Уважаемые дамы и господа!Позвольтемневместо,таксказать,сухогоизложенияматериалапобеседоватьсвамиовещах,имеющихоченьмалотеоретического
значения, но все-таки близкокасающихсявас,
посколькувыведь
дружескинастроеныпоотношениюкпсихоанализу?Представимсебе,например,
случай, когда вы в часы досуга берете в руки
немецкий,английскийили
американский роман, ожидаянайтивнемописаниелюдейивещейнасегодняшний
день.Черезнесколькостраницвынаталкиваетесьнапервоесуждение
о психоанализе, а затем и на другие, даже
еслиизконтекстаэто,по-видимому,
невытекает.Недумайте,чторечьидетобиспользованииглубинной
психологии для лучшего понимания
действующих лиц или их поступков,хотясуществуютиболеесерьезныесочинения,вкоторыхэтипопыткидействительно
имеются. Нет, по большей части это лишь
иронические замечания,которыми
автор романа хочет показать свою
начитанность илиинтеллектуальноепревосходство.
И далеко невсегдаувасвозникаетвпечатление,чтоондействительно
знает то, очемвысказывается.Иливыидетевдружескуюкомпанию
отдохнуть, это может быть и не в Вене. Через
некоторое время разговор переходит напсихоанализ,ивыслышите,каксамые
различные люди высказывают своесуждениепобольшейчастивтоненесомненной
уверенности. Суждение это обычно
пренебрежительное, часто брань,по
меньшей мере, вновь насмешка. Если вы будете
так неосторожны ивыдадите,что
кое-что понимаете в предмете, на вас все
накинутся,требуясведенийиобъяснений,
и через некотороевремявыубедитесь,чтовсеэтистрогиеприговоры
отступают перед любой информацией, что едва
ли хоть одинизэтихпротивников
брал в руки хотя бы одну аналитическую
книгу,аесливсе-такибрал,
то не преодолелпервогожесопротивленияпризнакомствесновымматериалом.
От введения впсихоанализвы,можетбыть,иждетеуказания,какиеаргументы
использовать для исправления явноошибочныхмненийобанализе,какие
книги рекомендовать длялучшегоознакомленияснимилижекакиепримеры
из литературы или вашего опыта следует
приводить в дискуссии,чтобыизменить
установку общества. Но я прошу вас, не
делайтеничегоэтого.Этобыло
бы бесполезно, лучше всего вам вообще
скрыть свою осведомленность. Еслиже
это уже невозможно, тоограничьтесьтем,чтоскажите:наскольковамизвестно,
психоанализ - особая отрасль знания, очень
трудная для понимания иобсуждения,
и занимается он очень серьезными вещами,
такчтошутитьздесьнечего,
а для публичных развлечений лучше поискать
другую игрушку. И конечноже,
не участвуйте в попытках толкований, еслинеосторожныелюдирасскажутсвои
сновидения, и не поддавайтесь искушению
вербоватьсторонникованализасообщениями
о случаях выздоровления.
Но вы можете спросить, почему эти люди,
как пишущие книги, так иведущиеразговоры,
ведут себя
так некорректно, и склонитесь кпредположению,чтоделонетольковлюдях,
но и в психоанализе тоже. Я думаю об этом
точно также;то,чтовлитературе
и обществе выступает для вас как
предрассудок -этопоследствияпредшествующегосуждения,аименносуждения,котороепозволялисебепредставители
официальнойнаукиомолодомпсихоанализе.Яужеоднаждыжаловался
на это в одной исторической работе и не буду
делать этого вновь-быть
может, и этого одного-то раза слишком много,
- но поистине небылониодного
нарушения законов логики, равно какиниодногонарушенияправилприличия
и хорошего тона, к которому не прибегали
тогданаучныепротивникипсихоанализа.
Ситуация была, как в средние века, когда
преступника илидажевсеголишьполитическогопротивникапригвождаликпозорномустолбуиотдавали
на поруганиечерни.Ивы,можетбыть,непредставляетесебеотчетливо,
насколько в нашем обществе
распространяется дурнойтоникакиебезобразия
позволяют себе люди, если они какчастьобщеймассычувствуютсебя
освобожденными от личной ответственности.
К началутехвременябылдовольно
одинок, вскоре увидел, что полемика не имеет
никакихперспективичто
даже самообвинение и апеллирование к
лучшимумамбесполезно,таккакпросто
не существует никаких инстанций, которые
должны были бы рассматриватьжалобу.
Тогда я пошел другим путем, я впервые
применил психоанализ, объяснивсебе
поведение массы феноменом того же самогосопротивления,скоторымяборолся
у отдельных пациентов, самвоздерживалсяотполемикииоказывалвлияние
в томженаправлениинасвоихсторонников,которыепостепеннопоявлялись.
Метод был хорош, опала, в которую попал
тогда анализ, с техпорбыла
снята, но как оставленная вера продолжает
жить в суеверии, а
отвергнутая наукой теориясохраняетсявнародноммнении,такитотпервоначальный
бойкот психоанализа научными кругами
продолжаетсясегоднявироническом
пренебрежении пишущих книги и ведущих
беседы любителей. Такчто
не
удивляйтесь этому.
Но и не надейтесь услышатьрадостноеизвестие,чтоборьбазаанализзакончена
и привела вместе с признанием его как науки
к преподаванию его какучебного
материала в университете.Обэтомнеможетбытьиречи,онапродолжается,
только в более вежливых формах. Новым
является также то, что внаучном
обществе образовался некий амортизирующий
слой между анализом иегопротивниками,
люди, которые допускают наличиечего-тоценногованализе,признают
это при благоприятных условиях, зато не
приемлют другое, о чемонинемогутзаявитьвовсеуслышание.Чтоопределяетихвыбор,нелегкоразгадать.
Видимо, это личныесимпатии.Одногораздражаетсексуальность,другого
- бессознательное, особенно, кажется,
невзлюбили факт символики. То,что
здание психоанализа, хотя еще не
завершенное, ужесегодняпредставляетсобойединство,изкоторогонельзяпроизвольновыбрасыватьотдельныеэлементы,
этими эклектиками, кажется, не учитывается.
Ни от одногоизэтихполу-
и четверть приверженцев я не получил
впечатления, что их отказоснованна
проверке. Даже некоторые выдающиесямужиотносятсякэтойкатегории.Правда,
их извиняет тот факт, что их время,какиихинтерес,посвященыдругимвещам,аименнотем,врешениикоторыхонидостиглистользначительных
успехов. Но не лучше тогда было бы им
воздержаться от суждения,вместо
того чтобы выступать столь решительно.
Одного из этихвеликихлюдеймне
удалось однажды быстро обратить в свою веру.
Это был всемирноизвестныйкритик,
который с благосклонным вниманием и пророчески
острым взглядом следил задуховнымитечениями
времени. Я познакомился с ним толькотогда,когдаемубылозавосемьдесят,
ноонбылвсеещеочаровательнымсобеседником.Вылегкодогадаетесь,
кого я имею в виду. Не я первый завел
разговор опсихоанализе,это
сделал он, обращаясь ко мне самым скромным
образом. "Я только литератор,-
сказал он, - а вы - естествоиспытатель и
первооткрыватель. Но яхочувамсказать
одно: я никогда не имел сексуальных чувств к
своей матери"."Новысовершенно
и не обязаны о них знать, - возразил я, - ведь
длявзрослыхэтобессознательные
процессы". -"Ах,вытакэтопонимаете",-сказалоноблегченно
и пожал мою руку. Мы беседовали в добром
согласииещенесколькочасов.
Позднее я слышал, что за тоткороткийостатокжизни,которыйемусуждено
было еще прожить, он неоднократно дружески
отзывалсяобанализеиохотно
употреблял новое для него слово "вытеснение".
Известное изречение напоминает, что
надо изучать своих врагов. Признаюсь,мне
никогда это не удавалось, но явсежедумал,чтодлявасбылобыпоучительным,еслибыяпредпринялсвамипроверкувсехупрековивозражений,
которые противники психоанализа выдвигали
против него, иуказалбы
на [их] так легко обнаруживаемую
несправедливость и нарушения логики.Нооп
second thoughts* По зрелом
размышлении (англ.). -Прим.
пер. я сказал себе,этобылобысовсемнеинтересно,аутомительно
и неприятно, и именно поэтому все эти годы ятщательноизбегалэтого.
Итак, извините меня за то,чтоянеследуюдалееэтимпутемиизбавляю
вас от суждений наших так называемых
противников. Ведьречьпочтивсегдаидетолицах,единственнымподтверждениемквалификациикоторыхявляется
беспристрастность,
которую они сохранили благодаря
отстранению от опыта психоанализа.Ноязнаю,
что мне не так легко будет отделаться в
других случаях.Выпоставитемне
в упрек: ведь есть так много лиц, к которым
ваше последнее замечаниенеподходит.Онинеотказалисьотаналитическогоопыта,анализировалипациентов,
может быть, сами подверглись анализу, были
какое-то времявашимисотрудниками
и все-таки пришли к другим воззрениям и
теориям,наоснованиикоторых
отошли от васиосновалисамостоятельныешколыпсихоанализа.Овозможности
и значении этих движений отхода, столь
частыхвходеразвитияанализа,
вы должны были бы дать нам объяснение.
Да, я попытаюсь это сделать, правда,
вкратце, потомучтодляпониманияпсихоанализа
это даст меньше, чем вы думаете. Я знаю, что впервуюочередьвы
имеете ввидуиндивидуальнуюпсихологиюАдлера,котораявАмерике,например,
рассматривается как правомочная побочная
линия нашего психоанализаи
обычно упоминается вместе с ним. В
действительности она имеет с нимоченьмало
общего, но вследствие определенных
исторических обстоятельствведетвнекотором
роде паразитическое существование за егосчет.Кееоснователюусловия,
которые мы предполагаем дляпротивниковдругойгруппы,подходятлишь
внезначительноймере.Самоназваниеявляетсянеудачным,кажетсяследствием
затруднения; мы не можем себе позволить
помешать пользоватьсяимс
полным правомвкачествепротивоположностипсихологиимасс;то,чемзанимаемся
мы, тоже является по большей частиипреждевсегопсихологией
человеческого
индивидуума. В объективную критикуиндивидуальнойпсихологииАдлера
я не буду сегодня вдаваться, она не входит в
план этоговведения,ятакже
пытался уже однажды это сделать и не вижу
причин что-либоизменятьвней.
А впечатление, которое она
производит, я лучше покажу на примере
маленького происшествия вгодыдовозникновения
анализа.
Вблизи маленького моравского городка,вкоторомяродилсяикоторыйпокинултрехлетнимребенком,находитсяскромныйкурорт,утопающийвпрекрасной
зелени. Вгимназическиегодыянесколькоразбывалтамнаканикулах.Примернодвадесятилетияспустяболезньоднойблизкойродственницы
послужила поводом снова увидеть это место.
В беседе с курортнымврачом,
который оказывал помощьмоейродственнице,яосведомилсяоегоотношенияхсословацкимикрестьянами,которыезимойсоставлялиегоединственную
клиентуру.Онрассказал,какимобразомосуществляетсяеговрачебная
деятельность: ко времени приемных часов
пациентыприходятвегокабинет
и становятся в ряд. Затем один за другим
выходят впередижалуютсяна
свои недуги: у него-де боли в крестцовой
области, или спазмы желудка, илиусталость
в ногах и т. д. Затем врач обследует каждого
и, войдя в курс дела,объявляет
диагноз, в каждом случае один и тот же. Он
перевел мне этослово,оно
означало то же самое, что "нечистый". Я
спросил удивленно, невозражалили
крестьяне, что он у всех находил одну и ту же
болезнь. "О нет, -ответилтот,
- они были очень довольнытем,чтоэтобылоименното,чегоониожидали.
Каждый, возвращаясь в ряд, пояснял другому
мимикой ижестами:да,этотзнаетсвоедело".Тогдаясмутнопредставлялсебе,прикаких
обстоятельствах
снова встречусь с аналогичной ситуацией(1)ЗдесьФрейдвысказываетприсущий
буржуазномумировоззрениюпренебрежительныйвзгляднанародныемассы,
их мнимую интеллектуальную ограниченность.
Будькто-тогомосексуалистомилинекрофилом,запуганнымистериком,изолированным
невротиком снавязчивымисостояниямиилибуйнопомешанным,вкаждомслучаепоследователь
индивидуальной психологии адлеровского
направления предположитведущим
мотивом [данного] состояния желание
больного заставитьсчитатьсяссобой,
скомпенсировать свою неполноценность,
остаться на высоте,перейтисженской
линии поведения па мужскую. Что-то очень
похожее мы слышали молодымистудентамивклинике,когдаоднаждыдемонстрировалсяслучайистерии:страдающиеистериейпроизводятсвоисимптомы,чтобысделатьсебяинтересными,
привлечь к себе внимание. Как частовсе-такистараямудростьвозвращается!
Но этот кусочек психологии уже тогда,какнамказалось,нераскрывал
загадки истерии. Оставалось, например,
неясным, почему больнойневоспользуется
другим средством для достижения своегонамерения. Кое-чтовэтой
теории индивидуальнойпсихологиидолжнобыть,конечно,правильным,какая-точастичкацелого.Инстинктсамосохранениябудетпытатьсяиспользоватьдлясебялюбуюситуацию,Ятожезахочетвоспользоватьсясостоянием
болезни для своего преимущества. Впсихоанализеэтоназывается"вторичной
выгодой от болезни". Правда, если
вспомнить офактахмазохизма,бессознательнойпотребностинаказанияиневротическогосамоповреждения,которые
заставляют предположить влечения,
противоречащие самосохранению,тоусомнишься
и в общей значимости той банальной истины,
накоторойпостроенотеоретическое
здание индивидуальной психологии. Но
большинству такаятеорияв
высшей степени желательна, она не признает
никаких осложнений,невводитновых,
трудно постигаемых понятий, ничего не знает
о бессознательном,однимударом
устраняет гнетущую для всехпроблемусексуальности,ограничиваетсяоткрытием
лазеек, с помощью которых хочет сделать
жизнь удобной. Ведьмассасама
удобна, не требует для объяснения болееоднойпричины,благодарнанаукенезаееподробности,
хочет иметь простые решения исчитатьпроблемыразрешенными.Есливзвесить,насколькоиндивидуальнаяпсихологияотвечаетэтимтребованиям,
то нельзя не вспомнить одно высказывание из
Валленштейна:
Не будь так этот замысел коварен,
Глупейшим я назвать бы мог его!
(Перевод Н. Славятинского)
Критика специалистов, столь неумолимая
в отношении психоанализа, вобщемкоснулась
индивидуальной психологии замшевыми
перчатками. Правда, вАмерикебыл
случай, когда один из виднейшихпсихиатровопубликовалстатьюпротивАдлера
под названием Enough!,*
Довольно! (англ.) - Прим. пер. где он выразил свое
отвращение к "навязчивомуповторению".
Если другие велисебянамноголюбезнее,то,видимо,этомуспособствовала враждебность к анализу.
О других школах, которые ответвились от
нашего психоанализа, мне не нужномного
говорить.То,чтоэтопроизошло,неговоритниза,нипротивпсихоанализа.
Подумайтеосильныхаффективныхфакторах,которыемногимзатрудняют
возможность включиться во что-то или
подчиниться чему-то и оещебольших
трудностях, которые по праву подчеркивает
выражение quot capitatotsensus.** Сколько голов - столько умов (лат.). -
Прим. пер. Если различия вомненияхперешагнулиопределеннуюграницу,тосамое
целесообразное размежеваться и сэтихпоридтиразличнымипутями,особенно
когдатеоретическоеразличиеимеетсвоимследствиемизмененияпрактическихдействий.Предположите,например,чтокакой-тоаналитикнедооцениваетвлияниеличногопрошлогоипытаетсяобъяснить
причины неврозов исключительно мотивами
настоящегоиожиданиями,направленными
в будущее.Затемонбудетпренебрегатьанализомдетства,вообще
начнет пользоваться другойтехникой,анедостатокданныханализадетства
должен будет возместить усилением своеготеоретическоговлиянияи
прямыми
указаниями на жизненные цели. Тогда мы,
другие, скажем:это,можетбыть,
и школа мудрости, но уж никак не анализ. Илидругойможетприйтиквыводу,
что переживание страха рождения является
зародышем всехпоследующихневротическихнарушений,тогдаемупокажетсяправильнымограничитьсяанализом
действий этого одного впечатления и
обещатьтерапевтическийуспехчерез
три-четыре месяца лечения. Заметьте, явыбралдвапримера,которыеисходят
из диаметрально противоположных
предпосылок.Таковпочтивсеобщийхарактер"движенийотхода",каждоеизниховладеваеткакой-точастьюбогатства
мотивов в психоанализеистановитсясамостоятельнымнаосновеэтого
овладения, будь то стремлениеквласти,этическийконфликт,мать,генитальность
в т.д.Есливамкажется,чтотакиеотходывразвитиипсихоанализа
сегодня происходят чаще, чем в других
духовных движениях, то незнаю,
должен ли я согласиться с вами. Коль скоро
это так, тоответственнымиза
этоследуетсчитатьтесныесвязимеждутеоретическимивзглядамиитерапевтическойпрактикой,которыесуществуютвпсихоанализе.Различиятолько
во мнениях можно было бы выносить дольше.
Нас, психоаналитиков, любятобвинять
внетерпимости.Единственнымпроявлениемэтогоотвратительногокачества
было размежевание именно с инакомыслящими.
В остальном их ни вчемне
обидели; напротив, они попали в
благоприятное положение,стехпоримстало
лучше, чем
раньше, так как после отхода они
освободились от упреков, откоторыхмызадыхаемся,
например, в позорности детской
сексуальности илисмехотворностисимволики,атеперьихсчитаютвмиренаполовинучестными,чеммы,оставшиеся,неявляемся.Онисамиотошлиотнасвплотьдоодногопримечательного
исключения.
Какие же еще притязания вы обозначите
названием терпимость?Тотслучай,когда
кто-то выразил мнение, которое вы считаете
абсолютно неправильным,ноговорите
ему: "Большое спасибо, что вы выразили это
противоречие. Выспаслинасотопасностисамодовольстваидаетенамвозможностьдоказатьамериканцам,
что мыдействительнонастолькоbroadminded,
*
Терпимы (англ.} - Прим. пер.насколькоонивсегда
этого желали. Мы не верим ни одному слову из
того, чтовыговорите,но
это неважно. Вероятно, вы так же правы, как и
мы. Кто вообще может знать,кто
прав? Позвольте нам, несмотрянасоперничество,выразитьвашуточкузрения
в литературе. Надеемся, что вы будете стольлюбезныипостараетесьвысказаться
за нашу, которую вы отвергаете". Это,
очевидно, станет в будущемобычным
в научнойработе,когдаокончательноутвердитсязлоупотреблениетеорией
относительности Эйнштейна. Правда, пока мы
доэтогонедошли.Мыограничиваемсястаройманеройпредставлятьсвоисобственныеубеждения,подвергаясь
опасности ошибиться, потому что против
этого нельзязащититься,и
отвергаем то, что нам противоречит. В
психоанализе мы в достаточнополноймере
пользовались правом на изменениесвоегомнения,еслиполагали,чтонашли
что-то лучшее.
Одним из первых приложенийпсихоанализабылото,чтооннаучилнаспонимать
противников, которые появились в нашем
окружении из-за того, что мызанимались психоанализом. Другие
приложения, объективного характера,могутвызвать
более общийинтерес.Ведьнашимпервымнамерениембылопонятьнарушения
человеческой душевной жизни, потому что
один поразительныйпримерпоказал,
что понимание и выздоровление здесь почти
совпадают, чтопуть,покоторому
можноидти,ведетотодногокдругому.Иэтодолгоевремяоставалось
нашим единственным намерением.Нозатеммыобнаружилитеснуюсвязь,
даже внутреннюю идентичность между
патологическими и такназываемыми
нормальными
процессами, психоанализ стал глубинной
психологией,атаккакничего
из того, что человек создает или чем
занимается,нельзяпонятьбезпомощипсихологии,психоанализнашелсвоеприменениевмногочисленныхобластях
науки,особенногуманитарных,ононапрашивалосьсамособойитребовалоразработки(1) ЕслиуистоковпсихоанализаФрейдограничивалегопритязанияклиникойневрозов,товдальнейшем,абсолютизируя
разработанные им на этомматериалегипотезыипонятия,онраспространил
их на всю область человеческойкультурыивсвязисэтимполагал,
что гуманитарные науки могут быть
преобразованынаосноведанныхпсихоанализа.Экспансияпоследнеговэтинаукиповлеклазасобойпроникновениевнихошибочныхпредставленийобопределяющейролибессознательной
психики (главным образом сексуальныхфакторов)вразвитиикультуры
и искусства.Ксожалению,этизадачинатолкнулисьнапрепятствия,
по сути дела обоснованные, которые не
преодолены и по сей день.Такое
применение предполагаетпрофессиональныезнания,которыхнеимеютаналитики,
в то время как те, кто ими обладает, ничего
не знают обанализе,а
можетбыть,нехотятничегознать.Такимобразом,получилось,что
аналитики,
как дилетантысболееилименеедостаточнымбагажом,частособранным
в спешке, предпринимали экскурсы в такие
областинаук, как мифология, история культуры,
этнология, религиоведение и т.д.Постоянно
занимающиеся этими науками исследователи
обходились с нимивообщекак
с незваными гостями, поначалу отказывая им
в знакомствекаксосвоимиметодами,
так и с результатами, если те стоили
внимания.Ноэтиотношенияпостоянноулучшаются,вовсехобластяхрастетчислолиц,изучающихпсихоанализ
с тем, чтобы применить его в своей
специальной области,сменитьпионеров
в качестве колонистов. Здесь мы можем
надеяться набогатыйурожайновых
взглядов. Применение анализа - это всегда и
его утверждение. Там,гденаучная
работаотстоитотпрактическойдеятельностидалеко,неизбежнаяборьба
мнений, пожалуй, будет менее ожесточенной.
Яощущаюсильныйсоблазнпоказатьвамвсевозможныеприложенияпсихоанализа
в гуманитарных науках. Этивещи,достойныевниманиякаждогочеловека
с духовными интересами,акакое-товремяничегонеслышатьоненормальности
и болезни было бы для вас заслуженным
отдыхом. Но явынужденотказаться
от этого, это опять увело бы нас за рамки
наших бесед, а,честноговоря,
я и не способен выполнить эту задачу. В
некоторых изэтихобластейя,
правда, сам сделал первый шаг, но сегодня
уже не могуохватитьматериалвовсейполноте,имнепришлосьбыизучитьмногоедлятого,чтобыразобраться
в том, что нового появилось со временимоихначинаний.Теизвас,
кторазочарованмоимотказом,можетвполнеудовлетворитьсянашимжурналом Image, предназначенным не для медицинского
приложения анализа.
Только одну тему я не могутакпростообойти,непотому,чтомногопонимаю
или сам так много сделал в ней. Совсем
наоборот, я ею почтиникогдане
занимался. А между тем это так чрезвычайно
важно,такмногообещаетвбудущем
и, может быть, является самым важным из всего, чем занимается
анализ. Я имею ввидуиспользованияпсихоанализа
в педагогике,ввоспитаниибудущегопоколения(1) Данные
современнойпедагогикии
психологии показали ограниченные
возможности психоаналитической техникивплане
ее использования вцеляхпозитивногоразвитиямотивационнойсферыребенка.Рад,покрайней
мере, сообщить, что моя дочь, Анна Фрейд,
видит в этойработесвоюжизненную
задачу и ликвидирует, таким образом, мое
упущение.Путь,которыйведет
к этому использованию, легко поддается
обозрению. Когда мы при лечениивзрослогоневротикаисследовалидетерминированностьегосимптомов,топостоянно
доходили до его раннего детства. Знанияболеепозднейэтиологиибыло
недостаточно ни для понимания, ни для
терапевтического воздействия. Так
мыбыливынужденыпознакомитьсяспсихическимиособенностямидетскоговозраста
и узнали большое количество вещей, которыеможнобылоустановитьлишь
не иначе как благодаря анализу, смогли
внести также поправки вомногиеобщепризнанные
мнения о детстве. Мыобнаружили,чтопервыедетскиегоды(примерно
допятилет)имеютособоезначениепонесколькимпричинам.Во-первых,
потому что в это время происходит раннийрасцветсексуальности,оставляяпослесебярешающиедлясексуальнойжизнизрелогопериодапобуждения. Во-вторых,потомучтовпечатленияэтоговременипадаютнанезавершенное
и слабое Я, на котороеонидействуюткактравмы.Яможетзащититься
от аффективных бурь, которыеонивызывают,нечеминым,как
вытеснением,иполучаеттакимспособомвдетскомвозрастевсепредрасположения
к последующим заболеваниям и
функциональным нарушениям.Мыпоняли,
что трудность детства состоит в том, что за
короткий периодвремениребенокдолженовладетьрезультатамикультурногоразвития,котороедлилосьтысячелетия,
овладеть влечениямиисоциальноприспособиться,покрайнеймере,
сделать первые шаги в обоих направлениях.
Своим собственнымразвитиемон
лишь частично добиваетсяизменениявэтусторону,многоеприходитсянавязывать
ему воспитанием. Нас не удивляет, если
ребенокчастоневполнесправляется
с этой задачей. Вэтотраннийпериодмногиедети-иуж,конечно,
все те, кто позднее открытозаболевают,-переживаютсостояния,которые
можно приравнять к неврозам. У некоторых
детей болезнь не дожидаетсяпериода
зрелости, она начинается уже в детствеидоставляетмногохлопотродителям
и врачам.
Мы нисколько не опасались применять
аналитическую терапию к такимдетям,которые
обнаруживали илинедвусмысленныеневротическиесимптомы,илижепредпосылки
длянеблагоприятногоразвитияхарактера.Опасениеповредитьребенкуанализом,котороевыражалипротивникианализа,оказалосьнеобоснованным.
Предпринимая это, мы выигрывали в том, что
могли подтвердитьна
живом объекте то, что у взрослых открывали,
так сказать, изисторическихдокументов.
Но и для детейэтобылооченьблагоприятно.Оказалось,чторебенок
- очень выгодный объект для аналитическойтерапии;успехилеченияосновательныипродолжительны.Разумеется,техника,разработаннаядлялечениявзрослого,дляребенкадолжнабытьвомногомизменена.Психологически
ребенок другой объект, чем взрослый, у него
еще нетСверх-Я,метод
свободной ассоциации ведет недалеко,
перенесение играетдругуюроль,так
каксуществуютещереальныеродители.Внутренниесопротивления,скоторыми
мы боремсяувзрослого,заменяютсяуребенкаобычновнешнимитрудностями.
Если родители
становятся носителями сопротивления,
так что цель анализа или сам процессподвергаются
опасности, то частоприанализеребенканеобходимонемногоповлиять
и на родителей. С другойстороны,неизбежныеотклоненияанализаребенка
от анализа взрослого уменьшаются благодаря
тому обстоятельству,чтонекоторые
наши пациенты сохранили так много
инфантильных черт характера, чтоаналитикам
опять-таки для приспособлениякобъектунеоставалосьничегодругого,
как использовать в их случае определенные
приемы детскогоанализа.Самособойполучилось,чтодетскийанализсталпреобладатьуженщин-аналитиков,
и так это, видимо, и останется.
Мнение,чтобольшинствонашихдетейпроходитвсвоемразвитииневротическую
фазу, несет в себе зародышгигиеническоготребования.Можнопоставить
вопрос, не целесообразно ли помочь ребенку
анализом, даже еслионне
обнаруживает никаких признаков нарушения,вкачествепрофилактикиегоздоровья
так, как сегодня делается прививка против
дифтерии здоровымдетям,недожидаясь,покаонизаболеютею.Дискуссияпоэтомувопросунасегодняшний
день имеет лишь академический интерес,ямогусебепозволить
обсудить
его с вами; длябольшогочисланашихсовременниковужепроектпоказался
бы ужасной фривольностью, а присуществующемвнастоящеевремяотношении
большинства родителей к анализу нужно
отказаться от всякой надеждына
его проведение в жизнь. Такая профилактика
нервозности, котораябылабыдейственной,
предполагает совершенно иную установку
общества.Главноеполедеятельности
для использования психоанализа в
воспитании находится сегодня вдругом
месте. Уясним для себя, что являетсяближайшейзадачейвоспитания.Ребенок
должен овладеть влечениями. Дать ему
свободу с тем, чтобы оннеограниченноследовалвсемсвоимимпульсам,невозможно.Этобылбыоченьпоучительныйэкспериментдлядетскихпсихологов,
но при этом не должно было бы быть в живыхродителей,асамимдетям
нанесен был быбольшойвред,которыйсказалсябыотчастисразу,отчасти
в последующие годы. Итак, воспитаниедолжнотормозить,запрещать,подавлять,
что оно во все времена успешно и делало. Но
из анализа мы узнаем,что
как раз это подавление влечений несет всебеопасностьневротическогозаболевания.Помните,мытщательноисследовали,какимипутямиэтопроисходит.
Таким образом, воспитание должно искать
свой путь междуСциллойпредоставления
полной свободы действий и Харибдой запрета.Хотязадачанеявляетсявообщенеразрешимой,нужнонайтидлявоспитанияоптимальныйвариант,
т. е. достичь как можно большего и как можно
меньше повредить. Речьидет
о том, чтобы решить, сколько можно запрещать,
в какоевремяикакимисредствами.
А далее необходимо считаться с тем, что
объекты воспитания несутв
себе самые различные конституциональные
предрасположения, так чтоодинитот
же метод воспитательного воздействия не
может быть одинаковохорошдлявсех
детей. Следующее соображение
свидетельствует о том, чтовоспитаниедосих
пор очень плохо выполняло свою задачу ипричинялодетяммноговреда.Если
оно найдет оптимум и решит свою задачу
идеально, то можно надеятьсянаустранение
одного фактора в этиологии заболевания -
влияния побочных детскихтравм.
Другой фактор - силу не подлежащей запрету
конституции влечений - ононикоим
образом не сможет устранить. Если продумать
теперь поставленные передвоспитателем
трудные задачи: узнать конституциональное
своеобразиеребенка,по
малейшим признакам распознать,что происходит в его
несформировавшейся душевной жизни,выразитьемувнужной
мере любовь и все-таки сохранить
действенность авторитета, то скажешьсебе:единственнойцелесообразнойподготовкойкпрофессиивоспитателяявляется
основательное психоаналитическое обучение.
Лучше всего если онсамподвергнется
анализу, потому что без опыта насобственнойличностинельзявсе-таки
овладеть анализом. Анализ учителейивоспитателейкажетсяболеедейственной
профилактической мерой, чем анализ самих
детей,даиприегопроведении
возникнет меньше трудностей.
Но между прочим, следовало бы подумать о
косвенном содействиивоспитаниюдетей
при помощи анализа,которыйсовременемможетприобрестибольшеевлияние.
Родители, сами узнавшие анализ и многим ему
обязанные, в томчислеи
пониманием ошибок в собственном воспитании,будутобращатьсясосвоимидетьми более сочувственно и избавят их
от многого,отчегосаминебылиизбавлены.Параллельносостараниямианалитиковоказатьвлияниенавоспитаниепроводятсяисследованияовозникновенииипредупреждениибеспризорности
и преступности. Здесь явамтожелишьприоткроюдвериипокажу
покои за ними, но не введу вас вовнутрь.
Уверен, что если ваш интереск
психоанализу сохранится, вы сможете узнать
об этих вещахмногоновогоиценного.
Но мне не хотелось бы оставлять темувоспитания,неупомянувобопределенной
точке зрения.Сказано-исполнымправом,-чтолюбоевоспитание
партийно,чтооностремится,чтобыребенокприспособилсяксуществующему
общественному строю, не учитывая, насколькоонсампосебецененинасколькоустойчив.Будучиубежденнымвнедостаткахнашихсовременных
социальных учреждений, нельзя оправдывать
того, чтобы
им на службу былопоставленоещеипсихоаналитическиориентированноевоспитание.Переднимнужнопоставитьдругую,болеевысокуюцельосвобождения
от господствующих социальных требований.
Но я полагаю, что этотаргумент
здесь неуместен. Требование выходит за
рамки функций анализа. Врач,призванный
лечить пневмонию, тоже не должен заботиться
отом,являетсялизаболевший
образцовым человеком, самоубийцей или
преступником,заслужиллион,
чтобы оставаться в живых, и нужно ли ему
этого желать. Эта другаяцель,которую
хотят поставить перед воспитанием, тоже
будет партийной, инеделоаналитикавыбиратьмеждупартиями.Менянискольконеудивит,чтопсихоанализу
будет отказано в любом влиянии на
воспитание, если он заявитосвоейпричастностикнамерениям,несогласующимсяссуществующимобщественным
строем. Психоаналитическое воспитание
возьмет на себяненужнуюответственность,
если поставит себе целью переделывать
своего воспитанника вмятежника.
Оно сделает свое дело, сохранив егоповозможностиздоровымиработоспособным.
В нем самом содержится достаточнореволюционныхмоментов,чтобы
гарантировать, что его воспитанник в
последующей жизни невстанетнасторону
регресса и подавления. Я даже полагаю, что
дети-революционерынивкаком
отношении не желательны.
Уважаемыедамыигоспода!Яхочусказатьещенесколькословопсихоанализе
как о терапии. О теоретическом ее основании
я говорил нескольколет
тому назад и сегодня не считаю нужным
формулироватьегоиначе;теперьдолженсказатьсвоесловоопытэтихпрошедшихлет.Вызнаете,чтопсихоанализ
возник как терапия, он далеко вышел за ее
рамки, но не отказалсяот
своей родной почвы и для своего углубления
и дальнейшего развития все ещесвязан
с больными. Собранные данные, на основании
которых мы строим наши теории,нельзябыло
получить другим способом. Неудачи, которыемытерпимкактерапевты,ставят
перед нами всеновыезадачи,требованияреальнойжизниявляютсядейственной
защитой против увеличениячислаумозрительныхпостроений,откоторых
мывнашейработевсе-такитоженеможемотказаться.Какимисредствами
психоанализ помогает больным, если он
помогает, и какимипутями,об
этом мы уже говорили раньше;сегоднямыхотимспросить,чегожеондостиг.
Вы, может быть, знаете, что я никогда не
был энтузиастом терапии; так чтонечего
опасаться, что я злоупотреблю в этой беседе
рекламой. Ялучшескажуслишком
мало, чем слишком много.Втовремя,когдаябылединственным
аналитиком,
ячастослышалотлиц,которыеотносилиськмоемуделу,по-видимому,
дружески: "Все этопрекрасноиостроумно,нопокажитенамслучай,
который вы вылечили при помощи анализа".
Этобылаоднаизмногихформулировок,
которые со временем сменяли друг друга сцельюотодвинутьвсторону
неудобное новшество. Сегодня она тоже
устарела, как многие другие, -найдетсявпапкеаналитикаипачкаблагодарственныхписемвылеченныхпациентов.
На этоманалогиянезаканчивается.Психоанализдействительнотерапия,
как и всякая другая. Унееестьсвоитриумфыипадения,своитрудности,ограничения,показания.Визвестноевремяпротиванализапрозвучал
протест, что его нельзя принимать всерьез
за терапию,потомучто
оннерешаетсяознакомитьсостатистикойсвоихуспехов.Стехпорпсихоаналитический
институт в Берлине, основанный д-ромМаксомЭйтингоном,опубликовал
свой статистический отчет за десятилетие.
Успехи лечения не даютоснований
ни для того, чтобы ими
хвалиться, ни для того, чтобы их
стыдиться. Но такие статистики вообще непоучительны,
обработанный материал настолько
гетерогенен, чтотолькооченьбольшие
числа могли бы что-то показать. Лучшеобратитьсякотдельнымего
случаям.
Здесь я хотел бы сказать, чтонедумаю,чтобынашиуспехивлечении
могли соперничать суспехамиЛурда.Насколькобольшесуществуетлюдей,которыеверятвчудесасвятойдевы,чем тех,ктоверитвсуществование
бессознательного! Если мы обратимся к
земнойконкуренции,тодолжнысопоставитьпсихоаналитическуютерапиюсдругимиметодамипсихотерапии.
Органические физические методы лечения
невротических состоянийсегодня
вряд ли нужно упоминать. Как
психотерапевтический метод,анализнепротиворечит
другим методам этой специальной области
медицины, он нелишаетих
значимости, не исключает их. В теории все
какбудтохорошосочетается:врач,
который хочет считаться психотерапевтом,
используетанализнарядусдругими
методами лечения своего больного в
зависимости от специфики случая и благоприятностиилинеблагоприятностивнешнихобстоятельств.Вдействительностижеэтотехника,требующаяспециализацииврачебнойдеятельности.
Таким же образом должны были отделиться
друг от друга хирургияи
ортопедия. Психоаналитическая
деятельность трудна и требовательна,снейнельзя
обращаться как с очками, которые надевают
при чтениииснимаютприпрогулке.
Как правило, психоанализ либо захватываетврачаполностью,либосовсем
не захватывает. Психотерапевты, которые
пользуются анализом от случаяк
случаю, стоят, по-моему, не на надежной
аналитической почве, они принимаютне
весь анализ, а вульгаризируютего,пожалуй,даже"обезвреживают";ихнельзя
причислить к аналитикам. Я думаю, что это
достойно сожаления, но взаимодействие
во врачебной деятельности аналитикаи
психотерапевта, который ограничивается
другими методами медицины, былобыв
высшей степени целесообразно.
По сравнению с другими методами
психотерапии психоанализ,безсомнения,является
самым сильным. Но справедливо и то, что он
также самый трудоемкий иотнимает
больше всего времени, его не будешь
применять в легкихслучаях;сегопомощьювподходящихслучаяхможноустранитьнарушения,вызватьизменения,
на которые не смели надеяться в
доаналитическиевремена.Ноонимеет
свои весьма ощутимые ограничения.Некоторыммоимсторонникамсихтерапевтическимчестолюбиемстоилооченьмногихусилийпреодолетьэтипрепятствия,
так что все невротические нарушения стали
как бы излечимыми припомощипсихоанализа.Онипыталисьпроводитьаналитическуюработувсокращенный
срок, усиливать перенесение настолько,чтобыонопересиливаловсе
сопротивления, сочетать с ним другие
способы воздействия, чтобы вынудитьвыздоровление.
Эти усилия, конечно, похвальны, но я думаю,
что они напрасны.Они
несут в себеопасностьсамомувыйтизарамкианализаивпастьвбесконечное
экспериментирование. Предположение, что
все невротическоеможновылечить,
кажется мне подозрительным из-за веры
дилетантов в то, что неврозыбудто
бы являются чем-то совершенно излишним, что
вообще не имеетправанасуществование.Насамомделеониявляютсятяжелыми,конституциональнозафиксированнымипоражениями,которыередкоограничиваютсянесколькимивспышками,
по большей же части сохраняютсявтечениедлительныхпериодовжизни
или всю жизнь. Аналитический опыт,показывающий,чтонанихможношироко
воздействовать, если известны исторические
поводы болезни и
привходящие моменты, побудил нас
пренебречьвтерапевтическойпрактикеконституциональным
фактором, ведь мы не можемизнегоничегоизвлечь;втеории
же мы должны все время о нем помнить.Ужеобщаянедоступностьдляаналитической
терапии психозов при их близкомродствесневрозамидолжнабылаограничитьнашипритязания наэтипоследние.Терапевтическаядейственностьпсихоанализаостаетсяограниченнойвследствиерядазначительных
и едва поддающихся воздействию факторов. У
ребенка,гдеможнобыло
бы рассчитывать на наибольшие успехи, этимфакторомявляютсявнешниетрудности
наличияродителей,которыевсе-такиимеютотношениекбытиюребенка.
У взрослыхэтопреждевсегодвафактора:степеньпсихическойокостенелости
и определенная форма болезни со всем тем,
что не дает ейдатьболее
глубокое определение. Первый фактор частонеправомернонезамечают.Как
ни велика пластичность душевной жизни, а
также возможность возобновленияпрежнихсостояний,нельзясноваоживитьвсе.Некоторыеизмененияокончательны,
типа образования шрамов от завершившихся
процессов.Вдругихслучаяхвозникаетвпечатлениеобщейзакостенелостидушевнойжизни;психические
процессы, которые, весьма вероятно, можно
было бынаправитьподругим
путям, по-видимому, не способны оставить
прежние. Но возможно, это тоже
самое, чтобылораньше,толькоувиденноепо-другому.Слишкомчастоощущаешь,
что терапии не хватает какой-то необходимой
движущейсилы,чтобыдобиться
изменения. Какая-то определенная
зависимость, какой-то определенныйкомпонент
влечений является слишком сильным по
сравнению спротивоположнымисилами,
которые мы можем сделать подвижными. В
самых общих чертах так бываетпри
психозах. Мы понимаем их настолько, что как бы знаем, где применить
рычаги,ноонинемогутсдвинутьгруза.
Здесь возникает даженадежданабудущее,чтопониманиедействийгормонов
- вы знаете, что это такое, - предоставит нам
средства для успешнойборьбы
с количественными факторами заболеваний,
но сегодня мы еще далекиотэтого.
Я полагаю,чтонеуверенностьвовсехэтихотношенияхдаетнампостоянный
стимул длясовершенствованиятехникианализа,ивчастностиперенесения.
Новичок ванализеособеннобудетсомневатьсяпринеудаче,винить
ли ему внейсвоеобразиеслучаяилисвоенеловкоеобращениестерапевтическим
методом. Но я уже сказал: я не думаю, что
благодаряусилиямв
этом направлении можно достичь многого.
Другое ограничение аналитических
успехов определяется формой болезни.Выуже
знаете, что областью приложения
аналитической терапииявляютсяневрозыперенесения,
фобии,истерии,неврозынавязчивыхсостояний,крометого,ненормальности
характера, развившиесявместоэтихзаболеваний.Все,чтоявляется
иным, - нарцисстические, психотические
состояния -неподходитвбольшей
или меньшей степени. Но ведь вполне законно
былобызащититьсяотнеудач,
тщательно исключая такиеслучаи.Статистикианализаполучилибыблагодаря
этойосторожностибольшоеоблегчение.Да,нотутестьодназагвоздка.
Наши диагнозы очень часто ставятся лишь со
временем, ониподобныраспознаванию
ведьм шотландским королем, о котором я
читал уВиктораГюго.Этот
король утверждал, что обладает
безошибочным методом определенияведьм.Он
заставлял ошпарить ее кипятком в котле, а
затем пробовал суп. После этогоонмогсказать:"Этобылаведьма"или:"Нет,этобыланеведьма".Аналогичное
происходит у нас, с той лишьразницей,чтомыимеемделоснарушениями.
Мы не
можем судить о пациенте, который пришел
на лечение, илижеокандидатедля
обучения, пока не изучим его в течение
нескольких недель или месяцев. Мыдействительно
покупаем котавмешке.Пациентвысказываетнеопределенныеобщие
жалобы, которые не позволяют поставить
верныйдиагноз.Поистеченииэтого
критического времени может обнаружиться,
что это неподходящийслучай.Кандидата
мы тогда отсылаем,пациентажеоставляемнанекотороевремя,пытаясь
увидеть его в более выгодномсвете.Пациентмститнамтем,чтоувеличивает
список наших неудач, отвергнутый кандидат,
если онпараноик,-примерно
тем, что сам начинает писать
психоаналитические книги. Каквидите,наша
осторожность нам не помогла.
Боюсь, что эти детальные
обсуждения уже не представляют для вас
интереса.Но
я бы сожалел еще больше, если бы вы подумали,
чтомоимнамерениембылопринизитьвашеуважениекпсихоанализукактерапии.Возможно,ядействительно
неудачно начал; но я хотел как раз
противоположного:извинитьтерапевтические
ограничения анализа, указав на ихнеизбежность.Стемженамерением
я обращаюсь к другому моменту, к тому упреку,чтоаналитическоелечение
занимает несравнимо большеевремя.Наэтоследуетсказать,чтопсихические
измененияпроисходяткакразмедленно;еслионинаступаютбыстро,
неожиданно - это плохойпризнак.Действительно,лечениетяжелогоневроза
вполне может продлиться несколько лет, но вслучаеуспеха задайтесебе
вопрос: сколько бы продлился недуг?
Вероятно, десятилетие за каждый годлечения,
это значит, болезнь вообще никогда бы не
угасла, как мы часто видиму
больных, которые не лечились. В некоторых
случаях мы имеем основание вновьначать
анализ через несколько лет, жизнь
дает новые поводы для новых болезненныхреакций,впромежуткеженашпациент
был здоров. Просто первый анализ обнаружил
не все его патологическиепредрасположенности,
и естественно было прекратить анализ,послетогокакуспех
был достигнут. Есть также люди стяжелыминарушениями,которыевсюсвою
жизнь находятся под аналитическим
наблюдением и время от временисноваподвергаются
анализу,ноиначеэтилицавообщебылибынеспособныксуществованию,
и нужно радоваться, что их можно
поддерживать таким частичными
повторяющимся лечением. Анализ нарушенийхарактератожеотнимаетмноговремени,
а знаете ли вы какую-нибудьдругуютерапию,припомощикоторойможно
былобывзятьсязаэтузадачу?Терапевтическоетщеславиеможетчувствовать
себя неудовлетвореннымэтимиданными,новедьнапримеретуберкулеза
и волчанки мы научились тому,чтоуспехаможнодостичьлишьтогда,
когда терапия соответствует характеру
недуга.
Я говорил вам, что психоанализ начал как
терапия, но я хотел бывамегорекомендовать
не в качестве терапии, а из-за содержания в
нем истины,из-заразъяснений,
которые он нам дает, о том, что касается
человека ближевсего,его
собственной сущности, и из-засвязей,которыеонвскрываетвсамых
различных
областях его деятельности. Как терапия он
одинизмногих,можетбыть,
prima inter pares.* Первыйсредиравных(лат.)-Прим. пер.Если
бы он не имел своей терапевтической
ценности,он
не был бы открыт на больных и не развивался
бы в течениеболеетридцатилет.