Уважаемые дамы и господа! То, что я
сказал вам на прошлой лекции об общейнервозности,
вы посчитали, наверное, самым неполным и
самым недостаточным измоих
сообщений. Я это знаю и думаю, что ничто не
удивило вас больше, чем то,что
в ней ничего не было сказано о страхе, на
которыйжалуетсябольшинствонервнобольных,считаяегосамымужаснымсвоимстраданием,икоторыйдействительно
может достичь у них громадной
интенсивности и привести к самымбезумным
поступкам. Но, по крайней мере в этомвопросе,янехотелбытькратким;
напротив, ярешилособенноостропоставитьпроблемустрахаунервнобольных
и подробно изложить ее вам.
Сампосебестрахмнененужновампредставлять;каждыйизнаскогда-нибудь
насобственномопытеузналэтоощущение,или,правильнееговоря,этоаффективноесостояние.Нояполагаю,чтониктоникогдадостаточносерьезнонеспрашивалсебя,почемуименнонервнобольныеиспытывают
страх в гораздо большей степени,чемдругие.Можетбыть,этосчитали
само собой разумеющимся; ведь обычно слова
"нервный" и "боязливый"*Внемецкомязыке
"боязливый" (angstlich) - прилагательное от
слова "страх"(Angst).Всовременной
психологической литературе это словозачастуюпереводитсякак"тревожный".
Мы сочли возможным в настоящем издании
перевести это словокак"боязливый",
так как Фрейд употребляет этослововболееобщемзначении(склонный
к страху "вообще", а нетолькокбеспредметномустраху,какимявляется
тревога). - Прим. ред. перевода. употребляют одно вместо другого,какбудтобыони
означают одно и то же. Но мынеимеемнаэтоникакогоправа;естьбоязливые
люди, но вовсе не нервные,иестьнервные,страдающиемногимисимптомами,
у которых нет склонности к страху.
Как бы там ни было, несомненно, что
проблема страха -узловойпункт,вкотором
сходятся самые различные исамыеважныевопросы,тайна,решениекоторой
должно пролить яркий свет навсюнашудушевнуюжизнь.Нестануутверждать,
что могу вам дать ее полное решение, но вы,конечно,ожидаете,что
психоанализ и кэтойтемеподходитсовершенноиначе,чемшкольнаямедицина.
Там, кажется, интересуются прежде всего тем,
какими анатомическимипутями
осуществляется состояние страха. Это
значит, что раздражается Medullaoblongata,** Продолговатый мозг (лат.} - Прим. ред.
перевода.и больной узнает, чтострадаетневрозомблуждающегонерва.Medulla
oblongata - очень серьезныйикрасивыйобъект.Яхорошопомню,сколько
времени и труда посвятил егоизучениюмноголеттомуназад.Носегодня
я должен вам сказать, что не знаю ничего,чтобылобыдальшеотпсихологического
понимания страха, чем знаниенервногопути,покоторомуидут
его импульсы.
О страхе можно много рассуждать, вообще
не упоминая нервозности. Выменясразу
поймете, еслитакой страх я назову реальным в
противоположность невротическому.Реальныйстрах
является для нас чем-то вполнерациональнымипонятным.Онеммыскажем,
что он представляет собой реакцию на
восприятиевнешнейопасности,т.
е. ожидаемого, предполагаемого повреждения,
связан с рефлексом бегства, иего
можно рассматривать как выражение
инстинктасамосохранения.Покакомуповоду,
т. е. перед какими объектами и в каких
ситуациях появляется страх, вбольшой
мере, разумеется, зависит от состояния
нашего знания иотощущениясобственной
силы перед внешним миром. Мы находимсовершеннопонятным,чтодикарь
боится пушки и пугается солнечного
затмения, втовремякакбелыйчеловек,
умеющий обращаться с этим орудием и
предсказать данноесобытие,вэтих
условиях свободен от страха. В другой раз
именно большее знание вызоветстрах,
так каконопозволяетзаранеезнатьобопасности.Так,дикарьиспугаетсяследоввлесу,ничегонеговорящихнеосведомленному,ноуказывающих
дикарю на близость хищногозверя(1)Приведенныйпримерчувствастраха
не следует истолковыватьпринадлежностью"дикаря"книзшейрасе,посколькуочевидно,чтовданномслучаечувствоопределяетсяуровнемрационального
понимания вызывающих его явлений.
,аопытныймореплавательбудет
с ужасомрассматриватьоблачконанебе,кажущеесянезначительнымпассажиру,
но предвещающее моряку приближение урагана.
При дальнейшемразмышленииследуетпризнать,чтомнениеореальномстрахе,будтоонразуменицелесообразен,нуждаетсявосновательнойпроверке.
Единственно целесообразнымповедениемприугрожающейопасностибыла
бы спокойная оценка собственных сил по
сравнению с величиной угрозыизатемрешение, что обещает большую надежду на
благополучный исход: бегствоилизащита,
а может быть, даже нападение. Но в таком
случае для страха вообще неостается
места; все, что происходит, произошло бы так
же хорошо и, вероятно,еще
лучше, если бы дело не дошло до развития
страха. Вывидитетакже,чтоесли
страх чрезмерно силен, тоонкрайненецелесообразен,онпарализуеттогда
любое действие, в том числе и бегство.Обычнореакциянаопасностьсостоит
из смеси аффекта страха и защитногодействия.Испуганноеживотноебоится
и бежит, но целесообразным при этом
является бегство, а не боязнь.
Итак, возникает искушение утверждать,
что проявлениестраханикогданеявляется
чем-то целесообразным. Может быть, лучшему
пониманию поможетболеетщательный
анализ ситуациистраха.Первымвнейявляетсяготовностькопасности,выражающаясявповышенномсенсорномвниманииимоторномнапряжении.Этуготовностьожиданияследует,незадумываясь,признатьбольшимпреимуществом,еежеотсутствиеможетпривестиксерьезнымпоследствиям.
Из нее исходит, с одной стороны,моторноедействие,сначалабегство,
на более высокой ступени деятельная защита,
с другойстороны,то,чтомыощущаемкаксостояниестраха.Чембольшеразвитиестрахаограничивается
только подготовкой, толькосигналом,тембеспрепятственнейсовершается
переход готовностикстрахувдействие,темцелесообразнейпротекает
весь процесс. Поэтому в том, что мы называем
страхом, готовность кстраху (Angstbereitschaft)*Всовременнойпсихологическойлитературе
для обозначения этого понятияупотребляютсятермины"тревога","тревожность".
- Прим. ред. перев.* кажется мне целесообразной,
развитие же страха -нецелесообразным.
Я избегаю подходить ближе к вопросу о
том, имеют ли в нашемязыкеслова
"страх",
"боязнь", "испуг" одинаковое или
разное значение. Я только полагаю,что
"страх" (Angst) относится к состоянию и не
выражает внимания кобъекту,между
тем как "боязнь" (Furcht)указываеткакразнаобъект.Напротив,"испуг"
(Schreck),кажется,имеетособыйсмысл,аименноподчеркиваетдействие
опасности, когда не было готовности к
страху. Так что можно было бысказать,
что от испуга человек защищается страхом.
Известная многозначность и
неопределенность употребления слова "страх"
неможет
ускользнуть от вас. Под страхом по большей
части понимают субъективноесостояние,
вкотороепопадаютблагодаряощущению"развитиястраха",иназывают
его аффектом. А что такое аффект в
динамическом смысле?Вовсякомслучае,нечтооченьсложное.Аффект,во-первых,включаетопределенныемоторные
иннервацииилиоттокиэнергии,во-вторых,известныеощущения,причемдвоякогорода:восприятиясостоявшихсямоторныхдействийинепосредственные
ощущения удовольствия и неудовольствия,
придающиеаффекту,какговорят,основнойтон.Ноянедумаю,чтобыэтоперечислениезатрагивало
бы как-то сущность аффекта. При некоторых
аффектах, по-видимому,можно
заглянуть глубже и узнать, что ядром,
объединяющим названный ансамбль,является
повторение какого-то определенного
значительногопереживания.Этопереживание
могло бы бытьлишьоченьраннимвпечатлениемвесьмаобщегохарактера,
которое нужно отнести к доисторическому
периодунеиндивида,авида.Другимисловами,аффективноесостояниепостроенотакже,какистерический
припадок, и, как и он, представляет собой
осадоквоспоминания.Истерический
припадок, таким образом, можно сравнить совновьобразованныминдивидуальным
аффектом, нормальный аффект - с выражением общей истерии,
ставшей наследственной.
Недумайте,чтосказанноездесьобаффектахявляетсяпризнаннымдостоянием
обычной психологии. Напротив, этовзгляды,возникшиенапочвепсихоанализа
и признанные только им. То, что вы можете
узнать об аффектахвпсихологии,
например,теориюДжемса-Ланге(1)
СогласноконцепцииДжемса-Ланге
(по имени американского психолога У.ДжемсаидатскогоанатомаК.Ланге),
выдвинутой в 80-х гг. прошлого века,
первичными являются изменения ворганизме,
вторичными - состояния, которыепереживаютсясубъектомввиде
эмоций.
,какраздлянас,психоаналитиков,
непонятно и не обсуждается. Но и наше знание
об аффектах мытоже
не считаем очень надежным; это лишь первая
попытка ориентировки вэтойтемной
области. Нопродолжу:намкажется,чтомызнаем,какоераннеевпечатление
повторяется при аффекте страха. Мы полагаем,
что это впечатлениеот
актарождения,прикоторомпроисходиттакоеобъединениенеприятныхвпечатлений,
стремлений к разрядке[напряжения]исоматическихощущений,которое
стало прообразом воздействиясмертельнойопасностиистехпорповторяется
у нас как состояние страха.Невероятноеповышениевозбуждениявследствие
прекращения обновления крови(внутреннегодыхания)былотогдапричиной
переживания страха, так что первый страх
был токсическим.Название"страх"
(Angst) - angustiae, теснота,теснина(Enge)-выделяетпризнакстеснения
дыхания, которое тогда было следствием
реальной ситуации итеперьпочтипостоянновоспроизводитсяваффекте.Мыпризнаемтакжевесьмазначительным
то, что первое состояние страха возникловследствиеотделенияот
матери.Разумеется,мыубеждены,чтопредрасположениекповторениюпервогосостояниястрахатакосновательновошловорганизмблагодарябесконечному
ряду поколений, что отдельный индивид не
может избежать аффектастраха,
даже если он, как легендарный Макдуф, "был
вырезан из теламатери",т.е. не знал самого актарождения.Мынеможемсказать,чтоявляетсяпрообразом
страха у других млекопитающих животных. Мы
также не знаем,какойкомплекс
ощущений у этих созданий эквивалентен
нашему страху.
Может быть, вам интересно будет
услышать, как можно прийти кмысли,чтоакт
рождения является источникомипрообразомаффектастраха.Умозрениепринимало
в этом самое незначительное участие: скорее,
я позаимствовал это унаивного
мышления народа. Когда много лет тому назад
мы, молодыебольничныеврачи,
сидели за обеденным столом в ресторане,
ассистент акушерскойклиникирассказал,
какая веселая история произошла на
последнемэкзаменеакушерок.Одну
кандидатку спросили, что значит, когда при
родах вотходящейжидкостиобнаруживаетсяMekonium(первородныйкал,экскременты),иона,незадумываясь,
ответила, что ребенок испытывает страх. Ее
осмеялиисрезали.Но
я в глубине души встал на ее сторону и начал
догадываться, что несчастнаяженщина
из народа правильным чутьем открыла важную
связь.
Теперьперейдемкневротическомустраху:какиеформыпроявленияиотношения
имеет страх у нервнобольных? Тут можно
многое описать.Во-первых,мынаходимобщуюбоязливость,таксказать,свободныйстрах,готовыйпривязаться
к любому более или менее подходящемусодержаниюпредставления,оказывающий
влияние насуждение,выбирающийожидания,подстерегаялюбойслучай,
чтобы найти себе оправдание.Мыназываемэтосостояние"страхоможидания"
или "боязливым ожиданием". Лица,
страдающие этим
страхом, всегда предвидят из всех
возможностейсамуюстрашную,считаютлюбую
случайность предвестником несчастья,
используют любую неуверенностьвдурном
смысле. Склонность к такому ожиданию
несчастьякакчертахарактеравстречается
у многих людей, которыхнельзяназватьбольными,ихсчитаютслишком
боязливыми или пессимистичными; но
необычная степень страха ожиданиявсегда
имеет отношение к нервному заболеванию,
котороеяназвал"неврозомстраха"
и причисляю к актуальным неврозам.
Вторая форма страха, в
противоположность только что описанной,
психическиболее
связана и соединена сопределеннымиобъектамиилиситуациями.Этострах
в форме чрезвычайно многообразныхичастооченьстранных"фобий".Стенли
Холл, видный американский психолог, взял на
себя труд представить намвесь
ряд этих фобий под великолепными
греческими названиями. Это звучиткакперечисление
десятиегипетскихказней,нотолькоихчислозначительнопревышает
десять.Послушайте,чтотольконеможетстатьобъектомилисодержанием
фобии: темнота, свободное пространство,
открытые площади, кошки,пауки,гусеницы,змеи,мыши,гроза,острыепредметы,кровь,закрытыепомещения,
человеческая толпа, одиночество, переход
мостов, поездка по морю,по
железной дороге и т.д.Припервойпопыткесориентироватьсявэтомсумбуре
можно различитьтригруппы.Некоторыеизобъектовиситуаций,внушающих
страх, и для нас, нормальных людей, являются
чем-то жутким,имеютотношение
к опасности, и поэтому эти фобии кажутсянампонятными,хотяипреувеличенными
по своей силе. Так, большинство изнасиспытываетчувствоотвращенияпривстречесозмеей.Фобиязмей,можносказать,общечеловеческая, иЧ. Дарвиноченьяркоописал,каконнемогпоборотьстрахпередприближающейся
змеей, хотя знал, что защищенотнеетолстымстеклом.Ковторой
группе мы относим случаи, имеющие отношение
к опасности,вкоторых,однако,
мы привыкли не придавать ей значения и невыдвигатьеенапервыйплан.
Сюда относитсябольшинствоситуативныхфобий.Мызнаем,чтоприпоездке
по железной дороге возникаетбольшевозможностейдлянесчастногослучая,
чем дома, а именно вероятность
железнодорожного крушения;мызнаемтакже,
что корабль может пойти ко дну, и при этом,
как правило, людитонут,но
мы не думаем об этих опасностях и безстрахапутешествуемпожелезнойдороге
и по морю. Нельзя также отрицать
возможностьпадениявреку,еслимост
рухнет в тот момент, когда его переходишь,
но это случается такредко,что
не принимается во вниманиекакопасность.Иодиночествоимеетсвоиопасности,
и мы избегаем его при известных
обстоятельствах; но не может бытьи
речи о том, чтобы мы не могли его вынести при
каких-тоусловияхивсеголишь
на некотороевремя.Тожесамоеотноситсякчеловеческойтолпе,закрытому
помещению, грозе и т. п. Что нас поражает в
этих фобиях невротиков-
так это вообще не столькоихсодержание,сколькоинтенсивность.Страхфобий
прямо неописуем! И иной разунасскладываетсявпечатление,будтоневротики
боятся вовсе нетехвещейиситуаций,которыеприизвестныхобстоятельствах
и у нас могут вызвать страх, атех,которыеониназываюттеми
же именами.
Остается третья группа фобий, которые
мы вообщенеможемпонять.Есликрепкий
взрослый мужчина не может от страха перейти
улицу или площадь хорошоему
знакомого родного города, если здоровая,
хорошо развитая женщина впадаетв
бессознательный
страх, потому что кошкакоснуласькраяееплатьяиличерезкомнатупрошмыгнула
мышь, то какую же мы можем здесь установить
связь сопасностью,которая,
очевидно, все-таки существует для
страдающих фобиями? В относящихсясюда
случаях фобииживотныхнеможетбытьиречиобобщечеловеческихантипатиях,потомучто,какбыдлядемонстрациипротивоположного,встречается
множество людей, которые не могут пройти
мимокошки,чтобынепоманить
ее и не погладить. Мышь, которую так боятся
женщины, в то жевремяслужит
лучшим ласкательным именем; иная девушка, с
удовольствием слушая, какее
называет так любимый, с ужасом вскрикивает,
когда видитмилоемаленькоесущество
с этим именем. В отношении мужчины,
страдающегострахомулицилиплощадей,
мы можем дать единственное объяснение,чтоонведетсебя,какмаленький
ребенок. Благодарявоспитаниюребенканепосредственноприучаютизбегатьтакихопасныхситуаций,инашагорафобикдействительноосвобождается
от страха, если его кто-нибудь сопровождает
при переходе черезплощадь.
Обе описанные здесь формыстраха,свободныйстрахожиданияистрах,связанный
с фобиями, независимы друг от друга.
Один не является более высокой ступенью
развития другого, они встречаютсявместе
только в виде исключения и то как бы
случайно.Самаясильнаяобщаябоязливость
не обязательно проявляется в фобиях;лица,всяжизнькоторыхограничена
агорафобией, могут быть совершенно
свободны отпессимистическогостраха
ожидания. Некоторыефобии,напримерстрахплощадей,страхпереджелезной
дорогой, приобретаются, бесспорно, лишь в
зрелые годы, другие,какстрах
перед темнотой, грозой, животными, по-видимому,
существовали ссамогоначала.
Страхи
первогородапохожинатяжелыеболезни;последниекажутсяскореестранностями,капризами.Утого, ктообнаруживаетэтипоследние,какправило,
можно предположить и другие, аналогичные.
Должен прибавить, что всеэтифобиимыотносимкистериистраха,т.е.рассматриваемихкакзаболевание,
родственное известной конверсионной
истерии.
Третья из форм невротического страха
ставит нас перед тойзагадкой,чтомы
полностью теряем из виду связь междустрахомиугрожающейопасностью.Этот
страхпоявляется,например,приистерии,сопровождаяистерическиесимптомы,
или в любых условияхвозбуждения,когдамы,правда,моглибыожидать
аффективных проявлений, но только неаффектастраха,иливвидеприступа
свободного страха, независимого от каких-либо
условийиодинаковонепонятного
как для нас, так и для больного. О какой-то
опасности и каком-топоводе,
который мог бы быть раздут до неепреувеличением,вовсенеможетбыть
речи. Во время этихспонтанныхприступовмыузнаем,чтокомплекс,называемый
нами состояниемстраха,способенрасколотьсяначасти.Весьприпадок
может быть представлен отдельным,
интенсивно выраженным симптомом -дрожью,
головокружением, сердцебиением, одышкой, -аобычноечувство,покоторому
мы узнаем страх, - отсутствовать или быть
неясным,ивсежеэтисостояния,
описанные нами как "эквиваленты страха",
вовсехклиническихиэтиологических
отношениях можно приравнять к страху.
Теперь возникают два вопроса. Можно ли
невротический страх,прикоторомопасность
не играет никакойролиилииграетстольнезначительнуюроль,привестивсвязьсреальнымстрахом,всегдаявляющимсяреакциейнаопасность?
Икакследуетпониматьневротическийстрах?Покамыбудемпридерживаться предположения: там, где есть
страх, должнобытьтакжечто-то,чего
люди боятся.
Для пониманияневротическогострахаклиническоенаблюдениедаетнамнекоторые
указания, значения которых я хотел бы вам
изложить.
а) Нетрудноустановить,чтострахожидания,илиобщаябоязливость,находится
в теснойзависимостиотопределенныхпроцессоввсексуальнойжизни,
скажем,отопределенногоиспользованиялибидо.Самыйпростойипоучительный
пример этого рода дают нам лица,
подвергающиеся так называемомунеполному
возбуждению, т. е. у которых сильныесексуальныевозбужденияненаходятдостаточноговыхода,недостигаютудовлетворяющегоконца.Такбывает,
например, у мужчин во время жениховства и уженщин,мужьякоторыхнедостаточно
потентны или из осторожности сокращаютилипрерываютполовойакт.Вэтихусловияхлибидозноевозбуждениеисчезает,авместонегопоявляется
страх как в форме страха ожидания, так и в
форме припадковиихэквивалентов.
Прерывание полового актаизосторожности,ставсексуальнымрежимом,
так часто становится причиной невроза
страха у мужчин, ноособенноу
женщин, что во врачебной практике
рекомендуется в таких случаяхвпервуюочередь
исследовать эту этиологию. При этом можно
бесчисленное множество разубедиться,
что когдапрекращаютсясексуальныеотклонения,неврозстрахаисчезает.
Факт причинной связи между сексуальным
воздержанием и состояниемстраха,насколько
мне известно, более не оспаривается даже
врачами,которыедалекиот
психоанализа. Однако могу себехорошопредставить,чтобудетсделанапопытка
перевернуть отношение и защищать мнение,чторечьидетолицах,изначальносклонныхкбоязливостиипоэтомусдержанныхвсексуальномотношении.
Но против этого
со всей решительностью говорит
поведение женщин,сексуальныепроявлениякоторых,
в сущности, пассивны по природе, т. е.
определяютсяобращениемсостороны
мужчины. Чем женщина темпераментнее, чемболеесклоннакполовымсношениямиболееспособнакудовлетворению,темскорееонабудетреагировать
страхом на импотенцию мужчины или на coitus
interruptus,* Прерванный
половой акт (лат.)-Прим.
пер.междутем
как то же самое у холодных в половом
отношении ималолибидозныхженщиниграет
гораздо меньшую роль.
То же самое значение для возникновения
состояний страха имеет такгорячорекомендуемое
в настоящее время врачами сексуальное
воздержание, разумеется,лишь
в техслучаях,когдалибидо,которомуотказановудовлетворяющемвыходе,
в соответствующей степени сильно и не
переработано по большейчастипутем
сублимации. Решающим моментом для [возникновения]заболеваниявсегдаявляются
количественные факторы. И там, гдеделокасаетсянеболезни,апроявления
характера, легко заметить, что сексуальное
ограничение идетрукаоб
руку с известной боязливостью и
опасливостью, между тем как бесстрашиеисмелая
отвага приводит к свободедействийдляудовлетворениясексуальнойпотребности.
Как нименяютсяиниусложняютсяэтиотношенияблагодарямногообразным
культурным влияниям, в среднем остается
фактом то,чтострахсвязан
с сексуальным ограничением.
Я сообщил вам далеко не все наблюдения,
подтверждающие генетическую связьмеждулибидоистрахом.Сюдаещеотносится,например,влияниенавозникновение
страха определенных периодов жизни,которымможноприписатьзначительное
повышение продукции либидо, как, например,
периода половойзрелостиименопаузы.Внекоторыхсостоянияхвозбужденияможнонепосредственнонаблюдатьсмешениелибидоистрахаивконцеконцовзамещениелибидострахом.Впечатлениеотвсехэтихфактовдвоякое:во-первых,
что делоидетонакоплениилибидо,котороелишаетсясвоегонормального
применения, во-вторых, что при этом
находишьсяисключительновобласти
соматических процессов. Как из либидо
возникаетстрах,сначаланеясно,
констатируешь только, что либидо пропадает,
а на его местепоявляетсястрах.
б) Второеуказаниемыберемизанализапсихоневрозов,вчастностиистерии.
Мы слышали, что при этомзаболеваниинередконаступаетстрахвсопровождении
симптомов, но также и несвязанный страх,
проявляющийся ввидеприпадка
или длительного состояния.Больныенемогутсказать,чегоонибоятся,
и связываютегопутемявнойвторичнойобработкисподходящимифобиями,
типа фобий смерти, сумасшествия, удара. Если
мы подвергнеманализуситуацию,выступившуюисточникомстраха,илисопровождаемыестрахомсимптомы,
то, какправило,можемуказать,какойнормальныйпсихическийпроцесс
не состоялся и замещен феноменом страха.
Выразимся иначе: мыстроимбессознательный
процесс так,какбудтооннеподвергалсявытеснениюибеспрепятственно
продолжался в сознании. Этот процесс тоже
сопровождалсябыопределенным
аффектом, итутмыузнаем,ксвоемуудивлению,чтоэтотсопровождающий
нормальный процесс аффект послевытеснениявлюбомслучаезамещается
страхом независимо от своего качества.
Следовательно, еслипереднами
истерическое состояние страха, то егобессознательныйкоррелятможетбыть проявлением сходного чувства, т. е. страха,
стыда, смущения,но точнотак
же положительным либидозным возбуждением
или враждебно-агрессивным вроде яростиидосады.Такимобразом,страхявляетсяходкоймонетой,
на которуюменяютсяилимогутобмениватьсявсеаффекты,еслисоответствующее
содержание представления подлежит
вытеснению.
в) Третий факт мы наблюдаем у больных с
навязчивымидействиями,которыхстрах
удивительным образом какбудтобыпощадил.Ноеслимыпопробуемпомешать
им исполнить их навязчивое действие, ихумывание,ихцеремониал,или
если они сами решаются на попыткуотказатьсяоткакой-либоизсвоихнавязчивостей,
то ужасный страх заставляет их подчиниться
этой навязчивости.Мы
понимаем, что страх был прикрыт навязчивым
действиемионовыполнялосьлишь
для того, чтобыизбежатьстраха.Приневрозенавязчивыхсостоянийстрах,
который должен был бы возникнуть,
замещается образованиемсимптомов,а
если мы обратимся кистерии,топриэтомневрозенайдеманалогичноеотношение:результатом процессавытеснениябудетилиразвитиечистогостраха,илистрахасобразованиемсимптомов,илиболеесовершенноеобразование
симптомов без страха. Так что в отвлеченном
смысле, по-видимому,правильнее
сказать, что симптомы вообщеобразуютсялишьдлятого,чтобыобойти
неизбежное впротивномслучаеразвитиестраха.Благодарятакомупониманию
страх как бы оказывается вцентренашегоинтересакпроблемамневрозов.
Из наблюдений за неврозом страха мы
заключили, что отвлечениелибидоотего
нормального применения, из-за чего
возникает страх, происходит напочвесоматических
процессов. Из анализов истерии и неврозанавязчивыхсостоянийследует
добавление, что такое жеотвлечениестемжерезультатомможетвызватьтакжеотказпсихическихинстанций.Вотвсе,чтомызнаемовозникновении
невротического страха; это звучит еще довольнонеопределенно.Нопокаяневижупути,которыйвелбынасдальше.Вторуюпоставленнуюперед намизадачу-установитьсвязьмеждуневротическимстрахом,являющимсяненормальноиспользованным
либидо, и реальным страхом, который
соответствует реакциинаопасность,
кажется, еще труднее решить. Хотелось бы
думать, что речь идетосовершенно
разных вещах, однако у наснетсредстваотличитьпоощущениюреальный
и невротический страх друг от друга.
Искомая связь наконец устанавливается,
если мы предположим наличиечастоутверждавшейся
противоположности между Я и либидо. Какмызнаем,развитиестраха
является реакцией Я на опасность и сигналом
для обращения вбегство;поэтому
для нас естественно предположить, чтоприневротическомстрахеЯпредпринимает
такую попытку бегства от требований своего
либидо, относяськэтойвнутреннейопасноститак,какеслибыонабылавнешней.Этимоправдывается
предположение, что там, где появляется
страх, естьтакжето,чего
люди боятся. Но аналогию можно было бы
провестидальше.Подобнотомукакпопыткабегстваотвнешнейопасностисменяетсястойкостьюицелесообразными
мерами защиты, так и развитие
невротического страха уступаетобразованию
симптомов, которое сковывает страх.
Теперьвпроцессепониманиявозникаетдругоезатруднение.Страх,означающий
бегство Я от своего либидо,сам,однако,происходитизэтоголибидо.
Это неясно и напоминает о том, что,всущности,либидокакого-толица
принадлежит ему и не может
противопоставляться как что-то внешнее.Этоеще
темная для нас область топической динамики
развития страха,неизвестно,какие
при этом расходуются душевные энергии и из
каких психических систем. Яне
могу
обещать вам ответить и на эти вопросы,
но не будемупускатьвозможностьпойти
по двум другим путям и воспользуемся при
этомснованепосредственнымнаблюдением
и аналитическим исследованием, чтобы
помочь нашимумозрительнымвзглядам.
Обратимся к возникновениюстрахауребенкаикпроисхождениюневротического
страха, связанного с фобиями.
Боязливость детей является чем-то
весьма обычным,идостаточнотрудно,по-видимому,
различить, невротический это страх или
реальный.Большетого,ценность
этого различия ставится под вопрос
поведением детей. Потому что,содной
стороны, мы не удивляемся, если ребенок
боится всех чужихлиц,новыхситуаций
и предметов, и очень легко объясняем себе
эту реакцию его слабостьюи
незнанием. Таким образом, мыприписываемребенкусильнуюсклонностькреальному
страху и считали бы вполне целесообразным,
если быоннаследовалэту
боязливость.Вэтомотношенииребеноклишьповторялбыповедениепервобытного
человекаисовременногодикаря,которыйвследствиесвоегонезнания
и беспомощности боится всего нового и
многого того, что в настоящеевремя
нам знакомоиуженевнушаетстраха.Инашемуожиданиювполнесоответствовало
бы, если бы фобии ребенка хотя бы отчастиоказывалисьтемиже,
какие мы можемпредположитьвтепервобытныевременачеловеческогоразвития.
С другой стороны, нельзя не заметить,
что не все дети боязливывравноймере
и что как разтедети,которыепроявляютособуюпугливостьпередвсевозможными
объектами иситуациями,впоследствииоказываютсянервными.Невротическая
предрасположенность проявляется,такимобразом,ивявнойсклонности
к реальномустраху,боязливостькажетсячем-топервичным,иприходишь
к заключению, что ребенок,
а позднее подросток боится
интенсивности своего либидо именно потому,
чтовсего
боится. Возникновение страха из либидо тем
самым как бы отрицается,аесли
проследить условия возникновения
реального страха,топоследовательноможно
прийти к мнению, что сознание собственной
слабости ибеспомощности-неполноценности,
по терминологии А. Адлера,-являетсяконечнойпричинойневроза,
если это сознание переходит издетскогопериодавболеезрелыйвозраст.
Это звучит так просто и подкупающе, что
имеетправонанашевнимание.Правда,
это перенесло бы разрешение загадки
нервозности в другуюплоскость.Сохранение
чувства неполноценности - ас ним иусловия[длявозникновения]страха
и образования симптомов - кажется таким
несомненным, что в объяснениискорее
нуждается то, каким образом, хотя бы в виде
исключения,можетиметьместо
всето,чтомыназываемздоровьем.Ачтодаетнамтщательноенаблюдение
боязливости у детей? Маленький ребенок
боится прежде всегочужихлюдей;
ситуации приобретают значимость лишь
благодаря участию в нихлиц,апредметы
вообще принимаются во внимание лишь
позднее. Но этих чужихребенокбоится
не потому, что предполагает у них злые
намеренияисравниваетсвоюслабостьсихсилой,т.е.расцениваетихкакугрозудлясвоегосуществования,безопасностииотсутствияболи.Такойнедоверчивый,напуганный
господствующим в мире влечением к агрессии
ребенок является оченьнеудачной
теоретической конструкцией. Ребенокжепугаетсячужогообраза,потому
что настроен увидеть знакомое и любимое
лицо, восновномматери.Встрах
превращается его разочарование и тоска, т. е.
ненашедшееприменениялибидо,
котороетеперьнеможетудерживатьсявсвободномсостоянииипереводится
в страх. Вряд ли может быть случайным, что в
этойтипичнойдлядетского
страха ситуации повторяется условие [возникновения]
первогосостояниястрахавовремя
акта рождения, а именно отделение от матери(1)
Значение отделения отматерикак
фактора, влияющего на возникновение страха,
излагается вработеФрейда"Торможение,
симптом и страх" (1926).
Первые фобии ситуаций у детей - это
страх перед темнотой иодиночеством;первый
часто сохраняется на всю жизнь, в обоих
случаяхотсутствуетлюбимоелицо,
которое за ним ухаживает, т. е. мать. Я слышал,
как ребенок, боявшийсятемноты,
кричал в соседнюю комнату: "Тетя,
поговори со мной, мне страшно". -"Но
что тебе от этого? Ты же меняневидишь".Начторебенокотвечает:"Когда
кто-то говорит, становится светлее".
Тоска втемнотепреобразуется,таким
образом, в страх перед темнотой. Мыдалекиоттого,чтобысчитатьневротический
страхлишьвторичнымиособымслучаемреальногостраха,скорее,
мы убеждаемся, что у маленькогоребенкаввидереальногострахапроявляется
нечто такое, чтоимеетсневротическимстрахомсущественнуюобщую
черту - возникновение из неиспользованного
либидо. Настоящийреальныйстрах
ребенок как будто мало испытывает. Во всех
ситуациях, которыепозднеемогут
стать условиями [для возникновения]фобий,-навысоте,наузкоммостике
над водой, при поездке по железной дороге и
по морю,-ребенокнепроявляет
страха, и проявляет его тем меньше, чем
более он несведущ. Было быочень
желательно, если бы он унаследовалпобольшетакихзащищающихжизньинстинктов;
этим была бы очень облегчена задача надзора
[надним],которыйдолжен
препятствовать тому, чтобы ребенок
подвергался тоодной,тодругойопасности.
Но в действительности ребенок сначала
переоценивает своисилыисвободенотстраха,потомучтонезнаетопасностей. Он будет бегать по краю воды,
влезать на карнизокна,игратьсострыми
предметами и с огнем, короче, делать все, что
может ему повредитьивызвать
беспокойство нянек.Иесливконцеконцовунегопросыпаетсяреальныйстрах,тоэто,несомненно,деловоспитания,таккакнельзяпозволить,
чтобы он научился всему на собственном
опыте.
Если встречаются дети, которыеидутдальшепопутиэтоговоспитаниястраха
и сами затем находят опасности, о которых их
не предупреждали,товотношении
них вполне достаточно объяснения, чтовихконституцииимелосьбольшее
количество либидозной потребности или чтоонипреждевременнобылиизбалованы
либидозным удовлетворением. Неудивительно,
что средиэтихдетейнаходятся
и будущие нервнобольные: ведь мы знаем, что
возникновениеневрозабольшевсегообусловливаетсянеспособностьюдлительноевремявыноситьзначительное
накоплениелибидо.Вызамечаете,чтоиконституциональныймомент
получает при этом свои права, хотя в них ему,
правда, мыникогданеотказывали.
Мы возражаемлишьпротивтого,чтоиз-заэтогопритязанияпренебрегают
всеми другими и вводят конституциональный
фактор даже там,гдеему,
согласно общим результатам наблюденияианализа,неместолибоонзанимает
по значимости самое последнее место.
Позвольте намобобщитьсведенияизнаблюденийобоязливостидетей:инфантильный
страх имеет очень мало общего с реальным
страхоми,наоборот,очень
близок к невротическому страху взрослых.
Как и последний, он возникаетиз
неиспользованного либидо изамещаетнедостающийобъектлюбвивнешнимпредметом
или ситуацией.
Теперь вы с удовольствием услышите, что
анализ фобий не может датьмногонового.
При них, собственно, происходит то же самое,
что при детском страхе:
неиспользованное либидо беспрерывнопревращаетсявкажущийсяреальнымстрах,
итакимобразоммалейшаявнешняяопасностьзамещаеттребованиялибидо.
В этом соответствии нет ничего странного,
потому чтодетскиефобииявляются
не только прообразом более поздних,причисляемыхнамикистериистраха,ноинепосредственнойихпредпосылкойипрелюдией.Любаяистерическая
фобия восходит к детскому страху и
продолжаетего,дажееслиона
имеет другое содержание и, следовательно,должнабытьиначеназвана.Различие
обоих заболеваний кроется в [их] механизме.
Для превращениялибидов
страх у взрослого недостаточно того, чтобы
либидо в форме тоскиоказалосьнеиспользованным
в данный момент. Он давно научился держать
его свободнымииспользовать
по-другому. Но если либидо относится кпсихическомуимпульсу,подвергшемуся
вытеснению, то создаются такие же условия,
какуребенка,укоторого
еще нет разделения на сознательное и
бессознательное,иблагодарярегрессии
на инфантильную фобию как бы открывается
проход, по которому легкоосуществляется
превращение либидо в страх. Как вы помните,
мы много говорилио
вытеснении, ноприэтомвсегдапрослеживалилишьсудьбуподлежащеговытеснению
представления, разумеется, потому, что еелегчебылоузнатьиизложить.
То, что происходит с аффектом, который былсвязансвытесненнымпредставлением,
мы оставляли в стороне и только теперь
узнали, что ближайшаяучасть
этого аффекта состоит в превращении встрах,вформекоторогоонвсегда
проявился бы при нормальном течении. Ноэтопревращениеаффекта-гораздо
более важная часть процесса вытеснения.Обэтомнетак-толегкоговорить,
потому что мы не можем утверждать, что
существуютбессознательныеаффекты
в том же смысле, какбессознательныепредставления.Представлениеостается
тем же независимо от того, сознательно
оно или бессознательно;мыможемуказать,
что соответствует бессознательному
представлению.Нообаффекте,являющемся
процессом разрядки [напряжения] (Abfuhrvorgang),следуетсудитьсовсем
иначе, чем о представлении; что ему
соответствует вбессознательном,нельзя
сказатьбезглубокихраздумийивыяснениянашихпредпосылокопсихических
процессах. Этого мыздесьнеможемпредпринять.Нодавайтесохранимполученноевпечатление,чторазвитиестрахатесносвязаноссистемой
бессознательного.
Я сказал, что превращение в страх, или,
лучше, разрядка (Abfuhr) вформестраха
является ближайшей участью подвергнутоговытеснениюлибидо.Должендобавить:неединственнойилиокончательной.Приневрозахразвиваютсяпроцессы,стремящиесясвязатьэторазвитиестраха,иэтоимудаетсяразличными
путями. При фобиях,например,можноясноразличитьдвефазыневротического
процесса. Первая осуществляет вытеснение и
переводлибидовстрах,
связанный с внешней опасностью. Вторая
заключается в выдвижениивсехтехпредосторожностейипредупреждений,благодарячемупредотвращаетсястолкновениесэтойопасностью,котораясчитаетсявнешней.Вытеснениесоответствует
попытке бегства Я от либидо,воспринимаемогокакопасность.Фобию
можно сравнить сокопомпротиввнешнейопасности,которуютеперьпредставляет
собой внушающеестрахлибидо.Слабостьсистемызащитыприфобиях
заключается, конечно, в том, что крепость,настолькоукрепленнаясвнешней
стороны, остается открытойдлянападениясвнутренней.Проекциялибидозной
опасности вовне никогда неможетудастсявполне.Поэтомупридругихневрозахупотребляютсядругиесистемызащитыпротиввозможногоразвития
страха. Это очень интересная область
психологии неврозов, к
сожалению,онауведетнасслишкомдалекоипредполагаетболееосновательные
специальные знания. Я хочу добавить ещетолькоодно.Яужеговорил
вам о "противодействии",* "Контрзаполнения"
[энергией]. к которому Я
прибегаетпривытесненииидолжно
постоянно его поддерживать, чтобы
вытеснениеосуществилось.Наэтопротиводействие
возлагается миссия воплотить в жизнь
различные формызащитыпротив
развития страха после вытеснения.
Вернемся кфобиям.Теперь,пожалуй,ямогусказать;выпонимаете,насколько
недостаточно объяснять ихтолькосодержанием,интересуясьлишьтем,
откуда происходит то, что тот или инойобъектиликакая-тоситуациястановится
предметом фобии. Содержание фобии имеет для
неепримернотожезначение,
какоеявнаячастьсновидениядлявсегосновидения.Соблюдаянеобходимые
ограничения, следует признать, что среди
этихсодержанийфобийнаходятся
такие, которые, как подчеркиваетСтенлиХолл(1)ХоллСтенли(1844-1924)-американскийпсихолог.Представительфункционального
направления. Распространил
биогенетический закон (см.выше)на
развитие детской психики. По инициативе
Стенли Холла Фрейд былприглашендля
чтения лекций в США, где его психоанализ
впервые получил признание. ,могутстатьобъектамистрахаблагодаряфилогенетическомуунаследованию.Сэтимсогласуется
и то, что многие из этих внушающих страхвещеймогутиметьсопасностью
только символическую связь.
Так мы убедились, какое, можно сказать,
центральное место средивопросовпсихологии
неврозов занимаетпроблемастраха.Нанаспроизвелосильноевпечатление
то, насколько развитие страха связаноссудьбамилибидоиссистемой
бессознательного. Только один момент мы
воспринимаем как выпадающийиз
связи, как пробел в нашем понимании, -
это тот трудно оспариваемыйфакт,чтореальныйстрахдолженрассматриватьсякакпроявлениеинстинктовсамосохранения Я.