Уважаемые дамы игоспода!Вынеудивитесь,услышав,чтоянамеренсообщить
вам о том новом, что появилось в нашем
понимании страха иосновныхвлечений
душевной жизни, не удивитесь также итому,чтоничегоизэтогонового
не претендует на окончательное решение
стоящих перед нами проблем.Янамеренно
говорю здесь опонимании.Задачи,скоторымимыстолкнулись,чрезвычайно
трудны, но трудность состоит не в
недостатке наблюдений; как разнаиболее
часто встречающиеся и хорошо знакомые
феноменыизадаютнамэтизагадки;
дело также не в умозрительных построениях,
к которым они побуждают;умозрительная
обработка в этой области мало принимаетсявовнимание.Речьидет
действительно опонимании,т.е.отом,чтобыввестиправильныеабстрактные
представления, применив которые к сыромуматериалунаблюдений,можно
добиться порядка и ясности.
Страху я уже посвятил одну лекцию
прошлого цикла, двадцать пятую. Короткоповторю
ее содержание. Мы говорили, что страх - это
состояние аффекта, т. е.объединение
определенныхощущенийрядаудовольствие-неудовольствиессоответствующими
им иннервациями разрядки [напряжения] и их
восприятием, а также, вероятно, иотражениеопределенногозначимогособытия,запечатлевшегося
наследственно и, следовательно, сравнимого
синдивидуальноприобретенным
истерическим припадком. В качестве события,
оставившеготакойаффективный
след, мы взяли процесс рождения, при котором
свойственные страхувоздействия
на сердечную деятельность и дыхание были
целесообразными.Такимобразом,
самый первый страх был токсическим. Затем
мы исходилиизразличиямежду
реальным страхом и невротическим,
рассматриваяпервыйкаккажущуюсянам
понятной реакцию на опасность, т. е. на
ожидаемый ущерб извне, второй-как
совершенно бесцельный и потому загадочный.
При анализе реальногострахамы
свелиегоксостояниюповышенногосенсорноговниманияимоторногонапряжения,
которые мы называем готовностью к страху (Angstbereitschaft).
Изнее
развивается реакция страха. В нейвозможныдваисхода.Илиразвитиестраха,повторениестароготравматическогопереживанияограничиваетсясигналом,
тогда остальнаяреакцияможетприспособитьсякновойопаснойситуации,
выразиться в бегстве или защите, или же
старое одержитверх,всяреакцияисчерпаетсяразвитиемстраха,итогдааффективноесостояниепарализует
и станет для настоящего нецелесообразным.
Затем мы обратились к невротическому
страху и сказали, чторассматриваемеговтрехотношениях.Во-первых,каксвободную(freiflottierende)неопределенную
боязливость, готовую на какое-то времяпривязатьсяклюбойпоявившейся
возможности, как так называемый страхожидания,например,притипичномневрозестраха.Во-вторых,какстрах,накрепкосвязанныйсопределенными
содержаниями представлений в так
называемых фобиях, вкоторыхмы,
правда, еще можем увидеть связь с внешней
опасностью, но страх перед нейдолжны
признать сильно преувеличенным. И наконец, в-третьих, страх при
истерии и других формах тяжелыхневрозов,
который или сопровождает симптомы, или
наступаетнезависимо,какприступилиболеедлительноесостояние,новсегдабезвидимойобусловленности
внешней опасностью.Затеммыпоставилипередсобойдвавопроса:
чего боятся при невротическом страхе? И как
можно егосоотнестисреальным
страхом перед внешними опасностями?
Наши исследования отнюдь не остались
безуспешными, мысделалинекоторыеважные
открытия. В отношении ожидания страхаклиническийопытнаучилнасвидеть
постоянную связь с бюджетом либидо в
сексуальной жизни. Самой обычнойпричиной
невроза страхаявляетсяфрустрированноевозбуждение.Либидозноевозбуждение
вызывается, но не удовлетворяется, не
используется: вместо этогоне
нашедшего себе применения либидо
появляется боязливость. Яполагаю,чтоможно
даже сказать, что это не удовлетворенное
либидо прямопревращаетсявстрах.
Это мнение нашло подтверждениевнекоторыхвесьмаобычныхфобияхмаленьких
детей. Многие из этих фобий для нас весьма
загадочны,другиеже,как,
например, страх остаться одному и страх
переддругимилицами,вполнеобъяснимы.
Одиночество, атакжечужоелицопробуждаюттоскупохорошознакомойматери;ребенокневсилахнисовладатьсэтимлибидознымвозбуждением,
ни оставить его в неопределенности,ионпревращаетеговстрах.
Таким образом, этот детский страхследуетотнестинекреальномустраху,
а к невротическому. Детские фобиииожиданиестрахаприневрозестраха
дают нам двапримераодногоспособавозникновенияневротическогостраха
путем прямого превращения либидо.Совторыммеханизмоммысейчаспознакомимся:
окажется, что он незначительно отличается
от первого.
При истерии и других неврозах
ответственным за страх мысчитаемпроцессвытеснения.
Мы полагаем, что можно описать его более
полно, чем до сихпор,если
отделить судьбу вытесняемого
представления отсудьбысодержащегосявнем
заряда либидо. Представление,котороеподвергаетсявытеснению,можетисказиться
до неузнаваемости; но его аффективный заряд
обычно превращается встрах,
причем совершенно безразлично, какого типа
этот аффект, агрессияилилюбовь.
Не имеет существенного различия и то, по
какой причине зарядлибидооказался
неиспользованным: из-за инфантильной
слабости Я,какпридетскихфобиях,
вследствие соматическихпроцессоввсексуальнойжизни,какприневрозе
страха,илиблагодарявытеснению,какприистерии.Итак,обамеханизма
возникновения невротического страха,
собственно говоря, совпадают.
Во время этих исследований мы обратиливниманиеначрезвычайноважноеотношение
между развитием страха и образованием
симптома, аименнонато,что
оба они представляют друг другаиприходятнасменудругдругу.Устрадающего
агорафобией, например, недуг начинаетсясприступастраханаулице.
И вот он создает симптом страха перед
улицей, которыйможноназватьтакже
торможением, ограничением функции Я, и
предупреждает тем самым приступстраха.
Обратное можно видеть, когда происходит
вмешательство вобразованиесимптома,
как, например, при навязчивых действиях.Еслибольномупомешатьвыполнить
церемонию мытья, он впадает в трудно
переносимое состояние страха,противкоторогоего,очевидно,защищалегосимптом.Такимобразом,по-видимому,
развитие страха - более раннее, а
образование симптома -болеепозднее,
как будто симптомы образуются для того,чтобыизбежатьпоявлениясостояния
страха. И это согласуется также с
тем, что первые неврозы детского
возраста являются фобиями,состояниями,по
которым ясно видно, как начальное развитие
страха сменяется более позднимобразованием
симптома: создается впечатление, чтоэтиотношенияоткрываютлучший
доступ к пониманию невротического страха.Одновременнонамудалосьтакже
ответить на вопрос, чего боятся приневротическомстрахе,и,такимобразом,
установить связь между невротическим и
реальным страхом.То,чегобоятся,является,очевидно,собственнымлибидо.Отличиеотситуацииреального
страха заключается в двух моментах: в том,
что опасностьявляетсявнутренней,
а не внешней, и в том, что она сознательно не
признается.
Вфобияхможнооченьясноувидеть,какэтавнутренняяопасностьпереводится
вовнешнюю,т.е.какневротическийстрахпревращаетсявкажущийся
реальный страх. Чтобы упростить зачастую
весьма сложноеположениевещей,
предположим, чтоагорафобпостояннострашитсясоблазнов,которыепробуждаются
в нем благодаря встречам на улице. В своей
фобии онпроизводитсмещение
и начинает бояться внешней ситуации. Его
выигрыш при этом очевиден,поскольку
он думает, что так сможет лучше защититься.
Отвнешнейопасностиможно
спастись бегством, попытка бегстваотвнутреннейопасности-делотрудное.
В заключение к своей прошлой лекции о
страхе ядажевысказалсуждение,что
эти различные результаты нашего
исследования вроде бы и непротиворечатдруг
другу, но все-таки каким-то образом инесогласуются.Страх,будучиаффективнымсостоянием,являетсявоспроизведениемстарогогрозящегоопасностью
события, страх служит самосохранению иявляетсясигналомновойопасности,онвозникаетизлибидо,каким-тообразомоставшегосянеиспользованным, и в процессе вытеснения сменяется
образованием симптома,словноонсвязанпсихически,-чувствуется,чтоздесьчего-тонехватает,чтосоединяет
фрагменты в целое.
Уважаемые дамы и господа! То разделение
психической личности наСверх-Я,Я
и Оно, о котором я говорил вам на предыдущей
лекции, вынуждает нас принятьновую
ориентацию и в проблеме страха. Полагая, что
Я-единственноеместо[сосредоточения]
страха, только Я может производить и
чувствовать страх,мызаняли
новую прочную позицию, скоторойнекоторыеотношенияпредстаютвдругом
свете. И действительно, мы не знаем, какой
смысл было быговоритьо"страхе
Око" или приписывать Сверх-Я способность
к боязливости. Напротив, мыприветствовали
какжелательноетосоответствие,чтотриосновныхвидастраха:
реальный страх, невротический и страх
совести - безвсякойнатяжкисогласуются
с тремя зависимостями Я - от внешнего мира,
от Оно и от Сверх-Я.Благодаря
этой новой точке зрения на передний план
выступила функциястрахакак
сигнала, указывающего на ситуацию
опасности, котораянамираньшенебыла
чужда; вопрос о том, из какого материала
создается страх,потерялдлянас
интерес, а отношения между реальным и
невротическим страхомнеожиданнымобразом
прояснились и упростились. Стоит, впрочем,
заметить, чтосейчасмылучше
понимаем случаи возникновения страха,казавшиесясложными,чемте,которые
считались простыми.
Недавно нам довелось исследовать, как
возникаетстрахприопределенныхфобиях,
которые мы причисляем к истерии страха. Мы
выбрали случаи, в которыхречь
идет о типичном вытеснении желаний из
Эдиповакомплекса.Мыожидали,что
либидозная привязанность к матери как к
объекту вследствие
вытеснения превращается в страх ивыступаетотныневсимптоматическомвыражении
в связи с заменой отцом. Я не могурассказатьвамоботдельныхэтапахтакогоисследования,достаточносказать,чтоихошеломляющийрезультат
оказался полной противоположностью нашим
ожиданиям. Невытеснениесоздает
страх, а страх появляется раньше, страхпроизводитвытеснение!Ночтоэтоможетбытьзастрах?Толькострахпередугрожающейвнешнейопасностью,
т. е. реальный страх. Верно, что мальчик
испытывает страхперед
каким-то
притязанием своего либидо, в данном случае
перед любовью кматери;таким
образом,этодействительнослучайневротическогостраха.Ноэтавлюбленность
кажется ему внутренней опасностью, которой
ондолженизбежатьпутем
отказа от этого объекта потому,чтоонавызываетситуациювнешнейопасности.Ивовсехслучаях,исследуемыхнами,мыполучаемтотжерезультат.
Признаемся же, что мы небылиготовыктому,чтовнутренняяопасностьвлеченияокажетсяусловиемиподготовкойвнешней,реальнойситуации
опасности.
Но мы еще ничего не сказали о том, что
такое реальная опасность,которойбоится
ребенок вследствие влюбленности вмать.Этонаказаниекастрацией,потерей
своего члена. Вы, конечно, заметите, чтоэтонеявляетсяникакойреальной
опасностью. Наших мальчиков не кастрируют
за то, что онивпериодЭдиповакомплексавлюбляютсявмать.Ноотэтогонетак-топростоотмахнуться.
Прежде всего, дело невтом,действительнолипроизводитсякастрация;
решающим является то, что опасность
угрожает извне и чторебенокв
нее верит. И повод для этого у него есть,
поскольку емудостаточночастоугрожают
отрезанием члена в его фаллический период,вовремяегораннегоонанизма,
и намеки на это наказание постоянно могли получать у него филогенетическоеусиление.Мыпредполагаем,чтовдревностивчеловеческойсемьекастрацияподрастающихмальчиковдействительно
осуществлялась ревнивым и жестоким отцом, и
обрезание, котороеу
примитивных народов так часто являлось
составной частью ритуала вступленияв
половую зрелость, можно считать явным ее
пережитком. Мызнаем,насколькодалекимысейчасотобщепринятоговзгляда,номыдолжнытвердопридерживаться
того, что страх кастрации является однимизнаиболеечастовстречающихся
инаиболеесильныхдвигателейвытесненияитемсамымиобразования
неврозов. Анализы случаев, когда некастрация,аобрезаниеумальчиков
осуществлялось в качестве терапии или
наказания за онанизм, что нетак
уж редкопроисходиловангло-американскомобществе,придаетнашемуубеждению
окончательную уверенность. Возникаетсильныйсоблазнподойтивэтом
месте ближе к комплексу кастрации, но мынехотимуходитьотнашейтемы.
Страх кастрации, конечно, не единственныймотиввытеснения,ведьуженщин
он уже не имеет места, хотя у них может быть
комплекскастрации,ноне
страх кастрации. Вместо него у другогополапоявляетсястрахпотерятьлюбовь
- видимое продолжение страха грудного
младенца, еслионненаходитмать.Выпонимаете,какаяреальнаяситуацияопасностиобнаруживаетсяблагодаря
этому страху. Еслиматьотсутствуетилилишаетребенкасвоейлюбви,
он перестает бытьуверенвудовлетворениисвоихпотребностейи,возможно,испытываетсамыенеприятныечувстванапряженности.Неотказывайтесь
от идеи, что эти условия страхапосутиповторяютситуациюпервоначального
страха рождения, которое ведьтожеозначаетотделениеотматери.
Ведь если вы последуете за ходом мысли
Ференци (1925), вы сможете причислить страх кастрации к этому
ряду, потому что утратамужскогочлена
имеет следствием невозможность
воссоединения в половом акте сматерьюили
с ее Заменой. Замечупопутно,чтотакчастовстречающаясяфантазиявозвращения
в материнское лоно является замещением
этого желания коитуса.Ямог
бы сообщить еще много интересных вещей и
удивительных связей, но не могувыходить
за рамки введения в психоанализ, хочу
только обратить ваше вниманиена
то, как психологические исследования
смыкаются с биологическими фактами.
Заслугой Отто Ранка,которомупсихоанализобязанмногимипрекраснымиработами,
являетсяито,чтооннастойчивоподчеркивалзначениеактарождения
и отделения от матери (1924)(1)ОконцепцииО.Ранкасм.выше.. Правда, мы все
сочлиневозможнымпринять
те крайние выводы, которые он сделал из
этого для теории неврозовидаже
для аналитической терапии. Однако ядро его
теории - то, что переживаниестраха
рождения является прообразом всех
последующих ситуацийопасности,-было
открыто еще до него. Останавливаясь наних,мыможемсказать,что,собственно,
каждый возраст обладаетопределеннымусловием[возникновения]страха,
т. е. ситуацией опасности,адекватнойему.Опасностьпсихическойбеспомощности
соответствует стадии раннейнезрелостиЯ,опасностьпотериобъекта(любви)-несамостоятельностипервыхдетскихлет,опасностькастрации
- фаллической фазе и, наконец, занимающий
особое место страх передСверх-Я
- латентному периоду. Впроцессеразвитиястарыеусловиястрахадолжныотпадать,таккаксоответствующиеимситуацииопасностиобесцениваются
благодаря укреплению Я. Но это происходит
очень несовершеннымобразом.Многиелюдинемогутпреодолетьстрахапередпотерей любви, ониникогданестановятсянезависимымиотлюбвидругих,продолжая
в этом отношении свое инфантильное
поведение. Страх передСверх-Яобычно
не должен исчезать, так как он в качестве
страха совести необходимвсоциальных
отношениях, и отдельный человек тольковсамыхредкихслучаяхможет
стать независимым от человеческого
общества. Некоторые старые ситуацииопасности
могут перейти и в позднейший период,
модифицируя в соответствии современем
свои условия страха. Так, например,
опасность кастрации сохраняетсяпод
маской сифилофобии. Будучи взрослым,
человек знает, что кастрация большене
применяется в качестве наказания за
удовлетворение сексуальныхвлечений,нозатоонузнал,чтотакаясексуальнаясвободагрозиттяжелымизаболеваниями.
Нет никакого сомнения в том, что лица,которыхмыназываемневротиками,
остаютсявсвоемотношениикопасностиинфантильными,непреодолев
старые условия страха.Примемэтозафактдляхарактеристикиневротиков; но почему это так, сразу
ответить невозможно.
Надеюсь, что вы еще не потеряли
ориентацию и помните, что мы остановилисьна
исследовании отношений между страхом и
вытеснением. Приэтоммыузналидве
новыевещи-во-первых,чтострахосуществляетвытеснение,аненаоборот,
как мы полагали, и,во-вторых,чтоситуациявлечений,котораявызывает
страх, восходит в основном к внешней
ситуации опасности.Следующийвопрос
таков:какмыпредставляемсебетеперьпроцессвытесненияподвлиянием
страха? Я думаю так: Я замечает, чтоудовлетворениепоявляющегосятребованиявлечениявызываетоднуизхорошозапомнившихсяситуацийопасности.Этазахваченностьвлечениемдолжнабытькаким-тообразомподавлена,
преодолена, лишена силы. Мы знаем, что эта
задача удается Я, еслионо
сильноивключиловсвоюорганизациюсоответствующеевлечение.Авытеснение
наступает в том случае, если влечение еще
относитсякОноиЯчувствует
себя слабым. Тогда Я помогает себе техникой,
которая по сутиделаидентична
технике обычного мышления. Мышление
является пробнымдействиемсиспользованием
малых количеств энергии, подобно
передвижению маленьких фигурнакарте,преждечемполководецприведетвдвижениевойска(1)Идеяотом,чтомышлениепредполагает
торможение (задержку) внешнего движения,
была впервые высказанаСеченовым
в "Рефлексах головного мозга". Эта идеяциркулировалаввенскихневрологических
кругахибылавоспринятаФрейдом,которыйрассматривалзадерживающую
функцию мышления как одну из главных
функций Я.Япредвосхищает,
таким образом, удовлетворение опасного
влеченияиразрешаетему
воспроизвести ощущения неудовольствия к
началу внушающей страхситуации
опасности.Темсамымвключаетсяавтоматизмпринципаудовольствия-неудовольствия,которыйипроизводитвытеснениеопасноговлечения.
Стоп, скажете вы мне, так дело не пойдет!
Вы правы, я должен ещекое-чтосделать,
прежде чем это покажется вам приемлемым.
Сначала признаюсь вам, чтояпыталсяперевестинаязыкнашегообычногомышлениято,чтовдействительности
не является, безусловно, сознательным илипредсознательнымпроцессом
междуколичествамиэнергиивсубстрате,которыйнельзясебепредставить.
Но это не оченьсильныйаргумент,аведьиначеневозможнопоступить.
Важнее то, что мы ясно различаем, что при
вытеснении происходит вЯ
и что в Оно. Что делает Я, мы только что
сказали, оноиспользуетпробноезаполнение
[энергией] и пробуждает автоматизм действия
принципа удовольствия-
неудовольствия сигналомстраха. Затем возможно несколькоилимножествореакцийсменяющимисяколичествами
энергии. Или полностью разовьется приступстрахаиЯсовсемотступится
от неприличного возбуждения, или вместо
пробногозаполненияонопротивопоставитемуобратныйпоток[энергии](Gegenbesetzung),которыйсоединится
с энергией вытесненного побуждениявобразованиисимптомаилибудет
принят в Якакреактивноеобразование,какусилениеопределенныхпредрасположений,
как постоянное изменение. Чем больше
развитие страха можетограничиться
только сигналом, тембольшеЯиспользуетзащитныереакции,которые
сходны спсихическимсвязываниемвытесненного,тембольшеэтотпроцесс
приближается к нормальной переработке,
естественно, не достигаяее.Между
прочим, на этом стоит немногоостановиться.Вы,конечно,сами ужепредположили,чтототрудноопределимое,котороеназываютхарактером,следует
отнести к Я. Мы ужеуловиликое-чтоизтого,чтосоздаетэтотхарактер.
Это прежде всего включение в себя в раннемвозрастеродительскойинстанции
в качестве Сверх-Я - пожалуй, самый важный,
решающий момент, затемидентификации
с обоими родителями идругимивлиятельнымилицамивболеепозднее
время и такие же идентификации как
отражение отношений к оставленнымобъектам.Теперьприбавимкформированиюхарактеравкачествевсегдаимеющихся
добавок реактивные образования, которые Я
получает сначала в своихвытеснениях,
позднее же, при отклонении нежелательных
побуждений, при помощиболее
нормальных средств.
А теперь вернемся назад и обратимся к
Оно. Что происходит привытеснениис
побежденным влечением, догадаться не так-толегко.Ведьнасинтересуетглавным
образом, что происходитсэнергией,слибидознымзарядомэтоговозбуждения,
как он используется. Вы помните, раньше мыпредполагали,чтоименноонпревращаетсяблагодаря
вытеснению встрах.Теперьмытакутверждатьнеможем;нашскромный
ответбудетскореетаким:по-видимому,егосудьбаневсегдаодинакова.Вероятно,имеетсяинтимноесоответствиемеждупроцессом,происходившим
в Я ивОнопривытеснениивлечения,котороесталонамизвестно.
С тех пор как мыпозволилисебевключитьввытеснениеименнопринцип
удовольствия - неудовольствия, который
пробуждается сигналом страха,унаспоявилисьоснованияизменитьнашипредположения.ЭтотпринципуправляетпроцессамивОносовершеннонеограниченно.Мысчитаемегоспособным
производить весьма глубокие изменения в
соответствующемвлечении.Мы
подготовлены также к тому, что успехи
вытеснения будут оченьразличными,более
или менее далеко идущими. Внекоторыхслучаяхвытесненноевлечениеможет
сохранить свой либидозный заряд,
продолжать существовать без измененияв
Оно, хотя и подпостоянным
давлениемЯ.Вдругихслучаях,вероятно,происходит
его полное разрушение, а его либидо
окончательно направляетсяподругим
каналам. Я полагал, чтотакпроисходитпринормальномразрешенииЭдипова
комплекса, который, таким образом,вэтом желательномслучаенепросто
вытесняется, а разрушается в Оно. Далее
клинический опыт показал нам,что
во многих случаяхвместопривычногоуспешноговытесненияпроисходитпонижение
либидо, его регрессия на болеераннююступеньорганизации.Этоможет
происходить, естественно, только в Оно, и
если это происходит, топодвлиянием
того же конфликта, которыйначинаетсяблагодарясигналустраха.Самыйяркийпримертакогородапредставляетсобойневрознавязчивыхсостояний,
при котором регрессия либидо и вытеснение
взаимодействуют.
Уважаемые дамы и господа!Ябоюсь,чтоэтирассуждениякажутсяваммалопонятными,ивыдогадываетесь,чтоизложеныонинеисчерпывающимобразом.
Сожалею, что вызвал ваше недовольство. Но я
не могу поставить передсобой
иной цели, кроме той, чтобы вы получили
представление обособенностяхнаших
результатов и трудностях ихполучения.Чемглубжемыпроникнемвизучениепсихическихпроцессов,тембольшемыузнаем обогатствеихсодержания
и об их запутанности. Некоторые простые
формулы,казавшиесянампоначалу
приемлемыми, позднее оказались
недостаточными. Мы не устанем менятьи исправлять их. В лекции о теории сновидений
я ввел вас вобласть,гдевтечение
пятнадцати лет не произошло почти ничего
нового; здесь же, когдамыговорим
о страхе, вы видите, что все находится в
движении иизменении.Этиновые
данные еще недостаточно основательно
проработаны, может быть,поэтомуих
изложение вызывает затруднения.Потерпите,мыскорооставимпроблемустраха;
я не утверждаю, правда,чтотогдаеерешениенасудовлетворит.Надеюсь,
что хотя бы немного мы все же продвинулись
вперед. А походуделамы
разобрали все возможные новые взгляды. Так,
под влиянием изучениястрахамы
можем теперь к нашему описанию Я добавить
новую черту. Мы говорили, что Яслабо
по сравнению с Оно, является его верным
слугой, стараетсяпровестивжизнь
его приказания, выполнить его требования.
Мы не собираемсябратьэтоутверждениеназад.Носдругойстороны,этоЯ-все-такилучшеорганизованная,
ориентированнаянареальностьчастьОно.Мынедолжнычересчур
преувеличивать обособленность обоих, а
также удивляться, если Я, сосвоей
стороны, удается оказать влияние на
процессы в Оно. Я полагаю,чтоЯосуществляет
это влияние, заставляя действовать посредствомсигналастрахапочтивсемогущийпринципудовольствия-неудовольствия.
Впрочем, непосредственно после этого оно
опятьобнаруживаетсвою
слабость, отказываясь из-за акта вытеснения
от части своейорганизациии
допуская, чтобы вытесненное влечение
длительное время оставалосьбезеговлияния.
А теперь еще только одно замечание попроблеместраха.Внашихрукахневротическийстрахпревратилсявреальныйстрах,встрахпередопределеннымивнешнимиситуациямиопасности.Нонаэтомнельзяостанавливаться,
мы должны сделатьследующийшаг,однакоэтобудетшагназад.
Спросим себя, что, собственно говоря,
является опасным,чегобоитсячеловек
в таких ситуациях опасности? Очевидно, не
ущерба,окоторомможносудить
объективно и которыйпсихологическимогбысовершенноничегонезначить,
а того, что причиняется им в душевнойжизни.Рождение,например,прообраз
нашего состояния страха, само по себе вряд
ли может рассматриватьсякакущерб,хотяопасностьповрежденийприэтоместь.Существеннымврождении,
как и в любой ситуации опасности,являетсято,чтовдушевномпереживании
оно вызывает состояние высоконапряженноговозбуждения,котороевоспринимается
как неудовольствие и с которым человекнеможетсправитьсяпутем
разрядки. Назвав состояние, при котором
усилияпринципаудовольствиятерпят
неудачу, травматическим фактором, мы
приходим через ряд невротическийстрах
- реальный страх - опасная ситуациякпростомуположению:то,чтовызывает
боязнь, предмет страха, - это каждый раз
появлениетравматическогофактора,
который не может быть устранен действием
принципа удовольствия.Мысразужепонимаем,чтоблагодаряналичиюпринципаудовольствиямызастрахованы
не от объективного ущерба, а только от
определенного
ущерба нашей психической экономии. От
принципа удовольствия доинстинктасамосохранения
долгий путь, многого не хватает для того,чтобыихцелиссамого
начала совпадали. Но мы видим также кое-что
другое: возможно, этоторешение,
которое мы ищем. А именно: здесь везде речь
идетоботносительныхколичествах.
Только величина суммы возбужденияприводитктравматическомуфактору,
парализует работу принципа удовольствия,
придает ситуации опасностиее
значение. А если это так, если эта загадка
устраняется таким прозаическимобразом,
то почему не может быть того, чтобы подобные
травматические факторывозникли
в душевной жизни независимо от
предполагаемых опасных ситуаций, прикоторых
страх пробуждаетсянекаксигнал,авозникаетзановонаиномосновании?Клиническийопытсопределенностьюподтверждает,чтоэтодействительно
так. Только более поздние вытеснения
открывают описанныйнамимеханизм,
при котором страх пробуждается как сигналкакой-тоболеераннейситуации
опасности; первые ипервоначальныеизнихвозникаютпрямопривстрече
Я со сверхсильным притязанием либидо из
травматических факторов, онизаново
образуют свой страх, хотя и по прообразу
рождения. То же самоеможноотнести
и к развитию страха при неврозе страха из-за
соматического нарушениясексуальной
функции. То, что это само либидо,
превращенное при этом в страх,мы
не будем больше утверждать.Нояневижуникакихвозраженийпротивпризнаниядвоякогопроисхождениястраха,токакпрямогоследствиятравматическогофактора,токаксигналаотом,чтовозникаетугрозаповторения
этого фактора.
Уважаемые дамы и господа! Вы, конечно,
рады тому,чтовамнепридетсяболее
ничего выслушивать о страхе. Но это дела не
меняет, ибо дальнейшее не
лучше того. Я намерен сегодня же ввести
вас в область теориилибидоилитеории
влечений,гдетоже,кажется,появилоськое-чтоновое.Нехочусказать,
что мы достиглиздесьнастолькобольшихуспехов,чтобыстоилоприлагать
усилия для усвоения всего этого. Нет, это
такая область, где мыструдом
ориентируемся и достигаем понимания; вы
будете лишь свидетелями нашихусилий
и здесь мне тоже придется вернуться, кстати,
к тому, о чем яговорилраньше.
Теория влечений - это, так сказать, наша
мифология. Влечения - мифическиесущества,
грандиозные в своей неопределенности. Мывнашейработенинаминуту
не можем упускать их из виду и при этом
никогда не уверены, что видимихясно.Вызнаете,какобыденноемышлениеобъясняетвлечение.Предполагается
гораздо большее количество разнообразныхвлечений,чемэтонужно:
влечение к самоутверждению, подражанию,
игре,общениюимногиеимподобные.
Их как бы принимают к сведению, дают каждому
из них выполнять своюфункцию
и затем опять их отстраняют.Намвсегдаказалось,чтозаэтимимногочисленнымимелкимизаимствованнымивлечениямискрываетсянечтосерьезное
и могущественное, к чему мы желали бы
осторожно приблизиться.Нашпервыйшагбылвесьмаскромным.Мысказалисебе,что,вероятно,незапутаемся,
если для начала выделим два основных
влечения, вида влечений илигруппы
влечений подвумбольшимпотребностям:голодилюбовь.Какбыревностно
мы ни защищали в иных случаях независимостьпсихологииотлюбойдругой
науки, здесь мы все-таки находимся в плену
незыблемого биологическогофакта,
согласно которому отдельное живое существослужитдвумнамерениям,самосохранению
и сохранению вида,кажущимсянезависимымидруготдруга,которые,
насколько нам известно, пока еще не сведены к единому
источнику и интересы которых в животнойжизни
часто противоречат друг другу. Мы как бы
занимаемсяздесьсобственнобиологическойпсихологией,изучаемпсихическиеявления,сопровождающиебиологические
процессы.Вкачествепримеровэтогородавпсихоанализепредставлены
"влечения Я* и "сексуальные влечения".
К первыммыпричисляемвсе,чтоотноситсяксохранению,утверждению,возвышениюличности.Впоследние
мы вкладывали то богатство содержания,котороготребуетдетскаяизвращенная
сексуальная жизнь. Познакомившись при
изучении неврозов с Якакс
ограничивающей, вытесняющей силой, а ссексуальнымистремлениямикаксподвергающимися
ограничению ивытеснению,мыполагали,чтонащупалинетолько
различие, но и конфликт междуобеимигруппамивлечений.Предметомнашего
изучения сначала были только сексуальные
влечения, энергию которых мыназвали
"либидо". На их примере мы попытались
прояснить наши представления отом,
что такое влечение и что ему можно
приписать.Таковозначениетеориилибидо.
Итак, влечение отличается отраздражениятем,чтоонопроисходитизисточников
раздражения внутри тела, действуеткакпостояннаясилаичточеловек
не может спастись отнегобегством,какэтоможносделатьпривнешнем
раздражении. Во влечении можно различить
источник,объектицель.Источником
является состояние возбуждения в теле,
целью -устранениеэтоговозбуждения,
на пути от источникакцеливлечениестановитсяпсихическидейственным.
Мы представляем себе его как определенноеколичествоэнергии,которое
действует в определенном направлении.
Этому действиюданоназвание"влечение"
(Trieb). Влечения бывают активными и
пассивными; точнеебылобысказать: есть активные и пассивныецеливлечения;длядостиженияпассивнойцелитоженужназатрата
активности.
Достигаемая цель может быть в собственном
теле, но, как правило,
включается
внешний объект, благодарякоторомувлечениедостигаетвнешнейцели;еговнутреннейцельюостаетсявсякийразизменениетела,воспринимаемое
как удовлетворение.Придаетлиотношениексоматическомуисточнику
какую-либо специфику влечению и какую,
остается длянаснеясным.То,чтовлеченияизодногоисточника примыкаютктаковымиздругихисточников
и разделяют их дальнейшуюсудьбуичтовообщеудовлетворениеодноговлеченияможетбытьзамененодругим,это-посвидетельствуаналитического
опыта - несомненныефакты.Признаемсятолько,
чтомынеособенно
хорошо понимаем их.Отношениевлечениякцелииобъектутожедопускает
изменения, оба могут быть заменены другими,
но все-такиотношение
к
объекту легче ослабить. Определенный
характермодификациицелиисменыобъекта,
при которой учитывается наша социальнаяоценка,мывыделяемкаксублимацию.Крометого,мыимеемоснованиеразличатьещевлечения,задержанные
на пути к цели(zielgehemmte),влеченияизхорошоизвестныхисточниковснедвусмысленнойцелью,задержавшиеся,однако,напутикудовлетворению,
врезультатечегонаступаетдлительнаяпривязанностькобъекту
и устойчивое стремление. Такого рода,
например, отношениенежности,котороенесомненнопроисходитизсексуальнойпотребностииобычноотказывается
от своего удовлетворения. Можете себе
представить, сколькоещесвойств
и судеб влеченийостаетсязапределаминашегопонимания;здесьнеобходимо
такженапомнитьоразличиимеждусексуальнымивлечениями иинстинктами
самосохранения,котороеимелобычрезвычайноетеоретическоезначение,
если бы относилось
ко всей группе. Сексуальные влечения
поражаютнассвоейпластичностью,способностью
менять свои цели, своей замещаемостью, тем,
чтоудовлетворениеодного
влечения позволяет замещение другим, атакжесвоейотсроченностью,хорошимпримеромкоторойявляютсяименнозадержанныенапутикцеливлечения.
В этих качествах мы хотели бы отказать
инстинктамсамосохранения,сказав
о них,чтоонинепреклонны,безотлагательны,императивнысовсемдругим
образом и имеют совсем другое отношение как
квытеснению,такикстраху.
Однако следующее размышление говоритнам,чтоэтоисключительноеположение
занимают не всевлеченияЯ,атолькоголодижаждаичто,очевидно,онообоснованоособенностьюисточниковвлечений.Впечатлениезапутанности
возникает еще и потому, что мы не
рассмотрелиотдельно,какиеизмененияпретерпеваютвлечения,первоначальнопринадлежавшиеОно,подвлиянием организованного Я.
Мы находимся на болеетвердойпочве,когдаисследуем,какимобразомвлечения
служат сексуальной функции.Здесьмыполучилирешающиеданные,которые
и для вас не новы. Ведь сексуальное влечение
узнаетсянепотому,что
ему ссамогоначаласвойственнаустремленностькцелисексуальнойфункции
- соединению двух половых клеток, номывидимбольшоеколичествочастных
влечений, которые довольно независимодруготдругастремятсякудовлетворению
и находят это удовлетворение в чем-то, что
мыможемназватьудовольствием
от функционирования органов(Organlust).Гениталииявляютсясреди
этих эрогенных зон самыми поздними,
удовольствиюотфункционированияэтих
органов нельзя более отказывать в названии
сексуальное наслаждение.Невсе
из этих стремящихся к наслаждению
побуждений включаются в окончательную организациюсексуальнойфункции.Некоторыеизнихустраняются
как непригодныевытеснениемиликаким-либодругимспособом,некоторыеуводятсяотсвоейцелиужеупомянутымособымобразомииспользуются
для усиления иных побуждений, другие
остаются на второстепенныхролях,служаосуществлениювводныхактов,вызываяпредварительноеудовольствие.
Вы узнали, что вэтомдлительномразвитииможноусмотретьнесколько
фаз предшествующей организации,атакжето,какимобразомизразвития
сексуальной функции объясняются ее
отклонения и задержки. Первую изэтих
прегенитальных фаз мы называем оральной,
потому чтовсоответствииспитанием
грудного младенца эрогенная зона рта
доминирует также и в том,чтоможно
назвать сексуальнойдеятельностьюэтогопериодажизни.Навторойступени
на первый план выдвигаются садистские и
анальныеимпульсы,конечноже,
в связи с появлением зубов, усилением
мускулатуры и овладением функциямисфинктера.
Как раз об этой примечательной ступени
развития мыузналимногоинтересных
подробностей. Третья фаза - фаллическая, в
которой у обоихполовмужской
член и то, что ему соответствует удевочек,приобретаетзначение,которое
нельзя незаметить.Названиегенитальнаяфазамыоставилидляокончательной
сексуальной организации, которая
устанавливается после половойзрелости,
когда женские половые органы находяттакоежепризнание,какоемужские
получили уже давно.
Все это повторение давно известного. Не
думайте только, что все то, о чемя
на этот раз не сказал, утратило свое
значение. Это повторениебылонужнодля
того, чтобы перейти к сообщениям обизмененияхвнашихвзглядах.Мыможем
похвалиться, что как раз о ранних
организациях либидо мы узналимного
нового, а значение прежнего поняли яснее,
что я ихочупродемонстрироватьвам,
по крайней мере, на отдельных примерах. В 1924
г. Абрахам показал,чтов
садистско-анальной фазе можно различить
две ступени. Наболеераннейизних
господствуют деструктивные тенденцииуничтоженияиутраты,наболеепоздней
- дружественныеобъектутенденцииудержанияиобладания.Такимобразом,
в середине этой фазы впервыепоявляетсявниманиекобъектукакпредвестникболеепозднейлюбовнойпривязанности(Liebesbesetzung).Мывправе
также предположить такое разделение и напервойоральнойфазе.Напервой
ступени речь идет об оральном поглощении,
никакой амбивалентностипоотношению
кобъектуматеринскойгрудинет.Вторуюступень,отмеченнуюпоявлением
кусательной деятельности, можно назватьорально-садистской;онавпервыеобнаруживаетпроявленияамбивалентности,которыенаследующей,садистско-анальной
фазе становятся намного отчетливей.
Ценностьэтойновойклассификации
обнаруживается особенно тогда, когда при
определенных неврозах-неврозенавязчивыхсостояний,меланхолии-ищутзначениепредрасположенности
в развитии либидо. Вернитесь здесь мысленно
к тому,чтомы
узнали о связи фиксации либидо,
предрасположенности и регрессии.
Наше отношение к фазам организации
либидо вообще немного изменилось. Еслираньшемыпреждевсегоподчеркивали,какоднаизнихисчезаетпринаступленииследующей,тотеперьнашевниманиепривлекаютфакты,показывающие,
сколько от каждой более ранней фазы
сохранилось наряду с болеепозднимиобразованиями,скрытозанимиинасколькодлительноепредставительство
получают они в бюджете либидо и вхарактереиндивидуума.Еще
более значительными стали данные,
показавшие нам, как
часто в патологических условиях
происходят регрессии к более ранним фазами
что определенные регрессии характерны для
определенных форм болезни. Ноянемогуздесьэтообсуждать;этоотноситсякспециальнойпсихологииневрозов.
Метаморфозы влечений и сходные
процессы мы смогли изучить,вчастности,на
анальной эротике, на возбуждениях из
источников эрогенной анальной зоны ибыли
поражены тем, какое разнообразное
использование находятэтивлечения.Возможно,
нелегко освободиться от недооценки именноэтойзонывпроцессеразвития.ПоэтомупозволимАбрахаму(1924)напомнитьнам,чтоанусэмбриологически
соответствуетпервоначальномурту,которыйсместилсянаконец
прямой кишки. Далее мы узнаем, что с
обесцениванием собственного кала,экскрементов,
этот инстинктивный интерес переходит от
анального источника наобъекты,
которые могут даватьсявкачествеподарка.Иэтосправедливо,потому
что кал был первым подарком, который могсделатьгрудноймладенец,отрывая
его от себя из любви к ухаживающей занимженщине.Вдальнейшем,совершенно
аналогично изменению значенийвразвитииязыка,этотпрежнийинтерес
к калу превращается в привлекательностьзолотаиденег,атакжеспособствует
аффективному наполнению понятий ребенок и
пенис.Поубеждениювсех
детей, которые долго придерживаются теорииклоаки,ребенокрождаетсякак
кусок кала из прямой кишки; дефекация
является прообразом акта рождения.Но
ипенистожеимеетсвоегопредшественникавстолбекала,которыйзаполняет
и раздражает слизистую оболочку внутренней
стороныпрямойкишки.Если
ребенок, хотя и неохотно, но все-таки
признал,чтоестьчеловеческиесущества,
которые этим членом необладают,топенискажетсяемучем-тоотделяемым
оттелаиприобретаетнесомненнуюаналогиюсэкскрементом,который
был первой телеснойчастью,откоторойнадобылоотказаться.Такимобразом,
большая часть анальной эротики переносится
на пенис, ноинтерескэтой
части тела, кроме анально-эротического,
имеет, видимо, еще более мощныйоральный
корень, так как после прекращения кормления
пениснаследуеттакжекое-что
от соска груди материнского органа.
Невозможноориентироватьсявфантазиях,причудах,возникающихподвлиянием
бессознательного, и в языке симптомов
человека, если не знатьэтихглубоко
лежащих связей. Кал - золото - подарок -
ребенок -пенисвыступаютздесь
как равнозначныеипредставляютсяобщимисимволами.Незабывайтетакже,
что ямогусделатьвамлишьдалеконеполныесообщения.Могуприбавить
лишь вскользь, что появляющийся позднее
интерес к влагалищуимеетв
основном анально-эротическое
происхождение.Этонеудивительно,таккаквлагалище,
по удачному выражению Лу Андреа-Саломе (1916),
"взято напрокат" упрямой
кишки; в жизни гомосексуалистов, которые не
прошли определенной частисексуального
развития, оно и представлено прямой кишкой.
В сновидениях частовозникает
помещение, которое раньше было единым, а
теперьразделеностенойили
наоборот. При этом всегда имеется в виду
отношениевлагалищакпрямойкишке.
Мы можем также очень хорошо проследить, как
у девушкисовершеннонеженственное
желание обладать пенисом обычнопревращаетсявжеланиеиметьребенка,
а затем и мужчину как носителя пениса и
дающего ребенка, так чтоиздесь
видно, как часть первоначально анально-эротического
интереса участвуетв
более поздней генитальной организации.
Во время изучения прегенитальных фаз
либидо мы приобрели нескольконовыйвзгляд
на формирование характера. Мы обратили
внимание на триаду свойств,
которые довольно часто проявляются
вместе: аккуратность,бережливостьиупрямство,-иизанализатакихлюдейзаключили,чтоэтисвойстваобусловлены
истощением и инымиспользованиемиханальнойэротики.Такимобразом,
когда мы видимтакоепримечательноесоединение,мыговоримобанальномхарактере,иопределеннымобразомпротивопоставляеманальныйхарактер
неразвитой анальной эротике. Подобное, а
может быть,иещеболеетесное
отношениенаходиммымеждучестолюбиемиуретральнойэротикой.Примечательный
намек на эту связь мыберемизлегенды,согласнокоторойАлександр
Македонский родился в ту же ночь, когда
некий Геростратизжаждыславы
поджег изумительный храмАртемидыЭфесской.Можетпоказаться,чтодревнимэтасвязьбыланебезызвестна!Ведьвызнаете,насколькомочеиспускание
связано с огнем и тушением огня. Мы,конечно,предполагаем,что
и другие свойства характера подобным же
образомобнаружатсявосадках(Niederschlage),реактивныхобразованияхопределенныхпрегенитальныхформаций
либидо, но не можем этого пока показать.
Теперь же самое время вернуться к
истории, а также к теме и снова взятьсяза
самые общие проблемы жизни влечений. В
основе нашей теории либидо сначалалежало
противопоставление влечений Я и
сексуальных влечений.Когдапозднеемы
начали изучать само Я и поняли основнойпринципнарциссизма,самоэторазличие
потеряло свою почву. В редких случаях можно
признать, чтоЯберетсамо
себя в качестве объекта, ведет себя так, как
будто оно влюблено в самоесебя.
Отсюда и заимствованное из греческой
легенды название - нарциссизм. Ноэтолишькрайнеепреувеличениенормальногоположениявещей.Начинаешьпонимать,
что Я является всегда основнымрезервуаромлибидо,изкоторогообъекты
заполняютсялибидо и куда это либидо снова
возвращается, в то время какбольшаяегочасть
постоянно пребывает в Я. Итак, идет
беспрестанное превращение Я-либидовобъект-либидоиобъект-либидовЯ-либидо.Нообаонимогутинеразличаться
по своей природе, тогда не имеет смысла
отделять энергиюодногоот
энергии другого, можно опустить название
либидоиливообщеупотреблятьего
как равнозначное психической энергии.
Мы недолгооставалисьнаэтойточкезрения.Предчувствиекакого-тоантагонизма
в рамках инстинктивнойжизнискоронашлодругое,ещеболеерезкое
выражение. Мненехотелосьбыизлагатьвам,какмыпостепенноподходили
к этому новому положению в теории влечений;
оно тожеосновываетсяглавным
образом на биологических данных; я расскажу
вам о нем как оготовомрезультате.
Предположим, что естьдваразличныхпо сутивидавлечений:сексуальныевлечения,понимаемыевширокомсмысле.Эрос,есливыпредпочитаетеэтоназвание,иагрессивныевлечения,целькоторых-разрушение.
В таком виде вы вряд ли сочтете это зановость,этопокажетсявам
попыткой теоретически облагородить
банальную противоположностьлюбвииненависти,
которая, возможно, совпадает с аналогичной
полярностью притяжения-
отталкивания, которую физики предполагаютсуществующейвнеорганическоммире(1)ПопыткаФрейдаобъяснитьхарактер
взаимоотношений людей, их позитивные и
негативные чувства (любовь иненависть,симпатиииантипатии)пообразуиподобиюпритяженияиотталкивания
в физическом миреявляетсягрубомеханистической,полностьюигнорирующей
своеобразие ибогатствоэмоциональнойсферыличностииееотношений
к другим людям.
Вводя, наряду с сексуальным влечением, в
качестве основнойпобудительнойсилы
поведения людей инстинкт агрессии, Фрейдпришелкложнымвыводамопричинахличныхисоциальныхконфликтов,обисточникахвойн,расовойненавистиидругихантигуманныхявлений,имеющихвдействительностиобщественно-исторические
причины.
Эти положения Фрейда свидетельствуют оегобиологизаторскомподходекмотивациичеловеческогоповедения,обигнорированииеезависимостиотусваиваемых
личностью нравственных норм.
Но примечательно, что нашеположениемногимивоспринимаетсякакновость,
причемоченьнежелательнаяновость,которуюкакможноскорееследует
устранить. Я полагаю,чтовэтомнеприятиипроявляетсясильный
аффективный фактор.Почемунампонадобилосьтакмноговремени,чтобырешиться
признать существование стремления к
агрессии,почемуочевидныеиобщеизвестныефактынеиспользоватьбезпромедлениядлятеории?Еслиприписать
такой инстинкт животным, то вряд ли это
встретит сопротивление. Новключить
его в человеческую конституцию кажется
фривольным:слишкоммногимрелигиозным
предпосылкам и социальнымусловностямэтопротиворечит.Нет,
человекдолженбытьпосвоейприродедобрымили,покрайнеймере,добродушным.Еслижеониногдаипроявляетсебягрубым,жестокимнасильником,
то это временные затемнения в егоэмоциональнойжизни,частоспровоцированные,
возможно, лишь следствиенецелесообразногообщественногоустройства,
в котором он до сих пор находился.
То, о чем повествует нам история и что
намсамимдовелосьпережить,ксожалению,
не подтверждает сказанное, а скорее
подкрепляет суждениеотом,что
вера в "доброту" человеческой натурыявляетсяоднойизсамыххудшихиллюзий,
от которых человек ожидает улучшения и
облегчения своей жизни, в товремя
как в действительности они наносят только
вред. Нетнуждыпродолжатьэту
полемику, ибо не только уроки истории и жизненный опыт говорятвпользунашегопредположения,чтовчеловеке
таится особый инстинкт - агрессии и
разрушения, это подтверждаютиобщие
рассуждения, к которымнаспривелопризнаниефеноменовсадизмаимазохизма.
Вы знаете, что мы называем сексуальноеудовлетворениесадизмом,если
оносвязаносусловием,чтосексуальныйобъектиспытываетболь,истязания
и унижения, и мазохизмом, когда имеетсяпотребностьсамомубытьобъектом
истязания. Вы знаете также, чтоопределеннаяпримесьэтихобоихстремлений
включается и в нормальные сексуальные
отношения и что мы называемих
извращениями, если они оттесняют все прочие
сексуальные цепи, ставя на ихместо
свои собственные. Едва ли от васускользнулото,чтосадизмимеетболее
интимное отношение к мужественности, а
мазохизм кженственности,какбудто
здесь имеется какое-то тайное родство, хотяясразужедолженвамсказать,
что дальше в этом вопросе мы не
продвинулись. Оба они-садизмимазохизм-являютсядлятеориилибидовесьмазагадочнымифеноменами,особенно
мазохизм, и вполне в порядке вещей, когда то,
что для однойтеориибылокамнемпреткновения,должностатьдлядругой,еезаменяющей,краеугольным
камнем.
Итак, мы считаем, что в садизме и
мазохизме мыимеемдвазамечательныхпримера
слияния обоих видоввлечений.Эросаиагрессии;предположимжетеперь,
что это отношение являетсяпримеромтого,чтовсеинстинктивныепобуждения,
которые мы можем изучить, состоят из такихсмесейилисплавовобоих
видов влечений. Конечно, в самых
разнообразных соотношениях. Приэтомэротические
влечения как бы вводят в смесьмногообразиесвоихсексуальныхцелей,втовремякакдругиедопускаютсмягченияиградациисвоейоднообразной
тенденции. Этим предположениеммыоткрываемперспективудля
исследований, которые когда-нибудь приобретутбольшоезначениедляпониманияпатологических
процессов. Ведь смеси могут тоже
распадаться, и такойраспадможет
иметь самые тяжелыепоследствиядляфункции.Ноэтивзглядыещеслишком
новы, никто до сих пор не пытался
использовать их в работе.
Вернемся к особой проблеме, которую
открывает нам мазохизм.Еслимынавремя
не будем принимать во внимание его
эротический компонент, то онбудетдлянасручательствомсуществованиястремления,имеющегоцельюсаморазрушение.
Если и для влечения к разрушению верно то,
что Я - здесьмы
больше
имеем в виду Око, всю личность -
первоначально включаетвсебявсеинстинктивные
побуждения, то получается, что мазохизм
старше садизма, садизмже
являетсянаправленнымвовневлечениемкразрушению,которое,такимобразом,
приобретает агрессивныйхарактер.Сколько-тоотпервоначальноговлечения
к разрушениюостаетсяещевнутри;кажется,чтомыможемеговоспринять
лишь при этих двух условиях - если оно
соединяется с эротическимивлечениями
в мазохизме или если оно как агрессия
направлено противвнешнегомира
- с большим или меньшим эротическим
добавлением. Напрашивается мысльозначимости
невозможности найти удовлетворение
агрессии во внешнем мире,таккак
она наталкивается на реальные препятствия.
Тогда она, возможно, отступит
назад,
увеличив силу господствующего внутри
саморазрушения. Мыещеувидим,что
это происходит действительно такинаскольковаженэтотвопрос.Ненашедшая
выхода агрессия может означать тяжелоеповреждение;всевыглядиттак,
как будто нужно разрушить другое и других,
чтобынеразрушитьсамогосебя,
чтобы оградить себя от стремления к
саморазрушению. Поистине печальноеоткрытие для моралиста!
Но моралист еще долго будет утешаться
невероятностью наших умозаключений.Странное
стремление заниматься разрушением своего
собственного органическогообиталища!Правда,поэтыговорятотакихвещах,нопоэтынародбезответственный,пользующийсясвоимипривилегиями.Собственноговоря,подобные
представления не чужды и физиологии, например,слизистаяоболочкажелудка,
которая сама себяпереваривает.Носледуетпризнать,чтонашевлечение
к саморазрушению нуждается в более широкой
поддержке.Ведьнельзяжерешитьсянатакоедалекоидущеепредположениетолькопотому,чтонесколькобедныхглупцовсвязываютсвоесексуальноеудовлетворениеснеобычным
условием. Я полагаю, что углубленное
изучениевлеченийдастнамто,
что нужно. Влечения управляют не только
психической, ноивегетативнойжизнью,
и эти органические влечения обнаруживают
характерную черту,котораязаслуживает
нашего самого пристального внимания.Отом,являетсялиэтообщим
характером влечений, мы сможем судить лишь
позже. Они выступают именнокак
стремление восстановить более раннее
состояние. Мыможемпредположить,что
с момента, когда достигнутоеоднаждысостояниенарушается,возникаетстремление
создать его снова, рождаяфеномены,которыемыможемназвать"навязчивым
повторением". Так, образованиеиразвитиеэмбрионовявляетсясплошным
навязчивымповторением;урядаживотныхширокораспространенаспособностьвосстанавливатьутраченные органы,иинстинктсамолечения,которому
мы всякий раз обязаны нашим выздоровлением
наряду с терапевтическойпомощью,-это,должнобыть,остатокэтойтаквеликолепноразвитойспособности
у низших животных. Нерестовая миграция рыб,
возможно, и перелетыптиц,
а может быть, и все, что у животных мы
называем проявлением инстинкта,происходит
под
действием навязчивого повторения,вкоторомвыражаетсяконсервативнаяприрода
инстинктов. И в психике нам не придется
долго искать проявлений тогоже
самого. Мы обращали внимание на то, что
забытые и вытесненные переживанияраннего
детства во время аналитической работы
воспроизводятся всновиденияхи
реакциях, в частностивреакцияхперенесения,хотяихвозрождениеипротиворечит
принципу удовольствия, и мы дали объяснение,
что в этих случаяхнавязчивое
повторение преобладает даже над принципом
удовольствия.Подобноеможно
наблюдать и вне анализа. Есть люди, которые
в своей жизни без поправокповторяют
всегда именнотереакции,которыеимвовред,иликоторых,кажется,преследуетнеумолимаясудьба,втовремякакболееточноеисследование
показывает, что они,самитогонезная,готовятсебеэтусудьбу.
Тогда мы приписываем навязчивому
повторению демонический характер.
Но что же может дать эта консервативная
чертаинстинктовдляпонимания
нашего
саморазрушения? Какое более раннее
состояниехотелбывосстановитьтакой
инстинкт? Так вот, ответ близок,оноткрываетширокиеперспективы.Если
правда то, что в незапамятные времена и
непостижимым образом однажды изнеживой
материи родиласьжизнь,тосогласнонашемупредположениютогдавозникло
влечение, которое стремится вновь
уничтожить жизньивосстановитьнеорганическое
состояние. Если мы в этом влеченииксаморазрушениюувидимподтверждение
нашей гипотезы, то мы можем считать его
выражением влеченияксмерти (Todestrieb), которое не может не оказывать
своего влияния в процессежизни.
А теперь разделим влечения, о которыхмыговорим,надвегруппы:эротические,
которые стремятся привести все еще живую
субстанциювбольшееединство,
и
влечения к смерти, которые противостоят
этому стремлению и приводят живоек
неорганическому состоянию. Из
взаимодействия и борьбыобоихивозникаютявления
жизни, которым смерть кладет конец.
Возможно, вы скажете, пожимая плечами:
этонеестественнаянаука,этофилософия
Шопенгауэра. Но почему, уважаемые дамы и
господа, смелый ум не могугадать
то, что затем подтвердило трезвое и нудное
детальное исследование? Втаком
случае всеужекогда-тобылооднаждысказано,идоШопенгауэраговорили
много похожего. И затем, то, что мы говорим,
не совсемШопенгауэр.Мы
не утверждаем, что смерть есть единственная
цель жизни; мы неигнорируемперед
лицом смерти жизнь. Мы признаем два
основныхвлеченияиприписываемкаждому
его собственную цель. Как переплетаются обавжизненномпроцессе,каквлечениексмертииспользуетсядляцелейЭроса,особенновегонаправленности
во внешний мир в форме агрессии, -всеэтозадачибудущих
исследований.
Мы не пойдем дальше той области, где нам
открыласьэтаточказрения.Такжеивопрос,невсемлибезисключениявлечениямприсущконсервативный
характер, не стремятся ли и эротические
влечения восстановитьпрежнее
состояние, когда онисинтезируютживоедлядостижениясостояниябольшего
единства, мы оставим без ответа.
Мы немного отдалились от нашейосновнойтемы.Хочувамдополнительносообщить,
каков был исходный пункт этих размышлений о
теориивлечений.Тотжесамый,которыйпривелнаскпересмотруотношениямеждуЯибессознательным,
а именно возникавшее при аналитической
работевпечатление,что
пациент, оказывающий сопротивление,
зачастую ничегонезнаетобэтомсопротивлении.Нобессознательнымдлянегоявляетсянетолькофактсопротивления,
но и его
мотивы. Мы должны были исследовать эти
мотивы или этот мотив и нашли его,к
нашему удивлению, в сильной потребностивнаказании,которуюмымоглиотнести
только к мазохистским желаниям.
Практическое значение этого открытияне
уступает теоретическому, потому что эта
потребность в наказанииявляетсязлейшим
врагом наших терапевтических усилий. Она
удовлетворяется страданием,связанным
с неврозом, и поэтому цепляется за
болезненное состояние. Кажется,что
этот фактор, бессознательная потребность в
наказании, участвует в каждомневротическом
заболевании. Особенно убедительны в этом
отношениислучаи,вкоторых
невротическое страдание может быть
замененодругим.Хочупривестивам
один такой пример. Однажды мне удалось
освободить одну немолодую деву откомплекса
симптомов, который в течение примерно
пятнадцати лет обрекал ее намучительное
существование и исключал из участия в жизни.Почувствовавсебяздоровой,
она с головой ушла в бурную деятельность,
давая волю своим немалымталантам
и желая добиться хоть небольшого признания,
удовольствия иуспеха.Но
каждая из ее попыток кончалась тем, что ей
давалипонятьилионасамапонимала,
что слишком стара для того, чтобы чего-то
достичь в этойобласти.После
каждой такой неудачи следовало бы ожидать
рецидива болезни,ноинаэто
она уже была неспособна, вместоэтогоснейкаждыйразпроисходилинесчастные
случаи,которыенакакое-товремявыводилиееизстрояизаставляли
страдать. Она падала и подворачивала ногу
или повреждалаколено,а
если делала какую-нибудь работу, то что-то
случалосьсрукой;когдаеевниманиебылообращенонаеесобственноеучастиевэтихкажущихсяслучайностях,
она изменила, так сказать, свою технику. По
такимжеповодамвместо
несчастных случаев возникалилегкиезаболевания:катары,ангины,гриппозныесостояния,ревматические
припухания, пока наконец отказ от
дальнейших поползновений, накоторый
она решилась, не покончил со всем этим
наваждением.
Относительно происхождения этой
бессознательной потребности наказания, мыполагаем,
нет никаких сомнений.Онаведетсебякакчастьсовести,какпродолжение
нашей совести в бессознательном, она имеет
то жепроисхождение,что
и совесть, т. е. соответствует части
агрессии, которая ушлавовнутрьипринята
Сверх-Я. Если бы только слова лучше
подходили друг к другу,тодляпрактического
употребления было бы оправданноназватьее"бессознательнымчувством
вины". Однако с теоретической точки
зрения мы сомневаемся,следуетли
предполагать, что вся возвращеннаяизвнешнегомираагрессиясвязанаСверх-Я
и обращена тем самым против Я или чточастьееосуществляетсвоютайную
зловещую деятельность в Я и Оно как
свободное влечение кразрушению.Такое
разделение более вероятно, но больше мы
ничего об этом незнаем.ПрипервомвключенииСверх-Ядляоформленияэтойинстанции,безусловно,используется
та часть агрессии против родителей, которой
ребеноквследствиефиксации
любви, а также внешних трудностей не смогдатьвыходанаружу,ипоэтомустрогостьСверх-Янедолжнапрямосоответствоватьстрогости воспитания.
Вполне возможно, что дальнейшиеповодыкподавлениюагрессииповедут
влечение тем же путем, который открылся ему
в тот решающий момент.
Лица, у которых это бессознательное
чувство вины чрезмерно,выдаютсебяпри
аналитическом лечении столь неприятной спрогностическойточкизренияотрицательной
реакцией на терапию. Если им сообщили об
ослаблениисимптома,за
которым обычно
должно последовать, по крайней мере, еговременноеисчезновение,тоуних,
напротив, наступает немедленное усиление
симптомаистрадания.Частобывает
достаточно похвалить ихповедениеприлечении,сказатьнесколькообнадеживающих
слов об успешности анализа, чтобы вызвать
явное ухудшениеихсостояния.
Неаналитик сказал бы, что здесь недостает
"воли к выздоровлению";придерживаясь
аналитического образа мышления, вы увидите
вэтомпроявлениебессознательного
чувства вины, которое как раз иустраиваетболезньсеестраданиями
и срывами. Проблемы, которые выдвинулобессознательноечувствовины,
его отношения кморали,педагогике,преступностиибеспризорностиявляютсявнастоящеевремяпредпочтительнойобластьюдляработыпсихоаналитиков.
Здесь мы неожиданно выбираемся из
преисподней психики вширокооткрытыймир.
Дальше вести вас я не могу, но на одной мысли
все же задержусь,преждечем
проститься с вами на этот раз. У нас вошло в
привычку говорить, что нашакультурапостроеназасчетсексуальныхвлечений,которыесдерживаютсяобществом,
частично вытесняются, а частично
используютсядляновыхцелей.Даже
при всей гордости за наши культурные
достижения мыпризнаем,чтонамнелегко
выполнять требования этой культуры, хорошо
чувствовать себя вней,потому
что наложенные на наши влечения
ограничения тяжкимбременемложатсяна
психику. И вот то, что мы узналиотносительносексуальныхвлечений,вравноймере,аможетбыть,дажеивбольшейстепениоказываетсядействительным
для других,агрессивныхстремлений.Онивыступаютпреждевсего
тем, что осложняет совместную жизнь людей и
угрожаетеепродолжению;ограничениесвоейагрессииявляетсяпервой,возможно,самойсерьезнойжертвой,которуюобществотребуетотиндивидуума.Мыузнали,какимизобретательным
способомосуществляетсяэтоукрощениестроптивого.ВдействиевступаетСверх-Я,котороеовладеваетагрессивнымипобуждениями,какбывводяоккупационные
войска вгород,готовыйкмятежу.Носдругойстороны,рассматривая
вопрос чисто психологически, следует
признать, что Ячувствуетсебянеочень-тохорошо,когдаеготакимобразомприносятвжертвупотребностям
общества и оно вынуждено подчиняться
разрушительнымнамерениямагрессии,
которую само охотно пустило бы в ход противдругих.Этокакбыраспространение
на область психического той дилеммы - либо
съешьсам,либосъедяттебя,-котораяцаритворганическомживоммире.Ксчастью,агрессивные
влечения никогда не существуют сами по себе,
но всегда сопряженыс
эротическими. Эти последние в условиях
созданной человеком культурымогутмногое смягчить и предотвратить.