ДВАДЦАТЬ
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И
СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Уважаемые господа! Я нахожусь под
впечатлением, что мне не вполне удалосьубедительно
разъяснить вам значение извращений длянашегопредставленияосексуальности.
Поэтому я хотел бы, насколькомогу,исправитьидополнитьизложенное.
Дело обстоит вовсе не так, как будто
толькоизвращениявынудилинасктому
изменению понятия сексуальности, которое
вызвало столь резкийпротест.Еще
больше способствовало этому изучение
детской сексуальности, а совпадениеобоих
явлений стало для нас решающим. Но
проявлениядетскойсексуальности,как
бы они ни были очевидны в более позднемдетстве,кажется,исчезаютвнеопределенности
по мере приближения к их начальнымстадиям.Тот,ктонехочет
обращать внимания на историю развитияианалитическуюсвязь,будетоспариватьихсексуальныйипризнаватьвместонегокакой-нибудьнедифференцированный
характер. Не забывайте, что в настоящее
время мы еще неимеем
общепринятого признака сексуальной
природы какого-топроцесса,кромеопять-таки
принадлежности к функции продолжениярода,ноегомысчитаемслишком
узким. Биологические критерии, вроде предложенных В. Флиссом (1906)
периодов в 23 и 28дней,ещеочень
спорны; химические особенности сексуальных
процессов, которые мы можемлишь
предполагать, еще только ждут своего
открытия.Сексуальныеизвращениявзрослых,напротив,являютсячем-тоощутимыминедвусмысленным.Какпоказывает
уже их общепризнанноеназвание,они,несомненно,относятсяксексуальному.
Пусть их называют признаком дегенерации
или как угодноиначе,еще
никто не находил в себе решимости отнести
их к чему-нибудь другому, а нек
феноменам сексуальной жизни. Только они
даютнамправоутверждать,чтосексуальность
и продолжение рода не совпадают, потому что
очевидно, чтовсеони
отказываются от цели продолжения рода.
Явижуздесьоднунебезынтереснуюпараллель.Втовремякакдлябольшинства
"сознательное" и"психическое"былотемжесамым,мыбыливынуждены
расширить понятие "психическое" и
признать психическое, которое несознательно.Исовершенноаналогичнодругиеобъявляютидентичным"сексуальное"и"относящеесякпродолжениюрода"-или,еслихотитевыразиться
короче, "генитальное", - в то время как
мы не можемнепризнать"сексуального",котороене"генитально",инеимеетничегообщегоспродолжением
рода. Это только формальное сходство,
однакооноимеетболееглубокое
основание.
Но если существование сексуальныхизвращенийявляетсявэтомвопросетаким
убедительным доказательством, почемуонораньшенеоказалосвоегодействия
и не решило этот вопрос? Я, право, не могусказать.Мнекажется,деловтом,чтоксексуальнымизвращениямимеетсясовершенноособоеотношение,
которое распространяется на теориюитакжемешаетихнаучнойоценке.Какбудтониктонеможетзабыть,чтоонинетолькочто-тоотвратительное,
но и чудовищное, опасное, как будто их считают
соблазнительными и вглубинедушивынуждены
побороть тайную зависть к тем, кто ими
наслаждается, подобнотомукак
в известной пародии наТангейзеракарающийландграфсознается:...Вгроте
Венеры забыл он честь и долг!
- Странно, что с нашим братом этого не
случается.
В действительности же извращенные
скорее жалкиесущества,оченьдорого
расплачивающиеся
за свое трудно достижимое удовлетворение.
То обстоятельство, чтоактизвращенногоудовлетворениявбольшинствеслучаев
все же заканчивается полным оргазмом и
выделением половых продуктов,делает
извращенную деятельностьнесомненносексуальной,несмотрянавсюстранность
объекта и целей. Но это, разумеется, только
следствиетого,чтоэти
лица - взрослые; у ребенка оргазм и половыевыделенияневозможны,онизаменяютсянамеками,которыеопять-такинепризнаютсянесомненносексуальными.Чтобыдополнитьоценкусексуальныхизвращений,ядолженкое-что
добавить. Как они ни опорочены,какрезконипротивопоставляютсянормальной
сексуальной деятельности, простое
наблюдение показывает,чтотаилиинаяизвращеннаячертапочтивсегдаимеетсявсексуальнойжизнинормальных
людей. Даже поцелуй может по праву
называться извращеннымактом,потому
что он состоит всоединениидвухэрогенныхзонртавместодвухгениталий.
Но никто не отказывается от него как от
извращения, напротив,насцене
он допускается как смягченный намек на
половой акт. Но как раз поцелуйможет
стать и полным извращением, а именно тогда,
когда онтакинтенсивен,что
непосредственно сопровождается выделением из гениталий и оргазмом, что
бывает не такужредко.Впрочем,можнонаблюдать,чтодляодногонепременнымиусловиямисексуальногонаслаждения
являются ощупывание и разглядывание
объекта, а другойвпорывесексуального
возбуждения щипает или кусает, что самое
большое возбуждениеулюбящего
не всегда вызывают гениталии,акакая-нибудьдругаячастьтелаобъекта
и тому подобное в большом разнообразии.Неимеетникакогосмыславыделять
лиц с некоторыми такими чертами из ряда
нормальных и причислятьихк
извращенным, больше того, все яснеепонимаешь,чтосущностьизвращенийсостоит
не в отступлении от сексуальной цели, не в
замене гениталий, даже невсегдавизмененииобъекта,атольковисключительности,скоторойсовершаются
эти отступления, из-за которыхотставляетсясамполовойакт,служащий
продолжениюрода.Посколькуизвращенныедействиявключаютсявсовершение
нормального полового акта какподготовительныеилиусиливающиеего,
они, собственно, перестают быть
извращенными. Конечно, благодаря фактамтакого
рода пропасть между нормальной иизвращеннойсексуальностьюсильноуменьшается.
Напрашивается естественный вывод, что
нормальнаясексуальностьпроисходит
из чего-то, что существовало донее,исключаякакнепригодныеодни
стремления и объединяя другие с тем,чтобыподчинитьихновойцедипродолжения
рода.
Прежде чем мы воспользуемся нашимизнаниямиобизвращенияхдлятого,чтобысновауглубитьсявизучениедетскойсексуальности,исходяизуточненных
предположений, я должен обратить ваше
внимание на важное различиемеждуними.Извращеннаясексуальность,какправило,великолепноцентрирована,
все действия стремятся к одной, в
большинстве
случаев - единственной цели, частное
влечениеодерживаетверх,илиботолько
оно и обнаруживается, либо все другие
подчиненыегоцелям.Вэтомотношениимеждуизвращеннойинормальнойсексуальностьюнетдругогоразличия,
кроме того, что господствующие частные
влечения исоответствующиеим сексуальные цели у них разные. И здесьитамдействует,таксказать,хорошо
организованная тирания, только здесь
власть захватила однасемья,атам
- другая. Инфантильная сексуальность,
напротив, не имеет вобщемтакойцентрации
и организации, ее отдельные частные
влеченияравноправны,каждоена
свой страх и риск стремится к получению
удовольствия. Отсутствие,какиналичие
центрации, разумеется, хорошо согласуются с
тем фактом, что оба видасексуальности
-извращеннаяинормальная-произошлиизинфантильной.Впрочем,
естьслучаиизвращеннойсексуальности,имеющиегораздобольшесходства
с инфантильной, когда многочисленныечастныевлечениянезависимодруг
от друга осуществили или, лучше сказать,
сохранили свои цели.Втакихслучаях
правильнееговоритьобинфантилизмесексуальнойжизни,чемобизвращении.
Вооруженные этими знаниями, мы можем
приступить к обсуждению предложения,которого
нам наверняка не избежать. Нам скажут:почемувынастаиваетенатом,чтобыназыватьсексуальнымиужете,повашемусобственномусвидетельству,неопределенныедетскиепроявления,изкоторыхпозднееразвиваетсясексуальность?Почемувынехотителучшедовольствоватьсяфизиологическим
описанием и просто сказать, что у младенца
наблюдаются такиевиды
деятельности, как сосание или задерживаниеэкскрементов,показывающиенам,
что он стремится к получению удовольствия
от функционирования органов
(Organlust)?Этимвыбыизбежали оскорбляющеговсякоечувствопредположения
о наличии сексуальной жизни у ребенка. Да,
уважаемыегоспода,я
не имею ничего против удовольствия от
функционированияорганов;язнаю,чтовысшимнаслаждениемприсовокупленииявляетсяудовольствиеотфункционирования
органов, связанное с деятельностью
гениталий. Но можетеливы
мне сказать,когдаэтопервоначальноиндифферентноеудовольствиеотфункционированияоргановприобретаетсексуальныйхарактер,которымононесомненно
обладаетнаболеепозднихфазахразвития?Знаемлимыобудовольствии
от функционирования органов больше,чемосексуальности?Выответите,чтосексуальныйхарактерприсоединяетсяименнотогда,когдагениталии
начинают играть свою роль; сексуальное
совпадает с генитальным. Выотвергнете
даже возражение относительно извращений,
указав мненато,чтоцелью
большинства извращений все-таки является
генитальныйоргазм,хотяидостигаемыйдругимпутем,анесоединениемгениталий.Вызайметедействительногораздоболеевыгоднуюпозицию,еслиисключитеизхарактеристикисексуальногоотношениекпродолжениюрода,оказавшеесянесостоятельным
вследствие существования извращений, и
вместо него выдвинетена
первый план деятельность гениталий. Но
тогда мы окажемся недалеко друг отдруга;
половые органы просто противопоставляются
другим органам.Ачтовывозразите
против многочисленных фактов,показывающих,чтодлядостижениянаслаждения
гениталии могут заменяться другими
органами, как принормальномпоцелуе,
впрактикеизвращений,всимптоматикеистерии?Припоследнемневрозесовершеннообычноедело,чтоявлениявозбуждения,ощущенияииннервации,
даже процессы эрекции, присущие гениталиям,
переносятся на другие, отдаленные области тела (например,
вверх на голову и лицо).Уличенныетакимобразомвтом,чтоувасничегонеостаетсядляхарактеристики
сексуального, вы, видимо, должны будете
решитьсяпоследоватьмоему
примеру и распространить название"сексуальное"такженадействия,направленные
на получение удовольствия от
функционирования органов враннемдетстве.
Атеперьвыслушайтевоправданиемоейточкизрениядвадругихсоображения.
Как вызнаете,сомнительныеинеопределенныедействиядляполучения
удовольствия в самомраннемдетствемыназываемсексуальными,потомучтовыходимнанихпутеманализасимптомовчерезбесспорносексуальныйматериал.Этоещенезначит,чтоонисамидолжныбытьсексуальными,
согласен. Но возьмите аналогичныйслучай.Представьтесебе,что
у нас нетвозможностинаблюдатьразвитиедвухдвудольныхрастений,яблони
и фасоли, из ихсемян,новобоихслучаяхможнопроследитьихразвитие
в обратном направлении от полностью
сформировавшегосярастениядопервогоросткасдвумязародышевымилистками.Обазародышевыхлисткавыглядят
индифферентно, в обоих случаях они
совершенно однородны. Предположули
я поэтому, что они действительно однородны
и чтоспецифическоеразличиемежду
яблонейифасольюнаступитлишьпозднее,привегетации?Илисбиологической
точки зрения правильнее полагать, что это
различие имеется ужев
ростке, хотя по зародышевым листкам его
нельзя увидеть. Но ведь мыделаемто
же самое, называя сексуальным наслаждение
при действияхмладенца.Любоели
удовольствие от функционирования органов
может называться сексуальным илинаряду
с сексуальным есть другое, не заслуживающее
этого названия,яздесьанализироватьнемогу.Яслишкоммалознаюобудовольствииотфункционирования
органов и о его условиях,
а при регрессирующем характере анализа
вообще не удивлюсь, есливконцеконцов
дойду до моментов, не поддающихся
определению в настоящее время.
И еще одно! В своем утвержденииосексуальнойчистотеребенкавы,вобщем,
очень мало выиграли бы, даже если бы смогли
убедить меня втом,чтодействия
младенца лучше всего оценить как не
сексуальные. Потому чтоужестрехлетнеговозрастасексуальнаяжизньребенканеподлежитникакимсомнениям;
в этовремяначинаютпроявлятьсебягениталии,можетбыть,закономерно
наступает период инфантильной мастурбации,т.е.генитальногоудовлетворения.
Уже больше нет надобности не замечать
душевные исоциальныепроявления
сексуальной жизни; выбор объекта, нежноепредпочтениеотдельныхлиц,дажерешениевпользуодногоизполов,ревностьустановленыбеспристрастными
наблюдениями независимо от психоанализа и
до егопоявленияи
могут бытьподтвержденылюбымнаблюдателем,желающимэтовидеть.Вывозразите,
что сомневались не в раннем пробуждении
нежности, а только в том,что
нежность эта носит сексуальный характер.
Хотя дети от трех до восьми летуже
научились его скрывать,ноесливыбудетевнимательны,тосможетевсе-таки
собрать достаточно доказательств "чувственных"
целей этой нежности,а
чего вам будетнедоставать,вбольшомколичестведадутаналитическиеисследования.
Сексуальные цели этого периода жизни
находятся в самойтеснойсвязи
с одновременным сексуальным исследованиемсамогоребенка,некоторыепримеры
которого я вам приводил.Извращенныйхарактернекоторыхизэтихцелей
зависит, конечно, от конституциональнойнезрелостиребенка,которыйеще
не открыл цели акта совокупления.
Примерно с шестого до восьмого года
жизни наблюдается затишьеиспадвсексуальном
развитии,который в самых благоприятных в
культурном отношении случаяхзаслуживаетназвания
латентного периода (Latenzzeit).Латентногопериодаможетинебыть,
он вовсе не обязательно прерывает на время
сексуальную деятельностьигасит
сексуальные интересы по всей линии.
Большинство переживаний и душевныхдвиженийпереднаступлениемлатентногопериодаподвергаетсязатеминфантильной
амнезии, уже обсуждавшемуся ранее забвению,котороеокутываетнаши
первые годы и отчуждает их от нас.Прикаждомпсихоанализеставитсязадачавосстановитьвпамятиэтотзабытыйпериоджизни;невозможноотделаться
от мысли, что мотивом этого забвения
оказались содержащиеся в немистоки
сексуальной жизни,т.е.чтоэтозабвениеявляетсярезультатомвытеснения.
С трехлетнего возраста сексуальная
жизнь ребенка во многомсоответствуетсексуальной
жизни взрослого; она отличается от
последней, как ужеизвестно,отсутствием
твердой организации с приматомгениталий,неизбежнымичертамиизвращения
и, разумеется, гораздо меньшей
интенсивностью всего влечения.Носамыеинтересныедлятеориифазысексуальногоразвития,или,какмыпредпочитаем
говорить, развитие либидо, идут вследзаэтиммоментом.Эторазвитие
протекает так быстро, что
непосредственному наблюдениюникогданеудалосьбызадержатьегомимолетныекартины.Толькоприпомощипсихоаналитического
исследования неврозов можно было
догадаться о ещеболееранних
фазах развития либидо. Это, конечно, всего
лишь конструкции, ноесливы
займетесь анализом практически, то найдете
эти конструкции необходимыми иполезными.
Выскоропоймете,какпроисходит,чтопатологияможетнамраскрыть
здесь отношения, которые нельзя заметить в нормальном объекте.
Итак, мыможемтеперьпоказать,какскладываетсясексуальнаяжизньребенка,
прежде чем установится примат гениталий,
который подготавливается впервую
инфантильную эпоху до латентного периода и
непрерывно организуетсявпериод
полового созревания. В этот раннийпериодсуществуетособогороданеустойчивая
организация, которую мы называем
прегенитальной. Нонапервомплане
в этой фазе выступают не генитальные
частные влечения, а садистскиеианальные.
Противоположность мужского иженскогоздесьнеиграетникакойроли;
ее место занимает противоположность
активногоипассивного,которуюможно
назвать предшественницей сексуальной
полярности, с которой она позднееисливается.То,чтовпроявленияхэтойфазынам кажетсямужским,рассмотренноесточкизрениягенитальнойфазыоказываетсявыражениемстремления
к овладению, легко переходящего в
жестокость. Стремления, имеющиепассивную
цель, связываются с очень значимыми для
этоговремениэрогеннымизонами
у выхода кишечника. Сильно проявляетсявлечениекразглядываниюипознанию;
гениталии принимают участие в сексуальной
жизни, собственно,лишьв
роли органа выделения мочи. У частных
влечений этой фазы нет недостаткавобъектах,
но все эти объектынеобязательносоединеныводномобъекте. Садистско-анальнаяорганизацияявляетсяближайшейступеньюкфазегенитального
господства. Более подробноеизучениепоказывает,сколькоотэтойорганизациисохраняетсявболеепозднейокончательнойформесексуальности
и какими путями ее частныевлечениявынужденывключатьсявновую
генитальную организацию. За садистско-анальной
фазойразвитиялибидонам
открывается еще более ранняя, еще более
примитивная ступень организации,в которой главную роль играет эрогенная зона рта. Вы можетедогадаться,чтокнейотноситсясексуальнаядеятельность
сосания, и восхищаться пониманием древних
египтян, вискусствекоторых
ребенок, даже божественный Хорус,
изображаетсяспальцемворту.Только
недавно (1916) Абрахам сделал сообщение о том,
какие следыоставляетэта
примитивная оральная фаза в сексуальной
жизни более поздних лет.
Уважаемыегоспода!Могупредположить,чтопоследниесообщенияосексуальных
организациях скорее обременили вас, чем
вразумили. Может быть, яопять
слишком углубился в подробности. Но имейте
терпение; то, что вы теперьслышали,
станет более ценным для вас при последующем
использовании.Апокасохраните
впечатление, что сексуальнаяжизнь-какмыговорим,функциялибидо
- появляется не как нечто готовое и не
обнаруживает простого роста, апроходит
ряд следующих другзадругомфаз,непохожихдругнадруга,являясь,
таким образом, неоднократно повторяющимся
развитием, как, например,развитие
от гусеницы добабочки.Поворотнымпунктомразвитиястановитсяподчинение
всех сексуальных частных влечений примату
гениталийивместесэтим
подчинение сексуальности функции
продолжения рода. До этого существует,таксказать,рассеяннаясексуальнаяжизнь,самостоятельноепроявлениеотдельныхчастныхвлечений,стремящихсякполучениюудовольствияот функционированияорганов.Этаанархиясмягчаетсяблагодаряпереходук"прегенитальным"
организациям, сначала садистско-анальнойфазы,донее-оральной,
возможно, самой примитивной. К этому
присоединяются различныеещеплохо
изученныепроцессысменыоднойфазыдругой.Какоезначениедляпониманияневрозовимеетто,чтолибидопроделываеттакойдлинныйи многоступенчатый
путь, вы узнаете в следующий раз.
Сегодня мы проследим еще одну сторону
этого развития, а именноотношениечастных
сексуальных влечений к объекту.Вернее,мысделаембеглыйобзорэтого
развития с тем, чтобы подольше остановиться
на одном довольнопозднемего
результате. Итак, некоторые из компонентов
сексуальнойжизниссамогоначала
имеют объект и сохраняют его, как, например,
стремлениековладению(садизм),стремлениекразглядываниюипознанию.Другие,болееявносвязанные
с определенными эрогенными зонами, имеют
объект лишь вначале, покаонивыполняютнесексуальныефункции,иотказываютсяотнего,когдаосвобождаются
от этих функций. Так,первымобъектоморальногокомпонентасексуальноговлеченияявляетсяматеринскаягрудь,удовлетворяющаяпотребностьмладенцавпище.Вактесосанияэротическийкомпонент,получавший
удовлетворение при кормлении грудью,
становитсясамостоятельным,отказываясь
от постороннегообъектаизамещаяегокаким-нибудьорганомсобственного
тела. Оральное влечениестановитсяаутоэротическим,каковымианальные
и другие эрогенные влечения являются ссамогоначала.Дальнейшееразвитиеимеет,короткоговоря,двецели:во-первых,отказатьсяотаутоэротизма,
снова заменить объектсобственноготеланапостороннийи,во-вторых,
объединить различные объекты отдельных
влечений, заменив их однимобъектом.
Разумеется, это удаетсятолькотогда,когдаэтотодинобъектпредставляет
собой целое, похожее на собственноетело.Приэтомкакое-точисло
аутоэротических влечений как непригодное
может быть также оставлено.
Процессы нахождения объекта довольно
запутанны и до сих пор не былиясноизложены.
Подчеркнем для нашей цели, что когда в
детские годы долатентногопериодапроцессдостигопределенногозавершения,найденныйобъектоказывается
почти идентичнымпервомублагодаряприсоединениюкнемуоральногостремлениякудовольствию.
Если это и не материнская грудь, то все-таки
мать. Мы называеммать
первым объектом любви. Мы говорим именно о
любви,когдавыдвигаемна
первый
план душевную сторону сексуальных
стремлений и отодвигаемназадилихотимнакакой-томоментзабытьлежащиевосновефизические,или"чувственные",
требования влечений. К тому времени,когдаматьстановитсяобъектом
любви, у ребенка уже началась также
психическая работавытеснения,которая
лишает его знания какой-то части своих
сексуальныхцелей.Кэтомувыбору
матери объектомлюбвиприсоединяетсявсето,чтоподназваниемЭдипова
комплекса приобрелотакоебольшоезначениевпсихоаналитическомобъяснении
неврозов и, может быть, сыграло не меньшую
рольвсопротивлениипсихоанализу.
Послушайте небольшую историю, которая
произошла во время этой войны: одиниз
смелых последователей психоанализа
находится в качестве врача на немецкомфронте
где-то в Польше и привлекает к себе внимание
коллег тем, чтооднаждыемуудаетсяоказатьнеожиданноевоздействиенабольного.Вответнарасспросы
онпризнается,чтоработаетметодомпсихоанализаисогласенподелиться
своими знаниями с товарищами. Ивотврачикорпуса,коллегииначальники,
собираются каждый вечер, чтобы послушать
тайные ученияанализа.Какое-то
время все идет хорошо, но после того как он
рассказал слушателям обЭдиповом
комплексе, встает один начальник и заявляет,
что этому он не верит,чтогнусносостороныдокладчикарассказыватьтакиевещиим,бравыммужчинам,
борющимся за свое отечество, и отцам
семейства, и что он запрещаетпродолжение
лекций. Этим дело и кончилось. Аналитик
просил перевести егонадругой
участок фронта. Но, я думаю, плохо дело, если
немецкая
победа нуждается в такой"организации"наукиинемецкаянаукаплохопереносит
эту организацию(1)ИзизложенияФрейдомэтогоэпизода
явствует, чтоотдельныенемецкиеврачииспользовалифрейдовскуютехнику
психоанализа (в том числе приемывыявленияЭдиповакомплекса)вовремя
первой мировой войны; ктомужевофронтовыхусловияхзапретнаознакомление
с идеями психоанализа состороныодноговоеначальникаФрейдрассматривал
как проявление формы "организации"
науки. Очевидно, что речьвданном
случае идет о препятствиях науке, чинимых
людьми, не имеющимикнейотношения.
А теперь вы с нетерпением хотитеузнать,чтожетакоеэтотстрашныйЭдипов
комплекс. Само имя вам говоритобэтом.Вывсезнаетегреческоесказание
о царе Эдипе, которому судьбойбылопредопределеноубитьсвоегоотца
и взять в жены мать, которыйделаетвсе,чтобыизбежатьисполненияпредсказаний
оракула, и после того какузнает,чтопонезнаниювсе-такисовершил
оба этих преступления, в наказание
выкалывает себе глаза.Надеюсь,многие
из вас сами пережили потрясающее действие
трагедии, в которойСофоклпредставил
этот материал. Произведениеаттическогопоэтаизображает,какблагодаря
искусно задерживаемому и опять
возбуждаемомувсеновымиуликамирасследованию
постепенно раскрывается давно совершенное
преступлениеЭдипа;в
этом отношении оно имеет определенное
сходствосходомпсихоанализа.Впроцесседиалогаоказывается,чтоослепленнаямать-супругаИокастапротивится
продолжению расследования. Она ссылается
на то, что многимлюдямприходится
видеть во сне, будто они имеют сношения с
матерью, но наснынестоит
обращать внимания. Мы несчитаемсновидениямаловажными,именьшевсеготипичныесновидения,такие,которыеснятсямногимлюдям,инесомневаемся,
что упомянутое
Иокастой сновидение тесно связаносостраннымистрашнымсодержаниемсказания.
Удивительно, что трагедия Софокла не
вызывает у слушателя по меньшей меревозмущенного
протеста, сходной игораздоболееоправданнойреакции,чемреакция
нашего простоватого военного врача.Потомучто,всущности,этатрагедия
-безнравственнаяпьеса,онаснимаетсчеловеканравственнуюответственность,
показывает божественные силы
организаторовпреступленияибессилие
нравственных побужденийчеловека,сопротивляющихсяпреступлению.Можно
было бы легко представить себе,чтоматериалсказанияимеетцельюобвинить
богов и судьбу, и в руках критичного
Эврипида, который был с богамине
в ладах, это, вероятно, и сталобытакимобвинением.НоуверующегоСофокла
о таком использовании сказания неможетбытьиречи;преодолетьзатрудненияпомогаетбогобоязненнаяизворотливость,подчиняющаявысшуюнравственность
воле богов, даже если онапредписываетпреступление.Янемогу
считать, что эта мораль относится к сильным
сторонам пьесы, ноонанеимеет
значения для производимого ею впечатления.
Слушатель реагируетненанее,
а на тайный смысл и содержание сказания. Он
реагируеттак,какбудтопутем
самоанализа обнаружил в себе Эдипов
комплекс и разоблачил волю богов иоракула
как замаскированное под возвышенное
собственное бессознательное.Онкак
будто вспоминает желания устранить отца и
взять вместо него в женыматьи
ужасается им. И голос поэта он понимаеттак,какбудтототхотелемусказать:
напрасно тыпротивишьсясвоейответственностииуверяешь,чтоборолся
против этих преступных намерений. Ты все-таки
виноват, потому что несмогихуничтожить;онисуществуютвтебебессознательно.Ивэтомзаключается
психологическая правда. Даже если человек
вытеснил свои дурные
побуждения в бессознательное и хотел бы
убедить себя, что онзанихнеответствен,
он все-таки вынужден чувствовать эту
ответственность как чувствовины
от неизвестной ему причины.
Совершенно несомненно, что в Эдиповомкомплексеможновидетьодинизсамых
важных источников сознания вины, которое
так часто мучаетневротиков.Даже
более того: висследованииопроисхождениичеловеческойрелигииинравственности,
которое я опубликовал в 1913 г. под названием
Тотем итабу,я
высказал предположение, что, возможно,
человечество в целом приобрело своесознание
вины, источник религии и нравственности, в
начале своей историиизЭдиповакомплекса(1)ВэтихположенияхФрейдавыраженаегоустановканаобъяснениепсихоаналитическойсхемыкультурно-исторических
процессов. В предшествовавшей "Лекциям"
работе "Тотеми
табу" (1913) он, используя данныеантропологии(вчастности,известныеисследованияДж.Фрезера"Золотаяветвь"),проводилпараллелимеждупсихической
жизнью невротиков и происхождением древних
верований и обычаев.
Яохотносказалбыбольшеобэтом,нолучшевоздержусь.
Трудно оставить эту тему, если уже начал, но
нам нужно вернутьсяк
индивидуальной психологии.
Итак, что же можно узнатьобЭдиповомкомплексепринепосредственномнаблюдении
за ребенком в период выбораобъектадонаступлениялатентногопериода?
Легко заметить, что маленький мужчина один
хочет обладатьматерью,воспринимает
присутствие отца как помеху, возмущается,
когдатотпозволяетсебе
нежности по отношению к матери, выражает
свое удовольствие,еслиотецуезжает
или отсутствует. Часто онвыражаетсвоичувствасловами,обещаяматери
жениться на ней. Скажут, что этого
мало по сравнению с деяниямиЭдипа,нонасамомделедостаточно,взародыше
это то же самое. Часто дело затемняется тем,чтототжеребенокодновременно
при других обстоятельствах проявляет
большую нежностькотцу;толькотакиепротивоположные-или,лучшесказать,амбивалентные-эмоциональные
установки, которые увзрослогопривелибыкконфликту,уребенка
прекрасно уживаются в течение длительного
времени, подобно томукакпозднее
они постоянно находятся друг возле друга вбессознательном.Станутвозражать
также,чтоповедениемаленькогомальчикаимеетэгоистическиемотивы
и не позволяетпредположитьсуществованиеэротическогокомплекса.Мать
заботится о всех нуждах ребенка, и поэтому
ребенок заинтересован в том,чтобы
она ни о ком другом не беспокоилась. И это
верно, но скоростановитсяясно,
что эгоистический интерес в этой и подобнойситуацияхявляетсялишьповодом,
которым пользуется эротическое стремление.Когдамалышпроявляетсамое
неприкрытое сексуальное любопытство поотношениюкматери,требуя,чтобы
она брала его ночью спать ссобой,проситсяприсутствоватьприеетуалете
или даже предпринимает попытки соблазнить
ее, какэточастоможетзаметить
и со смехом рассказать мать,товэтом,вневсякогосомнения,обнаруживается
эротическая природапривязанностикматери.Нельзятакжезабывать,
что такую же заботу мать проявляет к своеймаленькойдочери,недостигая
того же результата, и что отец достаточно
часто соперничает с ней взаботе
о мальчике, но ему не удается статьстольжезначимым,какмать.Короче
говоря, никакой критикой нельзя исключить
из ситуации момент половогопредпочтения.
С точки зрения эгоистического интереса состоронымаленькогомужчины,
было бы лишь неразумно не пожелать иметь к
своим услугамдвухлицвместо
одного из них.
Как вы заметили, я охарактеризовал
только отношениемальчикакотцуиматери.
У маленькой девочкионоскладываетсяснеобходимымиизменениямисовершенно
аналогично. Нежная привязанность котцу,потребностьустранитьмать
как лишнюю и занять ее место, кокетство,
пользующееся средствамиболеепозднегопериодаженственности,именноумаленькойдевочкиобразуютпрелестную
картину, которая заставляет забывать осерьезностиивозможныхтяжелых
последствиях, стоящих за этойинфантильнойситуацией.Незабудемприбавить,
что часто сами родители оказывают решающее
влияние на пробуждениеэдиповой
установкиуребенка,следуяполовомупритяжению,итам,гденесколько
детей, отец самым явным образом отдает
нежное предпочтение дочери,а
мать сыну. Но и этотмомент
неможетсерьезнопоколебатьнезависимуюприроду
детского Эдипова комплекса. Эдипов
комплекс разрастается всемейныйкомплекс,
когда появляются другиедети.Вновьопираясьнаэгоистическоечувство,
он мотивирует отрицательное отношение к
появлению братьев исестери
желание непременно устранить их. Об этих
чувствах ненависти дети заявляют,как
правило, даже гораздо чаще, чем очувствах,имеющихсвоимисточникомродительский
комплекс. Еслитакоежеланиеисполняется,исмертьбыстроуносит
нежелательного нового члена семьи, то из
анализа в более поздние годыможно
узнать, каким важным переживанием был для
ребенка этот случайсмерти,хотя
он мог и не сохраниться в памяти. Ребенок,
отодвинутый рождением новогоребенка
на второй план, первое время почти
изолированный от матери, с трудомпрощает
ейэтосвоеположение;унегопоявляютсячувства,которыеувзрослогоможнобылобыназватьглубокиможесточением,ичастоонистановятсяпричинойдлительногоотчуждения.Мыужеупоминали,чтосексуальное
исследование со всеми его последствиями обычно
опирается на этот жизненныйопытребенка.
С подрастанием этих братьев и сестер
установка книмпретерпеваетсамые
значительные изменения. Мальчик может
выбратьобъектомлюбвисеструкак
замену неверной матери;междунесколькимибратьями,ухаживающимизамладшейсестренкой,ужевдетскойвозникаютситуациивраждебногосоперничества,
значимые для последующей жизни. Маленькая
девочканаходитвстаршем
брате замену отцу, который больше не
заботится онейснежностью,как
в самые ранние годы, или же младшая сестра
заменяет ей ребенка, которогоона
тщетно желала иметь от отца.
Такие и другие подобного жеродаотношенияоткрываютнепосредственноенаблюдение
задетьмииизучениехорошосохранившихся,неподвергнутыхвлиянию
анализавоспоминанийдетскихлет.Изэтоговы,междупрочим,сделаете
вывод, что возрастное положениеребенкасредибратьеви сестерявляется
чрезвычайно важным моментомдляегопоследующейжизни,которыйнужно
принимать вовниманиевовсякойбиографии.Но,чтоещеважнее,благодаря
этим сведениям,которыенетруднополучить,вынебезулыбкивспомните
высказывания науки по поводупричинзапретаинцеста.Чеготуттолько
не придумали! Чтовследствиесовместнойжизнивдетствеполовоевлечение
не должно направляться на членов семьидругогополаиличтовоизбежание
вырождения биологическая тенденция должна
найтисвоепсихическоевыражение
во врожденном отвращении к инцесту! При
этом совершеннозабывают,что
в таком неумолимом запрете законом и
обычаями не было бынеобходимости,
если
бы противинцестуозногоискушениясуществоваликакие-либонадежныеестественные
ограничения. Истина как развпротивоположном.Первыйвыборобъека у людей всегда инцестуозный,умужчины-направленныйнаматьисестру,
и требуются самые строгие запреты, чтобынедатьпроявитьсяэтойпродолжающей
оказывать свое действие детской склонности.
У сохранившихсядосих
пор примитивных диких народов инцестуозные
запретыещеболеестрогие,чем
у нас, и недавно Т. Рейк в блестящейработе(1915-1916)показал,чторитуалы,
связанные с [наступлением] половой зрелостидикарей,изображающиевтороерождение,имеютсмыслосвобождениямальчикаотинцестуознойпривязанности
к матери и его примирения с отцом.
Мифология говорит вам, что якобы столь
отвратительныйдлялюдейинцестбез
всяких опасений разрешаетсябогам,аиздревнейисториивыможетеузнать,
что инцестуозный бракссестройбылсвященнымпредписаниемдлявластелина
(у древних фараонов, инков в Перу). Речь идет,следовательно,опреимуществе,
недоступном простому народу.
Кровосмесительство с матерью - одно
преступление Эдипа, убийствоотца-другое.
Кстати говоря,этотакжетедвавеликихпреступления,которыезапрещает
первая социально-религиозная организация
людей, тотемизм. Перейдемтеперьотнепосредственныхнаблюденийзаребенкомканалитическомуисследованиювзрослых,заболевшихневрозом.Чтожедаетанализдлядальнейшего
изучения Эдипова комплекса? Это можно
сказать в двух словах.Оннаходит
его таким же, какимописываетегосказание;онпоказывает,чтокаждый
невротик сам Эдип или, как реакция на
комплекс, Гамлет, чтосводитсяк
тому же. Разумеется, аналитическое
изображение Эдипова комплексаявляетсяувеличением
и огрублением того, что в детстве было лишь
наброском. Ненавистьк
отцу, желание его смерти - уже не робкие
намеки, в нежности к матери скрывается цель обладать
еюкакженщиной.Можемлимыдействительно
предполагать существование столь резких икрайнихпроявленийчувств
в нежные детские годы илианализвводитнасвзаблуждениеиз-завмешательства
какого-то нового фактора? Таковой нетрудно
найти. Всякийраз,когда
человек, будь то даже историк, рассказывает
о прошлом, нужно приниматьво
внимание, что именно он невольно что-то
переносит в прошлое из настоящегоили
из промежуточных периодов, искажаятемсамымегокартину.Еслиэтоневротик,товозникаетдажевопрос,являетсялитакоеперенесениенепреднамеренным;
позднее мы познакомимся с егомотивамиивообщедолжныбудем
считаться с фактом "фантазирования назад"
в далекое прошлое. Мылегкообнаруживаемтакже,чтоненавистькотцуусиливаетсярядоммотивов,происходящих
из более поздних периодов и отношений, что
сексуальныежеланияпо
отношению к матери выливаются в формы,
которые, очевидно, ещенеизвестныребенку.
Но напрасно было бы стараться объяснять всевЭдиповомкомплексе"фантазированием
назад" и относить к болеепозднимпериодам.Инфантильноеядро,
а такжебольшаяилименьшаячастьмелочейсохраняется,какэтоподтверждает
непосредственное наблюдение за ребенком.
Клиническийфакт,выступающийзааналитическиустановленнойформойЭдипова
комплекса, имеет огромное практическое
значение. Мы узнаем,чтоковремени
половой зрелости, когда сексуальное
влечение сначала с полнойсилойвыдвигает
свои требования, снова принимаются прежние
семейные и инцестуозныеобъекты
и опять захватываются (besetzt) либидо.
Инфантильныйвыборобъектабыл
лишь слабой прелюдией, задавшейнаправлениевыбораобъектавпериодполовой
зрелости. Здесь разыгрываются очень
интенсивные эмоциональные процессы в
направленииЭдиповакомплексаилиреакции
на него, которые, однако, по большей частиостаютсявнесознания,так
как условия их осуществления стали
невыносимы. С этоговременииндивиддолжен
посвятить себя великой задаче отхода от
родителей, и только послееерешения
он может перестать быть ребенком,чтобыстатьчленомсоциальногоцелого.
Для сына задачасостоитвтом,чтобыотделитьсвоилибидозныежелания
от материииспользоватьихдлявыборапостороннегореальногообъекта
любви и примириться с отцом, если он
оставался с ним во вражде,илиосвободиться
от его давления, если он ввидереакциинадетскийпротестпопал
в подчинение к нему. Эти задачи стоят перед
каждым;удивительно,какредко
удается их решить идеальным образом, т. е.
правильно в психологическоми
социальном отношении. А невротикам это
решение вообще не удается; сынвсюсвою
жизнь склоняется перед авторитетом отца и
не в состоянии перенести своелибидо
на постороннийсексуальныйобъект.Присоответствующемизмененииотношений
такой же может быть и участь дочери. В этом
смысле Эдипов комплекспо
праву считается ядром неврозов.
Вы догадываетесь, уважаемыегоспода,каккраткояостанавливаюсьнабольшом
числе практическиитеоретическиважныхотношений,связанныхсЭдиповым
комплексом. Ятакженеостанавливаюсьнаеговариацияхинавозможных
превращениях в противоположность. О егоболееотдаленныхсвязяхмне
хочется еще заметить толькото,чтооноказалогромноевлияниенапоэтическое
творчество. Отто Ранк взаслуживающейвниманиякниге(1912в)показал,чтодраматургивсехвременбралисвоисюжетыизЭдиповаиинцестуозного
комплексов, их вариаций и маскировок. Нельзя не упомянуть также, что
обапреступныхжеланияЭдиповакомплекса
задолго до психоанализа были признаныподлиннымипредставителямибезудержной
жизни влечений. Среди сочинений
энциклопедиста Дидро вынайдетезнаменитый
диалог Племянник Рамо, переведенный на
немецкий язык самимГете.Там
вы можете прочестьзамечательнуюфразу:Silepetitsauvageetaitabandonne a lui-meme, qu'il conservat toute son
imbecillite et qu'ilreunitau peu de raison de l'enfant au berceau la violence des
passions del'hommede trente ans, il tordrait le cou a son pereetcoucheraitavessamere[Если
бы маленькийдикарьбылпредоставленсамомусебетак,чтобыонсохранил
всю свою глупость иприсоединилкничтожномуразумуребенкавколыбели
неистовство страстей тридцатилетнего
мужчины,онсвернулбышеюотцу
и улегся бы с матерью].
Но о кое-чем другом я не могу не
упомянуть.Мать-супругаЭдипанедаромнапомнила
нам о сновидении. Помните результат наших
анализов сновидений, чтообразующие
сновидение желаниятакчастоимеютизвращенный,инцестуозныйхарактер
или выдают неожиданную враждебность кблизкимилюбимымродным?Тогда
мы оставили невыясненным вопрос, откуда
берутся этизлобныечувства.Теперь
вы сами можете на него ответить.Эторанниедетскиераспределениялибидо
и привязанности к объектам(Objektbesetzung),давнооставленнымвсознательнойжизни,которыеночьюоказываютсяещесуществующимиивизвестном
смысле дееспособными. А так как не только
невротики, но и все людиимеют
такие извращенные,инцестуозныеинеистовыесновидения,мыможемсделатьвывод,чтоинормальныелюдипроделалипутьразвитиячерезизвращения
и привязанности [либидо] к объектам Эдиповакомплекса,чтоэтопуть
нормального развития, что невротики
показывают нам только
впреувеличенномиусугубленномвидето,чтоанализсновиденийобнаруживаетиуздорового.Иэтаоднаизпричин,почемуизучениемсновидений мы занялись раньше, чем
исследованием невротических симптомов.