ДВАДЦАТЬ
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ. ТЕОРИЯ ЛИБИДО И
НАРЦИССИЗМ
Уважаемые дамы и господа! Мы
неоднократно и лишь недавно вновь имели
делос
разделением инстинктов Я и сексуальных
влечений.Сначалавытеснениенампоказало,
что они могут вступить в противоречие друг
сдругом,чтозатем,формальнопобежденные,сексуальныевлечениявынужденыполучатьудовлетворение
регрессивными обходными путями,компенсируяприэтомсвоепоражение
своей непреодолимостью. Далее мы узнали,
что они ссамогоначалапо-разному
относятся к воспитательнице-необходимости,такчтопроделываютнеодинаковое
развитие и имеют неодинаковое отношение к
принципуреальности.Наконец,мыполагаем,чтосексуальныевлечениясвязанысаффективнымсостоянием
страха гораздо более тесными узами, чем
инстинкты Я, - результат,который
кажется неполным только водномважномпункте.Поэтомудляегодополнительного
подтверждения мы хотим привлечь достойный
внимания факт, чтонеудовлетворениеголодаижажды,двухсамыхэлементарныхинстинктовсамосохранения,
никогда не ведетквозникновениюстраха,междутемкакпревращение
в страх неудовлетворенного либидо, как мы
знаем,принадлежиткчислу
самых известных и чаще всего наблюдаемых
феноменов.
Но нельзяотменитьнашеправоразделятьинстинктыЯисексуальныевлечения.
Оно дано вместе ссуществованиемсексуальнойжизникакособойдеятельности
индивида. Можно лишь спросить, какое
значение мы придаемэтомуразделению,
насколько существенным считаем его.Ноответнаэтотвопросбудет
зависеть от определения того, насколько
иначе ведутсебясексуальныевлечения
в соматических идушевныхпроявленияхпосравнениюсдругими,которые
мы противопоставляем им, и насколькозначительныпоследствияэтихразличий.
Настаивать на существенном, хотяинеоченьуловимомразличииобеих
групп влечений, у нас, разумеется, нет
никаких оснований.Обегруппывыступают
перед намилишькакназванияисточниковэнергиииндивида,идискуссия
о том, являются ли они в основе одним итемжеилисущественноразличным
(и если одним, то гдеониотделилисьдруготдруга?),должнавестись
не о понятиях, а о биологических фактах,
стоящих за ними. Об этом мыпоказнаемслишкоммало,аеслибыдажезналибольше,токнашейаналитической
задаче это не имело бы отношения.
Мы, очевидно, также очень мало выиграем,
если по примеру Юнгаподчеркнем
первоначальное
единство всех влечений и назовем"либидо"проявляющуюсявовсем
энергию. Так как сексуальную функцию нельзя
устранить из душевной жизниникакими
искусственными приемами, то мы были бы
вынуждены тогдаговоритьосексуальном
и асексуальном либидо. Однако для движущих
сил сексуальной жизнисохраним
по праву, как мы это и делали до сих пор,
название либидо.
Я думаю поэтому, что вопрос о том, как
далекоследуетвестинесомненнооправданное
разделение на сексуальные влечения и
инстинкты самосохранения,
для психоанализа большого значения не
имеет, да онинекомпетентенвэтом.
Со стороны биологии, разумеется, есть
различные основания считатьэторазделение
чем-то важным. Ведь сексуальность -
единственнаяфункцияживогоорганизма,
выходящая за пределы индивида и
обеспечивающая его связь с видом.Несомненно,
что ее выполнение не всегда приносит пользу
отдельному существу,какегодругиефункции,аценойнеобыкновенновысокогонаслажденияподвергает
опасностям,угрожающимжизниидовольночастолишающимее.Вероятно,
необходимытакжесовершенноособые,отличныеотвсехдругихпроцессы
обмена веществ, чтобы сохранять для
потомства частьиндивидуальнойжизни
в виде предрасположений. И наконец,
отдельное существо,которое,какдругие,
считает себя самым главным, а своюсексуальностьсредствомсвоегоудовлетворения,
с биологической точки зрения лишь эпизод врядупоколений,кратковременныйпридатокзародышевойплазмы,наделеннойвиртуальнойбессмертностью,
подобно временному владельцу майоратного
имущества,котороеего
переживает.
Однако для психоаналитического
объяснения неврозов не нужны столь широкиеобобщения.
С помощьюисследованиявотдельностисексуальныхвлеченийиинстинктов
Я мы нашли ключкпониманиюгруппыневрозовперенесения.Мысумели
объяснить их основным положением, что
сексуальные влечения вступают вборьбу
с инстинктами сохранения или, выражаясь
биологическим языком, хотяименее
точно, что одна позиция Якаксамостоятельногоотдельногосуществапротиворечит
другой его позиции как звена в цепи
поколений. Возможно, что дотакого
раздвоения дело доходит только у человека,
и поэтому в общем ицеломневроз
является его преимуществом передживотными.Слишкомсильноеразвитиееголибидоиставшее,по-видимому,благодаряэтомувозможнымбогатоеразвитиемногообразнойдушевной
жизни,каккажется,создалиусловиядлявозникновениятакогоконфликта.
Совершенно очевидно, что в этомзаключаютсятакжеусловияегобольших
успехов, которые поставили человека над его
общностьюсживотными,так
что егоспособностькневрозу-этотолькообратнаясторонаегоодаренности
в остальном. Но и это лишьумозаключения,отвлекающиенас отнашей
задачи.
До сих пор предпосылкой нашей работы
выступало то, что мы можемотличитьдруг
от друга стремления Я и сексуальные
влеченияпоихпроявлениям.Приневрозах
перенесения это удавалось без труда.Энергию,направляемуюЯнаобъекты
сексуальныхстремлений,мыназывали"либидо",вседругиевидыэнергии,
исходящие из инстинктов самосохранения, -
"интересом", имымоглиполучить
первое представление о механизме душевных
сил благодарянаблюдениюза
привязанностями либидо, их превращениями и
окончательной судьбой. Неврозыперенесения
предоставили нам для этого самый
подходящий материал. Но Я,егосостав
из различныхструктур,ихорганизацияиспособфункционированияоставались
скрытыми от нас, имымоглипредполагать,чтотолькоанализдругих
невротических нарушений помог бы нам это
понять.
Мы давно начали распространять
психоаналитическиевзглядынапониманиеэтих
других заболеваний. Уже в 1908 г. послеобменамнениямисомнойК.Абрахамвысказалположение,чтоглавнойчертойDementiapraecox[причисляемой
к психозам] является то, что при ней
отсутствует привязанностьлибидо (Libidobesetzung) к объектам ("Психосексуальные различия истерии и Dementia praecox"). Но
тогда возник вопрос, что жепроисходит
с либидо слабоумных, которое отвернулось от
объектов? Абрахамнезамедлил
дать ответ:онообращаетсянаЯ,иэтоотраженноеобращениеявляется
источникомбредавеличияприDementiapraecox.Бредвеличия,безусловно,можносравнитьсизвестнойв(нормальной)любовнойжизнисексуальной
переоценкойобъекталюбви.Такнамвпервыеудалосьпонятькакую-то
черту психотического заболевания посвязиснормальнойлюбовнойжизнью.
Скажу сразу, что эти первые взгляды
Абрахама сохранились в психоанализе ибыли
положены в основу нашей позиции по
отношению кпсихозам.Современемукрепилось
представление, чтолибидо,котороемынаходимпривязаннымкобъектам,
которое является выражением стремления
получить удовлетворениеотэтихобъектов,можетоставитьэтиобъектыипоставитьнаихместособственное
Я; постепенноэтопредставлениеразвивалосьсовсебольшейпоследовательностью.
Название для такого размещения либидо -
нарциссизм - мызаимствовали
из описанного П. Некке (1899) извращения, при
которомвзрослыйиндивид
дарит своему собственному телу все
нежности,обычнопроявляемыекпостороннему
сексуальному объекту.
Но вскоре говоришь себе, что если
существуеттакаяфиксациялибидонасобственном
теле и собственной личности вместо объекта,
то это не может бытьисключительным
и маловажным явлением. Гораздо вероятнее,
что этот нарциссизм-
общее и первоначальное состояние, изкотороготолькопозднееразвиласьлюбовь
к объекту, причем из-за этого нарциссизм
вовсе недолженисчезнуть.Из
истории развития объект-либидо нужно
вспомнить, что многие сексуальные влечения сначалаудовлетворяютсянасобственномтеле,какмыговорим,
аутоэротически, ичтоэтаспособностькаутоэротизмуявляетсяпричинойотставанияразвитиясексуальностипривоспитаниипопринципуреальности.Такимобразом,аутоэротизмбылсексуальнымпроявлениемнарцисстической
стадии размещения либидо.
Короче говоря, мы составили себе
представление об отношении.Я-либидоиобъект-либидо,котороеямогупоказатьвамнагляднонасравнениииззоологии.Вспомнитеотехпростейшихживыхсуществах,состоящихизмалодифференцированногокомочкапротоплазматическойсубстанции.Онипротягиваютотростки,называемыепсевдоподиями,вкоторыепереливаютсубстанциюсвоеготела.Вытягиваниеотростковмысравниваемсраспространением
либидо на объекты, между тем как основное
количество либидоможет
оставаться в Я, и мы предполагаем, что в
нормальных условияхЯ-либидобеспрепятственно
переходит в объект-либидо, а оно опять может
вернуться в Я.
С помощью этих представлений мы теперь
можем объяснить целый ряд душевныхсостояний
или, выражаясь скромнее, описать их на языкетеориилибидо;этосостояния,
которые мы должны причислить к нормальной
жизни,как,например,психическое
поведение при влюбленности,приорганическомзаболевании,восне.
Для состояния сна мы сделали предположение,
что оно основанонауходеот
внешнего мира и установке на желание спать.
То, чтопроявлялосьвоснекак
ночная душевная деятельность, служит, как
мы обнаружим, желанию спать и,кроме
того, находится во власти исключительно
эгоистических мотивов.Теперьв
соответствии с теорией либидо мызаявляем,чтосонестьсостояние,вкотором
все привязанности к объектам, как
либидозные, так и эгоистические,
оставляются и возвращаются в Я. Не
проливаетсялиэтимновыйсветнаотдых во сне и на природу усталости
вообще? Впечатлениеблаженнойизоляциивовнутриутробнойжизни,котороевызываетунасспящийкаждуюночь,восполняется,
таким образом, и со стороны психики. У
спящеговосстановилосьпервобытное
состояние распределения либидо, полный
нарциссизм,прикоторомлибидо
и интерес Я живут еще вместе и нераздельно в
самоудовлетворяющемся Я.
Здесь уместны два замечания. Во-первых,
чем отличаются понятия нарциссизми
эгоизм? Я полагаю, что нарциссизм является
либидозным дополнением эгоизма.Когда
говорят об эгоизме, имеют в виду только
пользу для индивида: говоряонарциссизме,
принимаютвовниманиеиеголибидозноеудовлетворение.Вкачестве
практических мотивов их можнопроследитьпорозньнацеломрядеявлений.Можнобытьабсолютноэгоистичнымивсе-такииметьсильныелибидозные
привязанности к объектам, поскольку
либидозное удовлетворениеотобъекта
относится к потребностям Я. Эгоизм будет
следить тогда за тем, чтобыстремление
к объекту не причинило вреда Я. Можно быть
эгоистичным и при этомтакже
очень нарцисстичным, т. е. иметь оченьнезначительнуюпотребностьвобъекте,
и это опять-таки или в прямом сексуальном
удовлетворении, или такжев
тех высоких, исходящих из сексуальной
потребности стремлениях, которыемыкак
"любовь" иногда имеем обыкновение
противопоставлять "чувственности".Вовсех
этих отношениях эгоизм является самособойразумеющимся,постоянным,нарциссизм
же - меняющимся элементом.
Противоположность эгоизма -альтруизм-
как понятие несовпадаетслибидознойпривязанностьюкобъектам,онотличается
от нее отсутствием стремлений к
сексуальномуудовлетворению.Нопри
сильной влюбленности альтруизм
совпадает слибидознойпривязанностьюкобъектам.
Обыкновенно сексуальный объект привлекает
к себе часть нарциссизмаЯ,
чтостановитсязаметнымпотакназываемой"сексуальнойпереоценке"объекта.
Если кэтомуприбавляетсяещеальтруистическоеперенесениеотэгоизманасексуальныйобъект,тосексуальныйобъектстановитсямогущественным;
он как бы поглотил Я.
Я думаю, вы сочтете за отдых, если после
сухой,всущности,фантастикинауки
я приведу вам поэтическое изображение
экономическойпротивоположности(1) Здесь, как и в
других лекциях,под
"экономическим" понимается все то, что
связано с количеством психическойэнергии. нарциссизма и влюбленности. Я заимствую его
из Западно-восточного диванаГете:
Зулейка
Раб, народ и угнетатель
Вечны в беге наших дней.
Счастлив мира обитатель
Только личностью своей.
Жизнь расходуй как сумеешь.
Но иди своей тропой.
Всем пожертвуй, что имеешь,
Только будь самим собой.
Хатем
Да, я слышал это мненье,
Но иначе я скажу:
Счастье, радость, утешенье -
Все в Зулейке нахожу.
Чуть она мне улыбнется -
Мне себя дороже нет.
Чуть, нахмурясь, отвернется -
Потерял себя и след.
Хатем кончился б на этом.
К счастью, он сообразил:
Надо срочно стать поэтом
Иль другим, кто все ж ей мил.
(Перевод В.
Левика)
Второе замечание является дополнением
к теории сновидений.Мынеможемобъяснитьсебевозникновениесновидения,еслинепредположим,чтовытесненное
бессознательное получило известную
независимость от Я,такчтооно
не подчиняется желанию спать и сохраняет
свои привязанности,дажеесливсе
зависящие от Я привязанности к объектам
оставленырадисна.Тольковэтомслучаеможнопонять,чтоэтобессознательноеимеетвозможностьвоспользоваться
ночным отсутствием или уменьшением цензуры
и умеетовладетьостатками
дневных впечатлений, для того чтобыобразоватьизихматериалазапретноежеланиесновидения.Сдругойстороны,иостаткидневныхвпечатленийчастьюсвоегопротиводействияпредписанномужеланиемспатьоттоку
либидо обязаны уже существующей связисэтимбессознательным.Этудинамическиважнуючертумыхотимдополнительновключитьвнашепредставление
об образовании сновидений.
Органическое заболевание,болезненноераздражение,воспалениеоргановсоздают
состояние,имеющеепоследствиемявноеотделениелибидоотегообъектов.ОтнятоелибидоснованаходитсявЯвформеусилившейсяпривязанности
к заболевшей части тела. Можно даже
решитьсянаутверждение,что
в этих условиях отход либидо от своих
объектов бросается в глаза больше,чем
утратаэгоистическогоинтересаквнешнемумиру.Отсюдакакбудтооткрывается
путьк пониманию ипохондрии,прикоторойкакой-тоорганподобнымобразомзанимает
Я, не будучи больным с нашей точки зрения.
Но я устою перед искушением идти дальше
илиобсуждатьдругиеситуации,которые
становятся понятными намилилегкоподдаютсяописаниюблагодаряпредположению
перехода объект-либидо в Я, потому что мненетерпитсядатьответ
на два возражения, которые, как мнеизвестно,вастеперьзанимают.Во-первых,
вы хотите потребовать от меняобъяснений,почемуянепременнохочу
различать в случаях сна, болезни и томуподобныхситуацияхлибидоиинтерес,
сексуальные влечения и инстинкты Я,тогдакак наблюдениявполнепозволяютобойтисьпредположением[осуществовании]однойоднороднойэнергии,
которая, являясь подвижной, заполняет то
объект, то Я, выступаянаслужбе
то одного, то другого влечения. Иво-вторых,какямогурешитьсярассматриватьотделениелибидоотобъектавкачествеисточникапатологического
состояния, если такой переход объект-либидо
вЯ-либидо-или,
говоря более обще, в энергию Я - относится кнормальным,ежедневноиеженощно
повторяющимся процессам душевной динамики.
На это можно ответить: ваше первое
возражение звучитхорошо.Объяснениесостояний
сна, болезни, влюбленности самопосебе,вероятно,никогданепривело
бы нас к различению Я-либидо и объект-либидо
или либидо иинтереса.Но
при этом вы пренебрегаете исследованиями,
изкоторыхмыисходилиивсвете
которых теперь рассматриваем обсуждаемые
душевные ситуации. Различениемежду
либидо и интересом, т. е. между сексуальными
влечениями иинстинктамисамосохранения,сталонеобходимымблагодаряпониманиюконфликта,из-закоторого
происходят
неврозы перенесения. После этого мы не
можем вновьотказатьсяотнего.Предположение,
что объект-либидо может превратиться в Я-либидо,такчтосЯ-либидо
приходится считаться, казалось нам
единственно способнымразрешитьзагадку
так называемых нарцисстических неврозов,
например Dementiapraecox,и
уяснить их сходства иразличиявсравнениисистериейинавязчивымисостояниями.
В случаях болезни, сна и влюбленности мы
применяемтеперьто,что
нашли вполнеоправданнымвдругомместе.Мыможемпродолжитьэтоприменение
и посмотреть, чего мы этим достигнем.Единственноеутверждение,не
являющееся прямым отражением нашего
аналитического опыта, состоит втом,что
либидо остается либидо, независимо от того,
направлено ли оно на объектыили
на собственное Я, и оно никогда не
превращается в эгоистический интерес,какнебываетиобратного.Ноэтоутверждениеравноценноразделениюсексуальных
влечений и инстинктов Я, уже оцененному
критически, которогомыбудем
придерживаться из эвристических мотивов,покаоно,бытьможет,неокажется
неправильным.
И второе ваше возражение содержит
справедливый вопрос, но идет по ложномупути.
Разумеется, переход объект-либидовЯнеявляетсянепосредственнопатогенным;
ведь мы знаем, что он предпринимается
каждый разпередотходомко
сну, чтобы проделать обратный путь при
пробуждении. Мельчайшееживотное,состоящее
из протоплазмы, втягивает свои отростки,
чтобы снова выпуститьихпри
следующем поводе. Но совсемдругоедело,есликакой-тоопределенныйочень
энергичный процесс вынуждает отнять либидо
уобъекта.Тогдаставшеенарцисстическим
либидо может не найтиобратногопутикобъектам,иэтонарушение
подвижности либидо становится, конечно,
патогенным.Кажется,чтоскоплениенарцисстическоголибидосверхопределенной
меры нельзя вынести.Мыможемсебетакжепредставить,чтоименно
поэтому дело дошло до привязанности к
объектам,чтоЯдолжнобылоотдать
свое либидо, чтобы не заболеть от его
скопления. Если бы в наши планывходило
подробное изучение Dementia praecox, я бы вам
показал, чтопроцесс,отделяющий
либидо от объектов и преграждающий ему
обратныйпуть,близоккпроцессу
вытеснения и долженрассматриватьсякакдополнениекнему.Нопрежде
всего вы почувствовали бызнакомуюпочвуподногами,узнав,чтоусловия
этого процесса почти идентичны - насколько
мы пока знаем -условиямвытеснения.
Конфликт, по-видимому, тот же самый и
разыгрываетсямеждутемиже
силами. А если исход иной, чем, например, при
истерии, топричинаможетбыть
только в различии предрасположения.Развитиелибидоу этихбольныхимеет
слабое место в другойсвоейфазе;стольважнаяфиксация,котораяпролагает,
как вы помните, путь к образованию
симптомов, находится где-товдругом
месте, вероятно, на стадии примитивногонарциссизма,ккоторомувсвоем
конечном итоге возвращается Dementia praecox.
Весьма достойно вниманиято,
что для всех нарцисстических неврозов мыдолжныпредположитьфиксациюлибидонагораздоболеераннихфразах,чемприистерииилиневрозенавязчивых
состояний. Но вы слышали,чтопонятия,выработанныенамиприизучении
неврозов перенесения, оказались
достаточнымиидляориентациивгораздо
более тяжелых впрактическомотношениинарцисстическихневрозах.Черты
сходства идут очень далеко; в сущности, это
та же область явлений.Новы
можете себе также представить, каким
безнадежным кажется объяснениеэтихзаболеваний,
относящихся уже к психиатрии, тому, у кого для решения этойзадачинедостаетаналитическогопредставления
о неврозах перенесения.
КартинасимптомовDementiapraecox,впрочемоченьизменчивая,определяется
не исключительно симптомами, возникающими
вследствие оттеснениялибидо
от объектов и его скопленияввиденарцисстическоголибидовЯ.Большое
место занимают другие феномены, которые
сводятся к стремлению либидовновь
вернуться к объектам, т. е. соответствуют
попыткевосстановленияиливыздоровления.
Эти шумливые симптомы дажебольшебросаютсявглаза;ониобнаруживают
несомненное сходство с симптомами истерии
или - реже -неврозанавязчивых
состояний, но отличаются от них во всех
отношениях. Кажется,чтолибидо
при Dementia praecox в своем стремлении снова
вернутьсякобъектам,т.
е. к представлениям объектов, действительно
что-то улавливает от них,нокакбытолькоихтени,яимеюввидуотносящиесякнимсловесныепредставления.
Здесь я больше не могу говоритьобэтом,нополагаю,чтотакое
поведениестремящегосяобратнолибидопозволяетнампонять,чтодействительносоставляетразличиемеждусознательнымибессознательнымпредставлением.
Я ввел вас в область, где следуетожидатьновыхуспехованалитическойработы.
С тех пор как мы решились пользоваться
понятием Я-либидо, намсталидоступнынарцисстическиеневрозы;возниклазадачанайтидинамическоеобъяснение
этих заболеваний и одновременно пополнитьнашезнаниедушевнойжизнипониманиемЯ.ПсихологияЯ,ккотороймыстремимся,должнаосновываться
не на данных наших самонаблюдений, а, как и в
случае либидо, наанализе
нарушений и распадов Я. Вероятно, когда
будет проделана этабольшаяработа,
мы будем невысокого мнения о нашем нынешнем знании о судьбахлибидо,почерпнутомизизученияневрозов
перенесения. Но ведьмыещеинепродвинулисьвнейдалеко.Нарцисстические
неврозы едва липроницаемыдлятойтехники,котороймыпользовались
при изучении неврозов перенесения.Выскороузнаетепочему.Здесь
у нас всегда происходит так, что после
короткого продвижения вперед мыоказываемся
перед стеной, заставляющей нас
остановиться. Вам известно, что ипри
неврозах перенесения мы наталкивались на
подобныепрепятствия,нонамудавалось
устранять их по частям. При нарцисстических
неврозах сопротивлениенепреодолимо;
в лучшем случае мы можем лишьброситьлюбопытныйвзглядзастену,
чтобы подглядеть, что происходит по ту ее
сторону.Нашитехническиеметоды
должны быть, такимобразом,замененыдругими;мыещенезнаем,удастся
ли нам такая замена. Но и эти больные дают
достаточно материаладлянас.
Они много говорят о себе, хотя и не отвечают
на наши вопросы, и пока мывынуждены
толковать эти высказывания с помощью
представлений,приобретенныхблагодаряизучениюсимптомовневрозовперенесения.Сходстводостаточновелико,
чтобы обеспечить нам начальный успех.
Вопрос, насколькодостаточнойбудет
эта техника, остается открытым.
Возникают идругиезатруднения,мешающиенашемупродвижениювперед.
Нарцисстические
заболевания и примыкающие к ним психозы
могут быть разгаданытолько
теми наблюдателями,которыепрошлишколуаналитическогоизученияневрозов
перенесения. Нонашипсихиатрынеизучаютпсихоанализ,амы,психоаналитики,
слишком мало наблюдаем психиатрических
случаев.Должноещеподрастипоколениепсихиатров,прошедшихшколупсихоанализакакподготовительной
науки. Начало этому положено в настоящее время в Америке, где
оченьмногиеведущиепсихиатрычитают
студентам лекции о психоаналитическом
учении,авладельцылечебныхучреждений
и директора психиатрических больниц
стремятся вести наблюдения засвоими
больными в духе этого учения. Да и нам
удалосьздесьнесколькораззаглянуть
за нарцисстическую стену, и в дальнейшемяхочурассказатьвамкое-что
из того, что нам, кажется, удалось
подсмотреть.
Формазаболеванияпаранойей,хроническимсистематическимумопомешательством,
при попытках классификации в современнойпсихиатриинезанимает
определенного места. МеждутемееблизкоесходствосDementiapraecox
не подлежит никакому сомнению. Однажды япозволилсебепредложитьобъединить
паранойю и Dementia praecox под общим названием
парафрения. По ихсодержанию
формы паранойи описываются как бред
величия, бредпреследования,любовный
бред (эротомания), бред ревности ит.д.Отпсихиатриипопытокобъяснения
мы не ждем. В качестве образца таковой, хотя
и устаревшегоинесовсем
полноценного примера, приведу вам попыткувывестиодинсимптомиздругого
посредством интеллектуальнойрационализации:больной,которыйпопервичной
склонности считает, что его преследуют,долженделатьизэтогопреследования
вывод, что он представляет из себя особенно
важную личностьипоэтому
у него развиваетсябредвеличия.Длянашейаналитическойточкизрения
бред величия является непосредственнымследствиемвозвеличиванияЯиз-за
отнятия либидозных привязанностей у
объектов,вторичнымнарциссизмомкак
возвращениемкпервоначальномунарциссизмураннегодетства.Нона[материале]
случаев бреда преследованиямысделалинекоторыенаблюдения,которые
заставили нас пойти по определенномупути.Сначаланамбросилосьвглаза,чтовпреобладающембольшинстве
случаев преследователь был того жепола,чтоипреследуемый.Этому
еще можнобылодатьневинноеобъяснение,новнекоторыххорошоизученных
случаях явно обнаружилось, что лицо того же
пола, наиболее любимоев
обычноевремя,смоментазаболеванияпревратилосьвпреследователя.Дальнейшее
развитие возможно благодаря тому,чтолюбимоелицозаменяетсядругим
по известному сходству,например,отецучителем,начальником.Изтаких
примеров, число которых все увеличивается,
мыпришликвыводу,чтоParanoiapersecutoria*Бредпреследования(лат.).-Прим.
ред. перевода.-этоформа,вкоторойиндивидзащищаетсяотгомосексуального
чувства, ставшего слишком сильным.
Превращениенежностивненависть,
которая, как известно, может стать
серьезнойугрозойдляжизнилюбимогоиненавистногообъекта,соответствуетпревращениюлибидозныхимпульсов
в страх, являющийся постояннымрезультатомпроцессавытеснения.Вот,
например, последний случай моих наблюдений
такого рода. Одного молодоговрача
пришлось выслать из его родного города,
потому чтоонугрожалжизнисына
профессора из того же города, бывшего до
того его лучшим другом.Этомупрежнему
другу он приписывал поистине дьявольские
намеренияидемоническоемогущество.
Он был виновником всех несчастий, постигшихзапоследниегодысемью
больного, всех семейных и социальных неудач.
Но мало того, злой друг иего
отец, профессор, вызвали войну и привели в
странурусских.Заэтоонтысячу
раз должен был бы поплатиться жизнью, и наш
больной был убежден,чтосо
смертью преступника наступил бы конец всемнесчастьям.Ивсе-такиегопрежняя
нежность к нему была настолько сильна, что
парализовала его руку,
когда ему однажды представился случай
подстрелить врага на самомблизкомрасстоянии.
В коротких беседах, которые были у меня сбольным,выяснилось,что
дружеские отношения между обоими начались
давно, вгимназическиегоды.По
меньшей мере один раз были перейдены
границы дружбы;проведеннаявместеночь
была поводом для полного сексуального
сношения. К женщинам нашпациентникогда
не испытывал тех чувств, которые
соответствовали его возрасту иегопривлекательности.
Один раз он был обручен с красивой и знатной
девушкой, нота
расстроила помолвку, так как невстретиланежностисосторонысвоегожениха.
Годы спустя его болезнь разразилась как раз
в тот момент, когдаемув
первый раз удалось полностью удовлетворить
женщину. Когдаэтаженщинасблагодарностью
и в самозабвении обняла его, он вдруг
почувствовал загадочнуюболь,
которая прошла как острый надрезвокругкрышкичерепа.Позднееонистолковал
это ощущение так, будто емусделалинадрез,которымоткрываютмозг
при вскрытии, а так как его друг стал
патологоанатомом,топостепенноон
открыл, что только тот мог подослать ему эту
женщину для искушения. С техпор
у него открылись глаза и на другиепреследования,жертвойкоторыхонстал
благодаря действиям бывшего друга.
Но как же быть в тех случаях,когдапреследовательнеодногополаспреследуемым,
которые, кажется, противоречатнашемуобъяснениюзащитыотгомосексуального
либидо? Недавно у меня была возможностьисследоватьтакойслучай,
и в кажущемся противоречии я мог обнаружитьподтверждение.Молодаядевушка,
считавшая, что ее преследуетмужчина,скоторымонаимеладванежных
свидания, в действительности сначала имела
бредовую идею по отношениюк
женщине, которуюможносчитатьзаместительницейматери.Толькопослевторого свидания она сделалашаг вперед и, отделив эту бредовуюидеюотженщины,перенеслаеенамужчину.
Таким образом,условиеналичиятогожеполаупреследователяпервоначальнобылособлюденоивэтомслучае.Всвоейжалобедругу-наставнику
и врачу пациентканеупомянулаобэтойпредварительнойстадиибредаиэтимсоздалавидимостьпротиворечиянашему пониманиюпаранойи.
Гомосексуальный выбор объектапервоначальноближекнарциссизму,чем гетеросексуальный.
Если затемнеобходимоотвергнутьнежелательносильноегомосексуальное
чувство, то обратный путь к нарциссизму
особеннолегок.Досих
пор у меня было очень мало поводов говорить
с вами обосновахлюбовнойжизни,
насколько мы их узнали, я и теперь не могу
это восполнить. Хочулишьподчеркнуть,
что выборобъекта,шагвпередвразвитиилибидо,которыйделается
после нарцисстической стадии, может
осуществиться по двум различнымтипам.
Или по нарцисстическому типу, когда на
место собственного Я выступаетвозможно
более похожий на негообъект,илипотипуопоры,когдалица,ставшие
дорогими благодаряудовлетворениюдругихжизненныхпотребностей,выбираются
и объектами либидо. Сильную фиксациюлибидонанарцисстическомтипе
выбора объектов мы включаемтакжевпредрасположенностькоткрытойгомосексуальности.
Вы помните, что во время первой нашей
встречи в этом семестре я рассказалвам
случай бреда ревности у женщины. Теперь,
когда мы такблизкикконцу,вы,
конечно, хотели бы услышать, как мы
психоаналитически объясняем бредовуюидею.
Но по этому поводуямогувамсказатьменьше,чемвы ожидаете.Непроницаемость
бредовой идеи,такжекакинавязчивогосостояниядлялогических
аргументов и реального опыта, объясняется отношением к
бессознательному, котороепредставляетсяиподавляется
бредовой или навязчивой идеей. Различие
между нимиоснованонаразличной
топике и динамике обоих заболеваний.
Как при паранойе, такипримеланхолии,котораяпредставлена,междупрочим,
весьма различными клиническими формами, мы
нашли место,скоторогоможнозаглянутьвовнутреннююструктурузаболевания.Мыузнали,чтосамоупреки,
которыми эти меланхолики мучают себя самым
беспощаднымобразом,в
сущности, относятся к другомулицу,сексуальномуобъекту,которыйониутратили
или который по своей вине потерял длянихзначимость.Отсюдамымогли
заключить, что хотя меланхолик и отвелсвоелибидоотобъекта,ноблагодаряпроцессу,которыйследуетназвать"нарцисстическойидентификацией",
объект воздвигнут в самом Я,какбыспроецированнаЯ.Здесь
я могу вам дать лишь образную
характеристику, а не топико-динамическоеописание.
Тогда с собственным Я обращаются как с
оставленным объектом, и оноиспытываетнасебевсеагрессииипроявлениямстительности,предназначавшиесяобъекту.Исклонностьксамоубийствумеланхоликовстановится
понятнее, если принятьвовнимание,чтоожесточениебольногоодним
и тем же ударомпопадаетвсобственноеЯивлюбимо-ненавистныйобъект.
При меланхолии, так же как при других
нарцисстическихзаболеваниях,в
ярко выраженной форме проявляется черта
жизни чувств, которую мыпривыкливслед
за Блейлером называтьамбивалентностью.Мыподразумеваемподэтимпроявление
противоположных, нежныхивраждебных,чувствпоотношениюкодному
и тому же лицу.Вовремяэтихлекцийя,ксожалению,неимеювозможности
рассказать вам больше об амбивалентности
чувств.
Кроме нарцисстической идентификации,
бывает истерическая,известнаянамочень
давно. Я бы сам хотел, чтобы оказалось
возможным объяснить их различиенесколькими
яснымиопределениями.Опериодическихициклическихформахмеланхолииямогувамкое-чторассказать,чтовы,наверное,охотновыслушаете.
При благоприятных условиях оказывается
возможным -ядваразапроделывал
этот опыт - предотвратитьповторениесостояниятакогожеилипротивоположного
настроения благодаря аналитическому
лечению в свободныйотболезни
промежуток времени. При этом узнаешь, что и
примеланхолии,ипримании
дело идет об особом способе разрешения
конфликта, предпосылки которогополностьюсовпадаютспредпосылкамидругихневрозов.Можетесебепредставить,
сколько психоанализу еще предстоит открыть
в этой области.
Я сказал вам также, что благодаря
анализу нарцисстических заболеваниймынадеемся
узнать состав нашего Я и его построение из
различныхинстанций.Водном
месте мы положили этому начало. Из анализа
бреда наблюдения мы сделаливывод,
что в Я действительно есть инстанция,
которая беспрерывнонаблюдает,критикует
и сравнивает, противопоставляя себя, таким
образом,другойчастиЯ.
Мы полагаем поэтому, что больнойвыдаетнамещеневполнеоцененнуюправду,
жалуясь, что любой его шаг выслеживается инаблюдается,любаяегомысль
докладывается и критикуется. Он ошибается
лишь втом,чтопереноситэту
неприятную силу, как нечто постороннее, во
внешний мир. Ончувствуетвсвоем
Я господство какой-то инстанции, которая
сравнивает его действительноеЯ
и любую его деятельность сЯ-идеалом,созданнымимвпроцессесвоегоразвития.
Мы думаем также, чтосозданиеэтогоидеалапроизошлосцельювосстановления
самодовольства, связанного с первичным инфантильным нарциссизмом, нопретерпевшегостехпортакмногонеприятностей
и обид. Наблюдающая за самим собой
инстанция известна намкакцензор
Я, как совесть, это та же самая инстанция,
которая ночью осуществляетцензуру
сновидения, откоторойисходятвытеснениянедопустимыхжеланий.Когдаонаприбреденаблюденияраспадается,тораскрываетнамсвоепроисхождение
из влияния родителей,воспитателейисоциальнойсреды,изидентификации
с отдельными из этих лиц, служащих идеалом.
Таковынекоторыерезультаты,полученныенамидосихпорблагодаряиспользованиюпсихоанализавслучаяхнарцисстическихзаболеваний.Они,разумеется,
еще слишком незначительны и зачастую
лишены той ясности, котораяможетбытьдостигнутавновойобластилишьблагодаряосновательнойосведомленности.
Всем им мы обязаныиспользованиемпонятияЯ-либидо,илинарцисстическоголибидо,спомощьюкоторогомыраспространилинанарцисстическиеневрозыпредставления,подтвердившиесянаневрозахперенесения.
Но теперь вы поставите вопрос: возможно ли,
чтобынамудалосьобъяснить
теорией либидо все нарушения
нарцисстических неврозов ипсихозов,чтобы
мы везде признали виновником заболеваниялибидозныйфактордушевнойжизни
и никогданесчиталиответственнымзанегоизменениевфункцииинстинктов
самосохранения? Уважаемые дамы и господа,мнекажется,чтонеследует
спешить с решением этого вопроса,которое,преждевсего,ещенесозрело.
Мы спокойно можем предоставить егонаучномупрогрессу.Ябынеудивился,еслибыспособностьпатогенноговоздействиядействительнооказалась
преимуществом либидозных влечений, так что
теория либидо моглабыпраздновать
свой триумф по всей линии от простейших
актуальныхневрозовдосамого
тяжелого психотического отчуждения
индивида.
Ведь мы знаем характерную черту либидо
противиться подчинениюреальностимира,
судьбе. Но я считаюввысшейстепенивероятным,чтоинстинктыЯвторичнозахватываютсяпатогеннымиимпульсамилибидоивынуждаютсякнарушению
функции.Иянемогупризнатьпоражениенашегонаправленияисследования,
если нам предстоит узнать, что при тяжелых
психозахинстинктыЯ
даже первично бывают сбиты с пути; это
покажет будущее, покрайнеймере,вам.
А мне позвольте еще на одно мгновение
вернуться к страху, чтобыосветитьоставшееся
там темное место. Мы сказали, что нам не
следуетсоглашатьсясостоль
хорошо известным отношением между страхомилибидо,будтореальныйстрахпередлицомопасностидолженбытьпроявлениеминстинктовсамосохранения,
хотя само по себе это едва ли оспоримо. Но
какобстоялобыдело,
если бы аффект страха исходил не из
эгоистических инстинктов Я,аизЯ-либидо?
Ведь состояние страха вовсякомслучаенецелесообразно,иегонецелесообразность
очевидна, если он достигаетболеевысокойстепени.Онмешает
действию, будь то бегство или защита, что
единственно целесообразно ислужит
самосохранению. Таким образом, еслимыприпишемаффективнуючастьреального
страха Я-либидо, а действие при этом -
инстинктамсамосохранения,то
устранимвсетеоретическиетрудности.Впрочем,выведьнедумаетевсерьез,
что человек убегает, потому что испытывает
страх?Нет,испытываютстрах
и обращаются в бегство пообщейпричине,котораявозникает,когдазамечаютопасность.Люди,пережившиебольшиежизненныеопасности,рассказывают,
что они совсем не боялись,атолькодействовали,например,целились
из ружья в хищника, а это было, конечно,
самым целесообразным. ____"____?