ТРИДЦАТЬ
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. РАЗДЕЛЕНИЕ
ПСИХИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Уважаемые дамы и господа! Я знаю, что в
своих взаимоотношенияхслицамиили
вещами вы сами определяете, что является
исходным пунктом. Так было испсихоанализом:
для развития, которое он получил,дляотклика,которыйоннашел,
было небезразлично, что начал он с работы
над симптомом, самым чуждымдля
Я элементом, который имеется в душе. Симптом
происходит от вытесненного,являясь
одновременно его представителем перед Я, но
вытесненное для Я -эточужая
страна, внутренняя заграница, так же как
реальность - разрешитетакоенеобычноевыражение-заграницавнешняя.Отсимптомапутьлежалкбессознательному,
к жизни влечений, к сексуальности, и это
было время, когдапротив
психоанализа выдвигались глубокомысленные
возражения, чточеловек-существо
не только сексуальное, он знаком и сболееблагороднымииболеевысокими
порывами. Можно было бы добавить, что,
вдохновленный сознанием этихвысоких
порывов, он нередко позволяет себе
несуразные мысли иигнорированиефактов.
Вам лучше знать, что с самого начала у
нас считалось: человек страдает отконфликта
между требованиями жизни влечений и
сопротивлением, которое
поднимается в нем против них,имынинамигнезабывалиобэтойсопротивляющейся,отклоняющей,вытесняющейинстанции,которая,какмыполагали,обладаетсвоимиособымисилами,стремлениямиЯ,икотораясовпадает
с Я популярной психологии. Только ведь привсехтрудныхуспехахнаучной
работы и психоанализу не подсилубылоодновременноизучатьвсеобласти
и высказывать суждение сразу по всем
проблемам. Наконец, делодошлодо
того, что мы смогли направить свое внимание
с вытесненного на вытесняющееи
встали перед этим Я, казавшимся таким само
собой разумеющимся,втвердойуверенности
и здесь встретить вещи, к которым мы могли
быть не подготовлены;однако
было нелегко найти первый подход. Вот об
этом-тояихочусвамисегодня
побеседовать!
Предполагаю, однако, что это мое
изложение психологииЯподействуетнавасиначе,чемвведениевпсихическуюпреисподнюю,котороеемупредшествовало.
Почему это так, с точностью сказать немогу.Какказалосьмне
сначала, вы подумаете,чторанееясообщалвамфакты,пустьдаженепривычные
и своеобразные, тогда кактеперьвыуслышитепреимущественномнения,
т. е. умозрительные рассуждения. Но это не
так; получше все взвесив,я
должен сказать,чтоудельныйвесмыслительнойобработкифактическогоматериала
в нашей психологии Я ненамного больше, чем в
психологииневрозов.Другие
обоснования своегопредположенияятожевынужденбылотбросить;теперь
я считаю,чтокаким-тообразомэтокроетсявхарактересамогоматериала
и в непривычности нашего обращения с ним.
Все жеянеудивлюсь,если
в своем суждении вы проявите еще большесдержанностииосторожности,чем
до сих пор.
Ситуация, в которой мынаходимсявначаленашегоисследования,самадолжна
указать нам путь.
Мы хотим сделать предметом этого
исследования Я,нашенаисобственнейшееЯ.
Но возможно ли это? Ведь Я является самым
подлинным субъектом, как же ономожет
стать объектом? И все-таки, несомненно, это
возможно.Яможетвзятьсебя
в качество объекта,обращатьсяссобой,какспрочимиобъектами,наблюдать
себя, критиковать и бог знает что еще с
самимсобойделать.Приэтом
одна часть Я противопоставляет себя
остальному Я. Итак,Ярасчленимо,оно
расчленяется в некоторых своих функциях,покрайнеймере,навремя.Части
могут затем снова объединиться. Само по
себе этоненово,возможно,непривычный
взгляд на общеизвестные вещи.Сдругойстороны,намзнакоматочка
зрения, что патологиясвоимипреувеличениямииогрублениямиможетобратитьнашевниманиенанормальныеотношения,которыебезэтогоускользнули
бы от нас. Там, где она обнаруживает слом и
срыв,внормальномсостоянии
может иметь место расчленение. Если мы
бросим кристаллназемлю,он
разобьется, но не произвольно, а распадется
по направлениям своихтрещинна
куски, грани которых, хотя и невидимо, все-таки
предопределены структуройкристалла.
Такими растрескавшимисяирасколовшимисяструктурамиявляютсядушевнобольные.
И мы не можемимотказатьвчем-товродепочтительногостраха,которыйиспытывалидревниенародыпередсумасшедшими.Ониотвернулись
от внешней реальности, но именнопоэтомуонибольшезнаютовнутренней,
психической реальности и могут нам кое-что
выдать, чтобылобынам
иначе недоступно. Об одной группе такихбольныхмыговорим,чтоонистрадают
бредом наблюдения (Beobachtungswahn).*Всоветскойпсихиатрической
литературе
рассматривается как одинизвариантовбредапреследования.-Прим..
ред. перев. Они жалуются
нам,
что постоянно ивплотьдосамыхинтимныхотправленийнаходятсяподудручающимнаблюдениемнеизвестныхсил,вероятно,все-такилиц,ивгаллюцинациях
слышат, как эти лица объявляют о
результатах своих наблюдений:"Сейчас
он хочет сказать это, вот он одевается,
чтобы выйти, и т.д.".Этонаблюдение
- еще не то же самое, что преследование, но
близкокнему,онопредполагает,
чтобольномунедоверяют,ждут,какбызастатьегозазапретными
действиями, за которые его должны наказать.
Что было бы, еслибыэти
сумасшедшие были правы, если бы у нас у всех
былатакаянаблюдающаяиугрожающая
наказанием инстанция в Я, которая у них лишь
резко отделена отЯи
по ошибке смещена во внешнюю реальность?
Не знаю, произойдет ли с вами то же, что и
со мной. Но с тех пор, как подсильным
впечатлением этой картины болезни мною
овладела идея, чтоотделениенаблюдающей
инстанции от остального Я может быть в
структуре Язакономернойчертой,
она меня не оставляет, и я вынужден был
заняться изучением идругиххарактерныхособенностейиотношенийэтойотделеннойтакимобразоминстанции.
Вскоре был сделан следующий шаг. Уже
содержание бреданаблюдениянамекает
на то, что наблюдение является лишь
подготовкой к суду и наказанию,и,
таким образом, мы узнаем, чтоуэтойинстанцииестьдругаяфункция,которую
мы называем своей совестью. Вряд ли в нас
найдется что-либодругое,что
мы бы так постоянно отделяли от своего Я и
таклегкопротивопоставлялиему,
как совесть. Я чувствую склонностьчто-тосделать,чтообещаетмненаслаждение,
но отказываюсь от этого наоснованиитого,чтосовестьмнеэтого
не позволяет. Или, поддавшись чрезмерному
желанию наслаждения, я делаючто-то,
против чего поднимается голос совести, и
после проступка моя совестьнаказывает меня упреками стыда, заставляет
раскаиваться занего.Ямогбысказать
просто, что особая инстанция,которуюяначинаюразличатьвЯ,является
совестью,ноболееосторожнымбылобысчитатьэтуинстанциюсамостоятельной
и предположить, что совесть является одной
из ее функций,асамонаблюдение,
необходимое как предпосылка судебнойдеятельностисовести,являетсядругойеефункцией.Атаккак,признаваясамостоятельноесуществование
какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду
отныне называть этуинстанцию
в Я "Сверх-Я".
А теперь жду отвасироническоговопроса:несводитсялиэтавашапсихология
Я вообще к тому,чтобыбуквальнопониматьобщеупотребительныеабстракции,
превращая их из понятий в предметы, многого
невыигрываяэтим?Отвечу:
в психологии Я труднобудетизбежатьобщеизвестного,здесьречьбудет
идти скорее о новых точкахзренияисистематизациях,чемоновыхоткрытиях.
Так чтооставайтесьпокаприсвоемуничтожающемкритическоммнении
иподождитедальнейшихрассуждений.Фактыпатологиидаютнашимисследованиям
фон, который вы напрасно искали бывпопулярнойпсихологии.Далее.
Едва мыпримирилисьсидеейтакогоСверх-Я,котороепользуетсяизвестной
самостоятельностью, преследует
собственныенамеренияивсвоемобладании
энергией независимо от Я, как перед нами
неизбежно встаеткартинаболезни,вкоторойсовсейясностьюобнаруживаетсястрогость,дажежестокость
этой инстанциииизмененияееотношенияЯ.Яимеюввидусостояние
меланхолии, вернее, приступамеланхолии,окоторомивытожедостаточно
много слышали, даже если вы непсихиатры.Приэтомнедуге,опричинах
и механизмах которого мы слишком мало знаем,
наиболее яркойчертойявляется
способ обращения Сверх-Я - про себя
вы можете сказать: совести - с Я. В то
время какмеланхоликвздоровомсостоянии
может быть более или менее строгксебе,каклюбойдругой,вприступемеланхолииСверх-Ястановитсясверхстрогим,ругает,унижает,истязает
бедное Я, заставляет его ожидать самых
строгих наказаний,упрекаетего
за давно содеянное, которое в свое время
воспринималось легко, как будтооно
все это время собирало обвинения и тольковыжидалосвоеготеперешнегоприлива
сил, чтобы выступить с ними и вынестиприговорнаоснованииэтихобвинений.Сверх-Япредъявляетсамыестрогиеморальныетребованиякотданному
в его распоряжение беспомощному Я, оно
вообщепредставляетсобойтребования
морали, и мы сразу понимаем, что наше
моральное чувство вины естьвыражение
напряжения между Я и Сверх-Я. Это весьма
примечательныйрезультатнаблюдения:
мораль, данная нам якобы отбогаипустившаястольглубокиекорни,
выступает [у таких пациентов] как
периодическое явление.Потомучточерез
определенное количество месяцеввсеморальноенаваждениепроходит,критикаСверх-Яумолкает,Яреабилитируетсяивновьпользуетсявсемичеловеческими
правами вплоть до следующего приступа.
Правда,принекоторыхформахзаболеваниявпромежуткахпроисходитнечтопротивоположное:Янаходится
в состоянииблаженногоопьянения,оноторжествует,какбудтоСверх-Я
утратило всякуюсилуислилосьсЯ,иэтоставшеесвободнымманиакальное
Я позволяет себе действительно безудержное
удовлетворениевсехсвоих
прихотей. Процессы, полные нерешенных
загадок!
Вы ждете, конечно, больше, чем простой
иллюстрации, услышав от меня,чтомы
кое-что знаем об образовании Сверх-Я,т.е.овозникновениисовести.Основываясь
на известном высказывании Канта, сравнившего нашу совесть со звездным небом,
набожный человек мог бы, пожалуй,почувствовать
искушениепочестьобаихзапрекрасныесозданиятворца.Небесные
тела, конечно, великолепны, но что касается
совести, тоздесьбогпоработал
не столь много инебрежно,потомучтоподавляющеебольшинстволюдей
получило ее лишь в скромных размерах или в
столь малой степени, что обэтом
нестоитиговорить.Мынивкоеймеренеотрицаемтучастьпсихологической
истины, которая содержитсявутверждении,чтосовесть-божественного
происхождения, ноэтоположениетребуетразъяснения.Еслисовесть
тоже является чем-то "в нас", тоэтоведьнеизначально.Это-полная
противоположность сексуальной жизни,котораядействительнобылассамого
началажизни,анедобавиласьлишьвпоследствии.Номаленькийребенок,
как известно, аморален,унегонетвнутреннихтормозовпротивстремлений
к удовольствию. Роль, которуюпозднееберетнасебяСверх-Я,исполняется
сначала внешней силой,родительскимавторитетом.Родительскоевлияниенаребенкаоснованонапроявленияхзнаковлюбвииугрозахнаказаниями,
которые доказывают ребенку утрату любви и
сами посебедолжнывызывать
страх. Этот реальный страх является
предшественником более позднегостраха
совести: пока он царит, нет нужды говорить оСверх-Яиосовести.Только
впоследствии образуется вторичная
ситуация, которую мы слишком охотнопринимаем
за нормальную, когда внешнее сдерживание
уходит вовнутрь, когда наместо
родительскойинстанциипоявляетсяСверх-Я,котороеточнотакженаблюдает
за Я, руководит им и угрожает ему, как раньше
это делалиродителив
отношении ребенка.
Сверх-Я, которое, таким образом, берет насебявласть,работуидажеметоды
родительской инстанции, является не только ее преемником,
но и действительно законным прямымнаследником.
Оно и выходит прямо из нее, и мы скоро узнаем,
каким путем.Носначала
остановимся на рассогласованиимеждуними.Кажется,чтоСверх-Яодносторонне
перенимает лишь твердость и строгость
родителей, их запрещающуюи
наказывающую функцию, в товремякакихисполненнаялюбвизаботаненаходит
места ипродолжения.Еслиродителидействительнопридерживалисьстрогоговоспитания,токажетсявполнепонятным,еслииуребенкаразвивается
строгое Сверх-Я, однако противожиданияопытпоказывает,чтоСверх-Я
может быть таким же неумолимо строгим, дажеесливоспитаниебыломягким
и добрым, если угроз и наказаний по
возможности избегали. Позднеемывернемся
к этому противоречию, когда будем говорить
о превращенияхвлеченийпри
образовании Сверх-Я.
О превращении родительского отношения
в Сверх-Я янемогусказатьвамтак,
как хотелось бы, отчасти потому, что этот
процесс так запутан, чтоегоизложение
не уместится в рамки введения, которое я
хочу вам дать, а с другойстороны,
потому, что мы сами не уверены, что
полностью егопоняли.Поэтомудовольствуйтесь
следующими разъяснениями. Основойэтогопроцессаявляетсятак
называемая идентификация (Identifizierung), т. е.
уподоблениеЯчужомуЯ,
вследствие чего первое Я в определенных
отношениях ведет себя как другое,подражает
ему, принимает его в известной степени всебя.Идентификациюнебез
успеха можно сравнить с оральным,
каннибалистическимпоглощениемчужойличности.
Идентификация - очень важная форма связи с
другим лицом, вероятно,самая
первоначальная, но не то же самое, что выбор
объекта.Различиеможновыразить
примерно так: если мальчик идентифицирует
себя с отцом, то он хочет
быть, как отец; если он делает его
объектом своего выбора,тоонхочетобладать,
владеть им; в первом случае его Яменяетсяпообразуотца,вовтором
это не необходимо. Идентификация и выборобъектавширокомсмысленезависимы
друг от друга; номожноидентифицироватьсебяименносэтимлицом,
изменять Я в соответствии с ним, выбравего,например,вкачестве
сексуальногообъекта.Говорят,чтовлияниесексуальногообъектанаЯособенно
частопроисходитуженщинихарактернодляженственности.Онаиболее
поучительном отношении между
идентификацией и выбором объекта я ужекак-то
говорил вам в предыдущих лекциях. Его легко
наблюдатькакудетей,так
и у взрослых, как у нормальных, такиубольныхлюдей.Еслиобъектутрачен
илиотнеговынужденыотказаться,тодостаточночастопотерювозмещают
тем, что идентифицируют себя с ним,
восстанавливая в своем Я,такчто
здесь выбор объекта как бы регрессирует к
идентификации.
Этими рассуждениями об идентификации я
сам не вполне удовлетворен, но мнебудет
достаточно, если вы сможете признать, что
введение в действиеСверх-Яможетбытьописанокакудачныйслучайидентификациисродительскойинстанцией.
Решающим фактом для этойточкизренияявляетсято,чтоэтоновообразование
превосходящей инстанции вЯтеснейшимобразомсвязаноссудьбой
Эдипова комплекса, так что Сверх-Яявляетсянаследиемэтойстользначимой
для детства эмоциональной связи. Мыпонимаем,чтосустранениемЭдипова
комплекса ребенок должен отказаться от
интенсивнойпривязанностикобъектам,
которыми были его родители, а для
компенсации этой утраты объектов идентификации, как следствия отказа
от привязанностикобъектам,позднеедостаточночастоповторяютсявжизниребенка,
но эмоциональной ценности этого первого
случая такой заменывполнесоответствует
то, что в результате этого вЯсоздаетсяособоеположение.Тщательное
исследование показывает нам также, что
Сверх-Я теряетвсилеизавершенности
развития, еслипреодолениеЭдиповакомплексаудаетсялишьотчасти.
В процессе развитиянаСверх-Явлияюттакжетелица,которыезаместили
родителей, т. е. воспитатели, учителя,
идеальныепримеры.Обычнооно
все больше отдаляетсяотпервоначальныхиндивидуальностейродителей,становясь,
так сказать, все более безличностным. Но
нельзятакжезабывать,что
ребенок по-разному оценивает своих
родителей на разных этапахжизни.Ктому
времени, когда Эдипов комплекс уступает
место Сверх-Я, они являют собойнечто
совершенно замечательное, утрачивая очень
многое впоследствии. И тогдатоже
происходят идентификации с этими более
позднимиродителями,онидажеобычно
способствуют формированию характера, но
этокасаетсятолькоЯ,наСверх-Я,
которое было сформировано более ранним
образом родителей,ониужене
влияют.
Надеюсь, у вас уже сложилось
впечатление, что понятиеСверх-Яописываетдействительноструктурноесоотношение,анепростоперсонифицируетабстракцию
наподобие совести. Мы должны упомянуть еще
однуважнуюфункцию,которой
мы наделяем это Сверх-Я. Оно является также
носителем.Я-идеала,скоторымЯсоизмеряетсебя,ккоторомуоностремится,чьетребованиепостоянного
совершенствования оностараетсявыполнить.Несомненно,этотЯ-идеал
является отражением старого представленияородителях,выражениемвосхищения
их совершенством, которое ребенок им тогда
приписывал.
Знаю,чтовымногослышалиочувственеполноценности,котороехарактеризует
как раз невротиков(1) Имеются в виду
взгляды Адлера,считавшегокомплекснеполноценностиглавнойдвижущейсилойразвитияличности.Оно проявляется, в частности,втакназываемойхудожественнойлитературе.Писатель,употребившийсловосочетание"комплекснеполноценности",считает,чтоэтимонудовлетворяетвсемтребованиямпсихоанализа
и поднимает своетворениенаболеевысокийпсихологическийуровень.Вдействительностиискусственноесловосочетание"комплекснеполноценности"
в психоанализе почти не употребляется. Он
неявляетсядлянас
чем-то простым, тем более элементарным.Сводитьегоксамовосприятиювозможного
недоразвития органов, как это любятделатьпредставителишколытакназываемойиндивидуальнойпсихологии,кажетсянамнедальновиднымзаблуждением.Чувствонеполноценностиимеетглубокоэротическиекорни.Ребенок
чувствует себя неполноценным, если
замечает, что он нелюбим, и точнотак
же взрослый.Единственныйорган,которыйможетрассматриватьсякакнеполноценный,
это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но
по большейчастичувство
неполноценности происходит из отношения Я
к своему Сверх-Я, являясь,такжекакчувствовины,выражениемнапряжениямеждуними.Чувствонеполноценности
ичувствовинывообщетрудноотделитьдруготдруга.Возможно,
было бы правильно видеть в первом
эротическое дополнение к чувствуморальнойнеполноценности.Этомувопросуразграниченияпонятиймывпсихоанализе уделяли мало внимания.
Именно потому что комплекс
неполноценности стал так популярен, япозволюсебе
сделать здесь небольшое отступление.Уодногоисторическогодеятелянашего
времени, который здравствует и поныне, но
отошел отдел,вследствиеродовой
травмы имеломесто некоторое недоразвитие одного
члена. Очень известный писатель нашихдней,
охотнее всего пишущий биографии
замечательныхлюдей,занялсяжизньюэтого
упомянутого мной человека. Но ведь трудно
подавить в себепотребностьуглубления
в психологию, когда пишешь биографию.
Поэтому наш автор отважилсянапопыткупостроитьвсеразвитиехарактерасвоегогерояначувственеполноценности,
вызванном этим физическим дефектом. Но при
этом онупустилодин
маленький, но немаловажный факт. Обычноматери,которымсудьбадалабольногоилинеполноценногоребенка,пытаютсявосполнитьэтунесправедливость
чрезмерной любовью. В нашем случае гордая
мать повеласебяпо-другому,
она отказала ребенку в любви из-за его
недостатка. Когда он сталмогущественным
человеком,товсемисвоимидействиямидоказал,чтотакникогдаинепростилсвоюмать.Есливыпредставитесебезначениематеринской
любви для детской душевной жизни, вы, видимо,мысленновнесетепоправки
в теорию неполноценности биографа.
Но вернемся кСверх-Я.Мынаделилиегосамонаблюдением,совестьюифункцией
идеала. Из наших рассуждений о еговозникновенииполучается,чтооно
обусловленочрезвычайноважнымбиологическим,атакжеопределяющимсудьбу
психологическим фактом, а именно
длительной зависимостьюребенкаотсвоих
родителей и Эдиповым комплексом, которые
опять-таки внутреннесвязанымеждусобой.Сверх-Яявляетсядлянаспредставителемвсехморальныхограничений,
поборником стремления к совершенствованию,
короче, тем, что намстало
психологическидоступноизтакназываемогоболеевозвышенноговчеловеческойжизни.Посколькуоносамовосходитквлияниюродителей,воспитателей
и им подобных, мыузнаемещебольшеоегозначении,еслиобратимся
кэтим его источникам. Как правило,
родители и аналогичные им авторитетыввоспитании
ребенка следуют предписаниямсобственногоСверх-Я.Какбынирасходилось
их Я со Сверх-Я, в воспитании ребенка они
строги и взыскательны.Они
забылитрудностисвоегособственногодетства,довольны,чтомогутнаконец
полностью идентифицировать себя со своими
родителями, которые в своевремя
налагали на них тяжелые ограничения. Такимобразом,Сверх-Яребенкастроится
собственно не по примеру родителей, а по
родительскому Сверх-Я; ононаполняется
тем же содержанием,становитсяносителемтрадиции,всехтехсохранившихся
во времени ценностей, которые продолжают
существовать наэтомпути
через поколения. Вы легко угадаете, какую
важную помощьдляпониманиясоциального
поведения человека, например, для понимания
беспризорности,илидаже
практические советы по воспитаниюможноизвлечьизпредставленияоСверх-Я.
Видимо, такназываемыематериалистическиевоззрениянаисториюгрешат
недооценкой этого фактора. Они
отделываются от негозамечанием,что"идеологии"
людей суть не что иное, как результат инадстройкадействующихэкономических
отношений. Это правда, но оченьвероятно-невсяправда.Человечество
никогда не живет полностью в настоящем,видеологияхСверх-Япродолжает
жить прошлое, традициярасыинарода,которыелишьмедленноподдаются
влияниям современности, новым изменениям, и,покаонодействуетчерезСверх-Я,оноиграетзначительную,независимуюотэкономическихотношений
роль в человеческой жизни.
В1921г.приизучениипсихологиимассяпопыталсяиспользоватьдифференциацию
Я и Сверх-Я.Япришелкформуле:"Психологическаямассаявляется
объединением отдельных личностей, которые
ввели в свое Сверх-Я однои
то же лицо и на основе этой общности идентифицировалисьдругсдругомвсвоемЯ".Онаотносится,конечно,
только к тем массам, которые имеют одного
вождя(1)
ПопыткаФрейдараспространитьего
представления о структуре личности напсихологиюмасспривелаегокложнойинтерпретацииобщественныхявлений,обусловленностькоторыхклассово-историческими
условиями как первичными по отношениюкпроявлениямобщественной
психологии им отрицалась.Если быунасбыло
больше примеров такого рода, то
предположение Сверх-Я перестало бы бытьсовершенно
чуждым для нас имысовсемосвободилисьбыоттойробости,которая
все еще охватываетнас,привыкшихкатмосферепреисподней,припродвижениинаболееповерхностные,болеевысокиеслоипсихическогоаппарата.
Разумеется,мынедумаем,что,выделяяСверх-Я,мыговоримпоследнее
слово в психологии Я. Это скорее начало, с
той лишь разницей,чтотут
не только начало трудно.
Ну а теперь нас ждет другая задача, так
сказать, с другой стороны Я.Онавозникла
благодаря наблюдению вовремяаналитическойработы,наблюдению,собственноговоря,оченьстарому.Какуженеразбывало,имдавнопользовались,преждечемрешилисьпризнать.Каквызнаете,всяпсихоаналитическая
теория, собственно, построена на признании
сопротивления,котороеоказываетнампациентприпопыткесделатьсознательнымегобессознательное.
Объективным признаком сопротивления
являетсято,чтоегоассоциативныемыслиостаютсянеобъяснимымиилидалекоуклоняютсяотобсуждаемой
темы. Субъективно он может ипризнаватьсопротивление,потомучто
испытывает ощущение стыда, приближаясь к
теме. Но этот последний признакможет
и отсутствовать. Тогда мы говорим пациенту,
что изегоотношениямызаключаем,чтооннаходитсясейчасвсостояниисопротивления, а он отвечает, что ничего
об этом не знает и замечает толькозатруднения
[в появлении] ассоциативных мыслей.
Обнаруживается, что мыбылиправы,
но тогдаегосопротивлениебылотожебессознательным,такимжебессознательным,
как и вытесненное (Verdrangte), над устранением
которого мыработали.
Следовало бы давно поставить вопрос: из
какой частиегодушевнойжизни
исходит такое бессознательное
сопротивление?Новичоквпсихоанализебыстронайдетответ:этоиестьсопротивлениебессознательного.Двусмысленный,
неприемлемый ответ! Если подэтимподразумевается,чтоонисходит
из вытесненного, то мы должны сказать: это
не так!Вытесненномумыскорееприпишемсильныйимпульс,стремлениепробитьсяксознанию.СопротивлениеможетбытьтольковыражениемЯ,котороевсвоевремяосуществило
вытеснение, а теперьхочетегосохранить.Такмывсегдаипонимали
это раньше. С тех пор как мы предполагаемвЯособуюинстанцию,представляющую
ограничивающие и отклоняющие требования,Сверх-Я,мыможемсказать,чтовытеснениеявляетсяделомэтогоСверх-Я,онопроводитвытеснение
или само, или по его заданию это делает
послушное емуЯ.Ивотесли
налицо случай, когда сопротивление при
анализе пациентом не осознается,то
это значит, что либо Сверх-Я и Я в очень
важных ситуациях могутработатьбессознательно,
либо, что было бы еще значительнее, что
некоторые части тогои
другого, Я и самого Сверх-Я, являются
бессознательными. В обоих случаях мывынуждены
прийти к неутешительному выводу, чтоСверх-Яисознательное,содной
стороны, и вытесненное и бессознательное - с
другой, ни в коемслучаене
совпадают (1) Это положение
говорит оновомподходе
Фрейда кпроблеменеосознаваемойпсихики.Ееобласть,согласноизлагаемому
взгляду, охватывала, наряду со сферой
бессознательныхвлечений,также
(в известных масштабах) и другие компоненты
личности, в томчислеееядро
- Я.
Уважаемые дамы и господа! Видимо, надо
сделать передышку, противчегоивы
тоже не будете возражать, но,преждечемяпродолжу,выслушайтемоиизвинения.
Хочу сделать дополнения к введению в
психоанализ, которое я началпятнадцать
лет тому назад, и вынужден вести себя так,будтоивыв этотпромежуток
времени не занимались ничем иным, кроме
психоанализа. Я знаю, чтоэто
невероятное предположение, но я беспомощен,
я не могу поступить иначе. Исвязано
это с тем, что вообще очень трудно
познакомить с психоанализом того,кто
сам неявляетсяпсихоаналитиком.Поверьте,мынехотимпроизвестивпечатление,
будто мы члены тайного общества изанимаемсякакой-тотайнойнаукой.
И все же мы должны признать и объявить своим
убеждением,чтониктонеимеетправавмешиватьсявразговоропсихоанализе,неовладевопределеннымопытом,которыйможнополучитьтолькоприанализесвоейсобственной
личности. Когда я читал вам лекции
пятнадцать лет тому назад,япытался
не обременять вас некоторыми
умозрительными моментами нашейтеории,но
именно с ними связаны новые данные, о
которых я хочу сказать сегодня.
Возвращаюсь к теме. Свое сомнение, могутлиЯилидажеСверх-Ябытьбессознательнымиилионитолькоспособныосуществлятьбессознательныедействия,
мы с полным основанием решаем впользупервойвозможности.Да,значительные
части Я и Сверх-Ямогутоставатьсябессознательными,обычноявляются
бессознательными. Это значит, что личность
ничего незнаетобихсодержании
и ей требуется усилие, чтобы сделать их длясебясознательными.Бывает,
что Я и сознательное, вытесненное и
бессознательноенесовпадают.Мыиспытываемпотребность
основательно пересмотреть свой подход к
проблеме сознательное-бессознательное.
Сначала мыбылисклоннызначительноснизитьзначимостькритерия
сознательности, посколькуоноказалсястольненадежным.Номыпоступили
бы несправедливо. Здесь дело обстоит так же,
как снашейжизнью:она
не многого стоит, но это все, что у нас есть.
Без светаэтогокачествасознания
мы бы затерялись в потемках глубинной
психологии; но мы имеем правопопытаться
сориентировать себя по-новому.
То, что должно называться сознательным,
не нуждается в обсуждении,здесьнетникакихсомнений.Самоестароеисамоелучшеезначениеслова"бессознательный"
- описательное: бессознательныммыназываемпсихическийпроцесс,
существование которого мы должны
предположить, поскольку мы выводимего
из его воздействий, ничего не зная о нем.
Далее, мы имеем кнемутакоеже
отношение, как и к психическому процессу
другого человека,толькоон-тоявляется
нашим собственным.Есливыразитьсяещеконкретнее,тоследуетизменить
предложение следующим образом: мы называем
процесс бессознательным,когда
мы предполагаем, что он активизировался
сейчас, хотя сейчас мыничегоо
нем не знаем. Это ограничение заставляет
задуматься о том, что большинствосознательных
процессов сознательны только короткое
время;оченьскороонистановятся
латентными, но легко могут вновь стать
сознательными. Мы могли бытакже
сказать, что они стали бессознательными,
если бы вообще былиуверены,что
в состоянии латентностиониявляютсяещечем-топсихическим.Такимобразом
мы не узнали бы ничего нового и даже неполучилибыправаввестипонятие
бессознательного в психологию. Но вот
появляется новый опыт, которыймы
уже можем продемонстрировать на [примере]
ошибочных действий. Например, для объяснениякакой-тооговоркимывынужденыпредположить,чтоудопустившегоееобразовалосьопределенноеречевоенамерение.Попроисшедшейошибкевречимысовсейопределенностьюдогадываемся
о нем, но оно не осуществилось, т. е. оно было
бессознательным.Если
мы по прошествии какого-товремениприводимегоговорившемуитотсможет
признать его знакомым, то,значит,онобылобессознательнымлишькакое-то
время, если же он будет отрицать его как
чуждоеему,то,значит,оно
длительное время былобессознательным.Возвращаяськсказанному,изэтого
опыта мы получаем право объявить
бессознательным и то, чтоназываетсялатентным.
Учитывая эти динамические отношения, мы
можем теперь выделить двавида
бессознательного: одно, которое при часто
повторяющихся условияхлегкопревращаетсявсознательное,идругое,прикоторомэтопревращениепроисходит
с трудом и лишь со значительными усилиями, а
может иникогданепроизойти.
Чтобы избежать двусмысленности, имеемлимыввидуодноилидругоебессознательное,употребляемлислововописательномиливдинамическом
смысле, договоримся применять дозволенный,простойпаллиатив.То
бессознательное, которое является тольколатентнымилегкостановитсясознательным,
мыназовемпредсознательным,другомужеоставимназвание"бессознательный".
Итак, у нас три термина: сознательный,
предсознательный ибессознательный,
которых достаточно для описания
психических феноменов.Ещераз:
чисто описательно и предсознательное
бессознательно, но мы такегоненазываем,развечтовсвободномизложении,еслинамнужнозащититьсуществование
бессознательных процессов вообще в
душевной жизни.
Надеюсь, вы признаете, что это пока не
так уж сложноивполнепригоднодля
употребления. Да, но,
к сожалению, психоаналитическая работанастойчивотребуетупотребленияслова
"бессознательный" еще и в другом,
третьем смысле, и это,возможно,ивносит
путаницу. Под новым и сильным влиянием того,
чтообширнаяиважнаяобласть
душевной жизни обычно скрыта от знания Я,
так что протекающие внейпроцессы
следует признать бессознательными в
правильном динамическом смысле,мыпонимаемтермин"бессознательный"такжеивтопическомилисистематическомсмысле,говоряосистемепредсознательногоибессознательного,
о конфликтеЯссистемойбессознательного(ubw),всебольше
придавая слову скорее смысл области души,
чем качества психики.Явнонеудобное
открытие, согласно которому даже части Я и
Сверх-Я вдинамическомотношении
бессознательны, мы воспринимаемздеськакоблегчение,ибоонопозволяет
нам устранить осложнение: Мы видим, что неимеемправаназыватьчуждую
Я область души системойubw,таккакнеосознанностьнеявляетсяисключительно
ее характеристикой. Хорошо, не будем больше
употреблятьслово"бессознательный"
в систематическом смысле, дав прежнему
обозначению лучшее,не
допускающее неправильноготолкованияназвание.ВследзаНицшеипопримеру
Г. Гроддека (1923) мы будем называть его в
дальнейшем Оно (Es).Этобезличное
местоимение кажется особенно подходящимдлявыраженияосновногохарактера
этой области души, ее чуждости Я. Сверх-Я,ЯиОно-воттрицарства,сферы,области,накоторыемыразложимпсихическийаппаратличности,
взаимодействиями которых мы займемся в
дальнейшем.
Но прежде только одна короткая вставка.
Догадываюсь,чтовынедовольнытем,
что три качества сознательного и трисферыпсихическогоаппаратанесочетаются
в три мирно согласующиеся пары, видя в этом
нечто омрачающее наширезультаты.
Однако, по-моему, сожалеть об этом не стоит, и мы
должны сказать себе, что неимеемправаожидатьтакогоприглаженногоупорядочивания.Позвольтепривестисравнение,
правда, сравнения ничего не решают, но онимогутспособствоватьнаглядности.
Представьте себе страну сразнообразнымрельефом-холмами,равниной
и цепями озер, со смешанным населением - в
ней живут немцы, мадьярыи
словаки, которые занимаются различной
деятельностью. Ивотраспределениемогло
бы быть таким: на холмах живут немцы,онискотоводы,наравнине-мадьяры,
которые выращивают хлеб и виноград, на
озерах - словаки, ониловятрыбу
и плетут тростник. Если бы этораспределениебылобезукоризненнымичетким,
то Вильсон мог бы ему порадоваться, это былобытакжеудобнодлясообщения
на уроке географии. Однакоочевидно,что,путешествуяпоэтойстране,
вы найдете здесь меньше порядка и больше
пестроты. Немцы, мадьярыисловаки
всюду живут вперемежку, на холмах тоже есть
пашни, на равнинетакжедержат
скот. Кое-что, естественно, совпадет с
вашимиожиданиями,т.е.вгорах
не занимаются рыболовством, а виноград не
растет в воде.Да,картинаместности,которуювыпредставилисебе,вобщемицеломбудетсоответствовать
действительности, в частностях жевыдопуститеотклонения(1)Приведенноесравнениеноситсугубо
внешний по отношению к рассматриваемойпроблемехарактерипотомуничего не разъясняет в структуре
личности.
Не ждите, что об Оно, кроме нового
названия, я сообщу ваммногонового.Это
темная, недоступная часть нашей личности;
то немногое,чтовамонейизвестно,
мы узнали, изучая работу сновиденияиобразованиеневротическихсимптомов,
и большинство этих сведений носят
негативныйхарактер,допускаяописание
только в качестве противоположности Я. Мы
приближаемся к [пониманию] Оно при
помощи сравнения, называя егохаосом,котлом,
полным бурлящих возбуждений. Мыпредставляемсебе,чтоусвоегопредела
онооткрытосоматическому,вбираяоттудавсебяинстинктивныепотребности,
которые находят в нем своепсихическоевыражение,номынеможем
сказать,вкакомсубстрате.Благодарявлечениямононаполняетсяэнергией,
но не имеет организации, необнаруживаетобщейволи,атолькостремление
удовлетворить инстинктивные потребности
присохранении принципаудовольствия.
Для процессов в Оно не существует
логических законов мышления,прежде
всего тезиса о противоречии.
Противоположные импульсы существуют другподле
друга, не отменяя друг друга и не удаляясь
друготдруга,влучшемслучаедляразрядкиэнергииподдавлениемэкономическогопринужденияобъединяясь
в компромиссные образования. В Оно нет
ничего, что можно было быотождествить
с отрицанием, и мысудивлениемвидимтакжеисключениеизизвестногофилософскогоположения,чтопространствоивремяявляютсянеобходимымиформаминашихпсихическихактов.ВОнонетничего,чтосоответствовало
бы представлению о времени, никакогопризнаниятечениявовремени
и, что в высшей степени странно и ждет
своего объяснения философами,нетникакогоизмененияпсихическогопроцессастечениемвремени.Импульсивные
желания, которые никогда непереступаютчерезОно,атакжевпечатления,
которыеблагодарявытеснениюопустилисьвОно,виртуальнобессмертны,
спустя десятилетия они ведут себя так,
словновозниклизаново.Признать
в них прошлое, суметь обесценить их и лишить
зарядаэнергииможнотолько
в том случае, если путем аналитической
работы они станут осознанными,инаэтомвнемалойстепениосновываетсятерапевтическоедействиеаналитического
лечения.
У меня все время создаетсявпечатление,чтоизэтогонеподлежащегосомнению
факта неизменности вытесненного во времени
мымалочтодалидлянашей
теории. А ведь здесь, кажется, открывается
подход ксамомуглубокомупониманию.
К сожалению, и я не продвинулся здесь дальше.
Само собой разумеется, Оно не знакомы
никакиеоценки,никакоедоброизло,
никакая мораль. Экономический или, если
хотите, количественныймомент,тесно
связанный с принципом удовольствия,
управляетвсемипроцессами.Всеэти
инстинкты, требующие выхода, полагаем мы,
находятся в Оно. Кажется даже,что
энергия этих инстинктивных импульсов
находится в другом состоянии, чем виных
душевных областях, она более подвижна и
способна к разрядке, потому чтоиначе
не могли бы происходить те смещения и
сгущения, которые характерны дляОно
и совершенно не зависят от качества
заряженного(Besetzte)-вЯмыназвали
бы это представлением. Чего бы мы тольконидали,чтобыпобольшезнать
об этих вещах! Между прочим, вы видите, что
мы в состоянии назвать ещеи
другие свойства Оно, кроме того, что оно
бессознательно, а также признаетевозможность
того, что части Я и Сверх-Я являются
бессознательными,неимеятаких
же примитивных и иррациональных черт. К
характеристикесобственноЯ,насколько
оно допускает обособление от Оно,иСверх-Ямы,скореевсего,приблизимся,еслипримемвовниманиеегоотношениек самойвнешнейповерхностной
части психического аппарата, которую мы
обозначим каксистемуW-Bw.
Эта система обращена к внешнему миру, она
опосредуетеговосприятия,во
время ее функционирования в ней возникаетфеноменсознания.Этоорганчувств
всего аппарата, восприимчивый, между прочим,
квозбуждениям,идущимне
только извне, но и из недр душевной жизни.
Вряд ли нуждается впоясненииточказрения,согласнокоторойЯявляетсятойчастьюОно,котораямодифицировалась
благодаря близости и влиянию внешнего мира,
приспособлена квосприятию
раздражений и защите отних,можетбытьсравнимаскорковымслоем,
которым окружен комочек живой субстанции.
Отношение квнешнемумирудля
Я стало решающим, оно взяло на себя задачу
представлятьегопередОнодля
блага Оно, которое в слепом стремлениикудовлетворениювлечений,несчитаясьсэтойсверхсильнойвнешнейвластью,несмоглобыизбежатьуничтожения.
Выполняя эту функцию, Ядолжнонаблюдатьза внешниммиром,откладывать
в следах своих восприятий правильный его
образ,путемпроверкиреальностью
удалять из этой картины внешнего мира все
добавления, идущиеотвнутренних
источников возбуждения. По поручению Оно Явладеетподходамикмоторике,номеждупотребностьюидействиемоноделаетотсрочкудлямыслительной
работы, во время которойиспользуетостаткивоспоминанийизопыта.
Таким образом, принципудовольствия,которыйнеограниченноправитходом
процессоввОно,оказываетсянизвергнутымстронаизаменяетсяпринципом
реальности, который обещает больше
надежности и успеха.
Очень сложное дляописанияотношениековременитакжесообщаетсяЯсистемой
восприятия; едва ли можно сомневаться в том,
что способ работы этойсистемы
дает начало представлению о времени. Чем
особенноотличаетсяЯотОно,такэтостремлениемксинтезусвоихсодержаний,кобобщениюиунификации
своих психических процессов,котороесовершенноотсутствуетуОно.
Когда мы в будущем поведем разговор о
влечениях в душевной жизни,нам,вероятно,
удастся найти источник этой существенной
характерной черты Я.Онаединственная
дает ту высокую степень организации,
которой Я обязанолучшимисвоими
достижениями. Развитие идет от восприятия
влечений к овладению ими, но последнее
достигается только тем, что психическоевыражение
влечений включается в более широкуюсистему,входитвкакую-товзаимосвязь.
Пользуясь популярнымивыражениями,можносказать,чтоЯвдушевнойжизнипредставляетздравыйсмыслиблагоразумие,аОно-неукротимые
страсти(1) В данном случае
взглядФрейдана
познавательные функции Я близок к
материалистическому.
До сих пор нам импонировало
перечисление преимуществиспособностейЯ,теперь
настало время вспомнить иобоборотнойстороне.Я являетсялишь
частьюОно,частью,целесообразноизмененнойблизостьюкгрозящемуопасностями
внешнему миру. В динамическом отношении оно
слабо, своюэнергиюоно
заимствовало у Оно, имыимеемнекотороепредставлениеотносительнометодов,
можнодажесказать,лазеек,благодарякоторымонопродолжаетотниматьэнергиюуОно.Такимпутемосуществляется,например,такжеидентификация
с сохранившимися или оставленными
объектами.Привязанностькобъектам
исходит из инстинктивных притязаний Око. Я
сначала их регистрирует.Но,
идентифицируясь с объектом, онопредлагаетсебяОновместообъекта,желая
направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем,
чтовпроцессежизниЯпринимает
в себя большое число остатков бывшей
привязанности кобъектам.Вобщем,
Я должно проводить в жизнь намерения Оно,
оно выполняет своюзадачу,изыскивая
обстоятельства, при которых эти намерения
могут бытьосуществленынаилучшим
образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с
отношением наездника ксвоейлошади.Лошадьдаетэнергиюдлядвижения,наездникобладаетпреимуществом
определять цель и направление движения
сильного животного.Номежду
Я и Оно слишком часто имеет место далеко не
идеальное взаимоотношение,когда наездник вынужден направлять
скакуна туда, куда тому вздумается.
От одной части Оно Я отделилось
благодаря сопротивлениямвытеснения.Новытеснение
не продолжается в Оно. Вытесненное
сливается с остальным Оно.
Поговоркапредостерегаетотслужениядвумгосподам.БедномуЯещетяжелее,онослужиттремстрогимвластелинам,стараясьпривестиихпритязания
и требования в согласие между собой.Этипритязаниявсевремярасходятся,
часто кажутся несовместимыми:неудивительно,чтоЯчастонесправляется
со своей задачей. Тремя тиранами являются:
внешний мир,Сверх-Яи
Оно. Если понаблюдать за усилиями Я,
направленными на то, чтобы служить имодновременно,
а точнее, подчинятьсяимодновременно,врядлимыстанемсожалеть
о том, что представили это Я в
персонифицированном видекакнекоесущество.
Оно чувствует себястесненнымстрехсторон,емугрозяттриопасности,накоторыеоно,будучивстесненномположении,реагируетпоявлениемстраха.Благодарясвоемупроисхождениюизопытасистемывосприятия,
оно призвано представлять требования
внешнего мира, но оно хочетбыть
и верным слугой Око, пребывать с ним в
согласии, предлагая емусебявкачествеобъекта,привлекатьеголибидонасебя.ВсвоемстремлениипосредничатьмеждуОкоиреальностьюоночастовынужденоодеватьбессознательные(ubw)требованияОковсвоипредсознательные(vbw)рационализации,
затушевывать конфликты Око с реальностью, сдипломатическойнеискренностью
разыгрывать оглядку на реальность, даже
если Око упорствует ине
сдается. С другой стороны,занимнакаждомшагунаблюдаетстрогоеСверх-Я,
которое предписывает ему определенные
нормы поведения, невзираянатрудности
со стороныОкоивнешнегомира,инаказываетеговслучаенепослушания
напряженным чувством неполноценности и
сознания вины. Так Я, движимоеОко,стесненноеСверх-Я,отталкиваемоереальностью,
прилагает все усилия для выполнения своей
экономическойзадачиустановления
гармонии между силами и влияниями, которые
действуют в нем и нанего,
и мы понимаем, почему так часто не можем
подавитьвосклицания:жизньнелегка!
Если Я вынуждено признать свою слабость,внемвозникаетстрах,реальныйстрахпередвнешниммиром,страхсовестипередСверх-Я,невротический
страх перед силой страстей в Оно.
Структурные соотношения психической
личности, изложенные мною, я хотел быпредставить
в непритязательном рисунке, который я здесь
прилагаю.
Здесь вы видите, что Сверх-Я погружается
вОно,какнаследникЭдиповакомплекса
оно имеет с ним интимные связи; оно дальше
от системывосприятия,чем
Я. Оно сообщается с внешним миром только
через Я,покрайнеймеренаэтой
схеме. Сегодня, конечно, трудно сказать,
насколько рисунок правилен: покрайней
мере, водномотношенииэтоопределеннонетак.Пространство,которое
занимает бессознательное Оно, должно бытьнесравненнобольше,чемпространствоЯилипред-сознательного.Прошувас,сделайтемысленнопоправку.
А теперь в заключение этих безусловно
утомительных и, возможно, не совсемясных
рассуждений еще одно предостережение!
Разделяя личность на Я,
Сверх-Я и Оно, вы, разумеется, не имеете в
виду строгие границы наподобиетех,
которые искусственно проведены вполитическойгеографии.Своеобразиепсихического
мы изобразим не линейнымиконтурами,какнарисункеиливпримитивной
живописи,аскореерасплывчатымицветовымипятнами,какусовременных
художников. После того как мы произвели
разграничение, мы должнывыделенное
опять слить вместе. Не судите слишкомстрогоопервойпопыткесделать
наглядным психическое, с таким трудом
поддающееся пониманию.Весьмавероятно,
что образование этих отдельных областейуразличныхлицвесьмавариабельно,
возможно,чтоприфункционированиионисамиизменяютсяи
временно
регрессируют. Это, в частности, касается
филогенетически последнегои
самого интимного - дифференциацииЯиСверх-Я.Несомненно,чтонечтоподобное
вызывается психическим заболеванием. Можно
хорошо представитьсебетакже,чтокаким-томистическимпрактикаминогдаудаетсяопрокинутьнормальные
отношения между этими отдельными областями,такчто,например,восприятие
может уловить соотношения Я и Оно, которые виныхслучаяхбылиему
недоступны. Можно спокойноусомнитьсявтом,чтонаэтомпутимыдостигнем
последней истины,откоторойждутвсеобщегоспасения,номывсе-таки
признаем, чтотерапевтическиеусилияпсихоанализаизбралисебеаналогичную
точку приложения. Ведь их цель - укрепить Я,
сделатьегоболеенезависимымотСверх-Я,расширитьполевосприятияиперестроитьегоорганизацию
так, чтобы оно могло освоить новые части Оно.
Там, где было Оно,должно
стать Я.
Это
примерно такая же культурная работа, как
осушение Зёйдер-Зе.