ВОСЕМНАДЦАТАЯ
ЛЕКЦИЯ. ФИКСАЦИЯ НА ТРАВМЕ,
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Уважаемые дамы и господа!Впрошлыйразясказал,чтомынамереныпродолжать
нашу работу, не оглядываясь на наши
сомнения, а исходяизнашихоткрытий.
О двух самых интересных следствиях,
вытекающих изанализовобоихпримеров,
мы вообще еще не сказали.
Первое: обе пациентки производят
впечатление, как будтоонификсированына
каком-то определенном отрезке своего
прошлого, не могутосвободитьсяотнего
и поэтому настоящее и будущее остаются им
чуждыми. Они прячутся в своейболезни,
как раньше имели обыкновение удаляться в
монастырь, чтобыдоживатьтам
свой век. Для нашей первой пациентки такую
участь уготовилрасторгнутыйв
действительности брак с ее мужем. Своими
симптомами она продолжает общениесо
своим мужем; мы научились понимать те
голоса, которые выступают занего,извиняют
и возвышают его, оплакивают его потерю. Хотя
она молода и моглабыпонравиться
другим мужчинам, она предпринялавсереальныеивоображаемые(магические)предосторожности,чтобысохранитьемуверность.Онанепоказывается
у посторонних, не следит за своей
внешностью, но она также не всостоянии
быстро
встать с кресла, накоторомсидела,иотказываетсяподписыватьсвоюфамилию,
не может никому сделать подарка, мотивируя
это тем,чтониктонедолжен
ничего иметь от нее.
У нашей второй пациентки, молодой
девушки,эротическаяпривязанностькотцу,
возникшая до половой зрелости, сделала в ее
жизнитожесамое.Онатоже
пришла к выводу, что не может выйти замуж,
пока она такбольна.Смеемпредположить,
что она так заболела, чтобы не выходитьзамужиостатьсясотцом.
Мы не можем обойти вопроса о том, как,
каким путем и в силу каких мотивовможет
возникнуть такая странная и невыгодная
жизненная установка.Допустим,что
данное поведение является общим признаком
невроза, а не особым свойствомэтих
двух больных. Это в самом деле общая,
практически очень значимаячертавсякого
невроза. Первая истерическаяпациенткаБрейерабылаподобнымжеобразом
фиксирована на том времени, когдаонаухаживалазасвоимтяжелозаболевшим
отцом. Несмотря на свое выздоровление, она с
тех пор визвестномсмысле
покончила с жизнью,хотяосталасьздоровойитрудоспособной,ноотказалась
от естественного предназначенияженщины.Благодаряанализумыможем
у каждого из нашихбольныхобнаружить,чтоонвсвоихсимптомахболезни
и их последствиях перенесся в определенный
период своего прошлого. Вбольшинстве
случаев он выбирал для этогооченьраннююфазужизни,времясвоего
детства, и даже, как ни смешно это звучит,
младенчество.
В близкойаналогиисэтимповедениемнашихнервнобольныхнаходятсязаболевания,
особенно часто возникающие именно теперь,
во время войны, - такназываемые
травматические (traumatische)неврозы.Такиеслучаи,конечно,бывали
и до войны после железнодорожных крушений и других
страшныхжизненныхкатастроф.Всвоейоснове
травматические неврозынетожесамое,чтоспонтанныеневрозы,которые
мы обычно аналитически исследуем и лечим;
нам также ещенеудалосьрассмотреть
их с нашей точки зрения, и я надеюсь как-нибудь
объяснить вам, вчем
заключается это ограничение. Но в этом
одном пункте мы можем подчеркнутьих
полное сходство. Травматические неврозы
носят явные признаки того, чтових
основе лежит фиксация на моменте травмы. В
своих сновидениях этибольныепостоянноповторяюттравматическуюситуацию;там,гдевстречаютсяистероподобныеприпадки,допускающиеанализ,узнаешь,чтоприпадоксоответствует
полному перенесению в эту ситуацию.
Получается так, какбудтоэти
больные не покончили с этойтравматическойситуацией,какбудтоонастоит
перед ними как неразрешенная актуальная
проблема, и мы вполне серьезносоглашаемся
с этим пониманием; оно показывает нам путь к
экономическому, какмы
называем, рассмотрению душевных процессов.
Да, выражение "травматический"имеет
только такой экономический смысл. Так мы
называем переживание, котороев
течение короткого времени приводит вдушевнойжизниктакомусильномуувеличениюраздражения,чтоосвобождениеотнегоилиегонормальнаяпереработканеудается,врезультатечегомогутнаступитьдлительныенарушения
в расходовании энергии.
Эта аналогия наводитнаснамысльназватьтравматическимитакжетепереживания,
на которых, по-видимому, фиксированы наши
нервнобольные.Такимобразом,
для объяснениявозникновенияневротическогозаболеваниякакбынапрашиваетсяоднопростоеусловие.Неврозследовалобыуподобитьтравматическому
заболеванию, а его возникновение объяснить
неспособностью справиться со слишкомсильнымаффективнымпереживанием.Такова
в действительности и была первая
формулировка, которой Брейер ияв1893
- 1895 гг. подвели теоретический итог нашим
наблюдениям.Случайнашейпервойпациентки,молодойженщины,разлученнойсмужем,оченьхорошовписывается
в эти взгляды. Она не вынесла
неосуществимостисвоегобракаизастряла
на этой травме. Но уже наш второйслучайфиксированнойнасвоемотце
девушки показывает,чтоформулировканедостаточноширока.Соднойстороны,
такаявлюбленностьмаленькойдевочкивотцачто-тонастолькообычное
и так часто преодолеваемое, что название
"травматический" совершеннопотерялобысвоесодержание,сдругойстороны,историябольнойнампоказывает,
что эта первая эротическая фиксация
сначала как будто быпрошлабез
всякого вреда и только несколько лет спустя
опять проявилась в симптомахневроза
навязчивого состояния. Итак, мы предвидимтутосложнения,большееразнообразиеусловийзаболевания,номыпредчувствуемтакже,чтоот"травматической"
точкизрениянельзяотказатьсякакотошибочной;онапригодится
в другом месте и при других условиях.
Здесь мы опять оставим путь, покоторомушли.Покаонневедетнасдальше,
а нам нужно узнать еще многое другое, прежде
чем мы сможем найти егоистинное
продолжение. Заметим еще по поводу фиксациинаопределеннойфазепрошлого,
что такое явление выходит за рамки невроза.
Всякий невроз несетвсебе
такую фиксацию, но не всякая фиксация
приведет кневрозу,совпадетсним
или встанет на его пути. Примером
аффективной фиксации на чем-то прошломявляется
печаль, которая приводит к полному отходу
от настоящего и будущего.Но
даже для неспециалиста печаль резкоотличаетсяотневроза.Затоестьневрозы, которые можно назвать
патологической формой печали.
Случается также,чтотравматическоесобытие,потрясающеевсеосновыпрежней
жизни, останавливает людей настолько, что
они теряют всякийинтереск
настоящему и будущему и вдушепостоянноостаютсявпрошлом,ноэтинесчастныенеобязательнодолжныстатьнервнобольными.Мынехотимпереоценивать
для характеристики невроза эту одну черту,
как бы постояннаизначительна
она ни была.
А теперь перейдем кдругомурезультатунашегоанализа,оневыгодномограничении
которого нам нечего беспокоиться. О нашейпервойпациенткемысообщили,
какое бессмысленное навязчивоедействиеонаисполнялаикакоеинтимное
жизненное воспоминание в связи сэтимонарассказала,затеммыисследовали
отношение междуобоимииизэтойсвязидогадалисьоцелинавязчивогодействия.Номыоставиливсторонеодинмомент,которыйзаслуживаетнашегопристальноговнимания.Покапациенткаповторяланавязчивое
действие, она ничего не зналаотом,чтооносвязаностемпереживанием.
Связь между ними была для нее скрыта; поправдеговоря,онадолжна
была ответить, что не знает, в силу каких
побуждений она этоделает.Затем
под влиянием лечения вдруг случилось так,
что она нашлаэтусвязьимогла
о ней сообщить. Но она всеещенезналаоцели,которойслужилонавязчивоедействие,оцелиисправитьмучительныйотрезокпрошлогоипоставить
любимого мужа на более высокий уровень. Это
длилось довольно долгои
стоило многих трудов, пока она не поняла и
не призналасьмне,чтотакоймотив
мог быть единственной движущей силой
навязчивого действия.
Связь со сценой после неудачной брачной
ночиимотивнежностибольнойвместе
составляют то, что мы назвали "смыслом"
навязчивого действия. Но этот
смысл в обоих направлениях, "откуда"
и "зачем", был ей неизвестен,когдаона
выполняла навязчивое действие. Таким
образом, в ней действовали душевныепроцессы,
а навязчивоедействиебылоименнорезультатомихвлияния;внормальном
состоянии она чувствовала этовлияние,нодоеесознаниянедоходило
ничего из душевных предпосылок этого
влияния. Она веласебяточнотак
же, как загипнотизированный, которому
Бернгейм внушил черезпятьминутпосле
пробуждения открыть в палате зонтик и
который выполнил это внушениевбодрствующем
состоянии, не умея объяснитьмотивасвоегопоступка.Именнотакое
положение вещеймыимеемввиду,когдаговоримосуществованиибессознательных
душевных процессов. Мы бросаем вызов всемумиру,предлагаяболее
строгим научным образом представитьэтифакты,итогдамыохотнооткажемся
от предположения существования
бессознательных душевных процессов.А
до того мы будем придерживаться этого
предположения и, недоуменнопожимаяплечами,
будем отвергать как непонятное то
возражение,чтобессознательноене
является в данном случаеничемреальнымвнаучномсмысле,атольковспомогательным
средством, ипе facons de parler.*
Речевым оборотом (франц.).Какое жеэтонереальное,от
которого исходяттакиереальноощутимыепоследствия,какнавязчивоедействие!
В сущности, то же самое мы находим и унашейвторойпациентки.Унеевозникло требование, чтобы подушка не касалась
спинки кровати, и онадолжнавыполнять
это требование,ноонанезнает,откудаонопроизошло,чтоозначаетикакиммотивамобязаносвоейсилой.Дляеговыполнениябезразлично,
относится ли онакнемуиндифферентноилипротивитсяему,возмущается,собираетсяегонарушить.Онодолжно быть выполнено, ионанапрасноспрашиваетсебяпочему.Следует,однако,
признать, что в этих симптомах невроза
навязчивого состояния, в этихпредставлениях
и импульсах, появляющихся неизвестно
откуда, таких устойчивыхпротив
всех влияний в остальном нормальной
душевной жизни,производящихнасамого
больного впечатление, как будтоонисверхсильныегостиизчужогомира,
бессмертные, вмешавшиеся в сутолоку
смертных, заключается самоеясноеуказание
на какую-то особую, изолированную отостальногообластьдушевнойжизни.
От нихведетнеизбежныйпутькпризнаниюсуществования вдушебессознательного,
и именно поэтому клиническая психиатрия,
признающая толькопсихологию
сознания, не может с ними сделать ничего
другого, каквыдатьзапризнаки
особого рода дегенерации. Разумеется, сами
навязчивые представленияинавязчивыеимпульсынебессознательны,итакжемаловыполнениенавязчивого
действия ускользает от сознательного
восприятия. Они не былибысимптомами,
если бы не проникливсознание.Нопсихическиепредпосылки,раскрытые
анализом, связи, в которыемыихвводимблагодарятолкованию,являются
бессознательными по крайней мере до тех пор,
пока мы не сделаемихсознательными
для больного путем аналитической работы.
А теперь примите во внимание, что это
положение вещей, установленное намив
обоих наших случаях, подтверждается во всех
симптомахвсехневротическихявлений,
что всегда и везде смысл симптомов
неизвестен больному, чтоанализпостоянно
показывает, что симптомы - производное
бессознательныхпроцессов,которые,однако,приразныхблагоприятныхусловияхможносделатьсознательными,
и вы поймете, что в психоанализе мынеможемобойтисьбезбессознательного
в психике и привыкли оперировать им как чем-точувственно осязаемым. Но вы, может быть,
также поймете, как мало способнык
суждению в этом вопросе все другие,ктосчитаетбессознательноетолькопонятием,
кто никогда не анализировал, никогда не
толковал сновиденийинеискал
в невротических симптомах смысл и
намерение. Для нашихцелейповторюещераз:возможностьпридатьсмыслневротическимсимптомамблагодаряаналитическомутолкованиюявляетсянеопровержимымдоказательствомсуществования-или,есливамугодно,необходимостипредположения-бессознательных
душевных процессов.
Но это еще невсе.БлагодарявторомуоткрытиюБрейера,котороемнекажется
даже более содержательным и которое ненашлосторонников,мыещебольше
узнаем о связи между бессознательным и
невротическимисимптомами.Инетолькото,чтосмыслсимптомоввсегдабессознателен;междуэтойбессознательностью
и возможностью существования симптомовсуществуеттакжеотношение
заместительства. Выменяскоропоймете.ВместесБрейеромяутверждаюследующее:каждыйраз,сталкиваясьссимптомом,мыможемзаключить,
что у больного имеются определенные
бессознательныепроцессы,вкоторых
содержится смысл симптома. Но для тогочтобыобразовалсясимптом,необходимо
также, чтобы смысл был бессознательным. Из
сознательных процессовсимптомы
не образуются; как только соответствующие
бессознательныепроцессысделаютсясознательными,симптомдолженисчезнуть.Высразужепредугадываете
здесь путь к терапии,путькуничтожениюсимптомов.Этимпутем
Брейердействительновылечилсвоюистерическуюпациентку,т.е.освободил
ее отсимптомов;оннашелтехникудоведениядоеесознаниябессознательных процессов, содержавших
смысл симптома, и симптомы исчезли.
ЭтооткрытиеБрейерабылорезультатомнеумозрения,асчастливогонаблюдения,ставшеговозможнымблагодарятому,чтобольнаяпошлаемунавстречу.
Но вам теперь не следует стремиться
объяснить егонепременноизчего-то
другого, уже знакомого,однаковыдолжныпризнатьвнемновыйфундаментальный
факт, с помощьюкоторогоможнопрояснитьмногоедругое.Разрешите
мне поэтому повторить то же самое в других
выражениях.
Образование симптома - это замещение (Ersatz)чего-то другого,чтонемогло
проявиться. Определенные душевные процессы
нормальнымобразомдолжныбыли
бы развиться настолько, чтобы они сталиизвестнысознанию.Этогонеслучилось,
но зато из прерванных,каким-тообразомнарушенныхпроцессов,которыедолжныбылиостатьсябессознательными,возниксимптом.Такимобразом,
получилось что-то вроде подстановки; если
возвратиться кисходномуположению,тотерапевтическоевоздействиенаневротическиесимптомыдостигнет
своей цели.
Открытие Брейера еще до сих пор
являетсяфундаментомпсихоаналитическойтерапии.
Положение о том, что симптомыисчезают,еслиихбессознательныепредпосылкисделалисьсознательными,подтвердилосьвсемидальнейшимиисследованиями,
хотя при попытке его практического
применениясталкиваешьсяссамымистраннымиисамыминеожиданнымиосложнениями.Нашатерапиядействует
благодаря тому, что превращает
бессознательное всознательное,илишь
постольку, поскольку она в состоянии
осуществить это превращение.
Поспешим теперь сделать маленькое
отступление, чтобы увасневозниклоискушения
представить себе этутерапевтическуюработукакнечтослишкомлегкое.
Судя по нашим предыдущим рассуждениям,неврозявляетсяследствиемсвоего
рода незнания, неведения о душевных процессах, окоторыхследовалобызнать.Этооченьпоходило
бы наизвестнуютеориюСократа,согласнокоторойдажепорокиоснованы
на незнании. Но опытному в анализе врачу,
как правило, оченьлегкодогадаться,какиедушевныедвижениятогоилииногобольногоосталисьбессознательными.
Ему нетрудно было бы поэтому вылечить
больного,освободивот
собственного его незнания сообщением того,
что он знает. По крайней мере,таким
образом легковскрытьчастьбессознательногосмысласимптомов,одругой
же части, о связи симптомов с переживаниямибольноговрач,правда,может сказать немногое, потому что он не
знает этих переживаний,ондолженждать,
пока больной их вспомнит и расскажет ему. Об
этих переживанияхможносправитьсяуродственниковбольного,ионичастобываютвсостоянииопределить
среди них те, которые оказали
травматическое действие,сообщить,может
быть, даже такие переживания, о которых
больной не знает,потомучтоони
имели место в очень ранние годы егожизни.Соединивэтидваприема,можно
было бы надеяться за короткое время ималымиусилиямиликвидироватьпатогенное
незнание больного.
Но если бы это было так! Здесь мы
приобрели опыт, к которомусначаланебыли подготовлены. Знание знанию рознь; есть
разные виды знания,совершеннонеравноценные психологически. II у a fagots et
fagots,*
Вещь вещи рознь (франц.). -Прим.
пер.говоритсягде-тоуМольера.
Знание врача не то же самое, что знание
больного, иононеможетоказать
то же действие.Есливрачпередаетсвоезнаниебольномупутемсообщения,
это не имеетникакогоуспеха.Впрочем,былобыневернотак говорить.
Успех здесь заключается не в преодолении
симптомов, а втом,чтотемсамымначинаетсяанализ,первымивестникамикоторогоявляютсяпроявлениясопротивления.Тогдабольнойзнаетчто-то,
чего до сих пор не знал, т. е. смысл своего
симптома, ивсежеонтак
же мало знает о нем, как и раньше. Так мы
узнаем,чтоестьболеечемодин
вид незнания. Чтобы показать,вчемразличия,необходимоизвестноеуглубление
наших психологических знаний. Но наше
положение, чтопризнанииих смысла симптомы исчезают, остается все-такиправильным.Делотольковтом,
что знание должнобытьоснованонавнутреннемизменениибольного,которое
может быть вызвано лишь психической
работойсопределеннойцелью.Здесь
мы стоимпередпроблемами,которыескорообъединятсявдинамикуобразования
симптомов.
Уважаемые господа! Теперь я должен
поставить вопрос: некажетсяливамто,
что я говорю, слишком темным и сложным? Не
запутываю ли я вастем,чтотак
частоотказываюсьотранеесказанногоиограничиваюего,начинаюразвивать
мысль и затем оставляю ее? Мне было бы жаль,
если бы это было так.Но
у меня сильное отвращение к упрощениям в
ущерб истине, я неимеюничегопротив,чтобывыполучилиполноепредставлениеомногосторонностиимногосвязности
предмета, и думаю, что нетвредавтом,еслипокаждомувопросу
я говорю вам больше, чем вы можете
использовать в настоящиймомент.Я
ведь знаю, что любой слушатель и читательмысленновыверяет,сокращает,упрощает
и извлекает из предложенного ему то, что он
хотел бы запомнить.Доизвестнойстепениверното,чточемсодержательнеебылпредложенныйматериал,
тем больше от него остается. Позвольтемненадеяться,чтосутьмоих
сообщений о смысле симптомов, о
бессознательном и связи междунимивыясно
поняли, несмотря навсевторостепенныемоменты.Вы,видимо,такжепоняли,
что в дальнейшем наши усилиябудутсконцентрированынадостижениидвухцелей:узнать,
во-первых, как люди заболевают, приобретают
невротическуюжизненнуюустановку,
что является клинической проблемой, и, во-вторых,
как изусловийневроза
развиваются болезненные симптомы, чтоостаетсяпроблемойдушевнойдинамики.
И обе проблемы где-то должны встретиться.
Сегодня я тоже не хочу идти дальше, но
так как наше время еще не истекло,я
намерен обратить ваше внимание на другую
особенность двух нашиханализов,все
значение которой опять-такибудетоцененолишьпозже,аименнонапробелыввоспоминаниях,илиамнезии.Выслышали,чтозадачупсихоаналитическоголеченияможносформулироватькакпревращениевсегопатогенного
бессознательного в сознательное. Теперь вы,
возможно, удивитесь,узнав,
что эту формулировку можно заменить другой:
заполнить всепробелыввоспоминаниях
больного, устранить его амнезии. Это
свелосьбыктомуже.Амнезиямневротикаприписывается,такимобразом,важнаясвязьсвозникновением
его симптомов. Но если вы примете во
вниманиеанализнашегопервого
случая, вы найдете этуоценкуамнезиинеоправданной.Больнаянезабыла
сцену, с которойсвязаноеенавязчивоедействие,наоборот,живохранит
ее впамяти,иничтодругоеиззабытоготоженеучаствуетввозникновении
этого симптома. Менее отчетливо, но в общем
аналогично обстоитдело
у нашей второй пациентки, девушки снавязчивымцеремониалом.Иона,собственно,
не забыла своего поведения в ранние годы,
техфактов,чтоонанастаивала
на открывании дверей между спальней
родителей и своей и прогоняламать
с ее места в супружеской постели; она
вспоминает этосовершенноясно,хотя
и с нерешительностью и неохотно. Странныммыможемсчитатьтолькото,чтоперваяпациентка,исполняябесчисленное
множество раз свое навязчивое действие, ни
разу не заметила егосходства
с переживанием после первой брачной ночи,иэтовоспоминаниеневозникло
у нее, когда ей задавались прямые вопросы
длявыяснениямотивациинавязчивого
действия. То же самое относится к девушке, у
которойцеремониали
его поводы связаны с одной и той же, каждый
вечер повторявшейся ситуацией.В
обоих случаях, собственно говоря, нет
никакой амнезии, никакоговыпадениявоспоминаний,нопрерванасвязь,котораядолжнабылабывызватьвоспроизведение,
новое появление воспоминания.Подобногонарушенияпамятидостаточно
для невроза навязчивых состояний, при
истериипроисходитиначе.Этот
последнийневрозотличаетсявбольшинствеслучаевоченьбольшимиамнезиями.
Как правило, прианализекаждогоотдельногосимптомаистериинаходишь
целую цепь жизненных впечатлений,которыеприихвозвращениивпамять
определяются больными как явно забытые. Соднойстороны,этацепьдоходит
до самых раннихлетжизни,такчтоистерическуюамнезиюможносчитатьнепосредственнымпродолжениемдетскойамнезии,котораяунас,нормальных
людей, окутывает начало нашей душевной
жизни. Сдругойстороны,мы
с удивлением узнаем, что исамыепоследниепереживаниябольныхмогутзабываться
и в особенности подвергаются амнезии, если
не совсемпоглощаютсяей,
поводы, при которых возникла или усилиласьболезнь.Изобщейкартинытакогонедавнеговоспоминанияпостоянноисчезаютважныедеталиилизаменяютсяложнымивоспоминаниями.Почтивсегдабываеттак,чтолишьнезадолго
до окончания анализа всплывают
определенные воспоминания о недавнопережитом,
которыетакдолгомоглизадерживатьсяиоставляливсвязичувственные
пробелы.
Такие нарушения способности вспоминать,
как было сказано, характерныдляистерии,прикоторойдажевкачествесимптомовнаступаютсостояния(истерические
припадки), не оставляющие в воспоминании
никакого следа.Еслипри
неврозе навязчивых состояний происходит
иначе, тоизэтоговыможетезаключить,чтоприэтихамнезияхречьидетвообщеопсихологическомхарактере
истерического изменения, а не об общейчертеневрозов.Значениеэтого
различия ограничивается следующим
соображением. Под "смыслом" симптомамы
понимаем одновременно два момента: откуда
он берется и кудаиликчемуведет,
т. е. впечатления и переживания,откоторыхонисходит,ицели,которым
служит.
Таким образом, на вопрос, откуда берется
симптом,отвечаютвпечатления,которые
приходят извне, были когда-то в силу
необходимости сознательными и стех
пор благодаря забыванию могут стать
бессознательными. Но цельсимптома,его
тенденция - это каждый раз эндопсихический
процесс,который,возможно,сначала
был сознаваем, но неменеевероятно,чтоонникогданебылвсознании
и давно оставалсявбессознательном.Такчтонеоченьважно,захватила
ли амнезия также и исходные переживания, накоторыхосновываетсясимптом,
как это происходит при истерии; цель,
тенденция симптома, которая ссамого
начала может быть бессознательна,основананаегозависимостиотбессознательного,
и при неврозе навязчивых состояний неменеетесной,чемпри
истерии.
Но этим выдвижением бессознательного
на первый план в душевнойжизнимывызвали
самых злых духов критики психоанализа. Неудивляйтесьэтомуиневерьте
также тому, что сопротивление против нас
заключается лишь в трудностипонимания
бессознательного или в относительной
недоступности опытныхданных, которые его доказывают.Яполагаю,оноимеетболееглубокиепричины.
В течениевековнаивноесамолюбиечеловечествавынужденобылопретерпеть
от науки два великих оскорбления. Первое,
когда оноузнало,чтонаша
землянецентрвселенной,акрошечнаячастичкамировойсистемы,величину
которой едва можно себе представить. Оно
связано для нассименемКоперника,
хотя подобноепровозглашалаужеалександрийскаянаука.Затемвторое,
когда биологическое исследованиеуничтожилопривилегиюсотворениячеловека,
указав ему на происхождение из животногомираинеискоренимостьего
животной природы. Эта переоценка произошла
в наши дниподвлияниемЧ.Дарвина,Уоллеса(1) УоллесА.Р.(1823-1913)-
английский
натуралист. Независимо от Дарвинапришелкидееэволюционногоразвития путем естественного отбора.иихпредшественниковнебезожесточеннейшегосопротивлениясовременников.Нотретий,самыйчувствительныйударпочеловеческойманиивеличиябылосужденонанестисовременномупсихоаналитическому
исследованию, которое указало Я,чтоононеявляетсядаже
хозяином в своем доме, а вынуждено
довольствоваться жалкимисведениямио
том, что происходит в его душевной жизни
бессознательно. Но и этотпризывк
скромности исходит не впервые и не только
от нас, психоаналитиков, однако,по-видимому,намсужденоотстаиватьегосамымэнергичнымобразомиподтвердить
фактами, понятными каждому. Отсюда всеобщий
протест против нашейнауки,
отказ от всякой академической вежливости и
освобождение оппозицииотвсякого
сдерживания непартийной логики, и к этому
еще прибавляетсято,чтомы,
как вы скоро узнаете, нарушим покой этого
мира еще и другим образом.