ТРИНАДЦАТАЯ
ЛЕКЦИЯ. АРХАИЧЕСКИЕ
ЧЕРТЫ И ИНФАНТИЛИЗМ СНОВИДЕНИЯ
Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне
опять начать с полученного намирезультата,
чторабота
сновиденияподвлияниемцензуры
переводит скрытыемысли
вдругуюформувыражения.Скрытые мысли - этоне
чтоиное, какизвестныенамсознательныемысли нашейжизни
всостоянии
бодрствования;новый
способ ихвыражения
непонятен нам из-за своих многообразныхчерт. Мысказали,чтоонвозвращаетсяктем состояниям нашегоинтеллектуальногоразвития,которые мы давнопреодолели,к
образному языку,символическомуотношению,
может быть, к отношениям, существовавшим до
развития языка нашегомышления.
Способ выражения работы сновидения мыназвали поэтому архаическимили
регрессивным.
Отсюдавыможетесделатьзаключение,чтоблагодаряуглубленномуизучению
работы сновидения нам, должнобыть, удастся добыть ценные сведенияо
малоизвестных началах нашего
интеллектуального развития.Янадеюсь, чтотак
оно ибудет, нодосихпор к этойработееще никтонеприступал.Доисторическое
время, к которому нас возвращает работа
сновидения,двоякогорода:во-первых, это индивидуальное
доисторическое время, детство, с другойстороны,посколькукаждыйиндивидуумв
своемдетствекаким-тообразомвкратце
повторяетвсе
развитие человеческого вида,тоэтодоисторическоевремя
такжефилогенетическое.
Возможно,нам
удастся различить, какая частьскрытых
душевныхпроцессов
происходит изиндивидуальной,а
какая - изфилогенетическойэпохи.Так,например,мнекажется,чтосимволическоеотношение,которому никогдане учился отдельныйчеловек, имеетоснованиесчитаться
филогенетическим наследием.
Однакоэтонеединственнаяархаическаячерта
сновидения.Вывсе,вероятно,
знаете из собственного опыта о странной
амнезиидетства. Я имею ввиду
тот факт, что первые годы жизни до пятого,
шестого или восьмого года неоставляютвпамятиследов,какболеепоздниепереживания.Правда,встречаютсяотдельныелюди,которыемогутпохвастатьсянепрерывнымивоспоминаниямиот раннегодетствадонастоящего
времени,нодругие,спровалами
памяти, - несравненно болеечастое явление.Я
полагаю, что этотфакт
не вызывал удивления, которого он
заслуживает. В два года ребенок можетхорошоговорить, скоро он обнаруживает, что
разбирается всложных
душевныхситуациях,
и сам высказывает такие суждения, которые
многиегоды спустя емупересказывают,
так каксамон ихзабыл.
И приэтом памятьв ранние годыболее
продуктивна, потомучтозагружена меньше,чем в более поздние годы.Неттакже никакогооснованиясчитатьфункциюпамяти
особенновысокой итрудной
деятельностьюдуши;
напротив, хорошую память можно встретить у
лиц,стоящих
на очень низкой ступени интеллектуального
развития.
В качествевторойстраннойособенности,котораядополняетпервую,следуетвыделитьто,чтоизпустотывоспоминаний,
охватывающейпервыедетскиегоды,всплываютотдельные хорошо сохранившиеся, побольшей частинаглядныевоспоминания,сохранятькоторыенетникакихоснований.Сматериаломвпечатлений,встречающихсянамвпоследующейжизни,
памятьраспоряжается
таким образом, чтоделает
из него выбор. Она сохраняет что-товажное,аотневажногоотказывается.Ссохранившимисядетскимивоспоминаниямиделообстоитиначе.Онисоответствуютнесамымважнымпереживаниям
детских лет, и дажене
тем, которые должны бы казаться важнымисточкизренияребенка.Частоонинастолько
банальныисами посебенезначительны,
что мытолько
удивляемся, почему именноэта деталь избежалазабвения.Всвое времяя пыталсяс
помощьюанализа
исследоватьзагадкудетскойамнезиии
прорывающих ее остатков воспоминаний и
пришел квыводу,чтовсе-такиввоспоминанияхуребенкаостаетсятольковажное.Лишьблагодаря
уже знакомым вам процессам сгущения и
особенно смещения это важноеввоспоминаниипредставляетсядругим,что
кажется неважным. Этидетскиевоспоминанияяназвалпоэтомупокрывающимивоспоминаниями(Deckerrinerungen),
путемосновательногоанализа из нихможно извлечь всезабытое.
При психоаналитическом лечениисовершенно закономерно возникает
задачазаполнитьпробел вдетскихвоспоминаниях, и посколькулечениевообщевкакой-то
степени удается, и это случается весьма
часто, мы в состоянии опятьвосстановить
содержание тех
забытых детскихлет.
Этивпечатленияникогдапо-настоящемунезабываются,онибылитольконедоступными,скрытыми,принадлежали
кбессознательному.
Но само посебеслучается и так, что онивсплывают
из бессознательного,ипроисходит этов связи сосновидениями.Оказывается,чтожизньвоснеумеетнаходитьдоступкэтимскрытыминфантильным
переживаниям. В литературе имеются
прекрасные тому примеры, и ясам
имелвозможность
опубликовать сообщениеоподобном случае. Однаждыявидел
во сне в определенной связиоднолицо,
которое, по всей вероятности,оказаломне услугу и которое я ясноувидел перед собой. Это был одноглазыймужчина
маленького роста,толстый,
с глубоко сидящей между плечами головой.Изобщего контекстаязаключил,чтоонбылврач.Ксчастью,ямограсспроситьсвоютогдабывшую ещев
живых мать, каквыгляделврачтойместности,
где я родился и которую я покинул в три года,
и узнал от нее, чтоонбылодноглазый,короткий,толстый,
сглубокосидящеймежду
плечамиголовой,получил такжесведения о том, прикакомзабытом
мной несчастномслучае
он оказалмне
помощь. Таким образом,этавозможность распоряжатьсязабытымматериаломдетскихлетявляетсядругойархаическойчертойсновидения.
То же самое относится и к другойиз тех загадок,с которыми мы уже доэтого
столкнулись. Вы помните, скаким удивлением вы все приняли
результатынашего
исследования,которые
показали, что побудителями сновидений
являютсязлобно-энергичныеи безудержные сексуальные желания,
сделавшие необходимымицензуруиискажениесновидений.Когдамытолковалитакоесновидениевидевшему
сон, он в лучшем случае не оспаривал само
толкование,но все-такипостоянно
задавал вопрос,откудаунего берется
такое желание, так как онвоспринимает
егокакчуждоеи
осознает противоположноеему.Намнечегостесняться
указаний наих
происхождение. Этизлобные
желания происходят изпрошлого,часто из очень недалекого. Можно показать,
что когда-то они былиизвестны
и осознанны, хотя теперь этого уже нет.
Женщина, сновидение которойозначает,
что она хотела бы видеть мертвой свою
единственную 17-летнюю дочь,поднашим руководством признает, что она
когда-то почти желала этой смерти.Ребенок
является плодом несчастного,вскоре расторгнутого брака.Когда онаносила
дочьеще вочреве,однажды
послебурной сцены
с мужем вприпадкеяростионаначала
колотить кулаками по животу, чтобы убить внем ребенка.Сколько
естьматерей,
которые в настоящее время нежно, может быть,
чересчурнежно
любят своих детей, которые, однако, неохотно
встретили их появление насвет
и когда-то желали, чтобы жизнь вних прекратилась; да они и переводилиэтожеланиевразличные, к счастью, безвредныедействия.Такоепозднеекажущееся
загадочным желание смерти любимому лицу
происходит, таким образом,из
более раннего отношения к нему.
Отец, сновидение которого подтверждает
толкование, что он желает смертисвоемулюбимомустаршемуребенку,тожевынужденвспомнитьотом, чтокогда-то
этожелание было
ему нечуждо. Когда
этот ребенок был еще грудныммладенцем,
недовольный своим браком мужчасто думал,что
если бы маленькоесущество,
ничегодлянегоне
значащее, умерло, он опять был бы свободен илучшеиспользовалбыэтусвободу. Можнообнаружить, чтобольшоечислоподобныхчувствненавистиимеюттакоежепроисхождение;ониявляютсянапоминаниями
о том, что относилось к прошлому, когда-то
было сознательным иигралосвою роль вдушевной
жизни. Отсюда вызахотите
сделатьвывод, чтотакихжеланий и такихсновидений недолжно быть,когда
подобные переменыотношения
к какому-то лицу не имели места, когда это
отношение было ровным ссамого
начала.Яготовсогласитьсяс этимвашимвыводом,хочутолькопредупредитьвасотом,чтобывыимеливвидунебуквальныйтекстсновидения,аегосмыслпослетолкования.Можетслучиться, чтоявноесновидение
о смерти любимого лица только наделострашную маску,а
означаетоносовершеннодругое,
или любимое лицовыступает
обманчивым заместителемдругого
лица.
Нотежефактывызовуту васдругой,более серьезныйвопрос.
Выскажете:
еслиэто желаниесмерти дажеимелось
когда-тоиподтверждаетсявоспоминанием,
то этовсе-такиеще необъяснение,это желание ведь давнопреодолено,
сегодняономожет существоватьв бессознательномтолькокаклишенноеаффектоввоспоминание,анекаксильное
проявление чувства. Впользу
последнего ведь ничего не говорит.Зачем же сновидение вообще онемнапоминает?Этотвопрос
действительнооправдан;
попытка ответить нанегозавелабы нас слишкомдалекои
заставилабыопределить своипозиции
поотношению
к одному изсамых
значительных моментов теориисновидений.Но
явынужден
оставаться в рамках нашегоразбораивоздерживатьсяот
лишнего.Смиритесьсэтимвременнымотказом.
Будемдовольствоватьсяфактическимуказаниемна то,чтоэтопреодоленноежелание,какдоказано, являетсяпобудителемсновидения,ипродолжим исследованиеотносительнотого,невыводятся
ли и другие злобные желания из прошлого.
Остановимся нажеланиях устранения, которые мы вбольшинствеслучаевможемобъяснить неограниченным эгоизмомвидевшего сон. Можно доказать, чтотакое
желание оченьчасто
является причиной образованиясновидения. Всякийраз,
когда кто-нибудь встает у нас на пути - акак частоэтослучается всложных
жизненных отношениях, -- сновидение тут же
готово его убить, будь тоотец,
мать, кто-тоиз
братьеви сестер,
партнер побраку ит.п. Мы ужедостаточно
удивлялись этойиспорченности
человеческой натуры и, конечно, несклонныбезоговорочносчитатьправильнымэтотрезультаттолкованиясновидений.Но если намуказываютна то, чтоистокитакихжеланий
надоискать
в прошлом,товскоремы
открываем период индивидуального прошлого,когдатакойэгоизмитакиежеланиядаже
противсамыхблизкихсовсемнеудивительны.Именно таковребеноквтепервые годы,которыепозднееокутываютсяамнезией, ончасто обнаруживает эти резкие
проявления эгоизма,постояннодает почувствовать явную
предрасположенность кнему
или, вернее,его
остатки. Ребенок прежде всего любит самого
себяи только позднее учитсялюбить
других, жертвовать частицейсвоего Я ради других. Дажелиц, которыхон,
кажется,любит с
самого начала, он любит только потому, что
нуждается вних,
не может без них обойтись, так что опять-таки
из эгоистических мотивов.Толькопозднеечувстволюбви делается независимымот этогоэгоизма.Онфактически
на эгоизме научился любви.
В этой связи будет поучительно сравнить
установку ребенка к его братьямисестрамс
установкой кего
родителям. Своихбратьев
и сестер маленькийребенокне всегдалюбит,частоже явнонелюбит.Несомненно,чтоонненавидит
в них конкурентов, и известно, как часто эта
установкасуществуетнепрерывно
в течение долгих лет вплоть до времени
зрелости, даже еще дольше.Правда,
она достаточно часто сменяется или, лучше
сказать, покрывается болеенежной,
новраждебная, по-видимому,
вполне закономерно,появляется
раньше.Легчевсего еенаблюдать
у ребенка от 2,5 до4 и 5 лет, если появляетсяновый
братикилисестренка.Вбольшинстве случаевэтовстречаеточеньнедружелюбныйприем.Выражениявроде "Яего
нелюблю, пусть
аистопятьвозьметегоссобой"весьмаобычны.Впоследствиииспользуетсялюбаявозможностьунизитьпришельцаидажепопыткиискалечитьего,прямыепокушения
на него не являются неслыханными
происшествиями. Еслиразница летменее
значительна, то при пробуждении более
интенсивной
душевнойдеятельностиребенокнаходитконкурентауженаместеиприспосабливаетсяк нему. Если разница больше, тоновыйребенокс самогоначала
может вызвать определенные симпатии как
интересныйобъект, как живаякукла,
а при разнице ввосемьлет и более, особенно у девочек,ужемогутпроявиться
заботливые,материнские
чувства. Но, откровенно говоря, еслизасновидениемоткрываешь желание смерти братьями сестрам,не
нужно считатьего
необъяснимым, его прототип без труда
находишь в раннем детском возрасте,довольно
часто - также и в более поздние годы
совместной жизни.
Вероятно, нетни однойдетской
без ожесточенныхконфликтов
междуееобитателями.Мотивамиявляются
борьба залюбовь
родителей,заобладаниеобщимивещами, за место вкомнате.Враждебныечувстванаправляютсякакпротив
более старших, таки
против более младших братьев и сестер.
Кажется,Бернард
Шоу высказал мысль: "Если есть кто-то,
кого молодая английскаядаманенавидитбольше,чемсвоюмать, то
это ее старшаясестра".Но вэтомизреченииесть нечто удивительное длянас.Ненавистьбратьев и сестерисоперничествомыможем в
крайнемслучае
понять, нокакможет возникнутьненависть
в отношениях между дочерью и матерью,
родителями и детьми?
Это отношение идетьми оценивается несомненно
как более благоприятное.Оносоответствуеттакженашиможиданиям; мысчитаемзначительноболеепредосудительным,
если не хватает любви между родителями и
детьми, чем междубратьями
и сестрами. В первом случае мы, так сказать,
считаем святым то, чтовдругом является обычным. Однакоповседневное наблюдениепоказывает, какчасточувствамеждуродителямиивзрослыми,детьминесоответствуютпоставленномуобществомидеалу,сколько внихнакопилосьвраждебности,готовой
прорваться, если бы ее не сдерживало
немного почтительности и нежныхчувств.
Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают
тенденцию отделить лиц тогоже
пола, дочь от матери, отцаот сына. Дочь находит в матери силу,котораяограничиваетееволюинакоторую
возложенамиссияпровестивжизньтребуемый
обществом отказ от сексуальной свободы, в
отдельныхслучаях еще иконкурентку,котораяпротивится
вытеснению.То же
самое,но веще болеерезкой
форме повторяется между отцоми сыном. Длясынав отце воплощаетсялюбое
насильственное социальноепринуждение; отецзакрываетемудоступ кпроявлению
собственной воли, к преждевременному
сексуальному наслаждению и кпользованиюобщесемейнымдостояниемтам,гдеоноимеется.Упрестолонаследника
желаниесмерти
отца вырастает до размеров,граничащих страгедией.
Менееопаснымпредставляетсяотношение между отцоми дочерью,матерьюисыном.Последнее дает чистейшие образцыненарушеннойникакимиэгоистическими
соображениями неизменной нежности.1Вэтихсужденияхвыступаеткореннойметодологическийизъянпсихоанализа
Фрейда - подмена социальных факторов
личностно-психологическими(в свою очередь,сведенными к
психосексуальным).Отношения,
которыескладываютсявсемье между
ее членами,могут
отражатьличностно-психологическиесимпатии иантипатии(которые, в своюочередь,обусловлены
историей внутрисемейных отношений,
характерологическимисвойствами
членов семьи).Однако
сама семья - продукт социальной истории.Социальное
же принуждение не является продуктом
половозрастных различий.
Длячего я
говорю об этихбанальных
и общеизвестных вещах? Потому чтоимеетсяочевидноестремлениеотрицатьихзначениев
жизниивыдаватьсоциально обусловленный идеал за
осуществленный гораздочаще,чем онвдействительностиосуществляется.Но лучше, еслиправду
скажет психолог, чем циник. Во всяком случае,
это отрицание относитсятолькокреальнойжизни.Нолитературеидраматическойпоэзиипредоставляетсясвободнопользоватьсямотивами,вытекающими
из нарушенияэтого
идеала.
Итак,намнеследуетудивлятьсятому,чтоу большого числа людейсновидение
обнаруживает желание устранить родителей,а именнотого
из них,кто
одного пола с видевшимсон.
Смеем предположить, что это желание имеетсявсостояниибодрствованияидажеиногдаосознается,еслиономожетзамаскироватьсяподдругоймотив,например,
подсостраданиек
ненужныммучениям
отца, как это было у видевшего сонвпримере 3.
Редко одна тольковраждебностьопределяет отношение,гораздочащеза нейвыступаютболеенежные
побуждения, которыми онаподавляется и должна выжидатьдо техпор,пока
сновидениеее как
быизолирует. То,что сновидение спомощьютакойизоляцииизображаетпреувеличенным,
затем опятьуменьшается,когда посленашего
толкования включается вобщую жизненную связь (Sachs, 1912, 569). Номы
находим это желание сновидения даже там,
где ононе имеет связи с жизньюи
гдевзрослыйникогда не признался бывнемвбодрствующем
состоянии.Причина
этого втом, чтосамыйглубокий
ипостоянныймотивотчуждения,особенно
между лицами одного пола, появляется уже в
раннем детском возрасте.
Я имеюв виду
соперничествов
любви явно половогохарактера.
Сын ужемаленьким
ребенком начинает испытывать особую
нежность к матери, которуюонсчитает
своейсобственностью,
а отцавоспринимаеткак конкурента, которыйоспариваету негоэто
исключительноеобладание,
и точнотак же
маленькаядочь
видит в матери лицо, мешающее ее нежномуотношению к отцу и занимающееместо,
которое онасамас удовольствиембызаняла.
Из наблюдений следуетузнать,докакогораннеговозрастадоходит этаустановка,которуюмыназываем
Эдиповым комплексом, 1 потому что в легенде
обЭдипе
реализуются ссовершеннонезначительным ослаблением оба крайнихжелания,вытекающиеизположения
сына, - убить отца и взять в жены мать. Я не
хочу утверждать, чтоЭдиповкомплексисчерпываетотношение детейк
родителям,оно может бытьнамногосложнее. Эдиповкомплекс может бытьтакжеболее или
менее сильновыражен,
может сампретерпеть
противоположное выражение, но он
постоянный иочень
значительныйфактор
душевнойжизниребенка,ивозникает опасностьскорее
недооценить его влияние и обусловленноеим развитие, чем переоценитьего.
Во всяком случае, дети часто реагируют
эдиповой установкойначувствородителей,
которые довольно часто руководствуются
половым различием всвоемлюбовномвыборе, так что отец предпочитает дочь,мать - сына,а в случаеохлаждения
в браке заменяют ими обесцененный объект
любви.
Нельзясказать,чтобымирбылочень
благодарен психоаналитическомуисследованиюза открытие Эдиповакомплекса.Наоборот,оно вызвалосамыйяростныйпротествзрослых,илица, которыеупустили возможность принятьучастие
в отрицании этого.
----------------------------------------
1 Эдипов комплекс - одно из главных
объяснительных понятийфрейдизма.Подробно
онобсуждается в одной из последующих
лекций.
КпредставлениюобЭдиповомкомплексе Фрейд,поегоутверждению,пришел,исходяизанализавзаимоотношенийссобственнымотцом.Фрейднеизменно
придерживался версииоб
Эдиповом комплексе,отвергнутой
прежнимиприверженцамиортодоксального психоанализа, в том
числе Адлером и Юнгом, накоторых
и содержится намек в этой лекции, судительногоилизапретногочувственногоотношения,исправиливпоследствиисвоюошибкупосредством перетолкований,лишив комплексегозначения.Помоемутвердомуубеждению,здесьнечего
отрицатьи нечегоприукрашивать.Следуетпримиритьсясфактом,которыйдажегреческимсказанием
признается как неумолимый рок. Интересно,
что исключенный из жизниЭдиповкомплекс предоставляетсяпоэзии,какбы передаетсявееполноераспоряжение.О. Ранк в тщательно проведенном
исследовании (1912в) показал,что
именноЭдиповкомплексдалдраматическойпоэзиибогатыемотивывбесконечных
измененных,смягченных
и замаскированных формах, т.е. в такихискажениях,вкакихмы узнаемрезультатдействияцензуры.
ЭтотЭдиповкомплексмыможем,такимобразом,приписатьтакже
темлицам,которымпосчастливилось
избежать в дальнейшейжизни
конфликтовсродителями, ивтесной
связи с ним мы находим то, что называем
комплексом кастрации, реакциюна
приписываемое отцу сексуальное
запугиваниеили
подавление ранней детскойсексуальной
деятельности.
Ссылаясь на ужепроведенныеисследования
детскойдушевнойжизни, мысмеем
такженадеяться,чтоподобнымже образом будет найденообъяснениепроисхождениядругойчастизапретныхжеланийсновидений,чрезмерныхсексуальныхчувств.Такимобразом,унас возникаетстремлениеизучатьразвитие
детской сексуальной жизни,и мыузнаем при
этом из многочисленныхисточников
следующее: недопустимой ошибкой является,
прежде всего, отрицаниеу
ребенка сексуальной жизнии предположение,чтосексуальность начинаетсятолькоковремениполовогосозревания
вместессозреваниемгениталий.Напротив,
уребенкас самого началаимеетсябогатаясексуальнаяжизнь,котораявомногом
отличаетсяоттой,которуюпозднеепринятосчитатьнормальной.
То,что в жизни
взрослыхмы
называем "извращением", отличается от
нормы следующими свойствами: во-первых,
выходом за пределы вида (пропастьмеждуживотнымичеловеком),во-вторых,выходом заграницы
отвращения,в-третьих,выходом за пределы инцеста (запрет
сексуального удовлетворения сблизкими
по крови родственниками), в-четвертых,
гомосексуальными отношениямии,
в-пятых,перенесением
функций гениталий на другие органы и
участки тела.Всеэтиограничениянесуществуютс самогоначала,асоздаютсялишьпостепенно
в ходе развития и воспитания. Маленький
ребеноксвободен от них.Он
еще не знает страшной пропастимежду человеком и животным;высокомерие,отличающее
человека от животного, возникает унего лишь позднее. Сначалаунего
нет отвращения к экскрементам, он узнает о
нем постепенно под давлениемвоспитания;оннепридаетособогозначенияразличиюполов,скорее,предполагаету обоих одинаковую форму гениталий;он направляет свои первыесексуальныевлеченияисвое любопытство насамыхблизкихипоразнымпричинам
самыхлюбимых лиц -
родителей,братьев
исестер,
ухаживающих заним
людей и, наконец, у него обнаруживается то,
что вновьпрорывается позжепринаибольшейсилелюбовногоотношения,а именно то, чтоонполучаетудовольствие
не только от половых органов, но что многие
другие участки телаобладаюттойжечувствительностью,доставляютаналогичныеощущениянаслажденияи могут, таким образом, игратьроль гениталий. Такимобразом,ребенокможетбытьназван"полиморфноизвращенным",иеслиунегопроявляются
лишь следы всех этих чувств, то это
происходит, с одной стороны,из-за
незначительнойих
интенсивности посравнению
с более поздними годамижизни,
с другой стороны, из-за того, что воспитание
сразу же энергично подавляеттеорию,когдавзрослыестараютсянезамечатькакую-точастьдетскихдругуюее часть,пока
они затем не начинают отрицать все. Часто
этоте жепривычек
детей, а затем записьменным
столомзащищают
сексуальнуючистотутех
же детей.Там, где
детипредоставлены
самим себе илибыли
соблазнены,оничастообнаруживаютдовольнозначительныеизвращения.Разумеется,взрослые
правы, относясь к этому несерьезно, как к
"ребячеству" и "забавам",потому
чторебенка нельзясудить ни судом нравственности, ни по
закону, новедьэтивещисуществуют, ониимеютзначениекакпризнакиврожденнойконституции,
а также какблагоприятствующиепричиныдальнейшего
развития,они
многое намоткрывают
в детской сексуальной жизни, авместе стеми всексуальнойжизничеловекавообще.Итак,когдазасвоимиискаженнымисновидениями
мыопятьнаходимвсе
эти извращенные желания,то это толькоозначает,
что сновидение и в этой области сделалошаг назад к инфантильномусостоянию.
Средиэтихзапретныхжеланийособогоупоминаниязаслуживаютещеинцестуозные,
т.е.направленныена
половой акт с родителями,братьями исестрами.Вызнаете,какое отвращениечувствуетили,по крайнеймере,проявляет
человеческое общество против половых
отношений такого рода и какоевнимание
обращается на запреты, направленные против
этого. Прилагались самыеневероятныеусилия,чтобыобъяснитьэтотстрахперединцестом.Однипредполагали,
чтоэто
соображенияулучшениявидавприроде,психическипредставленные
вэтомзапрете, потомучтоинцест ухудшил быхарактерныепризнакирас, другие утверждали, чтоблагодарясовместной
жизни с раннегодетствасексуальное вожделениекуказаннымлицамослабевает.Вобоихслучаях,впрочем, избегание инцестабылобыобеспеченоавтоматически,
инепонятно,зачем нужны строгие запреты,которые свидетельствуютскорееоналичиисильного вожделения.
Психоаналитические исследования
недвусмысленнопоказали,
что инцестуозный выбор объекта любви
является,напротив,
первым иобычным,итольковпоследствиипротивнеговозникаетсопротивление,происхождениекоторогоизиндивидуальнойпсихологииследует,видимо,отрицать.
Сопоставимтеперь, чтоже
намдалоуглублениевизучениедетскойпсихологиидля пониманиясновидения. Мы обнаружили не
толькото, чтодлясновидения
доступен материал забытых детскихпереживаний, но увидели также,чтодушевнаяжизньдетейсовсемисвоимиособенностями,эгоизмом,инцестуозным
выбором объекта любви и т. д.еще продолжает существоватьдлясновидения,
т. е. в бессознательном, и что сновидение
каждую ночь возвращаетнаснаэтуинфантильнуюступень.Такимобразом,подтверждается,чтобессознательноедушевнойжизниестьинфантильное.Страннонеприятноевпечатление,чтовчеловеке так многозлого,начинаетослабевать.Этострашнозлое -- просто первоначальное,примитивное инфантильное в душевнойжизни,
открытое проявлениекоторого
мы можем найти уребенка,ночего мыотчастинезамечаем из-за
его незначительности,потому
что не требуемотребенкаэтическогосовершенства.
Сновидение, спустившись наэтуступень,создает
впечатление, будто оно раскрывает в нас этозлое. Но это всего лишьзаблуждение,котороенас так
пугало.Мы нетакуж злы, какможнобылопредположить
после толкования сновидений.
Еслиэтизлыепроявлениявсновиденияхвсеголишьинфантилизмы,возвращающие
нас к истокам нашегоэтическогоразвития, делающие нас во снеопятьпростодетьмипомыслям ичувствам, то благоразумнобылобынестыдитьсяэтихзлыхсновидений. Ноблагоразумиеявляется толькочастьюдушевнойжизни,крометого,вдушепроисходитещемноготакого, чтонеразумно,
ипоэтомуслучается так,что мы неблагоразумно стыдимсятакихсновидений.Мыподвергаемихцензуре,стыдимсяисердимся,есливисключительных
случаях одному из этих желанийудается проникнуть в сознаниев
настольконеискаженнойформе, чтонам
приходитсяегоузнать;правда,искаженныхсновидений мыточно так же стыдимся, какбудто мы их понимаем.Вспомнитехотябынегодованиетойславнойстаройдамыпоповодуеенеистолкованного
сновиденияо "любовныхуслугах". Такчто проблема еще нерешена,
и возможно, что при дальнейшем изучении
злого в сновидении мы придемк
другому суждению и к другой оценке
человеческой природы.
Врезультатеисследованиямыприходимк двумположениям, которые,однако,ведутзасобойлишь
новые загадки,новыесомнения.Во-первых,регрессия
работы сновидения не только формальна, ноиматериальна.Она нетолькопереводит впримитивнуюформувыражения
наши мысли,ноивновьоживляетвсехарактерные
черты нашейпримитивной
душевной жизни,прежнеевсемогущество
Я,первоначальные
проявления сексуальнойжизни, даже древнеедостояние
нашего интеллекта, еслисимволическое отношение можно признать
затаковое.
И во-вторых, все это давнее инфантильное,
что когда-то самодержавногосподствовало,мыдолжнытеперьпричислитькбессознательному,представленияо котором теперь меняются ирасширяются.Бессознательное -этонетолько
названиевременно
скрытого,бессознательное
-это особаядушевнаяобластьсо
своимисобственными
желаниями,собственнымспособомвыраженияисвойственнымиему душевнымимеханизмами,которыеиначенедействуют.Носкрытыемысли, окоторыхмыузналиблагодаря толкованиюсновидений,
все-таки не из этой области; они, скорее,
такие, какими могли быбытьивсостояниибодрствования.Ивсежеонибессознательны;какразрешается
это противоречие?Мыначинаем подозревать, чтоздесьследует
произвести подразделение.Нечто, что происходит из нашей
сознательной жизнии
имеет ее признаки -- мыназываем
это остаткамидневныхвпечатлений,-соединяетсядляобразованиясновиденияс чем-тодругимизобластибессознательного.Междуэтимидвумячастямииразвертываетсяработасновидения.
Влияние остатков дневных впечатлений
благодаря присоединяющемусябессознательномуявляется,по-видимому,условиемрегрессии.Вэтомзаключается
самое глубокое понимание сущности
сновидения, которогомы
можемдостичь,
прежде чемизучим
другие области душевной жизни. Но скоро
настанетвремядатьбессознательномухарактеру скрытыхмыслейсновидениядругоеназвание
с целью отличить их от бессознательного из
области инфантильного.
Мы,естественно,можемтакжепоставитьвопрос:чтовынуждаетпсихическуюдеятельностьво времяснана такую регрессию? Почему онанесправляется
с нарушающимисон
психическимираздражениями
безпоследней? Иеслииз-за цензуры сновиденияонавынужденапользоватьсядля
маскировкиархаичной,
теперь непонятной формой выражения, то для
чего ей служитвозрождениедавних,теперьпреодоленныхдушевныхдвижений,желанийихарактерныхчерт,т.е.материальнаярегрессия,котораяприсоединяетсякформальной?Единственныйудовлетворяющийнасответзаключался
бы в том, что только таким образом может
образоваться сновидение,что
иначеневозможно
динамическиснять
раздражение восне.Но пока мы невправе давать такой ответ.