическими
действиями[Zufalls-undSymptomhandlungen].Онитоженосят
характер не только немотивированных,
незаметных и незначительных, но иизлишних
действий.Отошибочных действийих отличаетотсутствиевторогонамерения,
скоторымсталкивалось бы первоеиблагодарякоторому оно бы нарушалось. С другой
стороны, эти действия легко переходят в жесты идвижения,
которые, по нашему мнению, выражаютэмоции. Кэтимслучайным
действиямотносятся
все кажущиеся бесцельными, выполняемые как
быиграя
манипуляции с одеждой,частями
тела, предметами, которые мы то берем,то
оставляем, а также мелодии, которые мынапеваем про себя. Я убежден, чтовсе
эти явления полнысмысла
и их можнотолковать
так же, каки
ошибочныедействия,что они являются некоторым знаком
других,болееважных душевныхпроцессов
исамиотносятсякполноценнымпсихическимактам.Ноянесобираюсьостанавливатьсянаэтой
новойобласти
психическихявлений,авернусь
к ошибочнымдействиям,
таккакони позволяютс
большей точностьюпоставить
важные для психоанализа вопросы.
В области ошибочных действий самымиинтересными вопросами,которые мыпоставили,
но пока оставили без ответа, являются
следующие:мы сказали, чтоошибочные
действиявозникают
врезультате
наложениядругнадругадвухразличных
намерений, из которых одно можно назватьнарушенным (gestцrte), адругое
нарушающим (stцrende).Нарушенныенамеренияне
представляютсобойпроблему,
авото другой группе мы хотели бы знать, во-первых,что это занамерения,
выступающие как помеха для другой группы, и,
во-вторых, каковы ихотношения
друг к другу.
Разрешите мнеопять взять в качестве примера
длявсех видов ошибочныхдействий
оговорку и ответить сначалана второй вопрос, прежде чем яотвечуна
первый.
Приоговорке
нарушающее намерение может иметьотношение ксодержаниюнарушенногонамерения,тогда
оговоркасодержит
противоречие, поправку илидополнение
кнему. В менее жеясных и более интересных случаяхнарушающеенамерение
по содержанию не имеет с нарушенным ничего
общего.
Подтвержденияотношениямпервогородамыбезтруданайдемв ужезнакомых
иим подобных
примерах. Почтиво
всех случаях оговорок нарушающеенамерение
выражаетпротивоположное
содержание поотношению
кнарушенному,ошибочное
действие представляетсобой
конфликт между двумя несогласованнымистремлениями.Яобъявляю
заседание открытым, нохотел
быегозакрыть -
таковсмысл оговоркипрезидента.Политическая
газета, которуюобвиняли
впродажности,защищаетсявстатье,которая
должна заканчиватьсясловами:"Нашичитателимогутзасвидетельствовать,какмывсегдасовершеннобескорыстно
выступалинаблаго общества".Норедактор,составлявший этустатью,ошибсяинаписал"корыстно".
Он, видимо, думал:хотя
я и долженнаписатьтак,ноя знаю, что это ложь. Народный
представитель, призванныйговоритькайзерубеспощадную(rьckhaltlos)правду,прислушавшиськвнутреннему
голосу,которыйкак бы говорит: ане слишком литысмел? - делаетоговорку-словоrьckhaltlos[беспощадный]превращаетсявrьckgratlos
[бесхребетный].* В немецком рейхстаге,
ноябрь 1908 г.
В ужеизвестных
вампримерах, когда
оговоркапроизводитвпечатлениестяжения
исокращенияслов, появляются поправки,
дополненияи продолжениявысказывания,
в которых,наряду спервой, находит свое проявление и
втораятенденция.
"Тут обнаружились (zum Vorschein kommen) факты,а лучше уж прямосказать:свинства(Schweinereien)",
-- итак, возникаетоговорка:es
sindDinge zum Vorschwein gekommen. "Людей,
которые это понимают, можно сосчитатьпопальцамодной
руки",но в
действительностиесть
толькоодин
человек,который
это понимает, в результатеполучается:сосчитать
по одному пальцу.Или
"мой муж может есть и пить, что он хочет".
Но разве я потерплю, чтобы ончто-то
хотел, вот и выходит: он может есть и пить
все, что я хочу.
Во всехэтих
случаях оговорка либо возникает из
содержания нарушенногонамерения,
либо она связана с этим содержанием.
Другойвидотношения междудвумяборющимисянамерениями
производитвесьмастранноевпечатление.Еслинарушающее
намерение неимеетничегообщегоссодержаниемнарушенного,то
откудажеоноберетсяипочемупоявляется
в определенном месте как помеха?Наблюдения,которыетолькоимогут
дать на это ответ, показывают, что помеха
вызывается тем ходом мыслей,которыенезадолго дотогозанималичеловекаи
проявилисьтеперьтакимобразом
независимо от того,выразились
ли онив речиили нет.Эту
помехудействительноможноназватьотзвуком,однаконеобязательноотзвукомпроизнесенныхслов.Здесьтожесуществуетассоциативнаясвязьмеждунарушающим
и нарушенным намерением, ноонане
скрываетсявсодержании,
аустанавливается
искусственно, часто весьма окольными
путями.
Приведу простой пример из собственных
наблюдений. Однажды явстретилсяунасв горах удоломитовых пещер с двумя одетыми по-туристскидамами. Япрошел
с ниминемного, и мы
поговорили о прелестях и трудностях
туристскогообраза
жизни. Одна из дамсогласилась,
что такоевремяпрепровождение
имеетсвоинеудобства. "Действительно, - говоритона, -очень
неприятно целыйдень
шагать посолнцепеку,
когда кофта и рубашка совершенно мокры от
пота".Вэтомпредложениионаделаетмаленькуюзаминкуи продолжает:"КогдаприходишьnachHose[домой, новместоHause употребленословоHose -панталоны]иестьвозможностьпереодеться.".Мыэтуоговоркунеанализировали,ноядумаю,выее легкопоймете.Дама имеланамерениепродолжитьперечислениеисказать:кофту,рубашкуипанталоны.Изсоображений
благопристойности слово панталоны не было употреблено, новследующемпредложении,
совершеннонезависимомпосодержанию,
непроизнесенное
слово появляетсяввиде искажения, сходного по звучанию сословом Hause.
Нуатеперь,наконец,мыможемперейтиквопросу,которыйвсеоткладывали:чтоэтозанамерения,которыетакимнеобычнымобразомпроявляются
в качестве помех? Разумеется,они весьма различны, но мы найдемв
них и общее.Изучив
целый ряд примеров, мы можемвыделить тригруппы.
Кпервой
группеотносятсяслучаи, в которых говорящемуизвестнонарушающеенамерение
и он чувствовал егоперед
оговоркой. Так, в оговорке "Vorschwein"говорящий
не только не отрицает осуждения
определенных фактов, но признаетсявнамерении,откоторогоонпотомотказался,произнестислово"Schweinereien"
[свинства]. Вторую группу составляют случаи,
когда говорящийтожепризнаетнарушающее
намерение,нонеподозревает,чтооносталоактивнымнепосредственнопередоговоркой.Онсоглашаетсяснашимтолкованием,
новизвестной степени удивлен им. Примерытакого рода легченайти
в других ошибочныхдействиях,чемвоговорках.Ктретьейгруппеотносятсяслучаи,когдасделавшийоговоркуэнергично отвергаетнашетолкование
нарушающего намерения;он нетолькооспаривает тотфакт,чтоданноенамерениепобудилоего коговорке,ноутверждает,чтооно емусовершенночуждо.Вспомнимслучайс"aufstoЯen"(отрыгнутьвместочокнуться),
и тот прямо-таки невежливый отпор, который я
получил от оратора,когда
хотел истолковать нарушающее намерение.
Как вы помните, мы не пришли кединому
мнению в понимании этих случаев. Я бы
пропустил мимо ушей возраженияоратора,произносившего тост, продолжая
придерживаться своего толкования, втовремякаквы,полагаю,остаетесьпод
впечатлениемегоотповедииподумаете,
нелучшелиотказатьсяоттакоготолкования ошибочных действийисчитатьихчистофизиологическимиактами,какэтобылопринятодопсихоанализа.
Могу понять, что васпугает.
Мое толкование предполагает, чтоу
говорящего могут проявиться намерения,о которых онсам
ничего не знает,но
о которых ямогу
узнать наосновании
косвенных улик.Вас
останавливаетновизнаисерьезность
моегопредположения.Понимаю ипризнаю
покавашуправоту.Новотчто мы можем установить:если вы хотитепоследовательнопридерживаться
определенноговоззрения
на ошибочныедействия,
правильностькоторогодоказанатакимбольшим количествомпримеров,товампридетсясогласиться
и с этим страннымпредположением.
Если же вы не можете решитьсянаэто, то вам нужно отказаться отвсего, что выуже знаетеоб
ошибочныхдействиях.
Но остановимся пока на том, что
объединяет все три группы, что общего вмеханизме
этих оговорок. К счастью, это не вызывает
сомнений. Впервых двухгруппах
нарушающее намерение признается самимговорящим; впервом
случае кэтому
прибавляется ещето,чтоэто
намерение проявляетсянепосредственнопередоговоркой.Но в
обоихслучаях это
намерениеоттесняется.
Говорящийрешил
недопустить его
выражения в речи,и
тогда произошла оговорка, т. е.оттесненное
намерение все-таки проявилось против его
воли, изменив выражениедопущенногоимнамерения,
смешавшись с ним или даже полностью заменив
его.Таков
механизм оговорки.
С этой точки зрения мне так женетруднополностью
согласовать процессоговорок,относящихсяктретьей группе,с
вышеописанныммеханизмом. Дляэтого
мненужно только
предположить, что эти тригруппы отличаются друг отдруга
разной степенью оттеснениянарушающего намерения. В первой группе
этонамерениеочевидно, оно дает о себезнатьговорящему
еще до высказывания;только
послетого,каконо
отвергнуто, оно возмещаетсебя в оговорке. Вовторойгруппенарушающеенамерениеоттесняетсяещедальше,передвысказываниемговорящий его уже не замечает.
Удивительно то, что это никоимобразомнемешает емубыть причиной оговорки! Нотем легче нам объяснитьпроисхождение
оговорок третьей группы. Я беру на себя
смелость предположить,что
в ошибочном действии может проявиться еще
одна тенденция, которая давно,можетбыть, оченьдавнооттеснена, говорящий
незамечает ееикак разпоэтому
отрицает. Нооставим
пока эту последнюю проблему; из других
случаеввы
должнысделатьвывод,чтоподавлениеимеющегосянамерениячто-либосказать
является непременным условием
возникновения оговорки.
Теперь мы можем утверждать, что
продвинулисьещедальшевпониманииошибочныхдействий.Мынетолькознаем,
чтоониявляются психическимиактами,вкоторых можноусмотреть смыслинамерение, что онивозникаютблагодаря
наложению друг на друга двух различных
намерений, но, крометого,что
одно изэтихнамеренийподвергаетсяоттеснению,еговыполнениенедопускаетсяив результате
оно проявляется внарушении
другого намерения.Нужно
сначалапомешатьему самому,чтобы
оно моглостать
помехой. Полноеобъяснениефеноменов,называемых
ошибочными действиями, этим, конечно, ещене
достигается. Сразу же встают другие вопросы,
и вообще кажется, чем дальшемы
продвигаемся в понимании ошибочных
действий, тем больше поводов для новыхвопросов.
Мы можем, например, спросить: почему все это
не происходит намногопроще?Если естьтенденция
оттеснитьопределенноенамерение вместо того,чтобы
его выполнить,то
этооттеснение
должнопроисходить такимобразом,чтобы
это намерение вообще не получило выраженияили же оттеснение могло быне
удасться вовсе и оттесненное намерение
выразилось бы полностью. Ошибочныедействия,
однако,представляют
собой компромиссы,они
означают полуудачу иполунеудачу
для каждого из двух намерений; поставленное
под угрозу намерениене
может быть ни полностью подавлено,ни всецело проявлено,за исключениемотдельныхслучаев.Мыможемпредполагать,чтодля
осуществлениятакихинтерференцииили компромиссовнеобходимыособые
условия, но мы неможемдажепредставить себеиххарактер.
Ятакжене думаю,чтомымогли быобнаружить
эти неизвестныенамотношенияпридальнейшихболееглубокихисследованияхошибочныхдействий.
Гораздоболеенеобходимыммысчитаемизучение
других темныхобластей
душевной жизни;итолькоаналогии
с темиявлениями,
которые мынайдем в
этих исследованиях, позволят нам сделатьтепредположения,
которые необходимы для лучшего пониманияошибочных действий.Иещеодно!Естьопределенная
опасностьвработесмалозначительнымипсихическимипроявлениями,какимиприходится
заниматьсянам.Существуетдушевноезаболевание,комбинаторнаяпаранойя,прикоторой[больные]бесконечно
долго могут заниматься оценкой таких
малозначительныхпризнаков,но
яне поручусь, что
приэтом[они]делают
правильныевыводы.
От такойопасности
насможетуберечьтолько
широкая база наблюдений, повторяемостьсходных
заключений из самых различных областей
психической жизни.
Наэтоммыпрервеманализошибочныхдействий.Нояхотелбыпредупредитьвасободном:запомните,пожалуйста,методанализаэтихфеноменов.Наихпримеревыможетеувидеть,каковыцелинашихпсихологических
исследований.Мыхотимнепростоописыватьиклассифицироватьявления,астремимся понятьихкакпроявлениеборьбыдушевных
сил, как выражение целенаправленных
тенденций, которые работают согласнодруг сдругом
или другпротивдруга. Мыпридерживаемсядинамическогопониманияпсихических
явлений.1Приведенноеположениесвидетельствует
отом,что
Фрейд пришелкоценкесвоейсистемыкакдинамической
психологии.Вдальнейшемтермин"динамическая
психология" стал широко применяться для
обозначения нетолькоучения
Фрейда, но и других направлений, изучающих
побудительные, аффективныеаспекты
психики в отличиеотееинтеллектуальных
проявлений. В частности,термин"динамическаяпсихиатрия",нечеткоотграничиваемыйотпонятия"динамическая
психология", широкоприменяетсяв настоящеевремя
известнымзападногерманскимпсихотерапевтомГ.Аммоном
инекоторымиамериканскимиисследователями.Следуетотметить,чтодинамическаяпсихологиясыгралапозитивнуюрольсвоейкритикоймеханистическихконцепций,игнорирующихзначение
внутренних психологических факторов в
организации поведения. С нашейточкизрения, воспринимаемые феномены должныуступить
место только предполагаемым стремлениям.
Итак, мыбудемуглубляться в проблему ошибочных
действий,нобросимбеглыйвзгляд наэту
областьво всей ее
широте, здесьмы
встретими ужезнакомое,
и кое-что новое. Мы по-прежнему будем
придерживаться уже принятоговначале
делениянатри группыоговорок,а также описок, очиток, ослышек,забываниясегоподвидамивзависимостиотзабытогообъекта(именисобственного,чужихслов,намерений,впечатлений)изахватывания"поошибке",запрятывания,затериваниявещей.Ошибки-заблуждения (Irrtьmer),насколькоонипопадаютвполе нашеговнимания,относятсячастичнокзабыванию,
частично к действию "по ошибке" (Vergreifen).
Об оговорке мы уже говорили довольно
подробно, и все-таки кое-что можнодобавить.
К оговорке присоединяютсяменеезначительныеаффективныеявления,которыенебезынтересны
для нас. Никто не любит оговариваться, часто
оговорившийся неслышит
собственной оговорки, но никогда не
пропустит чужой.Оговорки даже визвестномсмыслезаразительны,довольнотрудно
обсуждать оговоркиинесделатьих самому.Самые
незначительные формы оговорок, которыенемогутдатьникакого особого объяснениястоящихзаними психическихпроцессов,нетрудно
разгадать в отношении их мотивации.Есликто-то
произносит краткодолгий
гласный вследствие чем-то мотивированного
нарушения, проявившегосявпроизношенииданногослова,тоследующуюзанейкраткуюгласнуюонпроизносит
долго и делает новую оговорку, компенсируя
этим предыдущую. То жесамое
происходит, когда нечисто и небрежнопроизносится дифтонг,например,еu
или oi как ei; желаяисправить
ошибку, человек меняет в следующемместеei
на еu илиoi.При этом, по-видимому, имеет
значение мнение собеседника,который
не должен подумать,чтоговорящему безразлично, как онпользуетсяродным
языком. Второе компенсирующее искажениекак разнаправленонато,чтобы
обратитьвнимание
слушателя напервуюошибкуипоказатьему,
чтоговоривший
самеезаметил.Самымичастыми,простыми
и малозначительнымислучаями
оговорок являютсястяжения
и предвосхищения, которые проявляются внесущественныхчастяхречи. Вболеедлинномпредложенииоговариваются,например,
такимобразом, чтопоследнееслово
предполагаемого высказываниязвучит
раньше времени.Это
производит впечатление определенного
нетерпения,желанияпоскореезакончитьпредложениеисвидетельствуетобизвестномпротивоборствующем
стремлении по отношениюк этомупредложениюили противвсей
речи вообще. Такимобразом,мы приближаемся к пограничнымслучаям, вкоторыхразличиямеждупсихоаналитическимиобычнымфизиологическимпониманием
оговорки стираются. Мы предполагаем, чтовэтих случаях
имеетсянарушающая
речевое намерениетенденция,
но онаможеттолько намекнутьнасвое
существование, не выразив собственногонамерения.Нарушение,котороеонавызывает,являетсяследствием каких-тозвуковыхилиассоциативныхвлияний,которыеможнопониматькакотвлечениевниманияотречевогонамерения.Нониэтоотвлечениевнимания,ниставшиедейственнымиассоциативные
влияния не объясняют сущности процесса.Они только
указываютна
существование нарушающей речевоенамерениетенденции,
природукоторой,однако,
нельзя определить по ее проявлениям, как
это удается сделать во всехболее ярко выраженных случаях оговорки.
Описка(Verschreiben),ккоторойятеперьперехожу,настолькоаналогична
оговорке, что ничего принципиально нового
от ее изучения ждать неприходится.
Хотя,можетбыть,некоторыедополнениямыи внесем.Стольраспространенныеописки,стяжения,появлениевпередидальшестоящих,особенно
последних слов свидетельствуют опять-таки
об общем нежелании писатьио нетерпении; более ярковыраженные случаиопискипозволяют
обнаружитьхарактеринамерениенарушающей тенденции.Когда в письме обнаруживаетсяописка,
можно признать, чтоу
пишущего не все былов
порядке, но не всегдаопределишь,чтоименноеговолновало.Сделавшийописку,также как иоговорку,
частоне замечаетее. Примечательноследующеенаблюдение:
естьлюди,которыеобычноперед отправлением перечитывают
написанное письмо. Удругихтакойпривычкинет;ноеслиони,однако,сделаютэтов видеисключения,
то всегда получают возможностьнайти описку и исправить ее. Какэто
объяснить?Складывается
впечатление, будтоэти
людивсе же знают,
чтоони
сделали описку. Можно ли это в
действительности предположить?
С практическим значением описки
связана однаинтересная
проблема.Вы,может
быть, знаете случайубийцы
X., который, выдавая себя за бактериолога,доставализнаучно-исследовательскогоинститутапоразведениюкультурчрезвычайноопасныхдляжизнивозбудителей
болезней и употреблялих
дляустранениятаким"современным"способом близкихлюдейсосвоегопути.Однаждыонпожаловалсяруководствуодногоизтакихинститутовнанедейственность
присланных ему культур, но при этом
допустил ошибку и вместослов
"примоихопытах с мышами или морскимисвинками" написал"примоихопытах
с людьми". Эта опискабросилась в глазаврачаминститута,но
они,насколько
я знаю, не сделали из этого никаких выводов.
Ну, а как вы думаете?Могли
бы врачи признать описку за признание и
возбудить следствие, благодарячему
можно было бы своевременно предупредить
преступление? Не послужило ли вданном
случае незнаниенашего
толкования ошибочных действий причиной
такогопрактическиважного упущения? Полагаю, однако, что
какой быподозрительнойнепоказаласьмне
такаяописка,
использовать ее вкачестве
прямойуликимешает
одно важное обстоятельство. Все ведь не так-то
просто. Описка - это,конечно,
улика, носамой по
себе ее еще недостаточно дляначала следствия.Описка
действительноуказываетна то, что человека могла занимать мысльозаражении
людей, но она не позволяет утверждать, носит
ли эта мысль характерявного
злогоумысла или
практическибезобиднойфантазии. Вполне возможно,что
человек, допустивший такую описку, будетотрицать эту фантазию с полнымсубъективным
правом и считать еесовершенночуждой
для себя. Когда мы в дальнейшем будемразбиратьразличиемежду психической и материальной
реальностью, вы еще лучше сможетепонять
эту возможность.В
данномжеслучаеошибочноедействие приобреловпоследствии
непредвиденное значение.
Приочитке мыимеемделос психической ситуацией,явно отличной отситуации,
в которой происходят оговорки и описки.
Одна из двух конкурирующихтенденций
заменяется здесь сенсорным возбуждением и,
возможно, поэтому менееустойчива.
То, чтоследует
прочитать, в отличие от того,что намереваешьсянаписать,неявляетсяведьсобственнымпродуктомпсихическойжизничитающего.
В большинстве случаев очитка заключаетсяв полной заменеодногослова
другим. Слово, которое нужно прочесть,заменяетсядругим,причем нетребуется,чтобы текст был связан с результатом
очиткипо
содержанию,какправило,
замена происходит на основесловесной аналогии. Пример Лихтенберга-
Агамемнон вместо angenommen -- самый лучший из
этой группы. Если мы хотимузнать
нарушающую тенденцию, вызывающую очитку,
следуетоставитьв
стороненеправильно
прочитанный текст, а подвергнуть
аналитическому исследованию двамомента:
какая мысль пришла в голову читавшему
непосредственно перед очиткойи
вкакой ситуации
онапроисходит.Иногда знания этой ситуации достаточнодляобъясненияочитки.Например,нектобродитпонезнакомомугороду,испытываяестественнуюнужду, и на большойвывескепервого
этажачитаетклозет (Klosetthaus).Не успевудивиться тому,что вывескависит
слишкомвысоко,онубеждается,что следует читать корсеты (Korsetthaus). В
другихслучаяхочиток,независимыхотсодержаниятекста,наоборот,необходимтщательныйанализ, который нельзяпровести,незная техническихприемовпсихоанализа и не
доверяя им. Но в большинстве случаев
объяснить очитку нетрудно. Позамененному
слову впримере сАгамемноном ясенкруг мыслей, из-за которыхвозниклонарушение. Вовремя этой войны, например,
названия городов, именаполководцев
ивоенные
выражения весьмачастовычитывают везде, где тольковстречаетсяхотькакое-нибудьпохожееслово.То,чтозанимательноиинтересно,заменяет чуждое и неинтересное.Остатки [предшествующих] мыслейзатрудняют
новое восприятие.
При очитке достаточночасто встречаются случаи другого рода,
в которыхсамтекствызываетнарушающуютенденцию,из-закоторойонзатемипревращается
в свою противоположность.Человеквынужден
читатьчто-то длянегонежелательное,ианализубеждаетнас,чтоинтенсивноежеланиеотвергнуть
читаемое вызывает его изменение.
В ранее упомянутых более частых случаях
очиток отсутствуют два фактора,которые,понашемумнению,играютважнуюрольвмеханизмеошибочныхдействий:
нетконфликта двух
тенденций и оттеснения однойиз них,котораявозмещает
себя в ошибочном действии. Не точтобы приочитке
обнаруживалосьбычто-тосовершеннопротивоположное,новажностьсодержаниямысли,приводящегок очитке,намного
очевиднее,чем
оттеснение,которому
оно дотогоподверглось. Именнообаэтих
факторанагляднеевсеговыступаютвразличных
случаях ошибочных действий, выражающихся в
забывании.
Забываниенамеренийкакраз однозначно, еготолкование, как мыужезнаем,
неоспаривается
даже неспециалистами. Нарушающая намерение
тенденциявсякий
раз является противоположным намерением,
нежеланием выполнить первое,и
нам остается только узнать, почему оно не
выражается по-другому и менее замаскировано. Но наличие
этой противоположной воли несомненно. Иногдадажеудаетсяузнатькое-чтоомотивах,вынуждающихскрыватьсяэтупротивоположнуюволю, и всякий раз онадостигает своейцеливошибочномдействии,
оставаясь скрытой, потому что была бы
наверняка отклонена, если бывыступилаввидеоткрытоговозражения.Еслимеждунамерениемиеговыполнениемпроисходитсущественноеизменениепсихическойситуации,вследствиекоторогоовыполнениинамерениянеможет быть и
речи, тогдазабывание
намерения выходит за рамки ошибочного
действия. Такое забывание неудивляет;
понятно, что было бы излишне вспоминать о
намерении, оно выпало изпамяти
на более или менее длительное время.
Забывание намерения только тогдаможно
считать ошибочным действием, если такое
нарушение исключено.
Случаизабывания
намерений в общем настолько однообразныи прозрачны,чтоименнопоэтомуонинепредставляютникакогоинтересадлянашегоисследования.
Однако кое-что новое в двух отношениях мы
можем узнать, изучаяиэтоошибочное
действие. Мы отметили,чтозабывание, т. е. невыполнениенамерения,указывает напротивоположнуюволю, враждебную этому намерению.Это
положение остается всиле,
но противоположная воля, как показывают
нашиисследования,можетбыть двухвидов- прямая
иопосредованная.
Чтомыпонимаемподпоследней,
лучше всего показать на некоторых примерах.Когдапокровительзабываетзамолвить
словечко за своегопротеже,тоэто можетпроизойти
потому, чтоон не
оченьинтересуется
своим протеже и унего
нетбольшойохоты проситьзанего.
Именнов этом
смыслепротеже ипонимаетзабывчивостьпокровителя. Но ситуация может быть и
сложнее. Противоположнаявыполнению
намерения воля может появиться у
покровителя по другойпричине и
проявитьсвоедействиесовсем
в другомместе. Онаможетне иметькпротеже никакогоотношения,а бытьнаправленапротивтретьеголица, котороенужнопросить.Вывидите
теперь, какиесомнениявозникают
и здесь всвязи с
практическимиспользованием
нашего толкования.Несмотря
на правильное толкование забывания,
протеже может проявить излишнююнедоверчивостьи несправедливость поотношению ксвоему
покровителю.Илиесли
кто-нибудьзабываетпросвидание,
назначенноедругому,хотясам инамерен
был явиться, то чаще всего это объясняется
прямым отказом от встречисэтимлицом. Но
иногдаанализ
может обнаружить, что нарушающая тенденцияимеет
отношение не кданномулицу, а направленапротивместа,
где должносостояться
свидание, и связана с неприятным
воспоминанием, которого забывшийхочетизбежать.Илив случае,когдакто-то забываетотправитьписьмо,противоположная
тенденция может быть связана с содержанием
самого письма; новедь
совсемнеисключено,чтосамо посебе
безобидноеписьмовызываетпротивоположную
тенденцию только потому, что оно напоминает
одругом, ранее написанномписьме,котороеявилосьповодомдляпрямогопроявления противоположной
воли.Тогда можносказать, что противоположнаяволя здесьпереноситсяс того прежнего письма, где она былаоправданна,на
данное, вкотором
ей, собственно, нечему противоречить. Таким
образом, вы видите, что,пользуясьнашимхотяиправильнымтолкованием,следуетпроявлятьсдержанность
и осторожность; то, что психологически
тождественно, может бытьпрактически очень даже многозначно.
Подобныеявления
могут показаться вам оченьнеобычными.Возможно,
высклонны
дажепредположить,что эта"опосредованная"противоположная воляхарактеризует
уже какой-то патологический процесс.
Носмею васзаверить,что
она проявляетсяунормальных издоровыхлюдей.Впрочем, прошу понять меня правильно. Я
сам нивкоей мере не хочупризнаватьнашианалитическиетолкованияненадежными.Вышеупомянутаямногозначность
забывания намерения существует только дотех пор, пока мы неподвергли
случайанализу,атолкуем еготолько на основаниинаших общихпредположений.Еслиже мы
проведемс
соответствующим лицом анализ, томыузнаемсполнойопределенностью,былаливданномслучаепрямаяпротивоположная
воля или откуда она возникла.
Второймоментзаключается в следующем:если мы в большинстве случаевубеждаемся,
чтозабывание
намеренийобъясняетсяпротивоположной волей, топопробуемраспространитьэтоположениенадругойрядслучаев,когдаанализируемое
лицоне признает, аотрицаетоткрытуюнами противоположнуюволю.
Возьмем в качестве примеровоченьчасто
встречающиесяслучаи,
когдазабывают
вернуть взятые на времякниги, оплатить счета или долги. Мыбудемнастолько
смелы, что скажем забывшему, как бы он этони отрицал, что у негобылонамерение оставить книги себе и не
оплатить долги, иначе его поведениеобъяснить
нельзя, он имел намерение, нотольконичего
не знало нем; нам,однако,достаточнотого,чтоеговыдалозабывание.
Он может,конечно,возразить,
что это была всего лишь забывчивость.
Теперь вы узнаете ситуацию,в
которой мы уже однажды оказались. Еслимы хотим последовательно проводитьнаши
толкования ошибочных действий, которые
оправдали себяна разнообразныхпримерах,томынеизбежнопридем
кпредположению,
чтоучеловека естьнамерения,
которыемогут
действовать независимо от того, знает он о
них илинет.
Но, утверждая это,мы
вступаем в противоречие со всеми
господствующимии
в жизни, и в психологии взглядами.
Забываниеимен собственных и иностранных
названий, а также иностранныхслов
тожеможно свестикпротивоположному
намерению,котороепрямоиликосвеннонаправленопротив
соответствующегоназвания.Некоторыепримерытакойпрямой неприязни яуже приводил ранее.Нокосвенныепричины здесьособенночастыи требуют,какправило,
для ихустановлениятщательногоанализа.Так,например,сейчас, вовремявойны,котораявынудиланасотказаться
от многих прежних симпатий, в силу каких-то
очень странных связейпострадала
также памятьнаимена собственные. Недавносомнойпроизошелслучай,
когда я немог
вспомнитьназваниебезобидногоморавскогогородаБизенц,ианализпоказал,что
причинойбыла непрямая
враждебность,асозвучие
с названием палаццоБизенцив Орвието, где яраньше неоднократножил.Мотивомтенденции,направленнойпротиввосстановленияназваниявпамяти,
здесь впервые выступает принцип, который
впоследствии обнаружит своечрезвычайно
большое значение для определения причин
невротических симптомов:отказ
памяти вспоминать то, что связано с
неприятнымиощущениями, и[Вновьпереживатьэтонеудовольствиепривоспоминании.Намерениеизбежатьнеудовольствия,источникомкоторого
служат память илидругиепсихическиеакты,
психическое бегствоот
неудовольствия мы признаем как конечныймотивне
только для забывания имени названий,но и
для многих другихошибочныхдействий,
таких, как неисполнениеобещанного, ошибки-заблуждения (Irrtьmer)и
др.1Зависимостьпамятиотустановоксубъектавыявиласьужевэкспериментально - психологическихисследованиях.НовизнаподходаФрейдазаключаласьвтом,чтоонпоставилвопросоролидинамических(мотивационных)фактороввпроцессах памяти, обычноотносимыхк
разрядупознавательных,подчиненныхзаконамассоциациилибооснованныхнапредметно-смысловых
связях. Утверждение Фрейда, будто
неприятные впечатленияповсех случаяхзабываются, тесно связанос егоконцепциями
вытеснения ипсихологической
защиты.
Однакозабываниеимен,по-видимому,особеннолегкообъяснитьпсихофизиологическими
причинами, и поэтомуестьмного случаев,вкоторыхмотив
неприятного чувства не подтверждается.
Есликто-тобываетсклонен
кзабываниюимен, то путем аналитическогоисследования можно установить, чтоонивыпадаютизпамяти не только потому,чтосамивызываютнеприятноечувствоиликак-тонапоминаютонем, апотому,чтоопределенноеимяотносится
кдругомуассоциативному кругу, скоторымзабывающий
состоит вболее
интимных отношениях. Имявнем какбы задерживается и недопускаетдругихдействующихвданныймоментассоциаций.Есливывспомнитеискусственныеприемымнемотехники,тос удивлениемзаметите, чтоименазабываются
вследствие тех жесвязей,
которые намеренно устанавливают, чтобыизбежать
забывания. Самым ярким примеромтому являются имена людей, которыедля
разных лиц могут иметь разное психическоезначение. Возьмем,например,имяТеодор. Для кого-то оно ничего
особенного не значит, для другого же этоможет
быть имяотца,
брата,другаили его собственное. Опыт аналитическихисследований
показывает, что в первом случае нет
оснований забывать это имя,если
оно принадлежитпостороннему
лицу, тогда как во втором будет постояннопроявлятьсясклонностьлишить
постороннего имени, с которым,по-видимому,ассоциируютсяинтимныеотношения.Предположите,чтоэтоассоциативноеторможениеможетсочетатьсясдействиемпринципанеудовольствия
механизмомкосвеннойпричинности,ивыполучитеправильноепредставление
о том, насколько сложны причины временного
забыванияимен. Нотолько
тщательный анализ окончательно раскроет
перед вами все сложности.
В забывании впечатлений и переживаний
ещеотчетливее исильнее, чем взабывании
имен, обнаруживается действие тенденции
устранения неприятногоизвоспоминания.
Полностьюэто
забывание, конечно, нельзя отнести кошибочнымдействиям,оно относитсякнимтолько в той мере, вкакой это забываниевыходитзарамки
обычного опыта, т. е., например, когда
забываются слишкомсвежие
или слишком важные впечатления или такие,
забывание которых прерываетсвязь
событий, в остальномхорошо
сохранившихся впамяти.Почему и как мывообще
забываем,втомчисле
и тепереживания,которые оставиливнаснесомненно
глубочайший след, такие, как событийпервых детскихлет,
- этосовершеннодругая проблема, в которой защита отнеприятных ощущений играетопределеннуюроль,нообъясняетдалеконевсе.То,чтонеприятныевпечатления
легко забываются, -факт,
не подлежащий сомнению. Это заметилиразличные
психологи, а на великого Дарвина этот фактпроизвел такое сильноевпечатление,
что он ввел для себя "золотоеправило" с особойтщательностьюзаписыватьнаблюдения,которыепротиворечилиеготеории,таккаконубедился,
что именно они не удерживаются в его памяти.
Тот,ктовпервые слышитобэтом принципезащитыотнежелательныхвоспоминанийпутемзабывания,не упустит случая возразить, призывая
опыт,что
как раз неприятное трудно забыть, именно
оно против нашей воли все времявозвращается,чтобы насмучить,
как, например, воспоминанияобобидахиунижениях.
Даже если этот факт верен, он не годится в качестве аргументапротивнашегоутверждения.Важнововремяпонятьтообстоятельство,
чтодушевнаяжизнь-этоаренаборьбы противоположныхтенденций
и что, выражаясьне
динамически,она
состоит изпротиворечийипротивоположныхпар.Наличиеопределеннойтенденциинеисключаетипротивоположнойей - местахватит
дляобеих. Дело
тольков том, как
этипротивоположные
тенденции относятся друг к другу, какие
действия вытекают изодной
и какие из другой.
Затериваниеизапрятываниевещейнамособенноинтереснысвоеймногозначностью,
разнообразием тенденций, вследствие
которых могут произойтиэтиошибочныедействия.
Общим длявсех
случаев является то,что
какой-топредметхотели потерять,нопричины
и целиэтогодействия разные.Вещьтеряют,еслиона
испортилась, если намеренызаменить ее лучшей,если онаразонравилась,
если напоминает о человеке, с которым
испортилисьотношения,илиеслионабыла приобретена при обстоятельствах,о которых нехочетсявспоминать.
Сэтой же целью
вещи роняют,портят
и ломают.Вобщественнойжизнибылисделанынаблюдения, чтонежеланные
и внебрачныедети
намногоболезненнее,
чем законные. Для доказательства нет
необходимости ссылаться нагрубые
приемытак
называемых "производительниц ангелов";*Engelmacherinnen
(эвфемизм, производительницыангелов)-
народноевыражение,
обозначающее женщин, так плохо
присматривающих заданными
им навоспитание
детьми,что те из-занедостатка питания вскореумирают, т.е."преждевременно
становятся ангелами". - Прим. ред.
перевода. вполне достаточноуказать
наизвестную
небрежность в уходе за детьми. В бережном
отношенииквещам
проявляется то же самое, что и в отношении к
детям.
Далее,напотерюмогутбытьобреченывещи,неутратившиесвоейценности,
в том случае, если имеется намерениечто-топожертвоватьсудьбе,защитив
себя этимотдругойвнушающей
страх потери. Подобные заклинания судьбы,
поданным
психоанализа,ещеочень часты, так чтонаши потери являются добровольной
жертвой. Потеримогутбыть такжепроявлением
упрямства и наказаниясамогосебя;короче,более
отдаленные мотивации намерения потерять
вещь необозримы.
Действия "поошибке"
(Vergreifen),каки другиеошибки(Irrtьmer),часто
используют для того, чтобывыполнить желания, в которыхследовало бысебеотказать. Намерение маскируетсяпри этом подсчастливую случайность.Так,
например,с одниммоим другомпроизошел
такой случай: он долженбылявнопротивсвоейволи сделатьвизит
за городпо железнойдороге,припересадке
он по ошибке селв
поезд, которыйдоставил
его обратнов город.Или
бывает так, что во время путешествия
хочется задержатьсяна
полпути, ноиз-за
определенныхобязательствнельзя этого делать,и тогдапропускаешьнужный
поезд, так что вынужден сделать желанную
остановку. Или как случилосьс
моим пациентом, которому я запретил звонитьлюбимой женщине, но он, желаяпозвонитьмне,"поошибке", "в задумчивости" назвал
неправильныйномер
ивсе-такибылсоединенсней.Прекрасныйпрактическийпримерпрямогонеправильного
действия,связанногос повреждением предмета,приводит одининженер:
"Недавноя с
моимиколлегами
работалв лаборатории института надсериейсложных экспериментов поупругости; работа, за которуюмывзялисьдобровольно,
затянулась,однако,
дольше, чеммы
предполагали. Однаждыя
сколлегой
Ф. опять пошел в лабораторию, он жаловался,
чтоименно сегодня емуне
хотелось бы терять так много времени, у него
много дел дома; я мог толькосогласиться
снимившутку сказал, вспомнив случайнапрошлой
неделе:"Будем
надеяться,что исегодня машина опять испортится,такчтооставимработу
и пораньше уйдем".
Во времяработыслучилосьтак,
чтоколлега Ф.
должен былуправлятькраномпресса,осторожнооткрывая кран имедленновпуская жидкостьподдавлением
изаккумуляторав цилиндргидравлического
пресса.Руководительопыта
стоит у манометраи,
когда давление достигает нужного уровня,
кричит:"Стоп!"
На эту команду Ф. совсейсилой поворачивает кран влево (все
краныбез
исключения закрываются поворотом вправо!).
Из-за этого в прессе начинаетдействовать
полное давление аккумулятора, подводящая
трубка не выдерживает илопается- совсем невиннаяполомкамашины,
номы вынуждены
прерватьнасегодня
работу и пойти домой.
Характерно, впрочем, что некотороевремя спустя,когдамыобсуждалиэтот
случай,приятель Ф.
абсолютноне
помнил моихслово
поломке машины,которые
я помню совершенно отчетливо".
Этотслучай
может навести напредположение,что не всегда безобиднаяслучайность
делает руки вашей прислуги такими опасными
врагами вашегодома.Здесь
же встает вопрос, всегда ли случайно
наносишь себевред и подвергаешьопасностисобственное существование.Все это положения, значимость которыхвы
при случае можете проверить на основании
анализа наблюдений.
Уважаемые слушатели! Это далеко не все,
что можнобыло бысказатьобошибочныхдействиях.Естьещемноготакого,чтонужноисследоватьиобсудить.Но ядоволен,если врезультатенаших беседвыпересмотрелипрежниевзгляды и готовыпринять новые. Впрочем,яограничусьтем,чтонекоторыестороны делаостанутся невыясненными. Изучая
ошибочные действия,мы
можем доказать далеко не все наши положения,
но для их доказательствамыбудемпривлекатьнетолькоэтотматериал.Большаяценностьошибочныхдействий
для нас состоит в том, чтоэтоочень часто
встречающиеся явления,которые
можнолегко
наблюдать насамом
себе, иих появление совершенно несвязаноскаким-либоболезненнымсостоянием.
Взаключениеяхотелбыостановиться
только наодном
вопросе, на который еще не ответил: если
люди,какмы это виделиво многихпримерах,так близкоподходяткпониманиюошибочныхдействий и часто ведут себя так, как
будто они догадываются об ихсмысле,
токак же можно
считатьэти
явления случайными, лишенными смысла изначения
и так энергично сопротивляться
психоаналитическому их объяснению?
Вы правы - это удивительно итребует своего объяснения. Ноя вам егонедам,апостепенноподведукпониманиювзаимосвязей,изкоторогообъяснение откроется вам само по себе
без моего непосредственного участия.