Уважаемыедамы игоспода!Нестоитлимнееще разпоказатьвампройденный
намипуть?Какмы,применяянашутехнику,натолкнулисьнаискажение
сновидения,раздумывали
сначала, как быего
обойти,иполучиливажнейшие
сведения осущности
сновидения из инфантильных сновидений? Как
мызатем,
вооруженные результатами этого
исследования, занялись непосредственноискажением
сновидения и, надеюсь, шаг за шагом
преодолелиего? Но
теперь мыдолжны
признать, что найденное тем и другим путем
не совсем совпадает. Переднами
встает задача сопоставить оба результата и
соотнести их между собой.
С обеих сторон мы пришли квыводу, чторабота
сновидения, в сущности,состоитв переводе мыслей вкакое-тогаллюцинаторное
переживание. Как этопроисходит,представляетсявесьмазагадочным,
ноэто являетсяпроблемойобщейпсихологии,котораянедолжнанасздесьзанимать.Издетскихсновидениймыузнали,чтоработасновидениястремитсякустранениюнарушающегосондушевногораздражения припомощи
исполнения желания.Обискаженныхсновиденияхмынемогли сказатьничегоподобного,
поканенаучились
их толковать. Но с самого начала мы
предположили,что сможем рассматривать
искаженные сновидения с техжепозиций,что и инфантильные. Первымже подтверждениемэтого предположениястало
сделанноенамиоткрытие,что,собственноговоря,всесновиденияявляются
детскимисновидениями,
работаютс детскимматериалом, с детскимидушевными
движениямии припомощидетскихмеханизмов.Считаяискажениесновиденияснятым, мы должныприступить к исследованию того,
может ли бытьраспространено
положение об исполнении желания на
искаженные сновидения.
Недавномыподвергли толкованию ряд сновидений, но
совсем упустили извидуисполнениежелания.Убежден,чтоприэтомуваснеоднократнонапрашивался
вопрос: куда жеделосьисполнение желания,которое,видимо,являетсяцелью сновидения? Это важный вопрос,
именно егоистали задаватьнашидоморощенныекритики.Каквызнаете,человечествообладаетинстинктивной
оборонительной реакциейнаинтеллектуальныеновшества.1Утверждение,будточеловечествуприсущинстинктсопротивленияинтеллектуальным
новшествам, отражает общую ориентацию
Фрейдана
объяснениебиологическимипричинамиявлений,
имеющих социальнуюприроду.
Инстинкт -
биологическая
сила, врожденная реакция. Между темотношение кновым
идеям,ихпринятиеили
сопротивление им определяются неврожденными факторами, асоциокультурным
контекстоми ролью,
которую играют в нем отдельные личностии
их группы. Онавыражаетсявтом,чтотакоеновшествосразуженизводитсядосамойнезначительной
величины, по возможности сводитсяклозунгу.Этим лозунгомдляновойтеории
сновидениясталоисполнениежелания.Дилетантзадаетвопрос:
где же исполнение желания?Сразу же после того как онуслышал, чтосновидениедолжнобытьисполнениемжелания,он,задаваяэтотвопрос,отвечает
на негоотрицательно.Емусразужеприходятв головумногочисленныесобственные
сновидения, с которыми было связано
неприятное чувство вплоть догнетущегостраха,такчтоданноеутверждениепсихоаналитической
теориисновидениякажется емусовершенно
невероятным.Нам
нетрудно ответить ему,что
при искаженных сновидениях исполнение
желания не может быть очевидным, аего
необходимо поискать, так что без толкования
сновидения указатьнанегонельзя.Мытакжезнаем,чтожеланияэтихискаженныхсновидений-
запрещенные,
отвергнутыецензурой
желания, существование которых какраз исталопричинойискажения,мотивомдлявмешательствацензуры.Нокритику-дилетантутруднодоказать,чтодотолкования сновидениянельзяспрашивать
об исполнении егожелания.
Однако он об этом постоянно забывает.Его
отрицательная позиция по отношению к
теории исполнения желания является,собственно,не чеминым, какследствием цензурысновидения, замещением ирезультатом
отрицания этих прошедших цензуру желаний
сновидения.
Разумеется, иу нас возникает потребность
найтиобъяснениетому,
чтоестьмного мучительныхи, в частности,страшных сновидений.Приэтом мывпервые
сталкиваемся с проблемой аффектовв сновидении, которая заслуживаетизучениясама по себе,но,ксожалению, мыне можем еюзаняться.Еслисновидение
является исполнениемжелания,
то восненевозможны мучительныеощущения,
в этом критики-дилетанты, по-видимому,правы. Но нужно принять вовнимание
три вида осложнений, о которых они не
подумали.
Во-первых,можетбыть,чтоработесновиденияневполнеудалосьосуществитьисполнение желания, такчто частьмучительного
аффекта мыслейсновидения
остается в явном сновидении. Тогда анализ
должен
былбыпоказать,чтоэти мыслибылиещеболее
мучительными,чемполучившееся
из них сновидение. Каждый раз этои удается доказать. Тогда мысоглашаемся,чтоработасновиденияне
достигласвоей
цели,также каксновидение,
в котором пьешь под влиянием жажды, мало
достигаетцели утолитьжажду.Еепродолжаешь
испытывать,инужнопроснуться,
чтобыпопить.Ивсе-таки
это было настоящее сновидение, в его
сущности ничего не изменилось.Мыдолжнысказать:Utdesintvires, taьmenest laudandavoluntas.*Пусть
недостало сил, похвалы достойно усердие (Публий
Овидий Назон).-
Прим. ред. перевода.Покрайнеймере, заслуживает похвалыясновыраженное
намерение. Такие случаинеудачи
нередки. Этому содействует то, что работе
сновидения намного труднееизменитьвнужном смысле
аффекты,чемсодержание;аффекты
иногдаоченьустойчивы.
Вот и получается,чтоработасновидения
превратила мучительноесодержание
мыслей сновидения в исполнение какого-то
желания, в то времякакмучительныйаффект прорывается в еще неизмененном
виде. В таких сновиденияхаффект
совершенно не соответствует содержанию, и
наши критики могут сказать,чтосновидениенастолько
далекоотисполненияжелания,
чтовнем дажебезобидное
содержаниеможет
ощущаться как мучительное.Наэтонеразумноезамечаниемыответим, чтоименно втакихсновиденияхстремление
работысновиденияисполнитьжеланиевследствие его [стремления]изолированностипроявляется
яснее всего.Ошибка
происходитот того,
чтотот, кто не знаетневрозов,представляетсебесвязь
между содержаниеми аффектомслишкомтесной
и поэтому не может понять, что содержание
может меняться,не
изменяяотносящееся
к нему аффективное проявление.
Второй,гораздоболееважныйиглубокиймомент,которыйтакженедооценивается
дилетантом,следующий.Исполнение желания, конечно, должнобыло
бы доставить наслаждение, но, спрашивается,
кому? Разумеется, тому, ктоимеетжелание. Но о видевшемсоннамизвестно, чтоон
относится к своимжеланиям
совершенноособо.Онотвергаетих,подвергаетцензуре,однимсловом,
не терпит их. Такимобразом,их исполнениеможет доставить ему ненаслаждение,
а только противоположноечувство. Далее опытпоказывает,чтоэтопротивоположноечувство, котороеследуетеще
объяснить,выступает
вформе
страха. Видевшего сон в отношении к его
желаниям во сне можно сравнитьтолько
ссуществом,состоящим из двух лиц, очень
тесно связанных,однако,между
собой. Взамен дальнейших рассуждений
предлагаю вам послушать известнуюсказку,вкоторой вынайдете те жеотношения.
Добрая фея обещаетбеднойсупружескойпаре, мужуижене, исполнениеихпервых трехжеланий.Онисчастливыисобираютсятщательновыбратьэтитрижелания.Ноженасоблазняется
запахомжареныхсосисок из соседней хижины и желаетполучитьпарутаких сосисок.Через мгновениеониуже здесь-ипервое желаниеисполнено.Тогдамужсердится ив
горькойобиде
желает,чтобысосискиповисли
у жены на носу. Это тоже исполняется, исосиски нельзя удалить с ихнового
места пребывания - вот исполнилосьи второе желание, но уже желаниемужа;женеисполнениеэтогожеланияоченьнеприятно.Вызнаете,чтопроисходитдальшев сказке.
Таккакоба, в сущности, составляют все-такиодно,мужа ижену, то
третьежеланиезаключаетсявтом,чтобы сосискиоставили
нос жены. Мы можемиспользоватьэту сказку еще много раз в другойсвязи;здесьона
служит только иллюстрацией того,чтоисполнение
желанияодного
может вызватьнеприятноечувствоудругого, если оба несогласнымежду
собой.
Теперьнам
будетнетрудно еще
лучше понятьстрашныесновидения.Мытолькопривлечемещеоднонаблюдениеитогдарешимсявысказатьпредположение,
в защиту которого можнопривестимного
доводов.Наблюдениесостоитвтом, что
страшные сновидениячасто
имеют содержание, совершенносвободное
от искажения, так сказать, избежавшее
цензуры. Страшное сновидениечасто
является неприкрытым исполнением желания,
естественно, не приятного, аотвергаемогожелания.Вместоцензурыпоявляетсястрах.Если одетскомсновидении
можно сказать, что оно является исполнением
дозволенного желания,об
обыкновенном искаженномсновидении - что оно замаскированное
исполнениевытесненного
желания, то для страшногосновидения подходиттолько формула,что
онопредставляетсобойнеприкрытоеисполнениевытесненного
желания.Страх
является признаком того,чтовытесненное
желаниеоказалосьсильнеецензуры,
что,несмотря на
нее, оно все-таки пробилось к исполнению или
былоготово
пробиться. Мы понимаем,что то, что длянегоявляетсяисполнениемжелания,
длянас, поскольку
мынаходимся насторонецензурысновидения,может
бытьтолько
поводомдля
мучительных ощущений и отпора.Появляющийсяпри
этом в сновидении страх, если хотите, есть
страх перед силой этих обычносдерживаемыхжеланий. Почемуэтот отпор проявляется в форме
страха, нельзяпонять,изучая только сновидения;очевидно,нужно
изучать страх по другимисточникам.
Все,чтосправедливодля
неискаженных страшных сновидений,мы можемпредположитьтакжедлятакихсновидений,которыепретерпеличастичноеискажение,
и для прочих неприятных сновидений,
мучительные ощущения которых,вероятно,близки к страху. Страшное сновидение
обычно ведет кпробуждению;мыимеемобыкновениепрерыватьсон,преждечемвытесненноежеланиесновиденияпробьется через цензуруксвоемуполному исполнению.Вэтомслучае
результат сновидения оказывается
негативным, но его сущность от этогоне
меняется. Мы сравнивали сновидение с ночным
сторожем, охраняющим наш сон,чтобы
ему не помешали. И ночной сторож попадает в
такое положение,когда
онбудитспящих, а именно тогда,когда чувствует себя слишкомслабым,чтобыустранить
помехуили
опасность.И все-такинаминогда
удается продолжатьспать,дажеесли
сновидениестановится
тревожными
начинаетзарождатьсястрах.
Мы говорим себе во сне: ведь это только сон -
и продолжаем спать.
Когда же случается так,что желание сновидения оказывается в
состояниипреодолетьцензуру?Условиедля этогоможетвозникнутькаксо стороныжелания
сновидения, так и со стороны цензуры. По
непонятным причинам желаниеможетстать инойраз
чересчур сильным: но у насскладывается впечатление,что
чаще вина за это смещениесоотношениядействующих
сил лежит на цензуресновидения.
Мы ужезнаем, что
цензура работает в каждом отдельномслучае сразнойинтенсивностью,ккаждому
элементуотноситсясразнойстепеньюстрогости;
здесь нам хотелосьбы
высказать еще одно предположение, чтоонавообще
весьма вариабельна ине
всегда одинаково строга к одномуитому женеприличномуэлементу.Еслислучитсятак,чтоонана какой-томоментпочувствует
себя бессильной перед каким-либо желанием
сновидения, угрожающимзахватитьееврасплох, товместоискаженияонаприбегаетк последнемуоставшемусяейсредству-отказатьсяотсостоянияснаподвлияниемнарастающего
страха.
При этом нам бросается в глаза, что мы
ведь вообще не знаем, почему этискверные,
отвергнутые желания дают о себе знать
именно в ночное время, чтобы
нарушитьнаш
сон.Ответ может
дать толькопредположение,
учитывающееприроду
состояния сна. Днем на эти желания тяжелодавит цензура, недающаяим,
какправило,
возможности проявиться в каком-то действии.
В ночное времяэта
цензура,вероятно,
как все другие интересыдушевной жизни, сводитсякединственномужеланию спать илиже, по крайнеймере, сильноослабляется.Этому
ослаблению цензуры в ночное время
запретные желания и обязаны тем, чтомогутсноваоживать.
Есть нервные больные, страдающие
бессонницей, которыепризнавались
нам,что сначала
они самихотелисвоейбессонницы.Онинерешались
уснуть, потомучтобоялись своих сновидений,т.е.последствийэтогоослабления цензуры. Вы, правда, легко
заметите, чтоэту
приостановкудеятельности
цензуры все же не следует оценивать как
большую неосторожность.Состояние
сна лишает нас способности двигаться; наши
дурные намерения,еслиони
иначинаютшевелиться, не могутпривестиникчемуиному,каккпрактическибезвредномусновидению,инаэтоуспокоительноесостояниеуказывает
ввысшей степени
благоразумноезамечаниеспящего,относящееся,правда,к ночи, нонекжизнивосне:ведьэто толькосон,поэтомупредоставим
ему свободу действия и будем продолжать
спать.
Если, в-третьих, вы вспомнитео том, что мыпредставили видевшего сонборющимсясосвоимижеланиями, состоящимиз двух отдельных,но каким-тообразом
оченьтесно
связанных лиц, топризнаете
и другую возможность:какблагодаря
исполнению желания можетосуществиться то,что
в высшейстепенинеприятно, - а именно наказание. Здесь нам опять может
помочь сказка о трехжеланиях:
жареные сосиски на тарелке были прямым
исполнением желания первоголица,
жены; сосиски наее
носу были исполнением желания второго лица,
мужа,но
одновременно и наказанием за глупое
желание жены. При неврозах мы находимзатем
мотивацию третьего желания, которое еще
осталось в сказке. Вдушевнойжизни
человекамного
таких наказуемыхтенденций;ониочень
сильны,и ихможносчитать ответственнымизанекоторуючастьмучительных
сновидений.Теперьвы,можетбыть,скажете,чтоприэтихусловияхотхваленогоисполнения
желания остается немногое. Но при более
пристальномрассмотрениипридете
к заключению, что не правы. По сравнению с
более поздними указанияминамногообразие того, чем могло бы быть
сновидение,-а по мнению многихавторов,
чем оно и является на самом деле, -
представление о сновидении какисполнениижелания-переживаниистраха-исполнениинаказания-оказываетсявсе-таки весьма ограниченным.К этому нужно прибавитьто, чтострахестьпрямаяпротивоположностьжелания,чтопротивоположностивассоциации
особенно близки друг другу, ав бессознательном,как
мы узнали,совпадают,далеето, чтонаказание тоже является исполнениемжелания, нодругого - цензурирующего лица.
Итак, яв общемнесделал
никакихуступок вашемувозражению противтеории
исполнения желания. Но мы обязаны доказать
исполнение желания в любомискаженном
сновидении и, конечно, не собираемся
отказываться от этой задачи.Вернемся
к ужеистолкованному
сновидению о трех плохих театральныхбилетахза
1 гульден 50 кр., на примере которого мы уже
многомунаучились. Надеюсь,вы
его еще помните. Дама, муж которой сообщил
ей днем, что ее подруга Элиза,которая
моложе ее натримесяца, обручилась, видит во сне, что она
сидит втеатре
со своим мужем. Одна сторона партера почти
пуста. Ее муж
говоритей,что Элиза сженихом
тожехотелипойтив театр,но несмогли,
так как достали только плохие места,три за один гульден пятьдесят.Онаполагает,что в
этом нет никакого несчастья.Мы догадались, что мыслисновидения
выражали досаду на раннее замужество и
недовольствосвоим мужем.Любопытно,как эти мрачныемысли были переработаны висполнение желания игде
кроется егослед в
явном сновидении. Мы уже знаем, что элемент
"слишкомрано,поспешно" устранен изсновидения цензурой. Намекомна него являетсяпустой
партер. Загадочное "три заодин гульден пятьдесят" становится
теперьболее
понятным с помощью символики, с которой мы
за это время познакомились.Эта
тройка в действительности означает мужчину,
иявный элемент
легко можноперевести:
купитьсебемужа за приданое ("за моеприданое я могла бы себекупить
в десять раз лучшего"). Замужество явно
замещено посещениемтеатра.* О другом напрашивающемся толковании
этой тройки у бездетной женщину яне
упоминаю, так как настоящий анализ не дал
этого материала."Слишком
ранняя покупка билетов"прямо замещаетслишком
раннее замужество.Но
это замещение является делом исполнения
желания. Наша дама не всегда былатак
недовольна своим ранним замужеством, как в
тот день,когда она получилаизвестиеопомолвке
своейподруги.Всвоевремяонагордиласьимичувствовала
свое превосходство перед подругой.Наивныедевушки
часто послепомолвки
выражают радость, что теперь скоро пойдут в
театр на все до сих порзапрещенныепьесыивсеувидят.Долястрастикподглядываниюилилюбопытства,
которая здесь проявляется, была сначала
определенно сексуальнойстрастью
к подглядыванию, направленной на половую
жизнь, особенно родителей,и
затем стала сильным
мотивом,побуждавшимдевушкук
раннемузамужеству.Такимобразом,посещение
театра становится понятным намекающим
заместителем для замужества.Так
что в своей теперешней досаде на свое
раннее замужество она возвращаетсяк
тому времени, когда оно было исполнением
желания, потому что удовлетворялострасть
к подглядыванию,а
под влиянием этого прежнего желаниязамужествозамещается
посещением театра.
Мыможемсказать,чтовыбралинесамыйудачныйпримердлядоказательства
исполненияскрытого
желания.Аналогичным
образоммы должныбылибы поступить и сдругимиискаженными
сновидениями.Я немогу этогосделать
и хочу только выразить убеждение,что это всюду удастся. Но на этоммоменте
теории мне хочется ещезадержаться.
Опытпоказалмне, что во всейтеориисновидения этотмомент самыйуязвимый ичто
многиевозраженияинедоразумениясвязанысним. Крометого,увас,можетбыть,
сложитсявпечатление,
что яуже отчасти
отказался от своего утверждения, сказав,
что сновидение
являетсявыполненнымжеланиемилиегопротивоположностью- осуществленным
страхом или наказанием, и подумаете, чтоэтоудобный
случайдля
того, чтобы вынудить меня на дальнейшие
уступки. Я слышалтакже
упрек втом,чтоизлагаю
вещи,кажущиеся мне
очевидными,слишком
сжатои потомунедостаточно убедительно.
Если кто-нибудь следовал за нами в
толковании сновидений до этого местаипринял все, что ононам
до сих пор дало, тонередкоперед вопросомобисполнении
желания он останавливаетсяи спрашивает:допустим,чтокаждоесновидениеимеетсмысл,иэтотсмыслможновскрытьприпомощипсихоаналитическойтехники,почемужеэтотсмысл,вопрекивсякойочевидности,
обязательно должен бытьвтиснутв
формулу исполнения желания?Почемусмыслэтогоночногомышлениянеможетбытьнастолькожеразнообразным,
какисмыслдневногомышления,т.е.сновидениеможетсоответствовать
один раз одномуисполненному
желанию, в другой раз,как
высами
говорите, его противоположности,какому-то действительному опасению, азатемвыражатьикакое-то намерение,предостережение,рассуждениеза
ипротивилиупрек,укорсовести,попыткуподготовитьсякпредстоящемудействиюи т. д.? Почему же всегда одно желание или
в лучшем случае еще егопротивоположность?
Можно было бы подумать, что разногласие
в этомвопросе нетакважно,если
вовсем остальном с
нами согласны. Достаточно того, что мы нашли
смыслсновидения
и пути, чтобыего
узнать; всравнениис этим не имеет большогозначениято, что мывынуждены
ограничитьэтотсмысл,однако
это не так.Недоразумение
вэтом пункте
затрагиваетсамуюсуть наших представленийосновидении
и ставитпод
сомнение ихзначение
для понимания невроза.Крометого,тауступчивость,котораявкоммерческоммиреценитсякак"предупредительность",
в науке неуместна и, скорее всего, вредна.
Мойпервыйответнавопрос,почемусновидение недолжнобытьвуказанномсмысле многозначным, гласит, как обычно
втакихслучаях:янезнаю,почему такне
должно быть. Я бы неимел
ничегопротив.
Пусть будеттак.
Лишь однамелочьпротиворечитэтому более широкомуи более удобномупониманию
сновидения, а именно то, что в
действительности это не так. Второймой
ответ подчеркивает, что мне самому не чуждо
предположение о соответствиисновидениямногообразнымформаммышления
и интеллектуальныхопераций.Якак-то
сообщалв одной
истории болезни основидении,являвшемся триночиподряд
и больше не повторявшемся, и объяснил этот
случай тем,
чтосновидениесоответствовалонамерению,которомунезачембылоповторяться
после того, как оно было выполнено. Позднее
я опубликовал примеродногосновидения,соответствовавшегопризнанию. Как жеявсе-таки могуутверждать,
чтосновидениепредставляетсобой всегдатолькоисполненноежелание?
Яделаюэтопотому, чтонехочудопускать глупогонедоразумения,которое
может лишить нас результатов всех наших
усилий в анализе сновидений,недоразумения,прикоторомсновидениепутаютсо скрытыми егомыслями
ивысказываюто немто, чтоотноситсякэтим последнимитолько кним.Абсолютно
правильно,чтосновидениеможетпредставлятьвсеэтои бытьзамененотем,чтомыужеперечислили:намерением,предостережением,рассуждением,
приготовлением, попыткойрешения какой-то задачиит. д. Ноесли
вы присмотритесь, то увидите, чтовсеэто
относитсятолько к скрытыммыслямсновидения, превратившимся в
сновидение. Из толкований сновидений вызнаете,чтобессознательноемышлениелюдейзанятотакиминамерениями,приготовлениями,
размышлениями и т. д., изкоторых затемработа
сновиденияделает
сновидения. Если вас пока неинтересует работа сновидения,но оченьинтересуетбессознательнаяработа мышлениячеловека,то
исключите работусновиденияискажитеосновиденииправильно,чтооносоответствуетпредостережению,
намерениюит. п.Впсихоаналитической деятельности эточастовстречается: побольшей части стремятся толькок тому,чтобы
вновьразрушить
форму сновиденияи
вместо него восстановитьобщую связьскрытыхмыслей,
из которых оно составлено.
Так,совершенномеждупрочиммыузнаемизоценкискрытых мыслейсновидения,чтовсе этиназванные чрезвычайносложные душевныепроцессымогут
проходить бессознательно, - столь же
грандиозный, сколь и ошеломляющийрезультат!
Но вернемся назад. Вы будете правы, если
уясните себе, что пользовалисьсокращеннымивыражениями,иеслинебудете
думать,чтодолжны отнестиупомянутоеразнообразиексущностисновидения.Есливыговоритеосновидении,то выдолжны
иметь в виду илиявное
сновидение, т.е. продуктработы
сновидения,или влучшем случаесамуработу
сновидения, т. е. тотпсихический
процесс, который образуетявное сновидениеиз
скрытыхмыслей.Любое
другоеупотребление
словабудет
путаницей впонятиях, которая можетбытьтолько причиной недоразумения. Если в
своихутверждениях
вы имеетеввидускрытые мысли, стоящиеза сновидением, то скажитеоб этом прямо и необлекайте
проблему сновидения в неясныевыражения, которыми вы пользуетесь.Скрытые
мысли - это материал, который работа
сновидения преобразует в явноесновидение.Почему жевы
непременно хотитесмешивать
материал сработой,которая
его формообразует? Какие же у вас тогда
преимущества посравнению
стеми,
кто видит только продукт ине может объяснить, откуда он
происходит икак
он сделан?
Единственносущественнымвсновиденииявляетсяработасновидения,которая
воздействует на материал мыслей. Мы не
имеем права игнорировать ее втеории,еслииможемсебепозволитьпренебречьеювопределенныхпрактических
ситуациях. Кроме того, аналитическое
наблюдение показывает, чторабота
сновидения никогда не ограничивается тем,
чтобы перевести эти мысли визвестную
вам архаическую или регрессивную форму
выражения. Но она постоянноприбавляеткое-что,неимеющееотношенияк дневнымскрытыммыслям,являющееся,
собственно говоря,движущей
силой образованиясновидения.Этонеизбежное
добавление и есть бессознательное желание,
дляисполнениякоторогопреобразуется
содержаниесновидения.Такимобразом,
сновидение может бытьчем
угодно-
предостережением, намерением,приготовлениемит.д.,есливы
будетеприниматьвовниманиетолькопредставленные
им мысли; оно всегда будет также
исполнением бессознательногожелания
и только им, есливы
будете рассматривать егокак результат работысновидения.
Сновидение,таким
образом,никогда не
будет просто намерением,предупреждением,
авсегданамерениемит.п.,переведеннымспомощьюбессознательного
желания в архаическую форму выражения и
преобразованным дляисполнения
этих желаний. Одинпризнак
- исполнениежелания
-постоянен,другой
может изменяться, он может, в своюочередь,тоже
быть желанием, такчто
дневноескрытоежелание сновидение представляетисполненным с помощьюбессознательного
желания.
Явсе это очень
хорошо понимаю, но не знаю, удалось ли мне
сделать этопонятным
для вас. Затрудняюсь также доказать вам это.
С однойстороны,этоневозможно
безтщательного
анализа многих сновидений, а с другой -нельзяубедительно
изложить этот самый щекотливый и самый
значительный пункт нашегопониманиясновидения, не приводяего в связь с тем, о чем будет речь ниже.Можете
ли вы вообще представить себе, что притесной связи всех вещей можноглубоко
проникнутьвприродуодной,
не вмешавшись в другие, сходной с нейприроды?Таккакмыещеничегонезнаемоближайшихродственникахсновидения,о невротических симптомах, то и здесь мы
вынуждены ограничитьсядостигнутым.Я только хочу разъяснить вам ещеодин пример и привести новыесоображения.
Возьмемопятьтосамое
сновидениеотрех
театральных билетахза
1гульден
50 кр., к которому мы
неоднократновозвращались. Могу вас заверить,
что сначала я взял его вкачестве
примерабез особых
намерений. Скрытые мыслисновидения вы знаете.Досада,чтодама
поспешиласзамужеством, послетого как узнала, что ееподругатолько теперь обручилась;пренебрежение к своему мужу,мысль, чтоона
моглабы иметь
лучшего, еслибы
толькоподождала.Желание, создавшеесновидение
изэтихмыслей, вытоже
знаете -- это страсть к подглядыванию,возможностьходитьв театр,
происходящая, по всей вероятности, из
прежнеголюбопытстваузнать наконец, чтожепроисходит,
когдавыходишь
замуж. Этолюбопытство,
как известно, у детей постоянно направлено
на сексуальную жизньродителей,такчто оноинфантильно, апосколькуприсутствуети
дальше,является
влечением, уходящим корнями в инфантильное.
Но для пробуждения этойстрасти
кподглядыванию
дневное известие небыло
поводом, а вызвало толькодосадуисожаление.Сначалаэто
желание неотносилоськ
скрытым мыслямсновидения,
и мы могли включить результат толкования
сновидения в анализ, необращаянанеговнимания.Досадасамапосебенеспособнавызватьсновидение;
из мыслей "бессмысленно было так рано
выходить замуж" сновидениенемоглообразоватьсяранее, чемонипробудилипрежнеежелание узнатьнаконец,чтопроисходитпризамужестве.Затемэтожеланиеобразовалосодержание
сновидения, заменивзамужество
посещением театраипридавемуформу
исполнения прежнего желания: вот, ямогуидти в
театр и смотреть всезапрещенное,
а ты не можешь; я замужем,аты должна
ждать.Таким образом,настоящая
ситуация превратилась в свою
противоположность, прежний триумф былпоставлен
на место нового поражения. Между прочим,
удовлетворениестрасти
кподглядываниюсливаетсясэгоистическимудовлетворениемотпобедывконкуренции.Это удовлетворение определяетявное содержаниесновидения, вкотором
онадействительно
сидитв театре, аподруга не смогла попасть.Кэтой
ситуации удовлетворения в виденеподходящей инепонятноймодификацииприбавленыте элементысодержаниясновидения,закоторыми ещеспрятаныскрытыемыслисновидения.Притолковании
сновиденияненужнообращатьвнимания
на все,что служит
изображению исполненияжелания, а восстановитьмучительные
скрытые мысли сновидения.1 Приводимыйпримерможет
служить яркойхарактеристикойвлияниянаФрейда
как исследователя, сложившегося в
буржуазном обществе, представлений,отражающих
классовую спецификуэтого
общества с его частнособственническимиотношениями.
Односоображение,котороеяхочупривести,должнообратитьвашевниманиена вставшие теперьнапервыйпланскрытые
мысли.Прошу вас незабывать,
что, во-первых, они бессознательны 2 Термин "бессознательное",какявствуетизприведенных
рассужденийФрейда,
приобретал унего
различноесодержание.
Первоначально он обозначалсферувлечений (побуждений,имеющих определенную,восновном
сексуальнуюнаправленность).
В последующих работах Фрейдпересматривает свои взгляды нанеосознаваемые
уровни психической активности.для
видевшего сон, во-вторых,совершенно
разумны исвязны,
такчтоих вполнеможно
принять за понятныереакции
на поводсновидения,в-третьих,чтоонимогут иметьзначимостьлюбого
душевного движения или интеллектуальной
операции. Этимысли я назовутеперь
строже, чем до сих пор, "остатками дневных
впечатлений" независимо оттого,
признается внихвидевшийсон
илинет.Теперь я разделяюостаткидневных
впечатлений и скрытые мысли сновидения,
называяскрытымимыслями
всоответствии
с нашимпрежним употреблением все то, что мы
узнаем из толкования сновидения, вто
время как остатки дневных впечатлений - это
только часть скрытыхмыслейсновидения.
Далее, согласно нашему пониманию, к
остаткам дневных впечатлений
что-то
прибавляется,что-то
относившееся также к бессознательному,
сильное,новытесненноежелание,итолькооноделаетвозможнымобразованиесновидения.
Влияние этогожелания
на остатки дневныхвпечатленийвызываетдругуючастьскрытыхмыслейсновидения,ту,котораяуженекажетсярациональной
и понятной из жизни в бодрствовании.
Для отношения остатков дневных
впечатлений к бессознательному желанию явоспользовался
сравнением,котороемогу здесьтолько
повторить. Во всякомпредприятиинужен капиталист, берущий насебя расходы,и предприниматель,которыйимеет идею и умеетее осуществить. В образованиисновиденияролькапиталиста
всегда играетбессознательноежелание;оно
отдает психическуюэнергиюдляобразованиясновидения;предприниматель
-остатокдневныхвпечатлений,который распоряжается этимирасходами. Правда, капиталист самможетиметь идею,апредпринимателькапитал.
Этоупрощаетпрактическуюситуацию,
но затрудняет ее теоретическое понимание. В
народном хозяйстве этоодно
лицовсегдабудут делить на два - капиталиста
и предпринимателя - ивосстановятту основнуюпозицию,
из которой произошло наше сравнение.Приобразовании
сновидения тоже случаются такиеже вариации, проследить которыея
предоставляю вам.
Дальше мы с ваминеможем пойти,потому
чтовы, вероятно,
уже давнозаняты
вопросом, который заслуживает внимания. Вы
спрашиваете, действительнолиостаткидневныхвпечатлений бессознательны втомжесмысле,чтоибессознательноежелание, которое прибавляется, чтобысделать их способнымисоздатьсновидение? Вашепредположениеправильно. Здесьскрывается
самаясуть
всего дела. Они небессознательны
втом же смысле.
Желание сновиденияотноситсякдругомубессознательному,ктому,котороемыпризнаем заинфантильноеинаделяемособымимеханизмами.Былобывполнеуместноразделить
эти два вида бессознательного, дав им
разные названия.Но
сэтимлучшеподождать, пока мы непознакомимся собластью неврозов. Еслиуж заодно
бессознательное нас упрекают в
фантастичности, то что же скажут на нашепризнание,
что нам необходимы еще и два вида
бессознательного?
Давайтездесьостановимся.Опятьвыуслышалитолькоочем-тонезаконченном;
норазве не внушает
надежду мысль, что эти знания приведут кновым,которыеприобретем
мы сами или другие после нас? А мы сами разве
неузнали достаточно нового и
поразительного?