Уважаемые дамы и господа! Мыубедились, что искажение, котороемешаетнампонятьсновидение,являетсяследствием
деятельностицензуры,направленнойпротив неприемлемых, бессознательных
желаний. Но мы,конечно,неутверждаем,чтоцензураявляетсяединственнымфактором,вызывающимискажение
сновидения, ив
дальнейшем мы действительно можем
установить, чтов
этом искажении участвуют и другие моменты.
Этим мы хотим сказать, что еслицензурусновиденияможнобылобыисключить, мы все равнобыли быне всостоянии
понятьсновидения,
явное сновидение небыло
бы идентично скрытымего
мыслям.
Этотдругоймомент,затемняющийсновидение, этот новыйфакторегоискажениямыоткроем,
если обратим внимание на изъян нашейтехники. Я ужепризнавался
вам, что анализируемым иногда
действительно ничего не приходит вголову
по поводуотдельных
элементовсновидения.
Правда, это происходит нетак
часто,какони утверждают;воченьмногих случаях при настойчивостимысльвсе-такиможно
заставить появиться. Нобывают,однако,случаи,вкоторыхассоциацияне
получается или, если ее вынудить, она не
даеттого,что
мы от нее ожидаем. Если
это происходитво время психоаналитическоголечения,топриобретаетособоезначение, о чем мы не будем здесьговорить. Но это случаетсяи притолкованиисновиденийунормальныхлюдейилипритолкованиисвоихсобственных
сновидении. Когда видишь, что никакая
настойчивость не помогает,товконцеконцовубеждаешься,чтонежелательная
случайность регулярноповторяется
при определенных элементах сновидения,и тогда начинаешь видетьновую
закономерность там,где
сначала предполагалтолько
несостоятельностьтехники.
Втакихслучаяхвозникаетсоблазнсамому
истолковатьэти"немые"элементы
сновидения,предпринимаешь
их перевод(Ьbersetzung)собственнымисредствами.
Само собойполучается,
что, еслидовериться
такомузамещению,каждый
раз находишьдля
сновидения вполне удовлетворяющий смысл;а дотехпор,
пока не решишься на этот прием, сновидение
остается бессмысленным и егосвязностьнарушается. Повторение многих
чрезвычайно похожих случаев придаетнашей
вначале робкой попытке необходимую
уверенность.
Такимобразом
для целого ряда элементов сновидений
получаешь одни и теже
переводы,подобно
тем, какие можно найти в наших популярных
сонниках длявсевозможныхприснившихсявещей.Однаконезабывайте,чтопринашейассоциативной
технике постоянныезамещения
элементовсновидения
никогда невстречались.
Высразу же
возразите, что этот путь толкованиякажется вам еще болеененадежным
и спорным, чем прежний посредством
свободных ассоциаций. Но здесьследует
кое-что добавить. Когда благодаря опыту на-капливается достаточно таких
постоянных замещений,начинаешь
понимать,что
эточастичноетолкованиедействительно
возможно исходя из собственныхзнаний,чтоэлементысновидениядействительноможнопонятьбез[использования]
ассоциации видевшегосон.
Какимобразомможноузнатьихзначение,
об этом будет сказано во второй части
нашего изложения.
Это постоянное отношение между
элементом сновиденияи
его переводом мыназываемсимволическим(symbolische),самэлементсновидениясимволом(Symbol)бессознательноймыслисновидения.Выпомните,что раньшеприисследованииотношениймеждуэлементамисновиденияиегособственным[содержанием]
явыделил три вида
таких отношений: части от целого, намека иобразногопредставления. О четвертом ятогда упомянул,но не назвалего.Введенноездесьсимволическое
отношение является этим четвертым. По
поводунегоимеются очень интересныесоображения, к которым мы обратимся,преждечемприступимкизложениюнаших
специальных наблюденийнадсимволикой.Символика,
может быть, самая примечательная часть в
теории сновидения.
Прежде всего: ввиду того, что символы
имеют устоявшиеся переводы, они визвестноймеререализуютидеалантичногоипопулярноготолкованиясновидений,
от которого мы при нашей технике такдалеко ушли. Они позволяютнам
иногда толковать сновидения,не расспрашивая видевшего сон, ведь он
всеравноничегонесможет сказать по поводусимвола.Еслизнатьпринятыесимволы
сновидений и к тому же личность видевшего
сон, условия, в которых онживет,
и полученные им до сновидениявпечатления, то часто мы оказываемся всостояниибеззатруднений
истолковать сновидение,перевести его сразу же.Такой
фокусльститтолкователюиимпонирует видевшемусон; этовыгодноотличается
от утомительной работы при
расспросах видевшего сон. Но пусть этоне введет вас в заблуждение. Мыне
ставим перед собой задачупоказывать фокусы.Толкование,основанное назнании
символов, не являетсятехникой,
которая может заменить ассоциативнуюили
равняться сней.
Символическое толкование является только
дополнением кней
идает ценные
результатылишь в
сочетаниис ассоциативной техникой. Ачто
касается знания психической ситуации
видевшего сон, то прошу принятьвовнимание,что вам придетсятолковатьсновидения
не только хорошо знакомыхлюдей,чтообычновынебудетезнатьсобытийдня,которыеявляютсяпобудителямисновидений, и что мысли, приходящиевголову
анализируемого,как
раз и дадут вам знание того, что называется
психической ситуацией.
В связис
обстоятельствами, окоторых
будет идтиречь
ниже, достойноособого
вниманиято, что
признаниесуществования
символическогоотношениямеждусновидениеми
бессознательным вызывало опять-такисамыеэнергичныевозражения.Дажелюди,обладающиесмелостьюсужденияипользующиесяпризнанием,
прошедшие спсихоанализомзначительный путь, отказались в этомследовать
заним.Такоеотношениетем более удивительно, что, во-первых,символикасвойственна ихарактерна не только для
сновидения,а во-вторых,символику
в сновидении, какни
богат он ошеломляющими открытиями, открыл
непсихоанализ.Еслиужвообщеприписыватьоткрытиесимволикисновидениясовременникам,
то следует назвать философаК. А.Шернера (Scherner,
1861).ПсихоанализтолькоподтвердилоткрытияШернера,хотяиосновательновидоизменил
их.
Теперь вам хочется услышать что-нибудь
о сущности символикисновиденияи
познакомиться с ее примерами. Я охотно
сообщу вам, чтознаю,
но сознаюсь,что
наши знания не соответствуют тому, чего бы
нам хотелось.
Сущностью символического отношения
является сравнение, хотя и не любое. Предполагается,что этосравнение
особымобразомобусловлено,хотяэтаобусловленностьнам несовсемясна. Не все то, с чеммыможемсравнитькакой-топредмет или процесс,выступает в сновидениикак символ. С другойстороны,сновидениевыражаетв символахне
все,атолькоопределенныеэлементы
скрытыхмыслейсновидения.Итак,ограниченияимеютсясобеихсторон.Следует такжесогласитьсяс
тем, чтопока
понятие символа нельзястрогоопределить,оносливаетсясзамещением,изображениемит. п.,приближаетсякнамеку.Лежащеевосновесравненияврядесимволовосмысленно.Нарядусэтимисимволами
есть другие, прикоторых
возникаетвопрос,гдеискатьобщее,Tertium
comparationis* Tertium comparationis-
"третье в сравнении",т.е. общее вдвухсравниваемых
между собойявлениях,
служащееоснованиемдля сравнения.-Прим.
ред. перевода.этогопредполагаемогосравнения.
При ближайшем рассмотрении мы либо найдем
его, либо действительнооно
останетсяскрытым
от нас. Удивительно, далее,то, чтоеслисимволиявляется
сравнением,то ононе обнаруживаетсяпри помощиассоциации,
чтовидевшийсонтоже не
знает сравнения, пользуется им, незная о нем.Дажебольшетого,видевший
сон не желает признавать это сравнение,
когда ему нанегоуказывают.Итак,вывидите,чтосимволическое
отношениеявляетсясравнениемсовершенноособого
рода,обусловленностькоторогонам
еще несовсемясна.Можетбыть,указаниядляеговыясненияобнаружатсявдальнейшем.
Числопредметов,изображаемыхвсновидении символически,невелико.Человеческоетело вцелом,родители,дети,братьяисестры, рождение,смерть,
нагота и еще немногое. Единственно типичное,
т. е. постоянноеизображениечеловекав
целом,представляетсобой дом, какпризналШернер, которыйдаже хотелпридатьэтому символупервостепенноезначение,которое ему не свойственно. В
сновидениислучается
спускаться пофасадудомов то с удовольствием,то со страхом. Дома с совершенно
гладкимистенами
изображаютмужчин;
дома с выступами и балконами,за которыеможнодержаться,- женщин.Родителипоявляютсявосневвиде императораиимператрицы,короляи
королевы или другихпредставительных
лиц,при этомсновидение
преисполнено чувства почтения. Менее нежно
сновидение относится кдетям,братьямисестрам,онисимволизируютсямаленькимизверенышами,паразитами.Рождениепочтивсегдаизображаетсяпосредствомкакого-либоотношениякводе, вводуилибросаются, иливыходят
изнее,изводыкого-нибудьспасают илитебяспасают изнее,чтоозначаетматеринскоеотношениекспасаемому.
Умирание заменяетсяво
сне отъездом,поездкой
пожелезнойдороге,смерть-различныминеясными, какбынерешительныминамеками,нагота-одеждойиформенной одеждой.Вывидите,кактутстираются
границы между символическим и намекающим
изображением.
Бросается в глаза, что по сравнению сперечисленными объектами объектыиздругойобластипредставленычрезвычайнобогатойсимволикой.Таковаобласть
сексуальной жизни,гениталий,
половых процессов, половыхсношений.Чрезвычайно
большоеколичество
символовв
сновидении являются сексуальнымисимволами.
При этомвыясняетсяудивительноенесоответствие.Обозначаемыхсодержанийнемного, символы же для них чрезвычайномногочисленны, такчтокаждоеизэтихсодержанийможетбытьвыраженобольшимчисломпочтиравнозначныхсимволов.Притолкованииполучаетсякартина,вызывающаявсеобщеевозмущение.Толкования
символов в противоположностьмногообразиюизображений
сновиденияочень
однообразны. Это ненравится
каждому, ктообэтом
узнает, но что же поделаешь?
Таккак в этой
лекции мывпервые
говорим о вопросах половой жизни,ясчитаюсвоим долгомсообщитьвам,какясобираюсьизлагатьэту тему.Психоанализ
невидит причин для
скрыванияинамеков,несчитаетнужнымстыдиться
обсужденияэтоговажногоматериала,
полагает,чтокорректно ипристойно
все называть своиминастоящими
именами, и надеетсятаким
образомскорее
всего устранить мешающиепосторонние мысли.Тообстоятельство, чтомне
приходится говорить перед смешанной
аудиторией, представляющей оба пола,ничегоне может изменить. Как нет науки in usum
delphini,* Для дофина.так нет ее и длядевочек-подростков,
а дамысвоим
появлением в этойаудитории
даютпонять,что
они хотят поставить себя наравне с
мужчинами.
Итак, сновидение изображает мужские
гениталии несколькими символами,вкоторыхпо большейчасти
вполнеочевиднообщее основание длясравнения.Прежде
всего,длямужских гениталий вцелом символически важносвященноечисло3. Привлекающая большее внимание иинтересная дляобоих полов частьгениталий,мужской член,символически заменяется, во-первых,похожиминанегопоформе,тоесть
длинными и торчащимивверхпредметами,такими,например,какпалки,зонты,шесты,деревьяит. п.Затем
предметами,имеющими
с обозначаемымсходствопроникать внутрь иранить, т. е. всякогородаострыморужием,ножами,кинжалами,копьями,саблями,атакжеогнестрельным
оружием:ружьями,
пистолетами и очень похожим посвоей формеревольвером. Встрашных снах девушекбольшую роль играетпреследованиемужчиныс ножом илиогнестрельным
оружием. Это,можетбыть, самый частыйслучай
символики сновидения, которыйвытеперь легко
можетепонять.
Такжевполнепонятна заменамужского членапредметами, изкоторых
льется вода:водопроводными
кранами, лейками, фонтанами и другими
предметами, обладающимиспособностьювытягиватьсявдлину,например,висячимилампами,выдвигающимисякарандашамии т.
д.Вполне понятное
представление обэтоморгане
обусловливает точно так жето,чтокарандаши,ручки,пилочки дляногтей,
молотки и другие инструменты являются
несомненными мужскими половымисимволами.
Благодаряпримечательному свойствучленаподниматься
внаправлении,противоположномсилепритяжения(одноизпроявленийэрекции),онизображается
символически в виде воздушного шара,
аэропланов, ав последнеевремя
в виде воздушного корабля цеппелина.Но сновидение может символическиизобразитьэрекциюеще
иным,гораздоболеевыразительнымспособом. Оноделает
половойорган
самойсутьюличностиизаставляетеелетать.Неогорчайтесь,что частотакиепрекрасныесныс полетами,которые
мы всезнаем,должныбытьистолкованыкаксновиденияобщегосексуальноговозбуждения,какэрекционныесновидения.Средиисследователей-психоаналитиковП.Федерн(1914)доказал,чтотакоетолкованиенеподлежитникакомусомнению,ноипочитаемыйзасвоюпедантичность
Моурли Вольд, экспериментировавшийнад сновидениями, придаваяискусственное
положение рукам и ногам, и стоявший в
стороне от психоанализа,можетбыть, даже ничего незнавшийо нем,
пришел всвоих
исследованиях ктому
же выводу (1910-1912,т.
2, 791).Невозражайте,чтоженщинам тожеможет
присниться, что они летают. Вспомните
лучше,что наши
сновиденияхотят
исполнить наши желанияи чтооченьчастоуженщинбываетсознательноеилибессознательноежеланиебытьмужчиной.Авсякомузнающемуанатомиюпонятно,чтоиженщинаможетреализоватьэтожеланиетемижеощущениями,чтоимужчина.Всвоихгениталиях
женщина тоже имеет маленький орган,
аналогичныймужскому, и этотмаленькийорган, клитор,играетвдетском возрастеиввозрасте передначалом
половой жизни ту же роль, что и большой
мужской половой член.
Кчислуменеепонятныхмужскихсексуальныхсимволовотносятсяопределенные
пресмыкающиесяи
рыбы, преждевсегоизвестныйсимволзмеи.Почемушляпа и пальто приобрели такоежесимволическое
значение, конечно,нелегко
узнать, но ононесомненно.
Наконец, возникаетеще
вопрос, можно лисчитать
символическим замещение мужского органакаким-нибудь другим,ногойили
рукой.Я думаю, что
общий ход сновиденияисоответствующие аналогии уженщин
заставляют нас это сделать.
Женскиеполовыеорганыизображаютсясимволическиприпомощивсехпредметов,обладающихсвойством
ограничиватьполоепространство,что-топринять
в себя,т.е. при
помощи шахт, копей и пещер, при помощисосудов ибутылок,
коробок,табакерок,чемоданов, банок, ящиков,кармановит. д.Судно
тоже относится к ихразряду.Многие символы имеют больше отношения кматке,
чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи
и преждевсего комната.Символикакомнаты соприкасаетсяздесьс
символикой дома,двери
иворотастановятся
символами полового отверстия. Материалы
тоже могут быть символамиженщины,
дерево, бумага ипредметы,
сделанные из этих материалов, например,стол
и книга. Из животных несомненными женскими
символами являются улитка ираковина;изчастейтела роткак
образ полового отверстия, изстроений
церковь и капелла. Как видите, не все
символы одинаково понятны.
К гениталиям следует отнеститакже игруди,которые,как иягодицыженскоготела,изображаютсяприпомощи
яблок, персиков,вообще
фруктов.Волосына гениталиях обоихполов сновидение описывает как лес и
кустарник.Сложностью
топографии женских половых органов
объясняется то, что оничастоизображаютсяландшафтом,соскалами,лесомиводой,междутемкаквнушительный
механизммужского
половогоаппаратаприводит к тому, что егосимволами
становятся трудно поддающиеся описанию в
виде сложных машин.
Каксимволженскихгениталийследуетупомянутьещешкатулкудляукрашений,
драгоценностьюисокровищем называются любимые лица ивосне;сладостичастоизображаютполовоенаслаждение.Самоудовлетворениеобозначается
часто как всякогорода
игра, такжекакигра на
фортепиано.Типичнымизображением онанизма являетсяскольжение искатывание,а
такжесрывание
ветки.Особенно
примечателен символ выпаденияили вырывания зуба.Прежде
всего он означает кастрациюв наказание за онанизм.Особыесимволыдля
изображения всновиденииполового акта менее многочисленны, чемможнобылобыожидатьнаоснованиивышеизложенного.Здесьследует упомянутьритмическую
деятельность,например,
танцы, верховую езду. подъемы,а такжепереживания,
связанныес
насилием, как, например, быть задавленным.
Сюда жеотносятся
определенные ремесленные работы и, конечно,
угроза оружием.
Вы не должныпредставлять себеупотреблениеи
перевод этихсимволовчем-то
очень простым.При
этомвозможны
всякие случайности, противоречащиенашим
ожиданиям.Так,
например, кажется маловероятным, что
половые различияв
этихсимволических
изображениях проявляютсянерезко.
Некоторые символыозначаютгениталиивообще,безразлично,мужскиеилиженские,
например,маленькийребенок,маленькийсынилималенькаядочь.Инойразпреимущественно
мужской символ может употребляться для
женских гениталий илинаоборот.Этонельзяпонять безболее
близкогознакомствасразвитиемсексуальных
представлений человека.В некоторыхслучаях
эта двойственностьтолько
кажущаяся; самые яркие из символов, такие,
как оружие,карман,
ящик,не
могут употребляться в бисексуальном
значении.
Теперь я буду исходить не из
изображаемого, аиз
символа, рассмотрю теобласти,
из которых по большей части берутся
сексуальные символы, и прибавлюнекоторыедополнения, принимая вовнимание символы, в которых неясна
общаяоснова.Таким темным символомявляется шляпа,может быть, вообще головнойубор
обычно с мужским значением, но иногда и с
женским. Точнотак
же пальтоозначает
мужчину, но не всегда в половом отношении.
Вы можете сколько угодноспрашивать
почему. Свисающий галстук,которыйженщинаненосит,
являетсяявномужскимсимволом.
Белое белье, вообще полотно символизируетженское;платье,форменнаяодежда,
как мы уже знаем, является заместителями
наготы,формтела,абашмак,туфля-женскихгениталий;стол
идеревокакзагадочные,но определенноженские символы ужеупоминались. Всякогородалестницы,стремянки и подъемпоним -
несомненный символ половогоакта.Вдумавшись,
мы обратим внимание наритмичность
этого подъема, которая,каки,
возможно, возрастание возбуждения, одышка
по мере подъема, является общейосновой.
Мы уже упоминалио
ландшафте как изображении женских
гениталий. Гора искала- символы мужского члена; сад- часто встречающийся символ женскихгениталий.
Плодимеет
значение не ребенка, агрудей.Дикие звери означаютчувственновозбужденных людей, кроме того, другиегрубые желания, страсти.Цветениеицветы
обозначаютгениталииженщинили, вболееспециальномслучае, -девственность.Незабывайте,что цветы действительно являютсягениталиями
растений.
Комнатанамужеизвестнакаксимвол.Здесьможнопродолжитьдетализацию:
окна, входы и выходы комнаты получаютзначение отверстий тела.К
этой символике относится также и то,открыта комната или закрыта, а ключ,который
открывает, является несомненным мужским
символом.
Таковматериал
символики сновидений. Он еще не полон и его
можнобылобыуглубить ирасширить.
Но я думаю,вам и
этого более чем достаточно,аможет
быть,уже и надоело.
Вы спросите: неужели ядействительно
живу средисексуальных
символов? Неужеливсе
предметы,которые
меня окружают, платья,которые
я надеваю, вещи, которыеберу вруки,
всегда сексуальные символы иничто
другое? Повод для недоуменных вопросов
действительно есть, и первый изних:откуда нам, собственно, известны
значения этих символов сновидения,окоторых
сам видевший сон не говорит нам ничего или
сообщает очень мало?
Я отвечу: из очень различныхисточников,из
сказок имифов,
шутокиострот,из фольклора, т. е. из сведенийонравах,
обычаях,поговоркахинародных
песнях, из поэтического и обыденного языка.
Здесь всюду встречаетсята
же символика, и в некоторых случаях мыпонимаем еебез
всяких указаний.Еслимыстанемподробноизучатьэтиисточники,тонайдемсимволикесновидениитакмногопараллелей,чтоуверимсявправильностинашихтолкований.1 ВыдвинутоеФрейдомтолкованиемифа,согласносовременным научным представлениям,являетсясовершенноневерным,игнорирующимсвоеобразие мифологическогосознаниякакособойформынеадекватногоосмысления
действительности.
Человеческое тело, какмысказали,поШернеру
часто изображаетсявсновидении
символом дома. При детальном рассмотрении
этого изображения окна,двери
иворота являютсявходами во внутренние полости тела,фасады бываютгладкие
или имеют балконы ивыступы,
чтобы держаться. Но такая же символикавстречается
в нашей речи, когдамы
фамильярно приветствуем хорошо знакомого"altesHaus" [старина], когдаговорим, чтобы датькому-нибудьхорошенькоaufsDachl[по куполу]или о другом,чтоунегоне все впорядкеinOberstьbchen[чердакневпорядке].Ванатомииотверстиятелапрямоназываются
Leibespforten [ворота тела].
То,чтородителив
сновидении появляютсяв
видеимператорскойиликоролевскойчеты,сначалакажетсяудивительным.Ноэтонаходитсвоюпараллельвсказках.
Разве не возникает унас
мысль, что вначале
многихсказоквместо:"жили-быликорольскоролевой"должнобылобыбыть:"жили-былиотец сматерью"?В семье детейвшутку называютпринцами, астаршегонаследником(Kronprinz).
Корольсамназывает себя отцомстраны[Landesvater,по-русски-царь-батюшка].Маленькихдетейвшуткумыназываемчервяками [по-русски - клопами]и сострадательно говорим: бедныйчервяк [das arme Wurm; по-русски - бедный клоп].
Вернемся к символике дома. Когда мыво сне пользуемся выступами домов,чтобы
ухватиться, не напоминает ли это известное
народное выражение длясильноразвитогобюста:уэтойестьзачтоподержаться?Народвыражается
в таких случаях ииначе,
он говорит: Siehatviel Holz vor demHaus
[у этой много дров перед домом], как будто
желая прийти нам на помощь внашем
истолковании дерева как женского,
материнского символа.
И ещеодереве.Нам
неясно,какэтотматериалсталсимволическипредставлять
материнское,женское.Обратимсязапомощьюк
сравнительнойфилологии.
Наше немецкое слово Holz [дерево]одного корня с греческимili,чтоозначает"материал","сырье".Тутмыимеем дело сдовольно частымслучаем,
когдаобщее
название материала в конце концов
сохранилось за однимчастным.В океане есть остров под названиемМадейра. Так какон весьбылпокрыт
лесом, португальцыдали
ему это название, когда открыли его. Madeiraна
португальском языкезначит
"лес".Нолегко узнать, чтоmadeira не чтоиное,какслегкаизмененноелатинскоесловоmateria,чтоопять-такиобозначаетматерию вообще. A materiaпроисходитотслова mater- мать.Материал,
изкоторого что-либо
состоит, является как бы материнской частью.Таким
образом, это древнее понимание в
символическом употреблении продолжаетсуществовать.
Рождение в сновидении постоянно
выражается отношением к воде; бросатьсяв
водуиливыходитьиз
нееозначает
рождатьилирождаться.Не следуетзабывать,
что этотсимвол
вдвойне оправданссылкой
на историю развития. Нетолькотем,что всеназемныемлекопитающие,включаяпредковчеловека,произошли
от водяных животных -этовесьма отдаленнаяаналогия, -но
итем,
что каждоемлекопитающее,
каждый человекпроходит
первуюфазу своегосуществованияв воде, а именно как эмбрион в
околоплодной жидкостив
чревематери,
а прирождении
выходит изводы. Я
не хочу утверждать, что видевшийсонзнаетэто,
напротив, я считаю, чтоему
ине нужно этогознать.Он,вероятно,
знает что-нибудьдругое,что емурассказывали
вдетстве,но издесьябуду
утверждать,чтоэтознание неспособствовалообразованиюсимвола.
В детскойему
говорили, что детейприносит
аист,но откуда он ихберет?Из пруда,изколодца,т.е.опять-такииз воды.Один измоихпациентов,которому это сказали,когда он был маленьким, исчез после
этогонавсепослеобеденное
время. Наконец его нашли на берегу пруда у
замка, онлежал,
приникнув личиком к поверхности воды и
усердно искал на дне маленькихдетей.
В мифах о рождении героя, подвергнутых
сравнительномуисследованиюО.Ранком
(1909), самый древний из которых о цареСаргоне из Агаде, около 2800лет
до Р. X., преобладающую роль играет бросание
в воду и спасаниеиз
воды.Ранкоткрыл,что это
-изображениярождения,аналогичныетакимжевсновидении.
Если во сне спасают изводыкакое-нибудь лицо, то считают себяего
матерьюили простоматерью;в мифелицо, спасающееребенка
из воды,считаетсяего настоящей матерью. Визвестноманекдотеумногоеврейскогомальчикаспрашивают, кто был матерьюМоисея.Он незадумываясь отвечает:принцесса.
Но как же, возражают ему, она ведьтольковытащила
его из воды.Так
говорит она, отвечает мальчик, показывая,
что правильно истолковал миф.
Отъезд означает в сновидении смерть,умирание. Принято так же отвечатьдетямнавопрос,кудадевалосьумершеелицо,отсутствие которого оничувствуют,
что оно уехало. Я опятьхотел
бы возразить тем, кто считает, чтосимвол
сновиденияпроисходит
от этого способаотделаться
от ребенка.Поэтпользуется
такой же символикой, говоря о загробной
жизни как
онеоткрытойстране,откуданевозвращалсяниодинпутник(поtraueller).
В обыденной жизни мы тоже часто говорим о
последнем пути. Всякийзнатокдревнего ритуала знает, каксерьезно относилиськпредставлению
опутешествии
в страну мертвых,например,
в древнеегипетской религии. Донас
дошла
во многих экземплярахКнига
мертвых, которой, как бедекером, снабжалив
этопутешествие
мумию. С тех пор каккладбищабыли отделеныотжилищ,последнее путешествие умершего стало
реальностью.
Символика гениталий тоже не является
чем-то присущим только сновидению.Каждому
из вас случается быть невежливым и назватьженщину "alte Schachtel"[старая
колода], не зная, что вы пользуетесь приэтом символом гениталий. ВНовом
Завете сказано: женщина - сосуд скудельный.
Священное Писание евреев,такприближающееся по стилю кпоэтическому, полно сексуально-символическихвыражений,которые невсегдаправильнопонимались
итолкование которых,например,
Песни Песней, привело к некоторымнедоразумениям. В более позднейеврейской
литературе очень распространено
изображение женщины в виде дома, вкотором
дверь считается половым отверстием. Муж
жалуется, например, в случаеотсутствия
девственности, что нашел дверь открытой.
Символ стола для женщинытакжеизвестенвэтойлитературе.Женщинаговоритосвоеммуже:яприготовилаему стол,ко он
его перевернул. Хромыедетипоявляются из-затого,
что муж перевернул стол. Эти факты я беру из
статьи Л. Леви из Брюнна:"Сексуальная
символика библии и талмуда" (1914).
То, что и корабли в сновидении означают
женщин, поясняют нам этимологи,которые
утверждают, что первоначально кораблем (Schiff)называлсяглиняныйсосуди этобылотожеслово, что овца (Schaff).Греческое сказаниеоПериандре
из Коринфа и его жене
Мелиссеподтверждает,
что печь означает женщину и чрево матери.
Когда,по
Геродоту, тиран вызвалтеньсвоей горячо любимой, но убитой из
ревностисупруги,
чтобы получить от нее некоторые сведения,
умершая удостоверила себянапоминанием,
что он, Периандр, поставилсвой хлеб в холодную печь, намекаяна
событие,о которомникто другой не мог знать. В изданной Ф.
С. КрауссомAnthropophyteia,
незаменимомисточнике
всего,что касаетсяполовойжизнинародов,
мычитаем, что в
одной немецкой местности о женщине,
разрешившейсяот
бремени, говорят, что у нее обвалилась печь.
Приготовление огня, все, чтосним связано, до глубины проникнуто
сексуальнойсимволикой.Пламя всегдаявляется
мужскими гениталиями, а место огня, очаг -
женским лоном.
Если, быть может,вы
удивлялись тому, как часто ландшафты в
сновидениииспользуются
для изображенияженских
гениталий, то от мифологоввыможетеузнать,какую роль мать-земля играла в
представлениях и культах древности икак
понимание земледелияопределялось
этой символикой. То, что в сновидениикомната(Zimmer)представляет
женщину(Frauenzimmer),вы склонныбудетеобъяснить
употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба]
вместо Frau,т.е.заменычеловеческойличности
предназначенным длянеепомещением.Подобным
же образоммыговоримо
Высокой Портеи
подразумеваемпод
этимсултана
и егоправительство;
название древнеегипетского властителяфараонатакже
означалонечто иное, как "большой двор".
(В ДревнемВостокедворымежду
двойными воротами города являются местом
сборища, как рыночные площадивклассическоммире.)Я,правда,думаю,чтоэтообъяснениеслишкомповерхностно.
Мне кажется более вероятным,
чтокомнатакакпространство,включающее
в себя человека, стала символом женщины. Мы
уже ведь знаем,
чтослово"дом"употребляетсявэтомзначении;измифологииипоэтических
выражениймы можем
добавить вкачестве
других символов женщиныеще
город, замок, дворец, крепость. Вопросбылобы легче
решить, используясновидения
лиц, не знающих и не понимающих немецкого
языка. В последние годыя
лечил преимущественно иностранцев и,
насколько помню, в ихязыках не былоаналогичного
словоупотребления.Естьидругиедоказательстватому,чтосимволическоеотношение может перейти языковые
границы,что,
впрочем,ужеутверждал
старый исследователь сновидений Шуберт
(1814). Впрочем, ни один измоихпациентов небылабсолютнонезнаком с
немецкимязыком,
так что япредоставляю
решить этот вопрос тем психоаналитикам,
которыемогутсобратьопыт
в других странах, исследуя лиц, владеющих
одним языком.
Средисимволов,
изображающих мужские гениталии, едвали найдется хотьодин,
который не употреблялся бы в шуточных,
простонародных илипоэтическихвыражениях,
особенно уклассических
поэтовдревности. Книмотносятся
нетолько
символы, встречающиеся в сновидениях, но и
новые, например, различныеинструменты,впервуюочередьплуг.Впрочем,касаясьсимволическогоизображения
мужского, мы затрагиваемоченьширокуюи горячооспариваемуюобласть,отуглублениявкоторуюизсоображенийэкономиимыхотимвоздержаться.
Лишь поповоду
одного,как бы
выпадающегоизрядасимвола"три"мнехотелосьбысделатьнесколькозамечаний.Ещенеясно,необусловлена
ли отчасти святость этого числа данным
символическим отношением.Нонесомненным кажется то,что вследствие такогосимволического отношениянекоторые
встречающиеся в природе трехчастные
предметы, например трилистник,используются
в качестве
гербов иэмблем.
Так называемая французская лилия, тоже
трехчастная, истранный
герб двух такдалекорасположенных друг отдругаостровов,какСицилия
и островМен, Triskeles (три
полусогнутые ноги, исходящие из одногоцентра),по-видимому,толькостилизациямужскихгениталий.В древностиподобиямужскогочленасчиталисьсамымисильнымизащитнымисредствами(Apotropaea)
против дурных влияний, и с этимсвязано то,что
вприносящихсчастьеамулетахнашеговременивсегдалегкоузнатьгенитальныеилисексуальныесимволы.Рассмотримтакойнабор,которыйноситсяввидемаленьких
серебряных брелоков: четырехлистный клевер,
свинья, гриб, подкова,лестницаитрубочист.
Четырехлистныйклевер,собственно говоря, заменяеттрехлистный;
свинья - древний символ плодородия; гриб -
несомненно, символпениса,есть грибы,которыеиз-за своего несомненногосходства с мужскимчленомполучилиприклассификацииназваниеPhallusimpudicas;подковаповторяеточертаниеженскогополовогоотверстия,атрубочист,несущийлестницу,
имеет отношение к этой компании потому, что
делает такие движения,с
которыми в простонародье сравнивается
половой акт (см. Anthropophyteia). Сего
лестницей как сексуальным символом мы
познакомились в сновидении; нам напомощь
приходит употребление в немецком языке
слова "steigen" [подниматься],применяемоговспецифическисексуальномсмысле.Говорят:"DenFrauennachsteigen"[приставатькженщинам]и"einalterSteiger"[старыйволокита].По-французскиступеньканазываетсяlamarche,мынаходимсовершенно
аналогичное выражение для старого
бонвивана "un vieuxmarcheur".С
этим, вероятно,связано
то, что приполовом
акте многих крупных животныхсамец
взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на
самку.
Срываниеветкикаксимволическоеизображениеонанизманетолькосовпадаетспростонародным
изображениемонанистического
акта, но имеетидалеко
идущие мифологические параллели. Но
особенно замечательно изображениеонанизмаили,лучшесказать,наказания
занего,кастрации,
посредствомвыпаденияи вырываниязубов,
потомучто этомуесть аналогия в фольклоре,которая,
должно быть, известна очень немногим лицам,видящим их во сне. Мнекажется
несомненным, что распространенное устоль многихнародов
обрезаниеявляетсяэквивалентомизаменойкастрации.Ивотнамсообщают,
что вАвстралии
известные примитивные племена вводят
обрезаниев
качестве ритуалапри
наступлении половой зрелости (вовремя празднеств по случаю наступлениясовершеннолетия),
в то время как другие, живущиесовсем рядом, вместо этогоакта
вышибают один зуб.
Этимипримерамиязакончу свое
изложение. Это всего лишь примеры; мыбольше
знаем об этом, а вы можете себе представить,
насколько содержательнееи
интереснее получилосьбыподобное собрание примеров,еслибы онобылосоставленонедилетантами,
как мы, анастоящимиспециалистамив
областимифологии,антропологии,языкознания,фольклора. Напрашиваютсянекоторыевыводы,которыенемогутбытьисчерпывающими,нодаютнампищудляразмышлений.
Во-первых, мыпоставлены перед фактом, что в
распоряжении видящего соннаходится
символический способ выражения, которого
он не знает и не узнает всостояниибодрствования.Этонастолькоже поразительно, какеслибы высделали
открытие, что ваша прислугапонимает санскрит,хотя
вы знаете, чтоонародиласьв
богемскойдеревнеиникогдаего не изучала.Принашихпсихологических
воззренияхнелегко
объяснитьэтотфакт. Мыможемтолькосказать,
что знание символики не осознается
видевшимсон, оно относитсяк
егобессознательнойдуховной жизни.Но
иэтимпредположениеммыничегоне достигаем.До
сихпор намнеобходимобылопредполагатьтолькобессознательныестремления,такие,окоторыхнамвременноилипостоянноничегонеизвестно.Теперьжеречьидетобессознательных
знаниях, о логических отношениях,
отношениях сравнения междуразличными
объектами, вследствиекоторых
однопостоянноможетзамещатьсядругим.Эти сравненияне возникают каждыйраззаново,ониуже
заложеныготовыми,
завершены раз и навсегда; это вытекает изих сходства у различныхлиц,
сходства даже, по-видимому, несмотря на
различие языков.
Откуда же берется знание этих
символических отношений? Только небольшаяих
часть объясняется словоупотреблением.Разнообразныепараллели
из другихобластей
побольшейчасти неизвестны видевшему сон;
да имы лишь с трудомотыскивали
их.
Во-вторых,этисимволические
отношения неявляются
чем-то таким, чтобылобыхарактернотолько длявидевшегосон или для работысновидения,благодарякоторой онивыражаются.Ведь мы узнали, чтотакая
же символикаиспользуетсявмифахисказках,внародныхпоговоркахипеснях,вобщепринятом
словоупотреблении и поэтической фантазии.1Идеяотом,чтовкартинахсновиденийимеетсясимволическоесодержание,
требующее особого истолкования, сложилась
в древнейшиевремена.Обычно
этомусодержанию
придавался прогностическийсмысл,хотядоступныхлогическому
обоснованию и эмпирической проверке
доказательствправомерноститакого
подхода не приводилось. Своеобразие
позиции Фрейда, ставшей предметомострыхдискуссийипобудившей многихсторонников
признанияважнойролибессознательныхвлеченийотойтиоттого
вариантапсихоанализа,которыйсоздалФрейд,заключалосьвтом,чтовкачествеосновногопринципаобъяснения
содержания сновидений был выдвинут принцип
сексуальной символики.Образы
любых явлений,представляемых
субъектом в сновидном состоянии, Фрейдсгруппировал
в различные формы сексуальной символики.Областьсимволики чрезвычайно обширна,символика сновидений является еемалойчастью,даженецелесообразно
приступать к рассмотрениювсей этой проблемыисходяиз сновидения.Многие употребительные в другихобластях символывсновидениях
не встречаются иливстречаются
лишьочень редко,некоторые изсимволов
сновидений встречаются не во всехдругих областях, атолько
в тойилииной.Возникаетвпечатление,чтопереднамикакой-то древний,ноутраченныйспособвыражения,откоторогов разных областяхсохранилось
разное,
однотолькоздесь, другое только там, третье вслегкаизмененнойформевнесколькихобластях.Яхочувспомнитьздесьфантазиюодногоинтересного
душевнобольного, воображавшего себе какой-то
"основной язык", откоторого
во всех этих символических отношениях
будто бы имелись остатки.
В-третьих,вамдолжно
былоброситься в
глаза, что символика в другихуказанных
областях нетолькосексуальная,втовремя каквсновидениисимволы
используются почти исключительно для
выражения сексуальныхобъектовиотношений.Иэтонелегкообъяснить.
Ненашлили исходносексуальнозначимые
символы позднее другое применение и несвязанли с
этим известныйпереходотсимволического
изображения к другому еговиду? На этот вопрос,очевидно,
нельзя ответить, если иметь дело толькос символикойсновидений.Можно
лишь предположить,чтосуществуетособеннотесноеотношение
междуистинными
символами и сексуальностью.
По этому поводу нам былодано впоследние
годы одноважное
указание.Филолог
Г. Шпербер (Упсала),
работающий независимо от психоанализа,
выдвинул (1912) утверждение, чтосексуальныепотребностипринималисамоенепосредственноеучастиеввозникновенииидальнейшемразвитии языка. Начальные звукиречислужилисообщению
и подзывали сексуального партнера;
дальнейшее развитие корней словсопровождалотрудовыеоперациипервобытногочеловека.Этиработыбылисовместнымии проходиливсопровожденииритмическиповторяемых языковыхвыражений.
При этом сексуальный интерес переносился
на работу.Одновременнопервобытный
человек делал труд приятным для себя,
принимая его за эквиваленти
замену половой деятельности. Таким образом,
произносимое при общейработеслово
имело два значения, обозначаякакполовойакт, так и приравненную кнемутрудовую деятельность. Со временем
слово освободилось отсексуальногозначения
изафиксировалосьна этойработе.
Следующиепоколения
поступалиточнотакжесновымсловом,котороеимелосексуальноезначениеиприменялоськновому виду
труда. Такимобразомвозникалокакое-то
числокорнейслов, которыевсе были сексуального
происхождения, а затем лишилисьсвоего
сексуального значения. Если вышеизложенная
точка зрения правильна, топеред
нами, вовсякомслучае, открываетсявозможность понимания символикисновидений.
Мы могли бы понять, почему в сновидении,
сохраняющемкое-что изэтих
самых древних отношений, имеется такое
огромноемножество символов длясексуального,почемувобщеморужие
иорудиясимволизируютмужское,материалы
и то, что обрабатывается, - женское.
Символическое отношение былобы
остатком древней принадлежности слова;
вещи, которые когда-тоназывалисьтак
же, какигениталии, могли теперь в сновидении
выступить для того же вкачестве символов.
Ноблагодаряэтим параллелям к символике сновиденийвыможете такжеоценитьхарактернуюособенностьпсихоанализа,благодарякоторойонстановитсяпредметомвсеобщегоинтереса,чегонемогутдобитьсянипсихология,нипсихиатрия.Припсихоаналитическойработезавязываютсяотношенияс очень многими другимигуманитарныминауками,с
мифологией, атакжес языкознанием, фольклором,психологиейнародов
ирелигиоведением,изучение
которых обещает ценнейшие результаты. Вам
будетпонятно, почему напочвепсихоанализа вырос журнал Imago,основанный в 1912г. под редакциейГансаСаксаиОттоРанка,поставившийсебеисключительнуюзадачуподдерживатьэти отношения.Вовсехэтих отношенияхпсихоанализ сначалабольше
давал,чем получал.Хотяион извлекает выгодуиз того, чтоегосвоеобразныерезультатыподтверждаютсявдругихобластяхитемсамымстановятся
болеедостоверными,
но в целомименно
психоанализпредложил тетехническиеприемы и подходы,применение которыхоказалось плодотворным вэтих
других областях.1 Фрейд ошибочно утверждает,будтопсихоанализвпервые проложил мостмеждупсихологическимисследованием,соднойстороны, иисследованиямикультуры-сдругой.Программаразработки"психологиинародов"(культурно-исторической
психологии) возникла задолгодо Фрейда, в 60-хгг.прошлого
века(Штейнталь,
Лазарус и др.). В дальнейшем, в начале XX в.,
этупрограммустремилсяреализовать
В. Вундт всвоей
десятитомной "Психологиинародов".
За несколько летдо
Вундта другойнемецкий
философ - В. Дильтейвыступилсработой,вкоторойобосновывалнеобходимостьнарядус естественнонаучной("объяснительной")психологиейразвиватькультурно-историческую("описательную"),котораясвоимпредметомимеетвключенность
духовной жизни личности в континуум
культурно-смысловых связей.
Указаннымконцепциямбылприсущпсихологизм-выведениесоциально - историческихявленийипродуктовизпроцессовимеханизмовиндивидуальногосознания.Подменаобщественных закономерностейдинамикойбессознательныхвлеченийявляется
типичной особенностьюпсихоанализа.ЗапредложениемФрейдараспространитьпонятиявобъяснительныепринципыпсихоанализананаукиокультурескрывалисьневерныеметодологическиеустановки,
воспринятые в дальнейшем рядом
исследователей культуры на Западе.
Душевная жизньотдельногочеловеческогосуществадаетприпсихоаналитическомисследовании
сведения, с помощью которых мы можемразрешить или, по крайнеймере,
правильно осветить некоторые тайны из
жизни человеческих масс.
Впрочем, я вам еще не сказал, при каких
обстоятельствах мы можем глубжевсего
заглянутьв тотпредполагаемый "основнойязык",изкакойобластиузнатьо нем больше всего. Покавы этого незнаете,
вы не можетеоценитьвсегозначения предмета.Областьюэтой
является невротика, материалом-симптомы
и другие невротические проявления, для
объяснения и лечения которыхи
был создан психоанализ.
Рассматривая вопрос с четвертой точки
зрения,мы опятьвозвращаемся кначалу
инаправляемся понамеченному пути. Мы сказали,чтодажеесли быцензуры
сновидения не было, нам все равно было бы
нелегко понять сновидение,потомучтопереднами встала бы задача перевестиязык символовнаязыкнашего
мышления в состоянии бодрствования. Таким
образом, символика являетсявторым
инезависимым факторомискажениясновидениянарядусцензурой.Напрашивается
предположение, что цензуре удобно
пользоваться символикой, таккакона тожестремится
ктойжецели -
сделатьсновидение
странныминепонятным.
Скоростанетясно,ненатолкнемсяли
мыпридальнейшемизучениисновидения
на новыйфактор,
способствующий искажению сновидения. Я не
хотелбыоставлятьтемусимволикисновидения,некоснувшисьещеразтогозагадочногообстоятельства,чтоонаможетвстретитьвесьмаэнергичноесопротивлениеобразованныхлюдей,тогда
какраспространение
символикивмифах,религии, искусстве и языке совершенно
несомненно. Уж не определяетсяли это вновь отношением к сексуальности?