Уважаемые дамы и господа! Если вы
усвоили сущность цензуры сновидения и символическогоизображения,хотяещеи несовсемразрешиливопрособискажении
сновидения, вы все-таки в состоянии понять
большинство сновидений.Приэтомвы можете
пользоваться обеимидополняющими
друг друга техниками,вызывая
у видевшегосон
ассоциативные мысли до техпор, пока не проникнетеотзаместителяк
собственному[содержанию],
подставляядлясимволовихзначение,исходя из своих собственных знаний. Обопределенныхвозникающихпри
этом сомнениях речь будет идти ниже.
Теперь мы можем опять взяться за работу,
которую в своевремя
пыталисьсделать,неимея для
этого достаточно средств, когда мы изучалиотношениямежду
элементами сновидения и его собственным [содержанием]
и установили приэтомчетыретакиеосновные отношения:части кцелому;приближения, илинамека;
символического отношения и наглядного
изображения слова. То же самоемыхотимпредпринятьвбольшеммасштабе,сравниваяявноесодержаниесновидения
в целом со скрытым сновидением, найденным
путем толкования.
Надеюсь, вы никогда не перепутаете их
друг с другом.Если
вы добьетесьэтого,тодостигнетевпониманиисновидениябольшего,чем,вероятно,большинствочитателей моейкниги Толкование сновидений.Позвольте еще разнапомнить,чтотаработа,котораяпереводит скрытое сновидение в явное,называетсяработойсновидения(Traumarbeit).Работа,проделываемаявобратном
направлении, которая имеет цельюот явного сновидения добраться доскрытого,являетсянашейработойтолкования(Deutungsarbeit).Работатолкованиястремитсяустранитьработусновидения.Признанныеочевиднымисполнением желаниясновидениядетскоготипавсе-такииспытали на себечастичнуюработу сновидения,а именно переводжеланиявреальность и побольшей
части также переводмыслей
в визуальные образы. Здесьне требуетсяникакого
толкования,толькообратный ходэтих двухпревращений.
То,чтоприбавляетсякработесновидениявдругихсновидениях,мыназываемискажением
сновидения(Traumentstellung);именноегоинужноустранитьпосредством
нашей работы толкования.
Сравниваябольшоеколичествотолкованийсновидений,я всостояниипоследовательно
показать вам, что проделывает работа
сновидения с материаломскрытых
его мыслей. Ноя
прошу вас не требоватьот
этогослишком
многого.Это
всего лишь описание, которое нужно
выслушать со спокойным вниманием.
Первымдостижениемработы сновидения является сгущение (Verdichtung).Под
этиммы
подразумеваем тот факт,чтоявное
сновидение содержит меньше,чемскрытое, т. е. является своего родасокращенным переводомпоследнего.Иногдасгущение можетотсутствовать,однако, какправило,
оно имеетсяиочень
частодажечрезмерное. Ноникогда не бываетобратного,
т.е. чтобыявноесновидениебылобольшескрытого
пообъемуи содержанию. Сгущениепроисходит благодарятому,что:1)определенныескрытыеэлементывообщеопускаются;2)вявноесновидениепереходиттолькочастьнекоторыхкомплексов
скрытого сновидения; 3) скрытые элементы,
имеющие что-то общее, вявном
сновидении соединяются, сливаются в одно
целое.
Если хотите, то можетесохранить название"сгущение" только для этогопоследнего
процесса. Его результаты можно особенно
легко продемонстрировать.Из
своих собственныхсновидений
вы без труда вспомните о сгущении различныхлиц
водно.Такое смешанное лицо выглядит
как А, но одето как Б, совершаеткакое-то
действие, какое, помнится, делал В, а при
этом знаешь, что это лицо-
Г. Конечно, благодарятакому
смешиваниюособенноподчеркивается что-тообщее
для всех четырех лиц. Так же, как иизлиц, можно
составить смесь изпредметовилиизместностей,еслисоблюдаетсяусловие,чтоотдельныепредметы
и местности имеютчто-тообщеемеждусобой,выделяемое
скрытымсновидением.
Эточто-то вроде образованияновогои
мимолетного понятия сэтим
общим вкачестве
ядра. Благодаря накладыванию друг надруга отдельныхсгущаемых
единицвозникает,как правило,неясная,расплывчатаякартина,подобнотой,котораяполучается,еслинаодной фотопластинкесделатьнесколько
снимков.
Для работы сновидения образование
такихсмесей очень
важно, потому чтомыможемдоказать,чтонеобходимыедляэтогообщиепризнакинарочносоздаютсятам, где их раньше не было, например,
благодаря выбору словесноговыражениякакой-либомысли.Мы ужепознакомились
с такимисгущениямиисмешениями;они играли рольввозникновении
некоторыхслучаевоговорок.Вспомнитемолодогочеловека,
который хотелbegleitdigen
даму. Кроме того,имеются
остроты, механизм возникновения которых
объясняется таким сгущением.Однако независимо от этогоможноутверждать,что
данный процесс является чем-то необычным и
странным. Правда, образованиесмешанных
лицвсновиденииимеетаналогиивнекоторых творенияхнашейфантазии,котораялегкосоединяетводноцелоесоставныечасти,вдействительности
не связанные между собой, -- например,
кентавры и сказочныеживотныевдревнеймифологииили
накартинах
Беклина. Ведь"творческаяфантазия"
вообще не может изобрести ничего нового, а
только соединяет чуждыедруг
другу составные части. Но странным в
способе работы сновидения являетсяследующее:
материал,которым
располагает работа сновидения, состоит
ведь измыслей,мыслей,некоторыеизкоторыхмогутбытьнеприличнымиинеприемлемыми,однакоониправильнообразованыивыражены.Этимыслипереводятсяблагодаряработесновидениявдругуюформу,истранноинепонятно,что приэтом
переводе, перенесении как бына другойшрифт
илиязыкнаходят своеприменение средстваслияния икомбинации.Ведь обычнопереводстараетсяпринятьвовниманиеимеющиеся втекстеразличия,асходстване смешивать между собой. Работа
сновидения стремится к совершеннопротивоположному:сгустить две различные мыслитаким образом,чтобы найтимногозначное
слово, в котором обе мысли могут
соединиться, подобно тому, какэто
делается в остроте.Этот
переход нельзяпонять
сразу, но для пониманияработы
сновидения он может иметь большое значение.
Хотясгущениеделаетсновидениенепонятным,все-такине возникаетвпечатления,чтооно
являетсярезультатомдействияцензурысновидения.Скорее,хочется объяснитьегомеханическимии экономическимифакторами;однако
приходится принимать в расчет и цензуру.
Результатысгущениямогутбытьсовершенноисключительными.Сегопомощью
иногда возможно объединить две совершенно
различные скрытыемысли
водном
явном сновидении, так что можно получить
одно вроде бы удовлетворяющеетолкование
сновидения и все же при этом упустить
возможность другого.
Следствиемсгущенияявляется
также отношение междускрытымиявнымсновидением,заключающееся втом,чтомеждуразличными
элементами инесохраняетсяпростогосоответствия.Одинявныйэлементсоответствуетодновременнонескольким скрытым,инаоборот,
один скрытыйэлементможетучаствоватьвнесколькихявных как бы ввиде
перекреста. Притолкованиисновидения
оказывается также, что [ассоциативные]
мысли котдельному
явномуэлементу
не всегдаприходят
попорядку.Частоприходится
ждать, пока всесновидение
не будет истолковано.
Итак, работа сновидения совершает очень
необычную по форме транскрипциюмыслей
сновидения - неперевод
слова за словом илизнаказазнаком и невыборпоопределенномуправилу,когдапередаютсятолькосогласныекакого-нибудьслова,агласные опускаются,чтоможнобылобыназватьпредставительством,
т. е. один элемент всегда извлекается вместо
нескольких,-
но это нечто другое и гораздо более сложное.
Вторымрезультатом
работы сновидения является смещение (Verschiebung).Для
его пониманиямы, ксчастью, провелиподготовительную работу; ведь мызнаем,
чтооно целикомявляется делом цензуры сновидения.Оно проявляетсядвояким
образом, во-первых,в
том, что какой-то скрытый элементзамещаетсянесобственнойсоставной
частью, ачем-то
отдаленным,т.е.намеком, аво-вторых,
втом, чтопсихическийакцентсмещаетсяс
какого-товажногоэлемента
на другой,не
важный, такчто в
сновидении возникает иной центр ионо
кажется странным.
Замещениенамекомизвестно
нами понашемумышлению
в бодрствующемсостоянии,
однако здесь есть различие. При мышлении в
бодрствующем состояниинамекдолжен быть легко понятным, а
заместитель иметь смысловое отношение ксобственному
[содержанию] (Eigentliche). И острота часто
пользуется намеком,онаотказываетсяотассоциациипо содержаниюи заменяетеенеобычнымивнешними
ассоциациями, такими, как созвучие и
многозначность слова и др.Ноона
сохраняет понятность; острота лишилась бы
всего своего действия, если бынельзя
былобезтруда проделатьобратный путьотнамекак
собственномусодержанию.
Но намек смещения в сновидении свободен от
обоих ограничений. Онсвязан
с замещаемым элементом самымивнешнимииотдаленными отношениями ипоэтомунепонятен,аеслиегоразъяснить,тотолкованиепроизводитвпечатлениенеудачнойостротыилинасильственнопритянутойзаволосы,принужденной
интерпретации. Цензура только тогда
достигает своей цели, когдаейудаетсяполностьюзатемнитьобратный
путьотнамека
ксобственному[содержанию].
Смещение акцентакаксредство выражениямыслиневстречается.Примышлении
вбодрствующем
состояниимы
иногдадопускаем
егодля достижениякомического
эффекта.Впечатлениеошибки,которое
оно производит, я могу увас
вызвать, напомниводин
анекдот: в деревнебыл
кузнец, который совершилпреступление,достойноесмертнойказни.Судпостановил,что
ондолженпонести
наказание за свое преступление, но так как в
деревне был только одинкузнеци он был необходим, портных же в деревне
жилотрое, то один
из этихтрех
был повешен вместо него.
Третий результатработы
сновидения психологически самый
интересный. Онсостоит
в превращении мыслей в зрительные образы.
Запомним, что не все в
мысляхсновидения
подлежит этомупревращению,кое-что сохраняет своюформу
ипоявляетсявявном
сновидении какмысльили знание;зрительныеобразы
являются также не единственной формой, в
которуюпревращаются мысли.Однако
они все-таки являются существенным
фактором в образовании сновидения;этасторонаработысновидения, как мы знаем,является второйпостояннойчертойсновидения,адлявыраженияотдельныхэлементовсновидениясуществует,
как мы видели, наглядное изображение слова.
Ясно, что это нелегкая работа. Чтобы
составить понятие о ее трудностях,представьтесебе,чтовывзялинасебязадачузаменитьполитическуюпередовицукакой-то газеты рядом иллюстраций, т. е.
вернуться от буквенногошрифта
к письмурисунками.То, чтовэтой статьеговоритсяолицахиконкретных
предметах, вы легко и, может быть, удачно
замените иллюстрациями,ноприизображенииабстрактныхсловивсехчастейречи,выражающихлогические
отношения,такихкакчастицы,союзыит.п.,васожидаюттрудности.Приизображенииабстрактныхсловвысможетесебепомочьвсевозможнымиискусственными приемами. Вы
попытаетесь,например,передатьтекстстатьидругимисловами,которые
звучат, может быть,необычно,носодержатбольше конкретныхи подходящих для изображенияпонятий. Затем вывспомните,чтобольшинствоабстрактныхсловявляютсяпотускневшимиконкретнымиипоэтомуповозможностивоспользуетесьпервоначальнымконкретнымзначениемэтихслов.Итак,выбудетерады,еслисможетеизобразитьобладание(Besitzen)объектомкакдействительноефизическоесидение
(Darauf sitzen).Также поступаети работа сновидения. Притакихобстоятельствах
выедва ли будете
предъявлять большиепретензии
к точностиизображения.Такимобразом,
иработесновидения выпростите,чтоона,например,
такой трудныйдля изображения элемент, как
нарушениебрачной верности(Ehebruch),заменяетдругимкаким-либоразрывом(Bruch),переломноги(Beinbruch).
* При исправлении корректуры этого
листа мне случайно попалась газетнаязаметка,
которую яздесьпривожукак
неожиданное пояснение вышеизложенныхположений.
"НАКАЗАНИЕБОЖИЕ(переломрукиза
нарушениесупружескойверности)(Armbruch durch Ehebruch).
Надеюсь,высумеетедонекоторойстепенипроститьбеспомощность
языка рисунков, когда он замещает собой
буквенный.
Анна M.,
супруга одного ополченца, обвинилаКлементину К.в
нарушениисупружеской
верности. В обвинении говорится, чтоК. находится с Карлом М. впреступной
связи, в то время как ее собственный муж на
войне, откуда он дажеприсылает
ей ежемесячно семьдесят крон. К. получила от
мужа пострадавшей ужедовольно
многоденег, в товремя как она сама с ребенкомвынуждена жить внуждеи терпеть голод. Товарищи мужа
рассказывали ей, чтоК.
посещает с М.рестораны
и кутит там до поздней ночи. Однажды
обвиняемая даже спросила мужапострадавшейв присутствии многих солдат, скоро ли онразведетсясо своей"старухой",
чтобы переехать к ней. Жена привратника
дома, где живет К., тоженеоднократно
видела мужа пострадавшей в полном неглиже
на квартире К.
Вчера передсудом в ЛеопольдштаттеК.отрицала,что знает М.,а обинтимных
отношениях уж не может быть и речи. Однако
свидетельница АльбертинаМ.показала,чтонеожиданнозасталаК.,когдаонацеловаламужапострадавшей.
Допрошенный припервом разборе делавкачествесвидетеля М. отрицалтогда
интимные отношения с обвиняемой. Вчера
судье было представлено письмо,вкоторомсвидетельотказываетсяотсвоегопоказаниянапервомразбирательстве
дела и сознается,чтодо июня месяцаподдерживал любовнуюсвязьсК. При первомразборе он толькопотому
отрицалсвои отношения собвиняемой,
что она перед разбором дела явилась к нему и
на коленяхумоляласпасти
ееиничегонеговорить."Теперь
же, - пишет свидетель, - ячувствуюпотребностьоткровенно
сознатьсяперед
судом,так какя сломаллевую
руку, иэто кажется
мне наказанием божьим за мое преступление".
Судьяустановил,чтосрок
преступленияпрошел,после чегопострадавшаявзялажалобу
обратно, а обвиняемая была оправдана".
Для изображения частей речи,показывающих логические отношения,вроде"потому
что, поэтому,но"
ит. д., нетподобныхвспомогательных
средств;такимобразом, эти части текста пропадут при
переводе в рисунки. Точнотакже
благодаря работе сновидения содержаниемыслейсновидения
растворяется вегосыром материалеобъектов и деятельностей.И выможете
быть довольны,если
вам предоставится возможность каким-то
образом намекнуть в более тонкомобразномвыражении на определенные недоступные
изображению отношения. Точнотакжеработе
сновидения удаетсявыразить
что-тоизсодержанияскрытыхмыслей
сновидения в формальных особенностях
явного сновидения, в его ясностиили
неясности, в его разделении на несколько
фрагментови т.п.
Количествочастей
сновидения, накоторые
онораспадается,
какправило,сочетается
счисломосновныхтем,ходоммыслейвскрытомсновидении;короткоевступительное
сновидение часто относится к последующему
подробному основномусновидениюкаквведение
или мотивировка; придаточноепредложение в мысляхсновидения
замещается в явном сновидении сменой
включенных в него сцен ит.д.Такимобразом,формасновиденийнивкоемслучаенеявляетсянезначительнойи сама требует толкования. Несколько
сновиденийоднойночичасто
имеют однои то же
значение иуказывают
на усилия как-нибудь получшесправитьсяснарастающим
раздражением.Дажев одном сновиденииособеннотрудный
элемент может быть изображен "дублетами",
несколькими символами.
Придальнейшемсравнении мыслейсновиденияс замещающими ихявнымисновидениями
мы узнаем такие вещи, к которымеще не подготовлены, например,что
бессмыслицаи
абсурдностьсновидений
также имеют свое значение. Да,вэтом
пункте противоречие междумедицинским и психоаналитическимпониманиемсновидения
обостряется допоследнейстепени.Смедицинскойточки
зрениясновидениебессмысленно,потому что душевнаядеятельностьспящего
лишенавсякойкритики; снашей
же, напротив, сновидение бессмысленно тогда,
когдасодержащаяся
в мыслях сновидения критика, суждение "это
бессмысленно" должнынайти
своеизображение.
Известное вам сновидениес посещениемтеатра
(трибилетаза 1 фл. 50 кр.) - хороший тому пример.
Выраженноевнем суждениеозначает:
бессмысленно было так рано выходить замуж.
Точно так же при работе над толкованием
мы узнаем о часто высказываемыхсомненияхинеуверенности
видевшегосон поповоду того, встречался ливсновидении
определенный элемент, быллиэто данныйэлементиликакой-тодругой.
Как правило,этим
сомнениям и неуверенности ничего не
соответствуетвскрытыхмысляхсновидения;они
возникаютисключительно поддействиемцензуры
сновидения идолжны
быть приравнены кне
вполне удавшимся попыткамуничтожения
этих элементов.
Ксамымпоразительнымоткрытиямотноситсяспособ,какимработасновиденияразрешаетпротиворечия
скрытого сновидения. Мыужезнаем, чтосовпадения
в скрытомматериале
замещаются сгущениямив
явном сновидении. Ивот
с противоположностями работа сновидения
поступает точно так же, как с
совпадениями, выражая ихсособым
предпочтением одним и темже явнымэлементом.Одинэлементвявномсновидении,которыйспособенбытьпротивоположностью,
может, таким образом, означать себя самого,
а также своюпротивоположность
илииметь обазначения; толькопообщемусмыслу можнорешить,
какойперевод
выбрать. С этимсвязан
тот факт,что
всновиденийнельзя
найти изображения "нет", по крайней
мере недвусмысленного.
Примержеланной
аналогии этомустранному
поведениюработы
сновидениядает
нам развитие языка. Некоторые лингвисты
утверждают, что в самых древнихязыкахпротивоположности,например, сильный - слабый,светлый - темный,большой-маленький,выражалисьоднимитемжекорневымсловом.("Противоположныйсмыслпервоначальныхслов").Так,
надревнеегипетскомязыкеkenпервоначальноозначало"сильный"и"слабый".Воизбежаниенедоразуменийприупотреблениитакихамбивалентныхсловвречиориентировалисьна интонацию и сопроводительный жест,
при письме прибавлялитакназываемый детерминатив, т. е. рисунок,
не произносившийся причтении.Kenв значении"сильный"писалось,такимобразом, сприбавлением
послебуквенныхзнаковрисункапрямосидящегочеловечка;еслиkenозначало"слабый",тоследовал
рисунок небрежно сидящегонакорточкахчеловечка.Только
позже благодаря легким изменениям
одинаково звучащего первоначальногослова
получилось два обозначения для
содержащихся в немпротивопоставлений.Такизken -"сильный-
слабый"возниклоken
- "сильный" иkan-"слабый".Нетолькодревнейшие языкив
своем позднейшем развитии,ноигораздо
более молодые и даже живые ныне языки
сохранили в большом количествеостатки
этого древнего противоположного смысла.
Хочу привести вам в этой связи
несколько примеров по К. Абелю (1884).
В латинском языке такими все еще
амбивалентными словами являются: altus(высокий- низкий)и sacer (святой
-нечестивый). Вкачествепримеровмодификации
одного итого жекорня я упомяну: clamare-кричать, dam --слабый,
тихий, тайный; siccus - сухой, succus - сок. Сюда же
изнемецкогоязыкаможноотнести:Stimme-голос,stumm -немой.Еслисравнитьродственныеязыки, томожнонайтимногопримеров. По-английски lock--закрывать;
по-немецкиLoch - дыра,
Lьcke - люк. Ванглийскомcleave -раскалывать,
в немецком kleben - клеить.
Английское словоwithout,
означающее,собственно,
"с -без",
теперьупотребляется
в значении "без"; то, что with, кроме
прибавления, имеет такжезначение
отнимания, следует изсложных
словwithdraw -
отдергивать, братьназад,
withhold-отказывать, останавливать.Подобное же значениеимеетнемецкое
wieder.
В развитииязыка находит своюпараллель ещеоднаособенность работысновидения.Вдревнеегипетском,как ивдругихболеепозднихязыках,встречаетсяобратныйпорядок
звуковвсловах содним
значением.Такимипримерами
в английском ннемецком
языках являются: Topf-pot[горшок];boat - tub [лодка]; hurry [спешить] - Ruhe [покой,неподвижность]; Balken[бревно,
брус] - Kloben [полено, чурбан].
Такиеинверсии,какиездесьпроисходятсотдельнымисловами,совершаются
работойсновидения
различнымспособом.
Переворачивание смысла, заменупротивоположностьюмыужезнаем.Крометого,всновиденияхвстречаются
инверсииситуации,взаимоотношения между двумялицами,как в"перевернутом
мире". В сновидении заяцнередко стреляет в охотника.Далее,встречаются
изменения в порядке следования событий, так
что то, что являетсяпредшествующей
причиной,всновиденииставится
послевытекающего
изнееследствия.
Всепроисходит какприпостановке пьесы
плохой труппой, когдасначалападает герой, а потомиз-за кулисраздается
выстрел, которыйегоубивает.
Или есть сновидения, в которых весь порядок
элементов обратный, такчтопритолковании,чтобыпонятьегосмысл,последнийэлемент
нужнопоставить
напервое место, апервый- на
последнее. Вы помнитетакже
изнашего
изучения символики сновидения, что входить
или падать в воду означалото
же самое, что и выходить из воды, а именнорождать или рождаться,и чтоподниматьсяполестницеозначает тоже
самое,что и
спускаться поней.Несомненно,чтоискажениесновиденияможетизвлечьизтакойсвободыизображения
определенную выгоду.
Эти чертыработысновиденияможноназвать
архаическими. Они присущитакже
древним системам выражения, языкам и
письменностям, и несут с собой теже
трудности, о которых речь будет ниже в
критическом обзоре.
А теперь еще онекоторых других взглядах. При
работесновидения дело,очевидно,
заключаетсявтом,чтобывыраженныевсловахскрытыемыслиперевестив чувственные образы по большей части
зрительного характера. Нашимысли
как раз и произошли из таких чувственных
образов; их первым материаломи
предварительными этапами были чувственные
впечатления, правильнее сказать,образы
воспоминания о таковых. Толькопозднеес ними
связываются слова,азатем
имысли. Такимобразом,работа
сновидениязаставляетмысли пройтирегрессивный
путь,лишаетих достигнутогоразвития,и при
этой регрессиидолжноисчезнуть все то, чтобыло приобретено входе развитияот образоввоспоминаний
к мыслям.
Такова работасновидения. Посравнениюспроцессами,окоторых мыузнали
при ее изучении, интерес к явномусновидению должен отойти на заднийплан.
Ноэтому
последнему,которое
является все-таки единственным, что намнепосредственно
известно, я хочу посвятить еще несколько
замечаний.
Естественно, что явное сновидениетеряет длянас
свою значимость. Намбезразлично,хорошооносоставленоилираспадаетсянарядотдельныхбессвязныхобразов.Дажееслионоимееткажущуюся
осмысленнойвнешнююсторону,томывсеравнознаем,чтоонавозникла благодаря искажениюсновидения
и может иметь к внутреннему его содержанию
так же мало отношения,как
фасад итальянской церкви к ее конструкции и
силуэту. В некоторых случаяхиэтот фасад сновидения имеетсвое значение, когда онпередает в мало илидажесовсемне
искаженномвиде
какую-товажную
составнуючастьскрытыхмыслей
сновидения. Но мынеможем узнатьэтого, не подвергнувсновидениетолкованиюи несоставивблагодаря ему суждения о том, в какой
мере имеломестоискажение.Подобное
жесомнениевызываеттотслучай,когдадваэлементасновидения, по-видимому,находятся в тесной связи.В этомможетсодержаться
ценный намек на то,чтосоответствующие этим элементам скрытыемысли
сновидения тоже должны быть приведенывсвязь, новдругих
случаяхубеждаешься,
что то, что связано в мыслях, разъединено в
сновидении.
Вобщемследуетизбегатьтого, чтобыобъяснятьоднучасть
явногосновидениядругой,какбудтосновидениесвязносоставленоиявляетсяпрагматическим
изложением.Его,скорее,можносравнитьсискусственныммраморомбрекчией,составленнымизразличныхкусковкамняприпомощицементирующегосредстватак,чтополучающиесяузорынесоответствуютпервоначальнымсоставным частям. Действительно,естьнекаячастьработысновидения,такназываемаявторичнаяобработка
(sekundдreBearbeitung),которая
старается составить из ближайших
результатов работы сновидения болееилименеегармоничноецелое.Приэтомматериал
располагаетсязачастуюсовершенно
не в соответствиисо
смыслом, а там,гдекажетсянеобходимым,делаются
вставки.
С другойстороны,нельзяпереоценивать
работу сновидения, слишком ейдоверять.
Еедеятельность
исчерпывается перечисленными результатами;
большечемсгустить, сместить, наглядно изобразитьи подвергнуть целоевторичнойобработке,
онане может
сделать. То,что в
сновидении появляются выражениясуждений,критики,удивления,заключения,-
этонерезультатыработысновидения,
и только очень редко это проявления
размышления о сновидении, ноэто
по большей части - фрагменты скрытых мыслей
сновидения, более или менеемодифицированныхиприспособленныхкконтексту,перенесенныхвявноесновидение.
Работа сновидения также не может создавать
иречей.Замалымиисключениями
речи в сновидении являются подражаниями и
составлены изречей,которые
видевший сон слышал или сам произносил втот день, когда видел сон,икоторыевключенывскрытыемысликакматериалиликакпобудителисновидения.Точно так же работа сновидения не может
производить вычисления;все
вычисления, которые встречаются в явном
сновидении, -этопобольшейчастинабор чисел,кажущиесявычисления,каквычисленияони совершеннобессмысленны,иистокивычислений опять-такинаходятся в скрытыхмысляхсновидения.При этих отношенияхнеудивительно также, что интерес,которыйвызываетработа сновидения,скороустремляется
отнее кскрытыммыслямсновидения,
проявляющимся благодаря явному сновидению
в более или менее искаженном виде. Но
нельзя оправдыватьто,
чтобы этоизменение
отношениязаходило
такдалеко, что с
теоретическойточки
зренияскрытые
мысливообще
ставятся наместосамого сновиденияиопоследнемвысказываетсято,что может
относиться только кпервым.
Странно,что длятакогосмешиваниямоглизлоупотребитьрезультатамипсихоанализа."Сновидением"
можно назвать не что иное, как результат
работы сновидения, т.е.
форму, в которую скрытые мысли переводятся
благодаря работе сновидения.
Работа сновидения - процесс совершенно
своеобразного характера, до сихпор
в душевнойжизнинебыло
известноничего
подобного.Такие
сгущения,смещения,регрессивныепревращениямыслейвобразыявляютсяновымиобъектами,познаниекоторыхужедостаточновознаграждаетусилияпсихоанализа.
Из приведенных параллелей к работе сновидениявы
можете такжепонять,
какиесвязи
открываются между психоаналитическими
исследованиямиидругими
областями, вчастности,
между развитием языка и мышления. Одругомзначении
этих взглядов вы можете догадаться только
тогда, когда узнаете, чтомеханизмыобразования сновидений являются
прототипомспособа
возникновенияневротических симптомов.
Язнаютакже,чтомыещене можем полностьюпонятьзначения
дляпсихологии
всех новых данных, заключающихся в этих
работах. Мы хотим указатьлишьнато,какиеновыедоказательстваимеютсядлясуществованиябессознательных
душевных актов - аведь
скрытые мыслиявляются
ими - икакойнеожиданно широкийдоступ к знаниюбессознательнойдушевнойжизниобещает
нам толкование сновидений.
Ну атеперь,пожалуй,самоевремя привестивамразличныепримерыотдельных сновидений, к этому вы
подготовлены всем вышеизложенным.